Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О проекте федерального закона "О налоговом консультировании" ("Все для бухгалтера", 2007, N 9)



"Все для бухгалтера", 2007, N 9

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О НАЛОГОВОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ"

Новая специальность - консультант по налогам и сборам

Министерство труда и социального развития РФ Постановлением от 04.08.2000 N 57 "О внесении дополнения в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" утвердило квалификацию "консультант по налогам и сборам". Однако не совсем понятно, чем по существу эта специальность должна была бы отличаться от уже существовавшей на тот момент квалификации "аудитор". Можно было бы предположить, что аудитор - это более широкая специальность, т.е. аудитор должен не только разбираться в вопросах налогообложения, но и в практике бухгалтерского учета, а консультант по налогам и сборам - это специалист, хорошо разбирающийся в проблемах налогообложения, но недостаточно подготовлен в вопросах бухгалтерского учета. Такое объяснение нелогично, ибо основой и бухгалтерского учета, и налогообложения являются первичные документы, в которых фиксируются факты хозяйственной деятельности. И в результате обобщения информации, имеющейся в первичных документах, определяется налогооблагаемая база для любого из налогов и исчисляется величина самого налога. То есть специалист по налогообложению обязан разбираться в бухгалтерском учете.

Если же предположить, что консультант по налогам и сборам - это, наоборот, аудитор, не только хорошо разбирающийся в теории и практике бухгалтерского учета, но специализирующийся в вопросах налогообложения, то тогда непонятно, зачем потребовалось вводить специальным Постановлением еще одну квалификацию? Ведь юристы, работающие адвокатами, тоже специализируются по направлениям: один - по уголовным делам, связанным с убийствами; другой - по уголовным делам, связанным с кражами; третий - по бракоразводным процессам; четвертый - по жилищным делам; пятый - по защите интеллектуальной собственности и т.д. Но юристы-адвокаты не сдают дополнительных экзаменов и не получают еще одного диплома, аттестата или какого-либо иного удостоверения, свидетельствующего о том, что они особо подготовлены в такой-то отрасли юриспруденции.

Так же специализируются и аудиторы: один хорошо разбирается в вопросах учета основных средств и в исчислении налога на имущество организаций, другой - в вопросах начисления заработной платы и налогов, зависящих от нее (НДФЛ и ЕСН), третий - во всех вопросах, связанных с закупкой товаров для производственных нужд, с реализацией продукции на внутреннем и внешнем рынках и с многочисленными нюансами, которые нужно учитывать при исчислении НДС, четвертый - в вопросах исчисления прибыли и налога на прибыль.

Почему нужно было выделить вопросы, связанные с исчислением налогов, в отдельную специальность - непонятно. Но дело сделано, и с 01.09.2000 пять московских вузов начали подготовку налоговых консультантов по программам, утвержденным МНС России. В 2001 г. первые 700 специалистов получили квалификационный аттестат "консультанта по налогам и сборам", а 09.01.2002 была зарегистрирована Палата налоговых консультантов, бессменным президентом которой является Д.Г. Черник, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный экономист РФ.

Официальный реестр этого сообщества в настоящее время содержит сведения о 4300 аттестованных консультантах по налогам и сборам. Основными ее задачами являются предоставление профессиональной консультационной помощи налогоплательщикам и защита интересов налогоплательщиков в судах. С октября 2003 г. издается журнал "Налоговые споры" - официальный печатный орган Палаты налоговых консультантов.

Рабочая группа по подготовке законопроекта, состоящая из специалистов Палаты налоговых консультантов под руководством И.И. Кучерова - члена Президентского совета Палаты налоговых консультантов, заместителя начальника правового департамента МВД России, доктора юридических наук, профессора, разработала и представила на обсуждение общественности, собравшейся на 5-ю ежегодную налоговую конференцию Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), проходившую в Москве 17.10.2006, проект федерального закона "О налоговом консультировании" (далее - проект закона).

Преамбула проекта закона

Проект закона состоит из преамбулы, в которой констатируется, что этот закон составляет правовую основу осуществления деятельности по налоговому консультированию в целях оказания содействия в своевременной и полной уплате налогов и сборов и обеспечения защиты прав и законных интересов участников отношений, регулируемых Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ), и 32 статей, объединенных в 6 глав.

Участниками отношений, регулируемых НК РФ, являются, с одной стороны, налогоплательщики, а с другой - государство. На страже интересов государства стоят налоговые органы, а также прокуратура, когда дело доходит до уголовного судопроизводства. Представителями и тех, и других, как правило, являются специалисты с высшим экономическим (сотрудники налоговых органов) или юридическим (прокуроры) образованием. На другой стороне регулируемых НК РФ отношений находятся граждане - физические лица и предприниматели, а также юридические лица, которые согласно НК РФ являются налогоплательщиками тех или иных налогов. Однако они могут не являться специалистами с высшим образованием и во всяком случае далеко не всегда быть юристами или экономистами. Во время осуществления отношений, регулируемых НК РФ, иногда возникают трудности, связанные с недопониманием или расхождением во мнениях о том, должен ли уплачиваться, а если должен, то в какой сумме и в какой срок данным налогоплательщиком тот или иной налог. А если необходимая сумма налога не уплачена в определенный срок, то какое может быть за это наказание - штраф, пени, тюремное заключение... Для оказания помощи в преодолении такого типа трудностей тем или иным участником налоговых отношений может быть приглашен налоговый консультант. Так вот, данный проект закона призван регулировать отношения, складывающиеся между налоговыми консультантами и участниками налоговых отношений.

Глава 1 проекта закона - определения основных понятий

В ст. ст. 1 - 5 проекта закона, которые составляют гл. 1 "Общие положения", приводятся следующие определения основных понятий.

Деятельность по налоговому консультированию представляет собой предпринимательскую деятельность, в принципе аналогичную такой, каковой является работа частнопрактикующего врача, адвоката или частного нотариуса. То есть продавать на рынке арбузы может (имеет право) каждый, а консультировать по вопросам налогообложения имеет право только специалист, имеющий аттестат налогового консультанта, так же, как "врачевать" имеет право только лицо, имеющее диплом медика, а работать адвокатом - только человек, имеющий диплом юриста.

Однако налогоплательщик имеет право обратиться за налоговой консультацией в местную налоговую инспекцию, в управление Федеральной налоговой службы по региону, в Федеральную налоговую службу или даже в Министерство финансов РФ, и специалисты этих учреждений обязаны бесплатно оказать налогоплательщику консультационную помощь, т.е. разобраться в ситуации, в которой оказался налогоплательщик, и ответить на его вопросы. Более того, этот официальный ответ для этого налогоплательщика будет являться "индульгенцией", т.е. если в дальнейшем налоговая проверка этого хозяйствующего субъекта вскроет нарушения, то данного налогоплательщика нельзя будет наказать ни штрафами, ни пенями (п. 8 ст. 75 НК РФ), а тем более уголовным преследованием, если он делал все в полном соответствии с рекомендацией соответствующей налоговой инстанции.

Согласно ст. 1 проекта закона "деятельность сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления по разъяснению налогового законодательства в рамках осуществления ими своих полномочий, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, не является деятельностью по налоговому консультированию". Возникает вопрос: а чем же она является? Разумеется, это деятельность по налоговому консультированию. По-видимому, авторы проекта закона столь неудачно выразили ту простую мысль, что "деятельность сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления по разъяснению налогового законодательства в рамках осуществления ими своих полномочий, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, не является..." предметом регулирования данным законом. Данный проект закона регулирует только предпринимательскую деятельность по оказанию консультационных услуг специалистами, получившими аттестат консультанта по налогам и сборам и оказывающими платные консультационные услуги в рамках заключенного договора с "субъектом налогового консультирования". Если налогоплательщик будет вынужден обратиться с просьбой помочь ему в разрешении какого-нибудь налогового спора, то он в этих отношениях будет фигурировать и именоваться как консультируемое лицо. Сам налоговый консультант, оказывающий помощь, будет именоваться субъектом налогового консультирования.

Приведенный ранее пример о том, что "деятельность сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления по разъяснению налогового законодательства... не является деятельностью по налоговому консультированию", показывает, что этот проект закона требует доработки.

Глава 2 проекта закона - положения о налоговом консультанте

Глава 2 проекта закона "Статус субъектов налогового консультирования" включает ст. ст. 6 - 13. В ней установлено, что гражданин, окончивший высшее учебное заведение по юридической или экономической специальности и проработавший после получения соответствующего диплома по какой-либо юридической или экономической специальности не менее 10 лет, может попытаться сдать квалификационный экзамен на получение аттестата налогового консультанта. После успешной сдачи экзаменов и присвоения квалификации консультанта по налогам и сборам, если при этом это лицо не признано судом недееспособным, не состоит на учете в диспансере по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании, не имеет непогашенной или неснятой судимости, не уволен со службы из правоохранительных органов, прокуратуры или суда за совершение проступков, порочащих честь государственного служащего, и т.д., сведения об этом лице должны в десятидневный срок попасть в реестр аттестованных налоговых консультантов. А само это лицо может начать заниматься предпринимательской деятельностью по оказанию консультационных услуг в сфере налогообложения.

При этом приводится длинный список должностей, работа в которых может засчитываться в стаж работы по специальности. Начинается этот список с работы в должности мирового судьи, судьи общей юрисдикции или арбитражного суда, а заканчивается этот список работой в качестве адвоката, аудитора или бухгалтера. Из требования иметь не менее чем десятилетний стаж работы по специальности сделано одно исключение: лицам, имеющим ученую степень или ученое звание по юридической или экономической специальности, достаточно трехлетнего стажа работы по специальности, чтобы иметь право записаться на экзамен на получение квалификации и аттестата консультанта по налогам и сборам.

То есть авторы проекта закона оценивают аттестат на квалификацию консультанта по налогам и сборам выше, чем ученое звание доктора или профессора экономических или юридических наук. В данной ситуации следует привести не очень широко известный факт, что нынешний директор Института космических исследований АН России академик А.А. Галеев защитил диссертацию на ученую степень кандидата физико-математических наук через три месяца после окончания физического факультета Новосибирского государственного университета, а через год после этого он защитил диссертацию на ученую степень доктора физико-математических наук.

То есть если талантливый студент в области экономических или юридических наук, который после окончания Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова или Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова сразу поступает в аспирантуру, через несколько месяцев успешно защищает кандидатскую диссертацию, а еще через год - диссертацию на ученую степень доктора экономических или юридических наук, то он благодаря своим знаниям, квалификации, признанным научным достижениям может в принципе занять любую государственную должность, в том числе и министра финансов. Но стать предпринимателем и заниматься оказанием консультационных услуг он, согласно обсуждаемому проекту закона, не сможет. Ему следует три года поработать, затем записываться для сдачи экзамена на получение квалификации консультанта по налогам и сборам, а после успешной сдачи экзамена заниматься предпринимательской деятельностью - оказывать платные консультационные услуги.

В средние века живущие в городах ремесленники тоже объединялись в союзы по специальностям: оружейники, сапожники, печатники и т.д. Эти союзы ремесленников назывались цехами, а соответствующие объединения купцов назывались гильдиями. Для того чтобы не допустить конкурентов к участию в своем бизнесе, они разрабатывали цеховые уставы, в которые вносились пункты, затрудняющие прием в цех новых членов. Не напоминает ли данный проект закона средневековый устав соответствующего цеха?! То есть специалисты, которые уже получили аттестат консультанта по налогам и сборам и занимаются зарабатыванием денег путем оказания консультаций по вопросам налогообложения, собрались и разработали такой "устав", чтобы максимально затруднить другим желающим возможность начать заниматься предпринимательством в этой сфере деятельности. А так как положения устава любой организации обязательны только для членов этой организации и необязательны для всех остальных граждан, то они (авторы устава) решили протащить этот устав через Государственную Думу в качестве закона, который уже становится обязательным не только для членов "цеха", но и для всех остальных граждан, в особенности для тех, кто захочет заняться бизнесом в этой области.

В этой же главе подробно описываются достаточно очевидные права и элементарные обязанности налогового консультанта. Например, в статье, посвященной правам, указано, что налоговый консультант имеет право "привлекать к налоговому консультированию на договорной основе с согласия консультируемого лица необходимых специалистов и экспертов со стороны". А в статье, посвященной обязанностям, указано, что налоговый консультант обязан "сообщать своевременно консультируемому лицу о необходимости дополнительного привлечения на договорной основе налоговых консультантов, экспертов, специалистов со стороны". То есть налоговый консультант имеет право делать то, что он делать обязан, и наоборот, он обязан делать то, что он делать имеет право. Вот какую глубокую мысль смогли сформулировать авторы проекта закона!

В других статьях этой главы проекта закона предлагается закрепить и менее глубокие, а зачастую просто тривиальные мысли. Например, в статье, посвященной правам, записано, что консультант имеет право давать заключения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Хотя это, скорее всего, обязанность. А в статье, посвященной обязанностям консультанта, записано, что он обязан "соблюдать требования законодательства РФ при осуществлении деятельности по налоговому консультированию". Для чего приводить в законе столь подробную регламентацию очевидных прав и обязанностей налогового консультанта? По-видимому, это сделано для того, чтобы консультируемый, переписывая по порядку все пункты ст. ст. 6, 7 и 8 закона в договор об оказании услуг по налоговому консультированию, забыл о самом важном - как определить вознаграждение налоговому консультанту за оказанные им услуги по консультированию, можно ли и в какой сумме предъявить налоговому консультанту претензию, если его рекомендации оказались бесполезными.

Если этот проект все же когда-нибудь будет принят в качестве закона, то эти пункты, наверное, следует все же дополнить указанием на то, как примерно оценивать стоимость услуг по налоговому консультированию, а то получится как с Законом об охране авторских и смежных прав. В варианте этого Закона, действовавшего во времена существования СССР, было четко прописано, сколько процентов от стоимости тиража нужно автору платить за первое издание его книги (от 20 до 40%), сколько за второе, если оно не отличается от первого (обычно 5%), сколько за третье (около 3%) и т.д. Если автор при подготовке второго издания расширил и переработал текст, то существовали четкие правила, насколько должен отличаться текст второго издания от первого (обычно на 20 - 30%), чтобы авторское вознаграждение за него полагалось такое же, как за первое. В ныне действующем Законе РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" всего этого нет. Авторское вознаграждение может выплачиваться либо в виде процента от суммы реализации тиража, либо в твердой сумме. В первом случае процент определяется договоренностью между автором и издателем, а на практике диктуется издательством, и, как правило, для начинающего автора устанавливается в 3 - 5%. Во втором случае заранее оговоренная сумма определяется договоренностью между автором и издателем, кроме того, должен быть определен максимальный тираж. Недобросовестные издательства ныне имеют законную возможность наживаться на начинающих авторах. Так, заключая с малоизвестным автором договор, согласно которому автору заранее определяется гонорар в фиксированной сумме, например в 20 тыс. руб., издательством в договоре обговаривается максимальный тираж, например в 100 тыс. экземпляров. Затем печатаются пробные 5 или 10 тыс. экземпляров и пускаются в продажу. Если тираж не расходится, издательство, возможно, терпит убытки. Если этот пробный тираж все же будет раскуплен, печатаются следующие 10 тыс. экземпляров и продают по более высокой цене, потом еще и еще, пока не будет отпечатан и распродан весь обговоренный в авторском договоре максимальный тираж в 100 тыс. экземпляров, не заплатив автору при этом никакого дополнительного вознаграждения.

В ст. 11 проекта закона подробнейшим образом перечислены ситуации, при наступлении которых может быть приостановлен статус налогового консультанта. Это может быть, например, избрание налогового консультанта в орган государственной власти, призыв его на военную службу, признание его судом безвестно отсутствующим и т.д. Также перечислены все события, действия и антиобщественные поступки, в результате которых наступает "прекращение статуса налогового консультанта". Разумеется, статус налогового консультанта прекращается в случае его смерти или "вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим". Статус налогового консультанта прекращается также в случае "вступления в законную силу решения суда о признании налогового консультанта недееспособным" и т.д.

В общем вся гл. 2, с одной стороны, содержит тривиальные положения вроде "статус налогового консультанта прекращается в случае смерти налогового консультанта", а с другой стороны, содержит некоторые из малозначащих пунктов типового договора по оказанию консультационных услуг налогоплательщику.

Глава 3 проекта закона - регламентация деятельности

по налоговому консультированию

Глава 3 состоит из семи статей, две из которых посвящены описанию прав и обязанностей консультируемых лиц, а остальные - организации этого самого предпринимательства в сфере оказания консультационных услуг.

Предпринимательская деятельность для налогового консультанта по налоговому консультированию начинается с того, что он должен учредить налоговый консультационный пункт, если он предполагает работать и вести дело как индивидуальный предприниматель. Два или несколько налоговых консультантов могут совместно учредить налоговую консультацию в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. В этом случае штат вспомогательных работников не может превышать количества налоговых консультантов, работающих в этой консультации.

Любые прописанные в проекте закона ограничения, подобные приведенным ранее, должны быть мотивированными, понятными как для налогового консультанта, так и для консультируемого лица и не вызывать ни у кого недоумения. Почему производственное предприятие может быть организовано в форме открытого акционерного общества, а предприятие по оказанию услуг - не может? Или по оказанию какого-то вида услуг общество может быть организовано, а по оказанию консультационных услуг - не может? Текст закона должен быть так составлен, чтобы такие вопросы не возникали. Ответ на такие вопросы должен быть ясен из самого текста закона.

Почему на одного налогового консультанта не может приходиться более чем один сотрудник вспомогательного персонала? Казалось бы, исходя из обычного здравого смысла, чем выше квалификация специалиста, тем более дорого должна цениться каждая минута его рабочего времени, соответственно, тем больше у него должно быть помощников, делающих то, что могут делать люди с меньшей квалификацией, оставляя этому специалисту только то, что не в состоянии делать другие сотрудники. Почему в консультации, где, допустим, работают пять очень высококвалифицированных налоговых консультантов, не может работать еще двадцать сотрудников обслуживающего персонала - пять стенографисток, три машинистки, шесть шоферов, секретарь-делопроизводитель, бухгалтер, кассир, повар, уборщица, снабженец, программист, обеспечивающий бесперебойную работу вычислительной техники с выходом в Интернет и т.д.?

Еще одно ограничение, которое устанавливает, что доля участия налоговых консультантов в капитале организации - налоговой консультации - должна составлять не менее 50%. Чем вызвано это ограничение? Быть специалистом в какой-либо области и успешно осуществлять бизнес в этой области - это совсем разные сферы деятельности. Если человек хорошо и вкусно варит борщ, печет вкусные пироги, готовит винегреты, то это совсем не значит, что если он откроет ресторан или закусочную, то его дела на этом поприще будут процветать. Готовить вкусную еду и успешно вести ресторанный бизнес - это две совершенно различные специальности. У заведующего закусочной совсем другие дела, заботы и проблемы, чем у повара.

Точно так же оказывать консультации по конкретным вопросам налогового законодательства и вести бизнес в сфере налогового консультирования - это большая разница. Можно представить ситуацию, когда бизнесмен, имеющий капитал и деловую хватку, и двое его талантливых друзей - однокурсников, аттестованных специалистов по налоговому консультированию, пока еще бедных, так как они до этого работали бухгалтерами на обанкротившемся заводе, решают втроем учредить налоговую консультацию в форме ООО. Все материальные расходы и все организационные хлопоты (поиск и аренда помещения, наем вспомогательного персонала, закупка мебели и вычислительного оборудования) берет на себя бизнесмен. Его партнеры могут обеспечить только по 10% вклада в уставный капитал каждый. Однако они могут и будут работать, зарабатывая деньги обществу, себе и нанятому персоналу. Такого типа организация государству нужна, и создание такой организации должно только приветствоваться, так как создает в городе дополнительные рабочие места. И именно такого развития событий проект закона не допускает, так как в этом случае вклад в уставный капитал обоих налоговых консультантов менее 50%.

Согласно проекту закона будущие налоговые консультанты должны сначала разбогатеть, стать состоятельными, чтобы иметь возможность вложить если не 100, то, по крайней мере, 51% в уставный капитал коммерческой организации - налоговой консультации, а уж потом начинать вести предпринимательскую деятельность по налоговому консультированию. А нужно ли им начинать заниматься новой деятельностью, ввязываться в новые хлопоты, если они уже стали состоятельными и если предыдущий вид деятельности приносит им достаточный доход?

Опять же непонятно, почему налоговому консультанту, чтобы осуществлять деятельность в сфере налогового консультирования, проектом закона оставили только две возможности: либо учредить консультационный пункт на правах индивидуального предпринимателя, либо совместно с другим или с несколькими другими налоговыми консультантами учредить коммерческую организацию - налоговую консультацию. Почему налоговый консультант не может быть принят на работу в уже существующую налоговую консультацию и "осуществлять деятельность в сфере налогового консультирования" не как собственник или соучредитель фирмы, а как наемный работник на условиях трудового договора? Почему то, что можно врачу, нельзя налоговому консультанту? Врач может (имеет право) заняться индивидуальной частной практикой, учредив собственный кабинет. Может совместно с несколькими другими врачами быть соучредителем частного лечебного заведения - больницы или поликлиники. А может устроиться на работу в частную больницу или клинику по договору найма, не будучи совладельцем этого лечебного заведения. А налоговому консультанту это проектом закона не разрешается!

После того как аттестованный налоговый консультант решил вопросы со своим рабочим местом, он обязан с какой-либо страховой компанией заключить договор страхования гражданской ответственности. Что такое страхование гражданской ответственности, широкой публике знакомо на примере страхования гражданской ответственности автомобилистов. То есть, если консультируемое лицо следовало указаниям аттестованного субъекта налогового консультирования и, несмотря на это или, наоборот, в силу этого, понесло непредвиденные убытки, то при нехватке денежных средств у субъекта налогового консультирования остальную часть убытка покрывает страховая компания.

Только после выполнения всех ранее названных действий налоговый консультант может, наконец, приступить к выполнению своих профессиональных обязанностей. Собственно, деятельность по налоговому консультированию начинается с заключения гражданско-правового договора между консультируемым лицом и налоговым консультантом об оказании консультационных услуг налогоплательщику. Проект закона устанавливает существенные условия этого договора: указание конкретного налогового консультанта, с которым заключается договор; предмет налогового консультирования - по-видимому, не ясный для налогоплательщика вопрос, связанный с его (возможной) обязанностью по уплате какого-либо налога; сроки, в которые налоговый консультант должен дать ответ на поставленный вопрос; размер и порядок оплаты услуг налогового консультанта по налоговому консультированию и т.д. Ни про то, как определить размер вознаграждения налогового консультанта, ни про порядок оплаты его услуг в проекте закона ничего более не говорится.

Вызывает недоумение, почему консультируемое лицо обязано заключить договор об оказании консультационных услуг обязательно с конкретным налоговым консультантом. Ведь в налоговой консультации работают два или несколько консультантов. И один из них может лучше разбираться в одних налоговых проблемах, а другой - в других. А у клиента может быть случай, затрагивающий несколько налогов. Почему нельзя договор заключить не с конкретным налоговым консультантом, а с налоговой консультацией, чтобы с каждой имеющейся у консультируемого лица проблемой разбирался тот консультант, которому эти вопросы ближе?

В связи с этим возникает еще один вопрос: почему клиент не может заключить договор без конкретного налогового вопроса и без конкретных сроков оказания консультационных услуг? Так сказать, заключить договор налогового консультационного обслуживания на неопределенный срок. То есть налоговый консультант или налоговая консультация берут на себя обязанность для какой-либо организации проверять правильность исчисления всех налогов, по которым данная организация является налогоплательщиком. А если в будущем случится налоговая проверка, то этот налоговый консультант (или налоговая консультация) будет обязан защищаться от налоговых претензий налоговой инспекции. Любой закон - это некоторое ограничение свободы действий лиц, на которых распространяются положения этого закона. Поэтому эти ограничения должны быть обоснованными и понятными. Для проекта данного закона каждое положение вызывает недоуменные вопросы.

Последние две статьи этой главы описывают права и обязанности консультируемых лиц. Так же как и в гл. 2, где были представлены права и обязанности налоговых консультантов, в данной главе представлены совершенно очевидные и тривиальные права и обязанности. Например, консультируемые лица имеют право самостоятельно выбирать субъект налогового консультирования и заключать с ним договор об оказании услуг по налоговому консультированию; получать от консультанта информацию и разъяснения по вопросам, связанным с применением законодательства о налогах и сборах; получать рекомендации по вопросам исполнения обязанностей налогоплательщика и т.д.

Одним из основных вопросов, который всегда возникает у консультируемого лица, - следует ли безоговорочно уплатить доначисленный налог, штраф и пени или предпочтительнее воспользоваться услугами налогового консультанта в надежде, что он сможет в суде доказать полную или частичную несостоятельность налоговых претензий, в результате чего окончательная сумма доначисленных налогов, штрафов и пени плюс сумма оплаты консультационных услуг будет существенно меньше, чем первоначальная величина налоговых претензий. В проекте закона даже нет отдаленного намека на то, как должна решаться такого типа проблема. По-видимому, разумно определить величину оплаты консультационных услуг в виде некоторого процента от сэкономленных налогоплательщику средств. Причем этот процент (или ограничения на этот процент) не должен всецело определяться договоренностью между клиентом и консультантом (как в современной редакции Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"), а должен быть установлен в законе хотя бы в некотором диапазоне. Например, не менее 1, но не более 20% от разницы между суммарной претензией налогового органа и окончательной установленной судом суммы к уплате в бюджет, либо некоторая постоянная составляющая плюс этот процент, либо как-нибудь еще. Если бы такое положение содержалось в законе, то это была бы единственная полезная для налогоплательщика информация, из-за которой ему стоило бы прочитать этот закон, прежде чем обращаться за помощью к налоговому консультанту.

Глава 4 проекта закона - профессиональные

объединения налоговых консультантов

В статьях этой главы, на взгляд автора, узаконивается монополия на уже существующие профессиональные объединения налоговых консультантов (одно - общероссийское и по одному - для каждого субъекта РФ) и приводится, по сути, устав этих профессиональных объединений налоговых консультантов, представленный в виде пунктов статей проекта закона. При этом авторов проекта закона не смущает, что отдельные из положений, записанных в статьях проекта закона, противоречат друг другу, а некоторые другие противоречат Гражданскому кодексу РФ.

Например, в абз. 1 ст. 21 проекта закона записано, что "налоговые консультанты имеют право создавать профессиональные объединения налоговых консультантов". Казалось бы, собрались два или несколько налоговых консультанта и создали профессиональное объединение для достижения целей, которые они считают значимыми. Другие налоговые консультанты при создании профессионального объединения, возможно, поставили перед собой несколько другие цели или считают допустимыми иные способы достижения целей. Это обычная практика, разрешенная Гражданским кодексом РФ (ст. 117 ГК РФ). Но уже в абз. 2 этой же статьи проекта закона указано, что видами профессиональных объединений налоговых консультантов являются Общероссийское профессиональное объединение налоговых консультантов и профессиональные объединения налоговых консультантов по одному в каждом субъекте РФ (ст. 23 проекта закона). В этом автор усматривает явное нарушение ГК РФ.

Далее в ст. 22 проекта закона провозглашается, что "членами профессиональных объединений налоговых консультантов могут быть налоговые консультанты... выразившие поддержку целям и задачам профессиональных объединений... соблюдающие уставы профессиональных объединений и уплачивающие членские взносы", а уже в ст. 23 устанавливается, что профессиональное объединение налоговых консультантов основано на обязательном членстве налоговых консультантов. Так все же, налоговый консультант может быть членом профессионального объединения (а может и не быть) или он обязан им быть? В русском языке слова "может" и "обязан" имеют не просто различный, но прямо противоположный смысл. В этом усматривается противоречие одних положений проекта закона другим.

В ст. 23 проекта закона также устанавливается, что эти раз созданные профессиональные объединения не подлежат реорганизации (опять противоречие со ст. 57 ГК РФ), а налоговые консультанты не имеют права создавать другие параллельные объединения и организации, если у них мнение о целях, задачах или способах решения стоящих проблем отличаются от тех, которые проводят эти единственные официально разрешенные проектом закона объединения. То есть не ссорься с начальством, а то пойдешь работать рядовым бухгалтером, экономистом или мировым судьей. Это как в старые советские времена, когда существовала только одна партия, она же правящая. И те граждане, которые были согласны с провозглашенными целями (построение светлого счастливого будущего), но у которых было свое мнение по поводу того, в чем именно должно заключаться счастье человека, и были расхождения во взглядах относительно тактики - как этого достичь, не имели права и возможности создать свою партию, чтобы добиваться достижения тех же целей, что и коммунистическая партия, но другим путем.

Дальше в остальных статьях этой главы очень подробно расписано, чем должны заниматься эти профессиональные объединения - осуществлять регистрацию и учет налоговых консультантов, защищать интересы налоговых консультантов в органах государственной власти, следить за соблюдением налоговыми консультантами кодекса профессиональной этики и т.д. Для выполнения этих функций профессиональные объединения должны быть зарегистрированы как юридические лица, иметь самостоятельный баланс, счета в банках, печати, штампы, бланки.

Разумеется, как и полагается в цивилизованном обществе, собрание налоговых консультантов тайным голосованием избирает совет профессионального объединения, президента и одного или нескольких вице-президентов, ревизионную и квалификационную комиссии, определяет штатное расписание аппарата профессионального объединения и устанавливает размер вознаграждения ранее перечисленным должностным лицам за выполнение ими обязанностей и т.д. Но только в нормальном цивилизованном обществе гражданин, занимающийся коммерческой деятельностью, вправе самостоятельно решать, объединяться ли ему с другим гражданином, занимающимся коммерческой деятельностью того же вида, в той же сфере, в некоммерческую организацию, в которую нужно платить членские взносы для содержания управленческого аппарата этого объединения, или вести свою коммерческую деятельность на свой страх и риск, не рассчитывая на помощь и поддержку данного некоммерческого профессионального объединения, или учредить совместно с другими своими коллегами - конкурентами по бизнесу - другое некоммерческое профессиональное объединение для совместного решения общих задач и отстаивания общих интересов.

Глава 5 проекта закона - контроль за деятельностью

по налоговому консультированию и ответственность

налоговых консультантов

Глава 5 проекта закона включает две статьи. В ст. 29 говорится, что контроль за деятельностью по налоговому консультированию должен осуществляться "федеральным органом исполнительной власти в области финансов", т.е. так витиевато авторы проекта закона обозначили Минфин России, который должен взять на себя еще одну обязанность, для чего внутри своей структуры создать еще одно подразделение (отдел, департамент или агентство), которое и будет осуществлять контроль за деятельностью по налоговому консультированию. Получается, что одни работники Минфина России формулируют статьи НК РФ, причем формулируют их так, что никто ничего не может понять, другие - дают бесплатные разъяснения положений НК РФ. Кроме того, бывшие работники Минфина России, суда, прокуратуры и т.д., а ныне - налоговые консультанты осуществляют на коммерческой основе разъяснения положений НК РФ. Наконец, третьи работники Минфина России должны осуществлять контроль за деятельностью по налоговому консультированию, т.е. указывать последним, что они что-то разъясняют не так, как надо.

Статья 30 проекта закона посвящена проблеме ответственности налоговых консультантов и включает одно предложение: "Налоговые консультанты несут ответственность за ненадлежащее налоговое консультирование в соответствии с законодательством Российской Федерации". Однако ни в ГК РФ, ни в УК РФ, ни в самом проекте закона ничего про ненадлежащее налоговое консультирование нет. Что такое ненадлежащее налоговое консультирование? Какое налоговое консультирование следует считать ненадлежащим? Какое должно следовать наказание за ненадлежащее налоговое консультирование? Какими статьями и какого кодекса должна определяться мера наказания? Все вопросы остаются без ответа.

В качестве примера следует отметить, что в Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" описаны возможные виды нарушений авторских прав. Причем ответственность за одни нарушения авторских прав регламентирована ГК РФ, за другие - УК РФ, за третьи - положениями названного Закона. Что-нибудь вроде этого должно, наверное, быть и с ненадлежащим налоговым консультированием. Вносить дополнения в ГК РФ и УК РФ еще, вероятно, рановато, но определить, какое налоговое консультирование следует признать ненадлежащим, а также какой ответственности должен быть подвергнут соответствующий налоговый консультант - должен закон о налоговом регулировании.

Глава 6 проекта закона - заключительные положения

В этой главе указывается, что настоящий федеральный закон вступает в силу через шесть месяцев с момента его официального опубликования. Вероятно, шесть месяцев нужно на то, чтобы создать описанные в гл. 4 профессиональные объединения налоговых консультантов и структуру в Минфине России, которая бы контролировала деятельность этих профессиональных объединений.

Так нужен или не нужен закон РФ

"О налоговом консультировании"?

По этому вопросу двух мнений быть не может. Конечно, нужен. Раз существуют лица (физические и юридические), которые связаны друг с другом определенного рода отношениями, то, разумеется, лучше, если эти отношения урегулированы соответствующим законом. Закон, регулирующий эти отношения, должен быть введен как можно раньше, пока количество лиц, понесших существенный материальный ущерб от того, что нет закона, регулирующего эти отношения, не достигло критической величины, которая может спровоцировать демонстрации, голодовки, подобные демонстрациям и голодовкам дольщиков жилья.

Если с этой точки зрения посмотреть на проект данного закона, то в нем нет ничего определенного, ни одного положения, регулирующего отношения между налоговым консультантом и консультируемым лицом. Только общие фразы без какой-либо конкретики.

Основная идея обсуждаемого проекта закона - это учреждение профессиональных объединений налоговых консультантов, организаций, деятельность которых не полностью, не во всем подпадает под действие ГК РФ. Если проанализировать более детально, то, по сути, этим законом вводится еще один новый налог или сбор, т.е. обязательный платеж. Налоговые консультанты, согласно проекту закона, обязаны быть членами профессиональных объединений налоговых консультантов и платить членские взносы на содержание руководящих органов этих профессиональных объединений. Единственная функция этих профессиональных объединений, из-за чего их, согласно проекту закона должно быть не более чем по одной на каждый субъект РФ, это вести реестр налоговых консультантов.

Автор не против того, чтобы учреждались профессиональные объединения налоговых консультантов, но он против того, чтобы для них при этом делались изъятия из гражданского законодательства, чтобы на них не распространялись или не полностью распространялись положения гражданского законодательства. Вести реестр налоговых консультантов можно поручить каким-либо уже существующим государственным структурам, например налоговым инспекциям, которые и без того ведут учет налогоплательщиков и присваивают им ИНН. А налоговые консультанты, в какой бы организационно-правовой форме ни осуществляли своей предпринимательской деятельности по налоговому консультированию, обязаны платить налоги и, следовательно, быть зарегистрированными в налоговых инспекциях. Автор против того, чтобы членство в этих профессиональных объединениях было для налоговых консультантов обязательным, а также против того, чтобы в каждом субъекте РФ было только одно профессиональное объединение. По мнению автора, у каждого из налоговых консультантов должна быть свобода выбора: не вступать ни в какое из профессиональных объединений, вступить в какое-либо из существующих профессиональных объединений или учредить новое, еще одно профессиональное объединение. При утверждении устава профессиональных объединений должна быть опять-таки свобода выбора: или руководящие органы профессионального объединения работают на возмездной основе, и тогда члены объединения должны платить членские взносы на их содержание, или налоговые консультанты, выбранные в руководящие органы, работают в них на общественных началах.

Заключение

Приведенный ранее перечень тех задач и целей, которые могут ставить перед собой профессиональные объединения налоговых консультантов, далеко не полный. Однако все эти задачи и предложения можно объединить одним положением: налоговым консультантам следует максимально способствовать тому, чтобы их деятельность была в перспективе не нужна. Психологически трудно ставить и добиваться решения названной задачи. Это все равно, что слесарь-сантехник ставил бы задачу так отремонтировать кран, чтобы он в течение нескольких десятилетий не требовал ремонта. Исходя из личных, своекорыстных сиюминутных интересов, слесарю выгодно осуществлять ремонт так, чтобы через месяц опять возникла бы необходимость в его ремонте. Аналогично частнопрактикующему врачу нужно, чтобы больной не выздоравливал, но и не умирал. Только в этом случае врач может рассчитывать на постоянный заработок. Но лечить пациента так, чтобы больной выздоровел и в течение десятилетий более не обращался к врачу, для этого у врача должны быть особо высокие душевные качества. Аналогично и налоговые консультанты в настоящее время извлекают доходы из того, что НК РФ содержит неясности, противоречия, недоработки. А добиваться того, чтобы в связи с каждым рассмотренным делом, с каждым налоговым спором вносились улучшающие поправки в НК РФ, чтобы неясностей и разночтений становилось все меньше и меньше, для этого нужно иметь гражданское мужество, честность и самопожертвование, чтобы отдаленные интересы общества в целом ставить выше личных, своекорыстных сиюминутных интересов.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

3. О внесении дополнения в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих: Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 04.08.2000 N 57.

4. Об авторском праве и смежных правах: Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1.

С.А.Машков

К. т. н.,

профессор кафедры менеджмента,

маркетинга и Министерства

экономического развития

и торговли Российской Федерации

Подписано в печать

27.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Об отдельных вопросах исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц ("Все для бухгалтера", 2007, N 9) >
Статья: Верховный Суд РФ предупредил... ("Главная книга", 2007, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.