Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Заложены основы кадровой работы с молодежью (Начало) ("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 5)



"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 5

ЗАЛОЖЕНЫ ОСНОВЫ КАДРОВОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

(Опыт региона)

Опыт реализации государственной молодежной политики в регионах показывает, что она не может существовать и реализовываться в отсутствие российской.

С 1998 г. органы управления государственной молодежной политики (ГМП) периодически реформируются на федеральном и региональном уровнях. Это привело к ликвидации и реорганизации многих органов по делам молодежи в субъектах Российской Федерации, их слиянию с другими органами управления, разрушению единой системы управления ГМП, ликвидации ряда молодежных программ.

В большинстве своем субъекты Российской Федерации продемонстрировали здоровый консерватизм и сохранили структуры по работе с молодежью, закрепив гарантии существования системы в региональных законодательных актах.

В так называемом правовом поле Российской Федерации нет понятия о ГМП. Нет его и в Конституции Российской Федерации, не принят федеральный закон "Об основах или общих началах ГМП в Российской Федерации". То есть своеобразная молодежная конституция, устанавливающая основные элементы действия системы работы с молодежью как норму, обязательную для всех, отсутствует. Перспективы дальнейшего законодательного регулирования вопросов молодежи на федеральном и региональном уровнях - это гарантии развития организационно-кадровой структуры ГМП, ее ресурсное обеспечение.

Если руководители регионов понимают важность работы с молодым поколением, как, например, в Удмуртии, то там происходит развитие и совершенствование государственной молодежной политики и основных ее направлений.

Конституцией Удмуртской Республики, принятой в декабре 1994 г., ст. 65 общие вопросы молодежной политики отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и Удмуртии. Более того, ст. 30 Конституции УР утверждена норма оказания государством материальной и финансовой поддержки молодежным и детским общественным организациям и объединениям.

Устав ждать федеральный закон, Удмуртия воспользовалась своим конституционным правом, и с октября 1997 г. государственная молодежная политика в Удмуртской Республике законодательно закреплена. Учитывая, что в сентябре 1991 г. был образован Госкомитет Удмуртской Республики по делам молодежи, с 1992 г. ежегодно закладываются средства на реализацию молодежных программ в бюджетах - республиканском и органов местного самоуправления. С декабря 1996 г. государственная молодежная политика реализуется программным методом. Статья 18 Закона Удмуртской Республики "О государственной молодежной политике в Удмуртской Республике" в редакции 2005 г. устанавливает кадровое обеспечение ГМП как одно из основных направлений деятельности. И теперь смело можно сказать, что основы системной работы с молодежью в республике заложены и постоянно развиваются.

Ежегодно заключаются соглашения между Госкомитетом и администрациями городов и районов, закрепляющие полномочия и компетенцию данных органов власти в сфере ГМП. Специфика каждого района, города находит свое отражение в принимаемой республиканской целевой программе "Молодежь Удмуртии". Определены основные направления деятельности:

- содействие формированию у подростков и молодежи навыков здорового образа жизни, духовности, патриотизма, нравственности;

- обеспечение доступности для молодежи необходимого минимума социальных услуг, в том числе обеспечение жильем;

- содействие участию молодежи в развитии государства и общества, реализация социальных молодежных инициатив.

Работа региональных органов по делам молодежи, в т.ч. в городах, районах республики, оценивается по комплексным, межведомственным показателям, таким, как:

- уровень правонарушений и преступлений среди подростков и молодежи;

- уровень социально опасных заболеваний, в том числе алкоголизма, токсикомании, наркомании;

- количество безнадзорных и беспризорных подростков;

- количество подростковых и молодежных суицидов;

- уровень разводов среди молодых семей.

Вопросы кадрового обеспечения государственной молодежной политики за последние годы являются предметом обсуждения на различных уровнях. Можно определить приоритетные направления развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и специалистов по работе с молодежью на региональном уровне, а именно:

- формирование единого подхода к процессу подготовки и переподготовки кадров сферы ГМП, совместимому с процессом подготовки всей системы гражданской и муниципальной службы в целом;

- методическое обеспечение деятельности кадровых Центров, разработка эффективных технологий обучения, спецкурсов для слушателей с учетом профессиональной специфики и востребованности специалистов по работе с молодежью;

- ресурсное обеспечение развития региональных кадровых Центров;

- организация подготовки и повышения квалификации преподавательского состава, осуществляющего подготовку кадров отрасли.

Профессиональная подготовка определяется базовым образованием, достигается путем повышения квалификации, прохождения переподготовки, соответствующей основному профилю деятельности. То есть, имея специалиста с базовым высшим образованием педагога, социального работника, психолога, юриста, строителя, можно без значительных финансовых и организационных затрат в рамках системы повышения квалификации и переподготовки подготовить квалифицированного специалиста по решению специфических молодежных проблем, используя возможности дополнительного и высшего профессионального образования (дополнительная квалификация "Работник сферы государственной молодежной политики", специальность высшего профессионального образования "Организация работы с молодежью").

С 1994 г. в России началось создание учебно-методических центров по подготовке и повышению квалификации специалистов, работающих с молодежью.

Важную роль как учебный научный и методический центр подготовки кадров, безусловно, сыграл бывший Институт молодежи (Москва), который в настоящее время изменил свой статус и перестал работать на сферу ГМП.

Поэтому сегодня одним из приоритетных направлений по переподготовке и повышению квалификации специалистов по работе с молодежью является обеспечение развития сети региональных учебных заведений, оказание им научно-методической и финансовой поддержки. За период 1994 - 2000 гг. такие центры при поддержке Госкоммолодежи России были созданы в Волгограде, Костроме, Новосибирске, Екатеринбурге, Республиках Татарстан, Башкортостан, Калмыкии и ряде других территорий, в т.ч. и в Удмуртии.

К сожалению, деятельность федеральных органов власти по поддержке региональных кадровых центров в наше время сведена к нулю.

Современная практика требует расширения содержания и развития новых методик в рамках существующих ГОСТов, организационных форм социально-молодежной работы, создания ее новой инфраструктуры, наличия корпуса специалистов, вооруженных новыми знаниями, ведущих активный поиск и апробацию инновационных технологий работы с молодежью, уличной социальной работы с подростками, разработку социально-психологических консультационных методик и программ.

Очевидна потребность в таких кадрах и работниках с молодежью: специалистах-технологах, которых не было и нет в традиционных системах воспитания и предусмотренных учебными планами высшего и дополнительного образования, реализуемых в вузах страны.

Формирование структуры целенаправленной, непрерывной и систематической подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы молодежной политики обеспечит создание обучающей среды; подготовку, издание и регулярное обновление учебных и методических пособий; позволит разработать наиболее оптимальные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов; создать базу данных преподавателей, специалистов и консультантов, наполнить учебный процесс новыми спецкурсами, специализациями.

В то же время следует отметить, что подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников сферы ГМП находятся в стадии формирования и требуют значительных усилий по их сближению с реальными потребностями. Эта работа в перспективе должна быть закреплена за межрегиональными центрами.

Становление государственной молодежной политики обусловливает потребность наличия у работников молодежной сферы базового профессионального образования, а при его отсутствии - необходимость и возможность пройти соответствующую профессиональную переподготовку в системе дополнительного образования.

Для дальнейшей координации деятельности в данной области в настоящее время необходимо дать соответствующий статус и полномочия региональным кадровым центрам подготовки и повышения квалификации кадров субъектов региональной государственной молодежной политики.

Сегодня не стоит вопрос "кого учить (оценка кадрового потенциала)" - "для чего учить (схема управления ГМП, единый подход)" - "чему учить (единый образовательный стандарт, стандартизированные программы для различных групп, работающих с молодежью)" - "как учить (система многоступенчатой, многоуровневой подготовки)", поскольку унификации моделей кадрового обеспечения в регионах способствовало введение государственных образовательных стандартов в сфере ГМП.

Деятельность отдела организационной и кадровой работы Госкомитета сегодня ориентирована не только на регистрацию трудовых отношений, но и на развитие управленческих ресурсов отрасли. В центр кадровой работы поставлены вопросы, касающиеся подбора кадров, повышения их профессионализма, формирования системы работы с резервом.

Вполне закономерны участие и помощь в кадровой работе Госкомитета, Правительства Удмуртской Республики, Уральской академии госслужбы, филиала в Ижевске, ежегодных курсов повышения квалификации для вновь пришедших в систему управления ГМП работников, руководителей подведомственных Госкомитету учреждений и общественных организаций за счет средств республиканского бюджета. Так сложилось, что с 1995 г. одним из основных "поставщиков" студентов-слушателей по специальности "Государственное и муниципальное управление" является Госкомитет. В связи с тем что в республике хронически недостает исследовательского материала по молодежной проблематике, совместными усилиями удалось ввести в практику работы Госкомитета систему предварительной защиты дипломных проектов по молодежной тематике на заседаниях коллегии Госкомитета и научного совета. Дипломные и квалификационные работы после их защиты становятся практическим материалом для специалистов, работающих с молодежью.

Важное влияние на повышение профессионального уровня управленческих кадров оказывают ежемесячные республиканские семинары руководителей органов по делам молодежи, проводимые Госкомитетом. Эта форма подготовки кадров оправдала себя на практике. В последнее время характер семинаров изменился от информационного к специализированному, что позволяет более глубоко и детально рассматривать вопросы, касающиеся реализации отдельных направлений ГМП. Постоянными участниками семинаров являются руководители органов государственной власти министерств и ведомств республики, средств массовой информации, подведомственных учреждений и общественных организаций.

И, наверное, самый главный вопрос, который хотелось бы затронуть, - какой кадровая подготовка будет завтра, что в ней появится нового, крайне необходимого. В первую очередь хотелось бы отметить, что данная работа должна проходить в тесной взаимосвязи с различными министерствами и ведомствами. Прежде всего это касается Минобрнауки России, региональных органов управления образованием.

Молодежная кадровая политика должна быть:

1) научно обоснованной (пока не удалось установить научные и методические связи между учебными структурами, осуществляющими переподготовку и повышение квалификации работников молодежной сферы, не разработаны единые учебно-методические планы, учебные программы, не скоординирована издательская деятельность по подготовке учебной литературы);

2) комплексной, основанной на единстве принципов, форм и методов подготовки (для оптимизации моделей подготовки современного молодежного руководителя, специалистов сферы ГМП необходимо разработать профессиональные требования к категориям кадров сферы ГМП);

3) единой для всей России, но в то же время многоуровневой (федеральной, региональной, муниципальной);

4) перспективной, имеющей опережающий характер.

Госкомитет готов к сотрудничеству со всеми, кто заинтересован в решении этих проблем: министерствами, ведомствами и общественными организациями, научными сообществами, образовательными учреждениями.

Поскольку единая законченная система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров сферы молодежной политики пока не сформирована, необходимо разработать систему довузовского, вузовского, послевузовского уровней подготовки специалистов на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления на основе новых принципов и программ кадрового обеспечения отрасли.

Профессиональная деятельность специалистов по работе с молодежью должна вестись в соответствии с новыми организационными, нормативными, методическими стандартами. Однако разработка последних находится на первоначальной стадии, а жизнь стремительно идет вперед и требует объективной, настоятельной потребности в организации оперативного обучения работников, поддержки и развития системы непрерывного образования для кадров сферы молодежной политики.

Сложности создания этой системы определяются не только отсутствием необходимых стандартов и профессиограмм, определяющих набор базовых знаний, умений, навыков, показывающих статусное поле работника. Но и в силу того, что молодежную политику сегодня еще нельзя представить как окончательно сложившуюся отрасль, особый социальный институт.

Однако очевидно, что для современного работника социально-молодежной сферы, прежде всего государственного и муниципального служащего, базовый каркас знаний составляют:

- организационно-управленческие знания и навыки;

- экономические знания;

- социологические и социально-психологические знания и умения;

- ювенологические знания (знания проблем молодежи);

- правовые знания (знания нормативно-правовых основ молодежной политики);

- организационно-коммуникативные способности.

Разные блоки этого набора являются основой учебных программ краткосрочных курсов повышения квалификации, а в комплексе - составляют программу курсов повышения квалификации объемом 100 и более учебных часов.

Этот базовый каркас, дополненный целой системой образовательных программ по различным профильным направлениям, позволит разрабатывать и программы профессиональной переподготовки специалистов по работе с молодежью в рамках государственного образовательного стандарта по специальности "Организация работы с молодежью". Этим сейчас как раз занимается Межрегиональный кадровый центр в Удмуртии.

Неотъемлемым компонентом системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью является наличие корпуса преподавателей, осуществляющих обучение работников сферы молодежной политики. Следует отметить, что за прошедшее десятилетие вопросы работы с преподавательским составом, организации системы по развитию учебно-методического оснащения читаемых дисциплин и особенно дисциплин специализации не стали темой специальных курсов, семинаров, совещаний.

Анализ реальной практики свидетельствует о том, что новые подходы к организации работы с молодежью, инновационные модели и проекты трудно претворяются в жизнь, не всегда находят должное применение. Существующая ныне инфраструктура учреждений и объектов социально-культурной сферы во многом не соответствует интересам и запросам современных подростков и молодежи, а имеющиеся возможности и ресурсы используются без должной эффективности. В разных территориях по-разному определяются роль и функции органов учреждений и специалистов по работе с молодежью, объем их прав и обязанностей, критерии оценки их деятельности, процедуры аттестации. То есть сфера молодежной политики как область профессиональной деятельности широкого круга специалистов нуждается в дальнейшем институциональном оформлении и закреплении.

Процесс выстраивания системы кадрового обеспечения государственной молодежной политики находится в диалектической взаимосвязи с процессом становления и развития ГМП как специфической отрасли социально-культурной политики, важного звена стратегии социально-экономического развития региона, страны, ее дальнейшего обеспечения.

Требуется разграничение функций в области организационно-правового подхода к реализации государственной молодежной политики и как межотраслевой сферы, и как самостоятельной отрасли, имеющей свои институты, организационно-финансовые механизмы, систему соподчиненности, собственное кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение.

Для определения области профессиональной деятельности по многим направлениям современной молодежной политики необходима детальная разработка нормативной и методической базы: номенклатуры специальностей и учреждений, типовых положений, регламентов деятельности, профессиограмм специалистов, стандартов их подготовки, впоследствии - трудоустройства.

Важным звеном в процессе создания образовательной системы сферы ГМП является внедрение единого образовательного стандарта по подготовке специалистов данной отрасли в вузах Российской Федерации.

В связи с этим представляется целесообразным разработка предложений и принятие возможных мер по дополнению современного Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования по ряду кодов раздела "Классификатор специальностей" специальностями и специализациями области молодежной политики.

Проблемной зоной является и научно-методическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации всех категорий специалистов по работе с молодежью. Пока не создано структуры, занимающейся разработкой учебных планов, программ, учебно-методических пособий на федеральном уровне.

Проблемы кадровой работы:

- отсутствуют квалификационные характеристики и государственные образовательные стандарты, учебные планы подготовки государственных и муниципальных служащих в сфере ГМП;

- отсутствует концепция переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере ГМП, специалистов по работе с молодежью;

- нет банка данных имеющихся образовательных программ вузов, центров кадровой работы субъектов РФ.

Таким образом, решение проблем молодежи и реализации молодежной политики с точки зрения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предполагает:

- подготовку специалистов для работы в различных учреждениях и организациях, знающих современное состояние молодежи, ее место и роль в современном обществе;

- обучение специалистов технологиям ведения работы с молодежью;

- подготовку государственных и муниципальных служащих различных отраслей, включая в ее содержание изучение проблем молодежи и реализации молодежной политики;

- подготовку государственных и муниципальных служащих органов по делам молодежи.

(Продолжение следует)

Е.Лапина

Заместитель председателя

Государственного комитета

Удмуртской Республики

по делам молодежи

Подписано в печать

25.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Заряженность на хорошую работу ("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 5) >
Статья: <Новости от 25.04.2007> ("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.