Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Заключение коллективного договора ("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 5)



"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

Трудовой кодекс изменил условия представительства сторон, порядок разработки и заключения коллективного договора. Специальный раздел Кодекса посвящен социальному партнерству в сфере труда, одной из форм которого названы коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению.

Трудовой кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 февраля 2002 г., а также вышедший недавно Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", несомненно, продолжили процесс нормативного регулирования труда и социальных отношений в части заключения коллективных договоров.

Установив в числе основных принципов регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений сочетание государственного и договорного регулирования, Трудовой кодекс Российской Федерации не только сохранил правовой статус коллективного договора, но и усилил его по сравнению с прежним законодательством. Более чем в сотне статей Трудового кодекса Российской Федерации содержатся ссылки на коллективный договор.

Из истории

История заключения коллективных договоров в России начинается только в начале XX века, тогда как в странах Запада заключаться такие договоры начали уже в середине XIX века.

Первые коллективные договоры возникли в результате борьбы трудящихся за свои права. В то время, когда продолжительность рабочего дня составляла более 10 часов в сутки, а труд женщин и детей оплачивался меньше чем в половинном размере от оплаты труда рабочего мужчины, хозяева предприятий не стремились заключать коллективные договоры.

Тем не менее рабочим стран Запада удалось достичь своих целей, и постепенно нормы, зафиксированные в коллективных договорах, стали частью современных международных норм в сфере труда.

В России первые коллективные договоры появились во времена первой русской революции. Однако в царский период их заключалось немного.

После Октябрьской революции 1917 г. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 2 июля 1918 г. "О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда" закрепил практику заключения коллективных договоров в России.

Коллективные договоры первых лет советской власти сыграли большую роль в формировании трудового законодательства не только того времени, но и на протяжении всего XX века.

Однако, по мнению специалистов, коллективно-договорная практика советского периода имела формализованный характер и, кроме того, в определенной степени разошлась с международными нормами и принципами согласительных процедур и методов регулирования трудовых отношений.

Необходимо отметить, что согласно Рекомендации N 91, принятой 6 июня 1951 г. на 34-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда, под коллективным договором "подразумевается всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся или, при отсутствии таких организаций, представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны".

После смены в стране политического строя и с началом реформ в экономике государство отказалось от централизованного регулирования многих вопросов социально-трудовых отношений и предложило работникам и работодателям решать их самостоятельно, используя принятые во всем мире механизмы социального партнерства.

Правовую базу для этого создали Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 г. "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)" и Закон РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях".

Социальное партнерство получило дальнейшее развитие в Кодексе законов о труде (1992 г.), новых редакциях Закона "О коллективных договорах и соглашениях" (1995 и 1999 гг.), Законах "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (1995 г.), "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (1996 г.).

Трудовой кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 февраля 2002 г. (с последующими изменениями и дополнениями), дал определение коллективному договору как правовому акту, регулирующему социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемому работниками и работодателем в лице их представителей. Такая формулировка соответствует международным принципам регулирования трудовых отношений.

Социальное партнерство в сфере труда

Трудовой кодекс изменил условия представительства сторон, порядок разработки и заключения коллективного договора. Специальный раздел Кодекса посвящен социальному партнерству в сфере труда, одной из форм которого названы коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению.

Коллективный договор заключается на основе следующих принципов социального партнерства:

- равноправия сторон;

- уважения и учета интересов сторон;

- заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях;

- содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

- соблюдения сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- полномочности представителей сторон;

- свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

- добровольности принятия сторонами на себя обязательств;

- реальности обязательств, принимаемых сторонами на себя;

- обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений;

- контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

- ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Система социального партнерства состоит из:

- Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, заключенного на 2005 - 2007 годы (в настоящее время разрабатывается проект аналогичного соглашения на 2008 - 2010 гг.);

- отраслевых тарифных соглашений;

- трехсторонних региональных соглашений;

- соглашений, заключаемых в субъектах Российской Федерации по отраслевому или территориальному принципам;

- коллективных договоров.

Предварительная подготовительная работа

Готовясь к работе над коллективным договором, участникам переговоров необходимо внимательно ознакомиться с содержанием соглашений, распространяющихся на данную организацию.

Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Согласно ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации "соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения".

Законодательством предусмотрены случаи, когда работодатель не входит ни в одно из объединений, а соглашение тем не менее на него распространяется. Например, на федеральном уровне руководитель федерального органа исполнительной власти по труду имеет право предложить работодателям присоединиться к соглашению, в заключении которого они не участвовали. Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Договоренности, достигнутые на более высоких уровнях социального партнерства, являются отправной точкой для разработки содержания коллективного договора. Условия, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, недействительны и не подлежат применению. Это предусмотрено ст. 50 Трудового кодекса Российской Федерации.

Необходимость заключения коллективного договора

Нередко работодатели задают вопрос: "Заключение коллективного договора при отсутствии инициативы по его заключению со стороны работников является правом или обязанностью работодателя?".

При рассмотрении поставленного вопроса необходимо иметь в виду следующее.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в установленном порядке.

Представители работников, в свою очередь, могут проявлять инициативу по подготовке, заключению и изменению коллективного договора. Работодатель, получив уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязан вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

Следовательно, обязанность по заключению коллективного договора у работодателя возникает только после письменного уведомления от работников о начале коллективных переговоров. Если желания со стороны трудового коллектива заключить коллективный договор нет, то работодатель может ограничиться только обязательными трудовыми договорами.

Трудовой кодекс Российской Федерации рассматривает коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей. В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. В коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре. В целом ряде случаев коллективный договор необходим для нормативного обоснования действий руководителя организации (например, по оплате труда работников).

Стороны коллективного договора и их представители

Сторонами коллективного договора являются работники и работодатель.

Работники - физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем. Эти отношения базируются на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности) с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Представители работников. Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Филиалы, представительства, иные обособленные структурные подразделения организации не являются работодателями. Тем не менее в них могут заключаться отдельные коллективные договоры.

Представители работодателя. Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами и локальными нормативными актами.

Интересы работодателя при коллективных переговорах обычно представляет руководитель организации (единоличный исполнительный орган юридического лица), если иное не предусмотрено ее уставом.

Руководитель филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения организации, в котором заключается коллективный договор, представляет интересы работодателя в соответствии с приказом руководителя или уставом организации.

Руководитель организации вправе издать приказ или распоряжение, в котором он полностью или частично делегирует свои полномочия по ведению коллективных переговоров, заключению и изменению коллективного договора другим лицам. Если передача полномочий им не оформлена, первичной профсоюзной организации или иным представителям работников следует настаивать на личном участии руководителя в переговорах.

Сроки ведения переговоров

Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступить любая из сторон.

Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны в течение семи календарных дней вступить в переговоры. В этот срок включаются и нерабочие дни. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Уведомление вручается в установленном порядке лицу, ответственному за прием деловой корреспонденции в организации, с отметкой на копии документа о дате его получения или направляется на имя руководителя организации почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Уведомление составляется в произвольной форме. В нем рекомендуется сформулировать ваши предложения по срокам, порядку и месту проведения переговоров, указать состав лиц, направляемых в комиссию стороной, направившей уведомление.

В том случае, если в организации действует несколько профсоюзов, они могут создать единый представительный орган заранее и направить работодателю совместное уведомление о начале переговоров. Время формирования такого органа определяется самими профсоюзами, поскольку срок в пять календарных дней начинает свой отсчет с момента начала коллективных переговоров - т.е. по истечении семи календарных дней после того, как представители работодателя получили письменное уведомление от выборного органа одной из первичных профсоюзных организаций.

Содержание коллективного договора

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. Это предусмотрено ст. 41 Трудового кодекса Российской Федерации. Однако включаемые в него вопросы не должны выходить за пределы социально-трудовых отношений в организации.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

- формы, системы и размеры оплаты труда;

- выплата пособий, компенсаций;

- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

- соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

- оздоровление и отдых работников и членов их семей;

- частичная или полная оплата питания работников;

- контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

- отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

- другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Этот перечень является рекомендательным и не исчерпывает возможного содержания коллективного договора. Поэтому участники переговоров сами должны решать, что в нем должно быть отражено.

За основу формы и содержания коллективного договора может быть принят Макет коллективного договора, разработанный Министерством труда и социального развития Российской Федерации и согласованный 6 ноября 2003 г.

В коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

К коллективному договору могут быть приложены следующие локальные нормативные акты:

- правила внутреннего трудового распорядка (если они принимаются в составе коллективного договора);

- план мероприятий по охране труда;

- смета расходования средств на охрану труда;

- перечень тарифных ставок (окладов) I разряда для рабочих-повременщиков и для рабочих-сдельщиков и тарифных коэффициентов;

- размеры минимальных должностных окладов руководителей структурных подразделений, специалистов и служащих, ниже которых работодатель не вправе устанавливать данным категориям работников;

- перечни производств (работ) с тяжелыми, особо тяжелыми, вредными и особо вредными условиями труда, при работах в которых работники имеют право на доплаты за условия труда;

- положение о порядке и условиях выплаты вознаграждения по итогам работы за год;

- положение о порядке и условиях выплаты вознаграждения за выслугу лет;

- список работ, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;

- перечень работ, на которых допускается разделение рабочего дня на части;

- перечень производств и работ, где порядок и место приема пищи устанавливаются работодателем по соглашению с профкомом;

- положения о премировании работников предприятия (может быть несколько положений о премировании - для работников разных структурных подразделений или для разных категорий персонала);

- размеры окладов высококвалифицированных рабочих, которые устанавливаются тем из них, кто выполняет важные и ответственные работы, названные в коллективном договоре;

- порядок проведения аттестации работников;

- план-график проведения аттестации рабочих мест;

- перечень работ (производств), при выполнении которых (при работе в которых) работники получают бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты;

- перечень работ (производств), при выполнении которых (при работе в которых) предоставляется бесплатное лечебно-профилактическое питание;

- положение о направлении работников в командировки;

- план оздоровительно-профилактических мероприятий.

Другие приложения - исходя из содержания договора.

Создание и организация работы комиссии по переговорам

Приступая к переговорам, стороны на равноправной основе образуют комиссию для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения. Лиц, направляемых для работы в комиссии, каждая из сторон определяет самостоятельно, в рамках совместных договоренностей о ее количественном составе. Создание комиссии оформляется приказом руководителя организации и постановлением профсоюзного комитета.

Трудовой кодекс дает представителям сторон практически полную свободу решения вопросов о сроках, месте и порядке коллективных переговоров. Единственное ограничение содержится в требовании подписать коллективный договор на согласованных условиях в срок не позднее трех месяцев со дня начала переговоров.

Условия деятельности двусторонней комиссии следует отразить в специальном положении, утверждаемом приказом руководителя организации и постановлением профсоюзного комитета.

Работодатель обязан создать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников и комиссии по переговорам, в том числе безвозмездно предоставить им помещения для заседаний, проведения собраний и консультаций, средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, места для размещения стендов.

Заседания комиссии лучше проводить "на нейтральной территории" - в помещении, приспособленном для ведения переговоров, но при этом не являющемся ни кабинетом руководителя организации, ни комнатой профкома. Тогда все члены комиссии будут чувствовать себя максимально свободно.

Успех переговоров во многом зависит от поведения председателя заседаний. Очень часто комиссию возглавляют два сопредседателя от каждой из сторон, которые по очереди ведут заседания. Задача председателя - поддержание порядка во время дискуссий, строгое следование принципам социального партнерства и совместно выработанному регламенту переговоров. На роль председателя необходимо выдвигать людей, авторитетных в коллективе, обладающих навыками конструктивного диалога, умеющих ценить время, контролировать свои эмоции, разрешать конфликтные ситуации, возникающие между участниками переговоров, и жестко требовать от них соблюдения совместно выработанного порядка работы комиссии.

К переговорам необходимо тщательно подготовиться. Каждая из сторон должна заранее выработать предложения о содержании коллективного договора, продумать свое поведение на переговорах. Членам комиссии необходимо изучить нормативно-правовую базу регулирования вопросов, которые должны стать предметом двусторонних договоренностей.

Представители сторон должны знать содержание генерального, отраслевого, регионального и других видов соглашений, распространяющихся на организацию, а также договоренности, достигнутые на более высоких уровнях социального партнерства.

Участники переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев. Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Практика показывает, что переговоры идут быстрее и успешнее в тех организациях, где представители сторон составили график переговорного процесса и спланировали повестку дня заседаний комиссии. Ведение протоколов является еще одним важным фактором, дисциплинирующим участников переговоров.

Подписание коллективного договора лучше всего проводить на собрании (конференции) работников, посвященном его утверждению.

Действие коллективного договора

Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях:

- изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации - в течение всего срока, на который он был заключен;

- реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации - в течение всего срока реорганизации;

- смены формы собственности организации - в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности;

- ликвидации организации - в течение всего срока проведения ликвидации.

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего в срок до трех лет.

Регистрация коллективного договора в органе по труду

Коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляется представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Регистрация не влияет на вступление коллективного договора, соглашения в силу. При осуществлении регистрации коллективного договора соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными законами, нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

Перед тем как направлять коллективный договор на регистрацию, работодателю следует узнать о порядке работы регионального органа по труду и требованиях, которые он предъявляет к оформлению коллективного договора.

Для уведомительной регистрации должны быть представлены три экземпляра коллективного договора. Подписи и печати, их заверяющие, должны быть подлинными. Страницы во всех экземплярах должны быть пронумерованы сквозной нумерацией. Каждый экземпляр коллективного договора следует прошить и скрепить печатью с указанием количества прошитых страниц.

Необходимо также подготовить сопроводительное письмо, в котором указать:

- адрес организации;

- фамилии, имена, отчества (полностью) представителей сторон, подписавших коллективный договор;

- контактные телефоны представителей сторон;

- административный округ, в котором расположена организация;

- отрасль (по основному виду деятельности);

- форму собственности;

- общую численность работников организации;

- наименование вышестоящего профсоюзного органа (для профсоюзных комитетов).

Регистрация носит бесплатный и уведомительный характер. Срок проверки коллективного договора на соответствие действующему законодательству о труде ограничен двумя неделями. При выявлении условий, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и в силу этого в соответствии с законодательством недействительных, в оттиск штампа о регистрации вписывается отметка "с замечаниями на ___ листах". Наличие замечаний не является основанием для отказа в регистрации.

По истечении двух недель факт регистрации коллективного договора фиксируется штампом с регистрационным номером и подписью ответственного лица на титульных листах всех представленных экземпляров. Два экземпляра зарегистрированного договора возвращаются представителям сторон через ответственное лицо по предъявлению документа, удостоверяющего личность и принадлежность к данной организации, или по доверенности. Третий экземпляр остается на хранении регистрирующего органа в течение всего срока действия коллективного договора.

Изменения и дополнения коллективного договора также необходимо регистрировать.

Осуществление контроля за выполнением коллективного договора

Ход выполнения коллективного договора необходимо постоянно контролировать.

В соответствии со ст. 51 Трудового кодекса Российской Федерации контроль осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию.

С этой целью стороны совместным решением формируют специальную комиссию либо поручают функции контроля комиссии для ведения коллективных переговоров.

Комиссия проверяет выполнение коллективного договора согласно плану своей работы и по фактам письменных обращений работодателя, профкома, отдельных работников. Стороны должны решить вопрос периодичности заседаний комиссии, предусмотреть порядок оповещения работников об итогах проводимых проверок.

Стороны могут не создавать комиссию, а проверять выполнение коллективного договора самостоятельно, периодически встречаясь на совместном заседании по рассмотрению итогов проверок.

Согласованный сторонами порядок контроля, как правило, отражается в тексте коллективного договора.

Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору влечет наложение административного штрафа.

Б.Чижов

Консультант

управления социальной помощи

и поддержки населения

Федерального агентства

по здравоохранению

и социальному развитию

Подписано в печать

25.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...ТК РФ установлено, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере для определенных категорий работников. В действующем на предприятии коллективном договоре содержится положение, согласно которому оплата работы в нерабочие праздничные дни производится в размере 100 руб/день. Не нарушает ли такое условие положения ТК, если учитывать, что в Кодексе определены минимальные размеры оплаты? ("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 5) >
Статья: Обзор федеральных документов ("Практическая бухгалтерия", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.