Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Тонкости исчисления земельного налога в образовательных учреждениях в 2007 году ("Советник в сфере образования", 2007, N 3)



"Советник в сфере образования", 2007, N 3

ТОНКОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В 2007 ГОДУ

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ любые организации, обладающие земельными участками на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога. В их числе вполне могут оказаться образовательные организации, включая и бюджетные образовательные учреждения.

Поэтому необходимо рассмотреть, когда и как нужно исчислить и уплатить этот налог.

Нормативная база

Прежде всего следует отметить, что земельный налог относится к местным налогам.

Это означает, что, хотя ряд основных положений, касающихся этого налога, прописан непосредственно в Налоговом кодексе РФ (ему посвящена гл. 31 НК РФ), конкретные ставки (в пределах границ, установленных гл. 31 НК РФ), сроки и порядок уплаты, формы налоговых расчетов и деклараций, а также дополнительные налоговые льготы устанавливаются местными органами власти.

Поэтому бухгалтеру нужно иметь под рукой нормативные правовые акты (постановления, решения) соответствующих представительных органов муниципальных образований. Учтите, что в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, признаваемых субъектами РФ, земельный налог устанавливается законами данных субъектов РФ.

Платить земельный налог нужно только на территориях тех муниципальных образований, власти которых ввели в действие данный налог.

Какие земельные участки подпадают под действие

земельного налога?

Как мы уже отметили, платить земельный налог нужно в том случае, если учреждение обладает земельным участком на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Если же участок находится у организации на праве безвозмездного срочного пользования или передан данной организации по договору аренды, платить земельный налог такой организации с данных участков не нужно. Об этом прямо сказано в п. 2 ст. 388 НК РФ.

Обратите внимание! Речь в п. 2 ст. 388 НК РФ идет о случаях, когда организация выступает в качестве арендатора земельного участка и уплачивает арендные платежи за пользование им. Если же организация сдает принадлежащий ей (на праве собственности или постоянного пользования) земельный участок, то есть выступает в качестве арендодателя, именно она признается плательщиком земельного налога.

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектами налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

А согласно п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения:

- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

- земельные участки из состава земель лесного фонда;

- а также земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговые льготы по земельному налогу перечислены в ст. 395 НК РФ. В частности, согласно п. 5 ст. 395 НК РФ не должны платить земельный налог учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. А согласно п. 9 ст. 395 НК РФ не платят земельный налог организации, являющиеся резидентами особой экономической зоны, в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Однако, к сожалению, образовательные учреждения в данном перечне "льготников" не упомянуты. Поэтому им приходится уплачивать земельный налог в общеустановленном порядке, если, конечно, местные органы власти не предусмотрели дополнительных налоговых льгот для образовательных организаций на территории своих муниципальных образований.

Порядок определения налоговой базы

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, исчисленная в соответствии с земельным законодательством РФ в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Следовательно, при расчете земельного налога в 2007 г. за основу берется кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2007 г.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В случае если земельный участок принадлежит нескольким организациям на праве общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика пропорционально его доле в общей собственности. Если же земельный участок находится в общей совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков - собственников участка в равных долях.

Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для данного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок. При этом в случае, если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для данных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на приобретаемую недвижимость.

Ставки налога

Конкретные ставки налога устанавливаются местными властями в пределах ставок, приведенных в ст. 394 НК РФ. В отношении большинства участков налоговая ставка не должна превышать 1,5%. А в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, предоставленных для жилищного строительства, для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства, ставка налога не должна превышать 0,3%.

Впрочем, гл. 31 НК РФ позволяет местным властям устанавливать ставки дифференцированно - в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговый и отчетный периоды

В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Впрочем, представительные органы муниципальных образований и законодательные (представительные) органы власти г. г. Москвы и Санкт-Петербурга вправе не устанавливать отчетный период. В этом случае налог будет уплачиваться раз в год.

В случае если отчетные периоды установлены, суммы авансовых платежей по истечении первого, второго и третьего квартала 2007 г. определяются как 1/4 годовой суммы налога, определяемой путем умножения кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2007 г. на соответствующую налоговую ставку. Тогда сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, определяется как разница между годовой суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Сроки и порядок уплаты земельного налога

Согласно ст. 397 НК РФ земельный налог уплачивается по месту нахождения земельных участков в порядке и в сроках, установленных нормативными актами (решениями, постановлениями) представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Налоговые декларации представляются налогоплательщиками-организациями самостоятельно по форме, утвержденной Минфином России, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. А расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Если земельный участок был приобретен или продан

в 2007 году

Особый порядок расчета земельного налога установлен в п. 7 ст. 396 НК РФ в отношении земельных участков, права на которые возникли или прекратились в течение налогового или отчетного периода.

В подобных ситуациях расчет суммы налога (авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности или постоянном (бессрочном) пользовании налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

При этом в случае, если возникновение (прекращение) данных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц их возникновения, а если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц их прекращения.

Как отразить начисление и уплату земельного налога

в бюджетном учете?

Расчеты по земельному налогу - так же как и по налогу на имущество - отражаются в бюджетном учете на счете 0 30305 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет": начисленная сумма налога (авансового платежа) отражается по кредиту счета 0 30305 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет", а уплаченная сумма налога или авансового платежа проводится по дебету счета 0 30305 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет".

Расходы на уплату земельного налога относятся на статью 290 ЭКР, то есть списываются в дебет счета 1 40101 290 "Прочие расходы" или 2 10604 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" - в зависимости от того, за счет каких средств приобретались и в каком виде деятельности (финансируемой за счет бюджетных средств или предпринимательской) они используются.

Н.Н.Шишкоедова

Доцент

кафедры "Бухгалтерский учет и аудит"

Курганского филиала АТ и СО,

консультант-эксперт

ИД "Советник бухгалтера"

Подписано в печать

25.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Методика бюджетного учета доходов и расходов в образовательных и научных учреждениях ("Советник в сфере образования", 2007, N 3) >
Статья: Декларация по налогу на прибыль для организаций, имеющих филиалы ("Советник в сфере образования", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.