Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: С пособий по беременности и родам снято денежное ограничение ("Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 5)



"Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 5

С ПОСОБИЙ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ СНЯТО

ДЕНЕЖНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

Конституционный Суд РФ недавно установил, что определение максимального размера пособия по беременности и родам должно быть поставлено в зависимость от ставки заработной платы работницы. Приводим комментарий специалиста к Постановлению КС РФ от 22 марта 2007 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 15 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 год" в связи с жалобой гражданки Т.А. Баныкиной.

Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу гр. Баныкиной, суть которой сводится к тому, что предусмотренное Законом ограничение максимальной суммы пособия по беременности и родам нарушает ее конституционные права. Имея высокую заработную плату, она в период отпуска по беременности и родам получала пособие значительно ниже своего среднего заработка.

Суд указал, что согласно Конвенции МОТ от 28 июня 1952 г. N 103 "Относительно охраны материнства" сумма денежного пособия, выплачиваемого в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам и рассчитываемого на основе предшествующего заработка женщины, не должна составлять менее двух его третей, однако допускается и установление максимальных пределов для размера заработка, учитываемого с этой целью (п. 6 ст. 4 Конвенции МОТ N 103, п. 3 ст. 65 не ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ от 28 июня 1952 г. N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения").

В то же время, если заработок будущей матери превышает заработок среднестатистического квалифицированного работника по стране, ее особое финансовое положение может не приниматься во внимание и допускается снижение пропорции пособия по отношению к заработку до наступления отпуска по беременности и родам для высокооплачиваемых трудящихся (п. п. 23 и 24 Рекомендации МОТ от 12 мая 1944 г. N 67 "Об обеспечении дохода").

Конституционный Суд РФ установил, что самим по себе установлением максимального размера пособия по беременности и родам в федеральных законах о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации (эти ограничения появлялись начиная с 2002 г.) конституционные права граждан не нарушаются. Однако определение максимального размера пособия по беременности и родам должно быть поставлено в зависимость от ставки заработной платы работницы (п. 3.1 Постановления N 4-П).

Свое решение КС РФ мотивирует еще и тем, что с более высоких зарплат производятся большие отчисления в ФСС. В результате установления единого для всех максимального пособия ухудшилось положение тех женщин, чей средний заработок значительно превышает установленный максимальный размер пособия, притом что сумма начисляемых работодателем в их пользу выплат и иных вознаграждений, которая учитывается при определении налоговой базы, существенно превышает заработок, фактически лежащий в основе определения максимального размера пособия.

В п. 3.3 Постановления КС РФ предлагает введение прогрессивной шкалы максимального размера пособия по беременности и родам, то есть правило о начислении 100% среднего заработка сохранится, но на этом фоне максимум пособия составит уже не 16 125 руб/мес. (действующий максимальный размер пособия), а для работниц с низкими заработками он будет одним, для высокооплачиваемых - другим.

Этот подход избран судом с целью обеспечить более справедливую пропорциональность между платежами в ФСС, осуществляемыми в пользу застрахованных женщин в соответствии с их заработком, и страховым обеспечением, а также с целью в максимально возможной степени компенсировать им утраченный в связи с использованием отпуска по беременности и родам заработок, на основе которого исчислялись платежи в ФСС.

Последствия решения Конституционного Суда РФ

Пока рано говорить о том, как именно будет выглядеть рекомендованная КС РФ прогрессивная шкала. Дело в том, что КС РФ непосредственно своими решениями не изменяет действующее законодательство. То есть с принятием решения максимум не только не отменен, но и не изменен. Неверно думать, что с момента вступления в силу решения следует не ограничивать сумму пособия, а фактически выплачивать и предъявлять ФСС полную сумму среднего заработка.

Конституционный Суд Российской Федерации решил, что обжалованная норма Закона в той мере, в какой ею несоразмерно ограничивается размер пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, чей средний заработок превышает предусмотренную в ней предельную сумму, утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения Постановления N 4-П.

Пункт 2 резолютивной части Постановления КС РФ поручил Госдуме и Совету Федерации в течение шестимесячного срока внести в действующее законодательство необходимые изменения.

До внесения изменений и вступления их в силу пособие по беременности и родам женщинам, у которых декретный отпуск уже наступил или наступит в этот период, исчисляется в соответствии с ныне действующим законодательством, то есть составляет 100% среднего заработка, но не более 16 125 руб. за полный месяц отпуска по беременности и родам.

При внесении изменений законодатель определит источник финансирования пособий в части, превышающей среднестатистический уровень, - возможно, вся сумма будет возмещаться ФСС, а возможно - за счет работодателя.

Срок вступления в силу

Также до изменения противоречащих Конституции норм сложно сказать, будет ли новое законодательство иметь обратную силу, все будет зависеть от формулировок закона, принятие которого ожидается во исполнение решения КС РФ. Если действие закона будет распространено на прошлые периоды, то пособия женщинам, ушедшим в декрет в эти периоды, нужно будет пересчитать.

Таким образом, в ближайшие полгода нужно следить за принятием федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования на 2007 год", ст. 13 которого устанавливает максимальный размер пособия по беременности и родам.

М.А.Климова

К. э. н.,

независимый консультант

по налогообложению

Подписано в печать

26.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Новости от 26.04.2007> ("Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 5) >
Статья: Собственные векселя, номинированные в иностранной валюте ("Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.