Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Профессиональное самоопределение выпускников вузов ("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 5)



"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 5

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

В настоящее время состояние трудового потенциала России не адекватно вызовам современного этапа ее экономического развития. Деформированная профессионально-квалификационная структура во многих случаях не соответствует потребностям производства.

Ухудшается качество профессионального образования. Велики потери трудового потенциала из-за плохого состояния здоровья и преждевременной смертности. Отсутствует действенная мотивация к эффективному труду. Низкий уровень оплаты труда и недостатки в ее организации не стимулируют полной трудовой отдачи работников. Из-за невысокого качества рабочей силы страдает конкурентоспособность производимых товаров и услуг. Ожидаемое в перспективе существенное сокращение численности трудоспособного населения создает дополнительные риски для бизнеса и экономики в целом. По ориентировочным прогнозам демографов, к 2016 г. население России сократится на 9 - 12 млн чел., к 2031 г. уменьшится на 20 млн чел. И составит 127 млн чел.

Следствием депопуляции становится не только количественное сокращение трудового потенциала страны, но и его старение, что неизбежно приводит к увеличению так называемой демографической нагрузки на каждого трудоспособного. По расчетным данным, к 2016 г. 20% жителей страны будут старше 60 лет [1].

Количественный дефицит рабочих рук обусловливает необходимость привлечения иностранной рабочей силы. Данные процессы в средне- и долгосрочном плане чреваты многочисленными негативными последствиями, что наглядно демонстрируют события во Франции и Кондопоге.

Наряду с объемом и технологическим уровнем производства, располагаемые трудовые ресурсы являются важнейшими факторами экономического роста. При определенных обстоятельствах каждый из них может существенно тормозить увеличение ВВП. В частности, старение рабочей силы усилит рассогласованность рынка труда, и без того довольно значительную из-за общего недостатка ресурсов труда. Вполне вероятна ситуация, когда при остром дефиците рабочей силы молодых и частично средних возрастов на рынке труда будет наблюдаться ее избыток в старших возрастных группах.

Разработанная Правительством среднесрочная Программа социально-экономического развития до 2008 г., хотя и содержит ряд важных мер, направленных на развитие человеческого капитала (реформирование образования и здравоохранения), не нацеливает на решение принципиально важных стратегических задач, включая обновление всей системы трудовых отношений, а именно - превращение их в партнерские.

Между тем очевидно, что достижение цели экономического роста невозможно без резкого повышения качества использования трудового потенциала. С учетом демографического спада эффективное использование трудовых ресурсов в ближайшей перспективе станет единственно возможным фактором увеличения национального ВВП.

Нами был проведен анализ научных взглядов на молодежь как социально-демографическую группу и определены критерии выделения ее в самостоятельную социально-экономическую категорию.

В контексте трудового потенциала российской экономики, по нашему мнению, целесообразно выделить из общей молодежи вузовскую как специфический (инновационный) ее элемент. Рамки этого сегмента молодежи нами определены следующим образом: вузовская молодежь - это, во-первых, выпускники 10 - 11 классов - абитуриенты, реально претендующие на поступление в вузы; во-вторых, студенческая молодежь; в-третьих, молодые специалисты - выпускники вузов в процессе их первичной трудовой адаптации.

Трудовой потенциал страны является важнейшим элементом рыночной экономики.

Для трудового потенциала российской экономики велико значение вузовской молодежи, так как эффективное вовлечение этого сегмента трудовых ресурсов в трудовую деятельность может решить часть существующих проблем в силу их возрастных и личных характеристик (способность к повышению уровня образования, более высокая мобильность).

В настоящее время происходит то, что представители молодежи (в том числе вузовской) являются одними из наиболее незащищенных участников рынка труда: переход большинства предприятий в руки частных собственников ужесточил требования к профессионализму и наличию трудового стажа; реформы ликвидировали бронирование и распределение рабочих мест для выпускников вузов; высшее образование по большей части стало коммерческим. В результате получить качественное (устраивающее по своей практической составляющей потенциального работодателя) образование становится все сложнее. А устроиться на работу без трудового стажа (после окончания вуза) практически невозможно. Ухудшение условий вступления молодежи на рынок труда привело к тому, что молодежь стала одной из самых многочисленных групп населения среди официально зарегистрированных безработных. В 2000 г. удельный вес молодежи, не достигшей 25-летнего возраста, в общей численности зарегистрированных безработных превысил 26,1%. Поскольку скрытые формы безработицы службами занятости не учитываются, можно предположить, что официальные показатели молодежной безработицы сильно занижены.

Одной из причин указанных проблем является неразработанность механизмов профессионального самоопределения вузовской молодежи и ее реального участия в развитии трудового потенциала российской экономики.

Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов в трудовой деятельности в конкретной культурно-исторической и социально-экономической ситуации.

Можно выделить основные этапы профессионального самоопределения вузовской молодежи: а) профессиональная ориентация; б) высшее профессиональное образование; в) трудоустройство; г) трудовая адаптация молодых специалистов на первом месте работы.

В соответствии с логикой этого процесса предложены основные механизмы воздействия на профессиональное самоопределение вузовской молодежи: а) развитие методов профессиональной ориентации - разработка инновационных профориентационных программ; б) усиление практической составляющей высшего профессионального образования; в) интеграция вузов и работодателей как главный рычаг обеспечения трудоустройства молодых специалистов; г) повышение роли социального партнерства в процессе трудовой адаптации молодежи на первом рабочем месте (рис. 1).

Этапы профессионального самоопределения вузовской молодежи

и механизмы воздействия на него

     
                ————————————————————————————————————————¬
                |Трудовой потенциал российского общества|
                L————————————————————————————————————————
   
/\

¦¦

     
                  —————————————————++—————————————————¬
                  |Вузовская молодежь — инновационная,|
                  |    наиболее образованная часть    |
                  |    молодежи как фактор развития   |
                  |  трудового потенциала российского |
                  |              общества             |
                  L————————————————————————————————————
   
-------------------¬
     
                   —————+ Профессиональное |
                   |————+  самоопределение |
                   ||   |вузовской молодежи|
                   ||   L———————————————————
   
¦¦

¦¦ -----------------------------------¬

¦¦ ¦ ¦

\/ ¦ ¦

     
       ————————————————————————¬ |—————————————————————————————————¬|
       |Этапы профессионального| ||Механизмы воздействия на        ||  
   ————+    самоопределения    | ||профессиональное самоопределение||
   |———+   вузовской молодежи  | ||вузовской молодежи с целью      ||
   ||  |                       | ||повышения его эффективности     ||
   ||  L———————————————————————— |L—————————————————————————————————|
   ||                            |                                  |
   ||  ————————————————————————¬ |—————————————————————————————————¬|
   ||  |                       | ||Развитие методов                ||
   |L—\|  а) профессиональная  +—\|профессиональной ориентации —   ||
   |——/|       ориентация      +—/|разработка инновационных        ||
   ||  |                       | ||профориентационных программ     ||
   ||  L———————————————————————— |L—————————————————————————————————|
   ||                            |                                  |
   ||  ————————————————————————¬ |—————————————————————————————————¬|
   ||  |       б) высшее       | ||Усиление практической           ||
   |L—\|    профессиональное   +—\|составляющей высшего            ||
   |——/|      образование      +—/|профессионального образования   ||
   ||  |                       | ||                                ||
   ||  L———————————————————————— |L—————————————————————————————————|
   ||                            |                                  |
   ||  ————————————————————————¬ |—————————————————————————————————¬|
   ||  |                       | ||Интеграция вузов и работадателей||
   |L—\|   в) трудоустройство  +—\|как главный рычаг обеспечения   ||
   |——/|                       +—/|трудоустройства молодых         ||
   ||  |                       | ||специалистов                    ||
   ||  L———————————————————————— |L—————————————————————————————————|
   ||                            |                                  |
   ||  ————————————————————————¬ |—————————————————————————————————¬|
   ||  | г) трудовая адаптация | ||Повышение роли социального      ||
   |L—\|  молодых специалистов +—\|партнерства в процессе трудовой ||
   L——/| на первом месте работы+—/|адаптации молодежи на первом    ||
       |                       | ||рабочем месте                   ||
       L———————————————————————— |L—————————————————————————————————|
                                 |                                  |
                                 |                                  |
                                 L———————————————————————————————————
   
Рис. 1 При профессиональном самоопределении человеку приходится проделывать большую внутреннюю работу: проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности характера, ценностные ориентации), требования избираемой профессии, осознать потенциальные противоречия и оценить возможность или невозможность их коррекции. На этот процесс постоянно оказывают воздействие разного рода факторы, которые можно условно разделить на три группы: 1. Факторы, определяющие объекты и рамки выбора: общественные, отраслевые, технологические, территориальные, функциональные и другие виды разделения труда; перечень профессий; общественный строй; культура. 2. Элементы механизма воспроизводства самих граждан как социально-экономических типов (социально-экономические институты, учреждения; средства массовой информации). 3. Качества субъекта выбора - мотивация, потребности, интересы, знания, ценности [2]. На наш взгляд, существуют внутренние и внешние факторы влияния на профессиональное самоопределение вузовской молодежи. К внутренним факторам влияния на профессиональное самоопределение относится все, что связано с построением социально-психологической структуры личности: ценностные ориентации, жизненные установки, притязания, личностный потенциал, общие представления о престиже профессий, практический опыт действий на рынке труда, практический опыт применения своих способностей в сфере профессионального обучения и труда, отношение к этому опыту. Специфика современных для России проблем профессионального самоопределения молодежи определяется нестабильной ситуацией в стране, необходимостью освоения нового социально-экономического опыта. С одной стороны, появившиеся в последнее время новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. С другой стороны, происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают серьезные изменения. Систематизированы внешние факторы влияния. Это ближайшее социальное окружение (семья, ее социальный статус, материальное положение, социокультурная среда общения, традиции, группы сверстников, референтные группы), факторы мезоуровня (деятельность образовательных учреждений, религиозных и общественных объединений, профсоюзов, бизнес-структур, органов местного самоуправления). А также факторы макроуровня (состояние экономики, политическая ситуация, влияние политических партий, социальная структура общества, государство, СМИ, общественное мнение). В плане влияния на профессиональное самоопределение вузовской молодежи государство действует через различные формальные и неформальные структуры, среди которых основную роль играют образовательные учреждения и органы, призванные заниматься решением проблем безработицы, трудоустройством, профессиональным переобучением, консультированием, профессиональной ориентацией молодежи. Опираясь на свой профессиональный опыт, среди факторов влияния можно определить возрастающую противоречивую роль средств массовой информации. Как показал проведенный контент-анализ трех популярных изданий "Труд", "Российская газета" и "Известия", СМИ подчас весьма навязчиво формируют образ профессии в общественном и индивидуальном сознании людей. Особо восприимчива к такому влиянию молодежь в силу своей неустойчивости в когнитивном и эмоциональном отношении. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их трудовым примером, определенными профессиональными ценностями (иногда это был собирательный образ). Сейчас этот идеальный образ человека труда фактически заменен на идеальный образ жизни (американский, европейский, отечественной элиты, преступного мира), который сопутствует тому или иному роду занятий. Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни, ориентированного на труд. Таким образом, труд, профессия уже выступают как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самой жизни. Решение вопросов профессионального самоопределения вузовской молодежи в настоящее время имеет большое значение для России, так как эффективное вовлечение этого сегмента трудовых ресурсов в трудовую деятельность может решить часть существующих проблем в использовании и развитии трудового потенциала российской экономики. Литература 1. Региональная экономика / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2005. 2. Титма М.Х. Проблемы свободы выбора профессии. Автореф. дисс. канд. филос. наук. - М., 1969. - С. 3 - 5. Л.Сер Соискатель кафедры социальной политики и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений Подписано в печать 25.04.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: У каждого своя диагностика ("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 5) >
Статья: Наиболее выгодное и наименее рисковое вложение капитала ("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.