Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Успех сплоченного коллектива (Начало) ("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 5)



"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 5

УСПЕХ СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА

Трудовой коллектив имеет формальную и неформальную структуры, их элементами являются социальные группы. Чем лучше руководитель понимает сущность и составляющие этих групп в организации, а также их внутренние взаимосвязи, факторы эффективного управления и мотивы группового поведения, тем выше поднимется производительность труда, тем крепче и сплоченней будет коллектив.

Одна из классификаций этих структур представлена на рис. 1.

Виды социальных групп в трудовом коллективе <1>

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |                 Социальные группы в организации                |
   L————————————————————————————————T————————————————————————————————
   
¦
     
                ————————————————————+—————————————————¬
                |                                     |  
   —————————————+————————————¬            ————————————+—————————————¬
   |         Реальные        |            |         Условные        |
   L—————————————T—————T———T——            L———T———————————————————T——
   
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
     
   ——————————————+———¬ |   |             —————+—————————————¬     |
   |Производственно— | |   |             | Профессионально— |     |
   | функциональные  | |   |             | квалификационные |     |
   L—————————————————— |   |             L———————————————————     |
                       |   |                                      |  
       ————————————————+—¬ |                   ———————————————————+—¬
       |    Проектно—    | |                   |     Социально—     |
       |   направленные  | |                   |   демографические  |
       L—————————————————— |                   L—————————————————————
   
¦
     
          —————————————————+¬
          |    Социально—   |
          | психологические |
          L——————————————————
   

Рис. 1

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См.: Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. - М.: Высшая школа, 1979. С. 207.

Реальные группы отличаются тем, что члены этих групп непосредственно взаимодействуют друг с другом в процессе труда, чаще всего их отношения организационно оформлены. В отличие от них, условные группы представляют собой номинальные, статистические совокупности, вычленяемые субъектом управления по определенным признакам.

Группы в организации необходимы для выполнения определенных функций и решения определенных задач. Если группа не обладает необходимыми свойствами, она не сможет эффективно выполнять поставленные перед ней задачи. Если группа не соответствует заданным параметрам, то следует изменить ее характеристики (качественные или структурные) либо расформироватъ данную группу и создать новую в соответствии с выбранными параметрами. Практика показывает, что не всегда есть возможность замены существующей группы на новую, поэтому возникает необходимость изменять группу и соответственно заменять ее членов. Например, кто-то склонен к конкретному восприятию информации, кто-то к абстрактному, кто-то к эмоциональному. Если в группе, принимающей решение, представлены все способы восприятия информации, то вероятность отражения всех сторон проблемы в выбранном варианте решения увеличивается. В противном случае решение будет либо слишком абстрактным, либо слишком конкретным, либо слишком эмоциональным.

Объединения людей характеризуются количеством участников, местом действия, видом действия, целью, временными рамками, см. табл. 1. Каждый из перечисленных факторов может меняться и по-разному оказывать влияние на жизнедеятельность группы и отдельных ее членов.

Таблица 1

Виды групп и их основные характеристики

     
   ————————————————T————————————————————————————————————————————————¬
   | Отличительный |                   Виды групп                   |
   |    признак    +————————————————————————T———————————————————————+
   |               |      Малые группы      |      Макрогруппы      |
   |               |     или микрогруппы    |                       |
   +———————————————+————————————————————————+———————————————————————+
   |Количество     |Имеют в своем составе   |Имеют размеры от       |
   |участников     |от 2 до 10 участников.  |нескольких десятков    |
   |(размер групп) |Отличительная           |человек до сотен тысяч.|
   |               |особенность —           |Возможность            |
   |               |контактность.           |непосредственных       |
   |               |Возможность общения всех|контактов между ее     |
   |               |со всеми и влияния всех |членами практически    |
   |               |на всех максимальная.   |отсутствует.           |
   |               |К малым группам на      |Взаимовлияние друг на  |
   |               |предприятиях можно      |друга проблематично.   |
   |               |отнести бригаду,        |Возможность            |
   |               |лабораторию, операторов |установления           |
   |               |смены энергоблока,      |единых представлений о |
   |               |сотрудников             |должном и обязательном |
   |               |функциональных          |во взаимодействии      |
   |               |подразделений.          |и единых приемлемых    |
   |               |Просто группы           |для всех правил        |
   |               |имеют в своем составе   |общения затруднена.    |
   |               |от 10 до 50 человек     |К макрообъединениям    |
   |               |                        |можно отнести          |
   |               |                        |цеха, отделения,       |
   |               |                        |службы и т.д.          |
   +———————————————+————————————————————————+———————————————————————+
   |Время жизни    |Ограничено временем     |Не задано,             |
   |(существование)|действия или временем   |не ограничено          |
   |               |достижения цели.        |параметрами.           |
   |               |Отдыхающие санатория,   |Этнос, классы, персонал|
   |               |пассажиры автобуса,     |предприятий            |
   |               |зрители кинотеатра,     |                       |
   |               |работники временного    |                       |
   |               |трудового коллектива,   |                       |
   |               |вахтовые бригады        |                       |
   +———————————————+————————————————————————+———————————————————————+
   |Тип объединения|Формальные.             |Неформальные.          |
   |               |Организационно          |Организационно не      |
   |               |оформленные. Основой    |оформленные. Основой   |
   |               |существования являются  |существования являются |
   |               |документы типа устава,  |договоренности, личные |
   |               |положения, инструкции   |взаимоотношения,       |
   |               |                        |вынужденность          |
   |               |                        |контактов              |
   +———————————————+————————————————————————+———————————————————————+
   |Эмоциональная  |Первичные группы.       |Вторичные группы.      |
   |близость,      |Высокая эмоциональная   |Организованы ради      |
   |задушевность   |вовлеченность в дела    |достижения определенных|
   |               |группы, отождествление  |целей, опираются на    |
   |               |себя с группой,         |схематизированную      |
   |               |большая психологическая |систему отношений,     |
   |               |совместимость, широкая  |регулируемых правилами,|
   |               |вариабельность          |исключающими           |
   |               |отношений,              |эмоциональную          |
   |               |доверительность,        |вовлеченность,         |
   |               |душевность, панибратство|доверительность,       |
   |               |(семья, бригада,        |душевную               |
   |               |дружеская компания)     |сопричастность,        |
   |               |                        |близость               |
   L———————————————+————————————————————————+————————————————————————
   

По составу коллективы бывают гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные). Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования.

Гетерогенные коллективы более эффективны при решении сложных проблем; они эффективны также при интенсивной творческой работе (мозговая атака). В то же время гомогенные лучше решают простые задачи. Чем больше сходство между членами коллектива, тем значительнее влияние, которое они оказывают друг на друга, быстрее вырабатывается чувство общности. Однако здесь острее внутренняя конкуренция, и поэтому гомогенные коллективы более конфликтны, особенно чисто женские (поэтому желательно, чтобы соотношение представителей разного пола было примерно одинаковым). Но в целом эффективный коллектив должен состоять все же из непохожих личностей.

Исходя из сроков существования коллективы подразделяются на временные, предназначенные для решения разовой задачи, и постоянные.

В соответствии с их функциями выделяют коллективы, ориентированные на достижение определенной цели, как официальной, так и не официальной; на реализацию совместных интересов и общение. В свою очередь, функциональная классификация может дополняться и детализироваться классификацией по видам деятельности.

Разграничивают внешнюю форму группы и внутреннюю связь, см. рис. 2.

Виды групп по Г. Аммельбургу <2>

Внешняя форма: Внутренняя связь:

Организационное понятие Психологическое понятие

группы группы

     
      ————————————————————————¬
      |    Аморфная группа    |<—————¬  
   ———+(случайные группировки,|      |      ————————————————————————¬
   | —+     масса, толпа)     |<—————+——————+  Ответственная группа |
   | |L————————————————————————      |      |      — Общность —     |
   | |                               | —————+   Основа: смелость,   |
   | |————————————————————————¬      | |    |       уважение,       |
   | ||  Естественная группа  |<—————+—+————+    ответственность    |
   | L+      (семья, род,     |      | |    L————————————————————————
   
¦ -+ народность, возраст, ¦<---¬ ¦ ¦ ¦ ¦¦ пол) ¦ ¦ ¦ ¦ ------------------------¬ ¦ ¦L------------------------ ¦ L-+----+ Эмоциональная группа ¦ ¦ ¦ L---+----+ - Масса - ¦ ¦ ¦------------------------¬ ¦ ¦ Основа: страх, ¦ ¦ ¦¦ Искусственная группа ¦<-------- ¦ ненависть, стремление ¦ ¦ L+ (отдел, команда) ¦ ¦ к власти, ¦ L--+ Организм (живой) ¦<------------+ безответственность ¦ ¦ Институт (застывший) ¦ L---------------------- ———— L---------------------- ————

Рис. 2

     
   ————————————————————————————————
   
<2> См.: Аммельбург Г. Предприятие будущего. Структура, методы и стиль руководства / Пер. с нем. В.А. Чекмарева. - М.: Международные отношения, 1997.

По внешней форме как организационному понятию группы он различает, во-первых, аморфные, или бесформенные, группы, которые могут возникать при случайных встречах на улице, в поезде или в перерывах каких-либо мероприятий; во-вторых, природные, или естественные, группы, связь в которых определяется возрастом, полом, семьей, родом, национальностью или расой; и, в-третьих, искусственные группы, которые создаются в профессиональных, политических, спортивных, религиозных или иных целях.

Оба вида внутренних связей проявляются в одной из трех внешних форм групп, равно как и эти три внешние формы изменяются либо с помощью организационных мер, либо по воле судьбы.

По внутренней связи, то есть с психологической точки зрения, различают два вида групп. Первая из них - ответственная группа, в которой коллективное сознание образуется на основе взаимного уважения, общих интересов и целей, готовности прийти друг к другу на помощь, дисциплины (исходя из осознания ее необходимости), а также общей осознанной ответственности, которая также влияет на прочность группы. Ответственную группу называют также сообществом.

В противоположность этому эмоциональная группа является объединением, которое основывается на таких мотивах, как страх, ненависть, упоение властью или воодушевление, то есть эмоционально. Образ действий и поведение людей в подобных группах чаще всего спонтанные, функция мышления отключена и абсолютно отсутствует какое-либо осознание ответственности. Дать качественное ограничение такому понятию, как "масса", с ее очень специфическими функциями, с точки зрения массовой психологии просто невозможно. Например, скопление народа в 10 - 15 человек вполне может иметь эмоционально обусловленное поведение, свойственное группе, в то время как группа с чувством осознанной ответственности может насчитывать 30 и более человек.

Организация любого размера состоит также из групп формальных и неформальных.

Они подчиняются формальному управлению, имеют структуру, иерархию полномочий и ответственности и определенный набор должностей. Среди формальных групп можно выделить группы, функционирующие на относительно постоянной основе, например менеджер и те, кто ему непосредственно подчиняется, и временные группы, сформированные на время выполнения тех или иных задач. Примером временной группы может служить группа студентов, объединившихся для совместной работы на время подготовки коллективного доклада и его презентации.

Существует три типа формальных групп:

1. Группы руководителя - одна или несколько (в зависимости от численности персонала и масштаба задач) командных соподчиненных групп, состоящих из руководителя и его подчиненных - специалистов любого ранга. Этот тип групп признан в мировой практике менеджмента самой эффективной формой управления за последние 10 лет.

2. Производственные группы - создаются временно для достижения определенных целей (то есть носят строго целевой характер), имеют определенную самостоятельность в планировании и осуществлении своей деятельности. За эффективную деятельность группа, как правило, получает дополнительные льготы или премии.

3. Комитеты - выборные группы для решения спорных вопросов или проблем, а также координации определенных видов деятельности. Существование комитетов более эффективно в крупных организациях, тогда как в малых или средних решение спорных вопросов, как правило, поручается одному-двум наделенным полномочиями людям.

Если в организации существует несколько групп, то они, вместе с межгрупповыми взаимосвязями, формируют групповую структуру фирмы. При успешном управлении возникает мультиплексный эффект: группа работает лучше самого квалифицированного работника, хорошо управляемая группа работает во много раз лучше группы, не управляемой руководителем. Таким образом, чем лучше руководитель понимает сущность и составляющие группы, а также ее внутренние взаимосвязи, факторы эффективного управления и мотивы группового поведения, тем выше поднимется производительность труда в организации и тем крепче и сплоченней будет коллектив.

Поскольку эти группы представляют собой намеренно созданный компонент формальной организации, большая часть того, что справедливо для управления организацией, справедливо также и для них. Как и всей организации в целом, чтобы добиться эффективности функционирования, группам требуется планирование, организация, мотивация и контроль деятельности.

Неформальные группы более динамичны, чем формальные. Эти группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей. Например, группа сотрудников, окончивших одно и то же учебное заведение, группа коллег, объединившихся для совместного проведения отпуска, для участия в спортивных соревнованиях. Такого рода группы нельзя недооценивать, так как они оказывают существенное влияние на поведение людей в организации и эффективность ее работы, подчас не менее важное, чем группы, формально предусмотренные в организационной структуре. Кроме того, неформальные группы имеют тенденцию объединения в сеть и являются важнейшими каналами передачи информации в организации.

Неформальные группы в коллективе возникают в процессе взаимодействия членов коллектива между собой. Люди при решении стоящих перед коллективом задач вступают на основе предписаний и указаний руководителя в деловые контакты. Наряду с этим они вступают и в неофициальные контакты друг с другом.

Неформальная структура коллектива возникает и развивается спонтанно. Эмоциональный накал неформальных взаимоотношений нередко достигает такого уровня, что они расцениваются людьми как более значимые, нежели взаимоотношения, основанные на базе выполнения официальных предписаний.

Основные причины образования неформальных групп:

Потребность в социальной принадлежности. Потребность в принадлежности к какой-либо социальной общности является одной из самых сильных и наиболее типичных потребностей человека. Ее неудовлетворенность порождает сильные негативные эмоции, и наоборот - удовлетворение ведет к чувству социального и личностного комфорта.

Потребность в помощи. Люди вынуждены объединяться в группы и для того, чтобы иметь возможность преодолеть присущую им ограниченность индивидуальных возможностей. Осознание этой ограниченности и необходимости ее преодоления порождает сильную потребность в помощи, а она, в свою очередь, ведет к образованию групп, прежде всего неформальных.

Потребность в защите. Степень защищенности человека, включенного в группу, выше индивидуальной защищенности. Осознание этого факта также выступает причиной объединения людей в группы.

Потребность в общении. Помимо того что она сама по себе является одной из главных потребностей человека, удовлетворяемой лишь через групповые контакты, эта потребность выполняет еще одну функцию. Она ведет к повышению меры информированности, а через это - расширяет адаптивные (приспособительные) возможности человека, повышает эффективность его контактов с внешним миром.

Неформальные группы создаются вне компетенции руководства. Администрация не может сделать так, чтобы такие группы не создавались. Законы общения, ставящие под свое начало активность людей, игнорируют волю руководителей. Такие законы всеобщи, они дают о себе знать в любых коллективах.

В трудовых коллективах, как и в любых других общностях, складываются самые разнообразные неформальные структуры. Наиболее часты случаи формирования диад, триад и квартетов. Значительно реже встречаются неформальные структуры более крупных размеров, хотя отмечены устойчивые группы и в 6 - 7 человек.

Неформальные группы осуществляют социальный контроль за своими членами. С помощью эталонов приемлемого и неприемлемого поведения - на начальных стадиях развития группы; с помощью поощрений и санкций психологического характера - на последующих стадиях ее существования. Главной санкцией является отчуждение, которое переживается членом группы очень тяжело.

Если цели группы достаточно сильно отличаются от целей организации, то в группе наблюдается усиленное сопротивление переменам и нововведениям. Сопротивление объясняется еще и тем, что часто нововведения представляют угрозу для существования группы. Если же цели группы совпадают с целями организации, то сопротивление ослабевает и иногда исчезает полностью, так как приложенные усилия могут привести группу к формальной власти в организации.

Неформальная структура трудового коллектива характеризуется наличием в каждой образовавшейся группе своего лидера. Лидерство в малых группах вытекает из психологических тенденций группы формироваться вокруг определенного социально-психологического ядра. Таковым в неформальных структурах оказывается неформальный лидер, который чем-то превосходит остальных членов группы. Оценка и выявление статуса членов неформальных структур, а также эмоциональных факторов в межличностных отношениях коллектива осуществляются с помощью социометрической методики.

Поскольку в каждом коллективе из 10 - 15 человек образуется несколько неформальных структур и в каждой структуре выделяется своя направленность, то это, естественно, влияет на профессиональную деятельность трудового коллектива: разобщенность дезорганизует коллективные действия, сплоченность же организует их. Чтобы определить фактор организованности коллектива, нужно вычислить индекс его сплоченности. Для этого устанавливают число взаимных выборов (диад) по признакам симпатии-антипатии. Выборы подсчитываются по ответам на вопросы, например, таких типов: "С кем бы вы хотели иметь общий рабочий кабинет?" или "С кем бы из работников вы хотели осваивать новый самолет?" и т.д. Вопросы подбираются с учетом характера деятельности коллектива, индивидуально-психологических особенностей его членов, обстановки и других факторов.

B

C = ------------, (1)

гр 0,5 N(N - 1)

где

C - индекс сплоченности группы;

гр

B - число взаимных позитивных выборов;

N - общее число возможных выборов в коллективе.

Индекс сплоченности коллектива возрастает с увеличением числа

позитивных выборов. Сплоченность коллектива тем выше, чем ближе

индекс С к единице. Этот индекс характеризует внутреннюю

гр

эмоциональную атмосферу коллектива. В результате неоднократных

исследований психологов установлена связь между высоким значением

индекса и эффективностью профессиональной деятельности.

Другой важной характеристикой группы является индекс

интеграции J , то есть способность группы сохранять свою

гр

структуру как единое целое.

1

J = ------------------------------, (2)

гр Число членов группы,

не получивших ни одного выбора

где

J - индекс интеграции J .

гр гр

Низкие уровни индексов C и J указывают на наличие

гр гр

эмоциональных межличностных трений, скрытых неблагоприятных

факторов в коллективе, и задача руководителя состоит в том, чтобы

поднять значение этих индексов.

Для преодоления трудностей в управлении уже существующей неформальной организацией возможна следующая последовательность действий для руководителя - схема управления неформальной группой:

1. Признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение может повлечь за собой урон организации в целом. Поэтому с ней надо работать, а не угрожать ей.

2. Выслушивать мнения членов и лидеров групп, работать с ними, поощряя к достижению целей организации и стремясь преодолеть негативное влияние или изменить его полярность.

3. Перед тем как принимать решения, просчитать их возможное отрицательное воздействие на неформальную группу.

4. Чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальной группы, разрешить ей принимать участие в выработке решений, касающихся ее и прямо и косвенно.

5. Быстро выдавать точную информацию во избежание слухов и домыслов.

В летном подразделении авиапредприятия рекомендуется использовать как формальный, так и неформальный принцип комплектования экипажей. Так, следует выделить формальные и неформальные отношения. Формальные отношения определяются соответствующими инструкциями, наставлениями, положениями, должностными обязанностями членов экипажей (их называют также формальными установками). Неформальные отношения - это отношения между членами экипажа, которые обусловлены симпатией или безразличием, т.е. эмоциональными, психологическими факторами в процессе взаимосвязанной деятельности членов экипажа.

Однако разобраться в неформальных отношениях подчас бывает трудно, так как их можно маскировать, чтобы не вызывать негативной реакции со стороны членов экипажа (например, при изменении мотивации и направленности на летную деятельность, снижении социальной активности личности и др.). Вот почему экипаж по своим психологическим особенностям многообразен, что обусловливается количественным составом членов (в зависимости от рода авиации), их социальным происхождением, семейным положением, возрастом, индивидуальными особенностями, любимым занятием и другими частными причинами.

Чем же конкретно определяется место или положение человека в коллективе с психологических позиций? Как известно, одной из важнейших потребностей любого человека является психологическое общение. Составными частями этого общения являются психическое взаимовлияние, которое может проявляться, например, в совместных групповых эмоциях и переживаниях (опасная ситуация в полете вызывает эффект психического напряжения у всех членов экипажа); подражание; сопереживание; психическое внушение. Этим определяется отношение человека к другим людям и его положение в коллективе. Однако существенное значение для понимания механизма взаимодействия членов экипажа и психологии руководства экипажем со стороны командира имеют интересы личности, ее мотивы и ценностные ориентации.

Неформальный принцип присутствует также при взаимозаменяемости и замене членов экипажа перед полетом.

Взаимозаменяемость членов экипажа предусматривает исполнение обязанностей выбывшего из строя члена (членов) экипажа на борту воздушного судна в полете другим (другими) членом (членами) экипажа для обеспечения безопасного завершения полета. В случае выхода из строя командира экипажа его обязанности исполняет второй пилот. При выходе из строя других членов экипажа их обязанности исполняют оставшиеся в строю члены экипажа по указанию командира.

При неожиданном выходе из строя (болезнь, незапланированный отпуск и т.д.) командира, второго пилота, штурмана, бортмеханика (бортинженера) или бортрадиста экипаж, как правило, заменяется резервным. В случае необходимости допускается замена одного из членов экипажа лицом командно-летного или инструкторского состава.

Во всех остальных случаях замена членов экипажа производится в соответствии с установленным порядком комплектования и формирования экипажа.

Неформальная структура складывается по мере того, как члены коллектива взаимодействуют друг с другом и устанавливают неформальные, сугубо человеческие отношения. Эти отношения пронизывают жизнь коллектива, как правило, по нескольким направлениям. В простом варианте это можно представить так: новый член экипажа, бригады или смены, включенный в формальную структуру, начинает выполнять порученную работу по предписанной технологии. При этом ищет и находит индивидуальные приемы в труде или заимствует у коллег рациональные, а бывает, и халтурные приемы, когда исполнители пренебрегают регламентами, технологией и правилами. Неформальные отношения между членами коллектива, сложившиеся на основе восприятия действий добросовестных, инициативных, энергичных и творческих коллег, способствуют развитию формальной структуры, порой компенсируя некоторые ее недостатки. Если в неформальных отношениях сложится психологическое неприятие предписанных правил и формальных ролей руководителя и других членов коллектива, то это приведет к подрыву основ развития коллектива, к различным конфликтам.

На формировании и развитии коллектива в его официальной организационной структуре часто сказываются наличие в нем неофициального лидера и образование группы вокруг него, совпадение или несовпадение взглядов официального и неофициального лидеров на цели деятельности и пути достижения их.

Таким образом, в гражданской авиации в силу специфики труда летного состава и его высокой компетентности преобладают смешанные группы, в которых преимущества формальной группы тесно сочетаются с элементами неформальной. Эти группы можно назвать практическими формальными группами. Авторы определяют их как объединения профессионалов, связанных между собой неформальными узами общих проблем и совместного поиска решений, и поэтому становящиеся вместилищем знаний самообучающейся организации.

Выделяют несколько признаков, отличающих практические группы от других неформальных объединений <3>:

- наличие "биографии": неформальные практические группы складываются и эволюционируют на протяжении определенного времени;

- наличие общей миссии, т.е. входящие в них сотрудники руководствуются не повесткой дня, а интересами дела, они объединяются вокруг общей цели;

- эффект совместного обучения.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> См.: Atewart T. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. - NY: Doubleday, 1997.

Как отмечает американский исследователь Т. Стюарт, неформальные практические группы рождаются на самых ответственных участках любой организации - там, где важную роль играет интеллектуальная работа. "Это - сообщества профессионалов. Люди вливаются в коллектив и остаются в нем, потому что им есть чему поучиться, и они могут внести вклад в общее дело. Работа для них - это cosa nostra - наше дело" <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> См.: Atewart T. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. - NY: Doubleday, 1997. Неформальные группы внутри коллектива важны, но именно от них зачастую исходит деструктивный импульс. В то же время из определения Мэнвилла ясно, что конфликт между практической неформальной группой и менеджментом организации (ее формальной структурой) возможен, прежде всего, на профессиональной основе, т.е. субъективный фактор здесь играет второстепенную роль. Таким образом, задача каждого руководителя состоит не в том, чтобы нейтрализовать неформальное игровое поле организации, а в том, чтобы направить энергию неформальной организационной структуры в практическое русло, т.е. трансформировать неформальные группы в практические неформальные группы. (Продолжение следует) Ю.Одегов Д. э. н., профессор, заведующий кафедрой управления человеческими ресурсами РЭА им. Г.Плеханова, заслуженный деятель науки РФ Г.Руденко Д. э. н., профессор РЭА им. Г.Плеханова Подписано в печать 25.04.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Приличная машина, мобильный телефон, медицинская страховка ("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 5) >
Статья: Заряженность на хорошую работу ("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.