Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Не стесняйтесь общаться с налоговой службой! ("Главная книга", 2007, N 9)



"Главная книга", 2007, N 9

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ОБЩАТЬСЯ С НАЛОГОВОЙ СЛУЖБОЙ!

(О правилах обращения с запросами в налоговые органы)

Принятый недавно Регламент Федеральной налоговой службы <1> установил правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, которые должны были быть приняты еще в 2005 г. <2>. Говоря проще, ФНС издала Регламент "для себя и о себе" (в частности, о структуре службы и полномочиях ее руководителя, порядке рассмотрения службой парламентских запросов, исполнения поручений Правительства РФ), поэтому рядовому налогоплательщику его положения в общей своей массе неинтересны.

Вместе с тем ФНС и ее территориальные подразделения должны общаться еще и с народом, причем не только посредством мероприятий налогового контроля. Поэтому в Регламенте притаились и правила работы налоговой службы с обращениями граждан, поступающими в ее адрес или принятыми на личном приеме <3>. Кстати, распространяются указанные правила не только на такие обращения, как предложения, заявления и жалобы <4>, но и на запросы о разъяснении налогового законодательства <5>.

На основании имеющихся норм, действующих в отношении как граждан, так и организаций <6>, мы предлагаем читателю список из семи "запомните", следование которым поможет ему добиться ответа на свое обращение и правильно им "распорядиться".

1. В ФНС России можно обращаться по

вопросам применения налогового законодательства, не требующим правовой оценки

и толкования норм законодательства (например, что вписать в ту или иную строку декларации, в какой срок следует уплатить тот или иной налог). Анализировать нормы и давать им правовую оценку уполномочен только Минфин России <7>.

Если вопрос не относится к компетенции ФНС России, его должны направить по принадлежности в 7-дневный срок со дня регистрации обращения и уведомить о такой передаче заявителя <8>.

2. Необходимо

правильно сформулировать, оформить и направить

свое обращение <9>:

- подробно расписать ситуацию, в которой планируется применение разъяснения, сопровождая текст копиями документов (с их помощью четко будут прослеживаться все фактические обстоятельства, которые должны учитываться при даче разъяснения);

- представить текст запроса в печатном виде;

- указать свои фамилию, имя, отчество (наименование компании, ее ИНН <10>) и почтовый адрес, по которому ожидается ответ;

- отправить все документы с описью вложения письмом с уведомлением (если запрос отправляется по почте) или потребовать проставления "входящего" штампа канцелярии на копиях подаваемых документов (если запрос передан курьером).

Если вы будете повторно подавать запрос, ответ по которому уже давался, но не устроил вас, не забудьте привести новые доводы или обстоятельства. Соблюдение этой элементарной "грамоты"

позволит вам предотвратить

<11>:

-

формальные отписки

типа "запрос не поддается прочтению" или "не рассматривается по причине того, что уже давался ответ на аналогичный вопрос";

-

взыск

ание пени и (или) штрафов

по причине, что ответ дан на основании неполной или недостоверной информации;

-

"молчание" службы

из-за отсутствия сведений об адресе, на который должен быть выслан ответ;

-

неточности в подсчете сроков

на получение ответа и возможное последующее обжалование "молчания" чиновников.

3. Лучше не тратить время на личный прием в налоговом органе, сразу направляя письменные запросы. Поскольку можно просидеть в очереди, а на приеме выяснится, что вопрос "с ходу" не разрешим. Значит, все равно придется обращаться в письменной форме (можно отдать подготовленный запрос прямо на приеме) и ждать ответа <12>. К тому же устное разъяснение, как говорится, к делу не пришьешь.

4. Налоговым органам дается на ответ

30 календарных дней со дня поступления запроса

. Если для рассмотрения обращения необходимо истребование дополнительных материалов или принятие других мер, сроки рассмотрения обращений могут быть продлены на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, в который вы обращались, еще на 30 дней, о чем заявитель тоже должен быть уведомлен <13>.

При отсутствии ответа или уведомления о продлении срока рассмотрения запроса по истечении примерно полутора месяцев (с учетом 30 дней и времени на доставку ответа почтой) у вас, конечно, есть возможность обжаловать бездействие чиновников в административном или судебном порядке. Но в этом случае, наверное, не стоит расходовать силы, время и деньги ("судебная" госпошлина) на разбирательства, поскольку, например, дисциплинарная ответственность медлительного чиновника (а другой и не предусмотрено) никакой пользы именно вам не принесет и вопрос не снимет. Поэтому если вопрос все еще актуален, направляйте свой запрос повторно.

5. Посылайте собственные запросы по неясностям налогового законодательства, чтобы у вас был

ответ, адресованный именно вам

.

 Примечание

 Наверняка вам при дется в суде отстаивать п раво на освобождение от пени и штрафов, если обнаруженное вами в прессе или правовой базе разъяснение ведомства по аналогичной спорной ситуации адресовано другому налогоплательщику. Кстати, сами суды пока не проявляют единодушия в  вопросе, могут ли разъясн ения, находящиеся в свободном доступе, считаться адресованными "неограниченному кругу лиц"  < 14 > .

 К сведению

 О правилах применения разъяснений Минфина России читайте в журнале "Главная книг а", 2007,  N 2 , с. 53.

6.

Пользуйтесь разъяснениями

ФНС России, только если они:

-

не противоречат законодательству

и разъяснениям Минфина России <15>.

 Примечание

 В течение прошлого года трудил ась Межведомственная коми ссия Минфина и ФНС России, старавшаяся выработать единые подходы этих ведомств к решению неоднозначных вопросов применения налогового законодательства  < 16 > . Поэтому есть надежда, что когда-нибудь финансовое ве домство и налоговая служб а не будут давать противоречивых разъяснений;

-

относятся по смыслу

к тому налоговому (отчетному) периоду, в котором образовалась недоимка в результате совершения спорной операции (то есть ответ ведомства должен быть основан на положениях законодательства, актуальных на момент совершения операции);

-

подписаны у

полномоченным лицом

<17>, которым, напомним, могут быть:

- директор ФНС России (М.П. Мокрецов);

- заместители директора ФНС России (К.В. Седов, Т.В. Шевцова, В.В. Гусев, Е.Ю. Вечко, Д.А. Чушкин, И.Ф. Голиков, С.Н. Шульгин);

- руководители территориальных органов ФНС России и их заместители.

7.

Обжалуйте в суд разъяснения налоговых органов

, если они возлагают на плательщиков обязанности, не предусмотренные законодательством (например, обязанность восстановить и уплатить в бюджет НДС, ранее правомерно принятый к вычету по товарам (работам, услугам), приобретавшимся для облагаемых НДС операций, но не использованным для намеченных целей по причине их хищения <18>). Для этого необходимо <19>:

1) подать заявление в суд о признании недействующими положений письма, несоответствующих законодательству, до этого заплатив госпошлину в размере 2000 руб. (для организаций), 100 руб. (для граждан и предпринимателей) <20>;

2) доказать, что письмо носит нормативный характер (например, указать, что оно рассчитано на многократное применение налоговыми органами, поскольку доведено до налоговых инспекций);

3) четко сформулировать, каким именно нормам законодательства противоречат положения письма.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Утвержден Приказом ФНС России от 15.02.2007 N САЭ-3-18/62@ (далее - Регламент). <2> Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.2005 N 30. <3> Раздел X Регламента. <4> Статья 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон об обращениях). <5> Подпункт 4 п. 1 ст. 32 НК РФ; п. 10.3 Регламента. <6> Регламент; Регламент работы с налогоплательщиками, утв. Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@; Закон об обращениях; Постановления ФАС ЗСО от 13.10.2005 N Ф04-7201/2005(15747-А46-29); ФАС МО от 29.11.2004 N КА-А40/10879-04. <7> Письмо Минфина России от 14.01.2005 N 03-02-07/2-4. <8> Пункт 10.4 Регламента. <9> Пункт 10.2 Регламента; ст. 11 Закона об обращениях. <10> Пункт 7 ст. 84 НК РФ. <11> Пункты 1, 4 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; абз. 2 п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ; п. 10.2 Регламента. <12> Пункт 10.9 Регламента. <13> Пункты 10.7, 10.8 Регламента. <14> Постановления ФАС СЗО от 22.03.2004 N А05-9051/03-20; ФАС ВВО от 10.11.2004 N А43-14279/2003-31-632. <15> Подпункты 1, 5 п. 1 ст. 32 НК РФ. <16> Приказ Минфина России от 09.08.2005 N 102н. <17> Письмо Минфина России от 13.01.2005 N 03-02-07/1-1. <18> Письмо ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@. <19> Решения ВАС РФ от 26.01.2005 N 16141/04, от 23.10.2006 N 10652/06, от 11.10.2006 N 8540/06; Постановление Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 11253/06. <20> Подпункт 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ. М.А.Кокурина Юрист Подписано в печать 27.04.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Раздельный - значит обособленный ("Главная книга", 2007, N 9) >
Статья: Толлинг в Белоруссии ("Главная книга", 2007, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.