Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О порядке предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям ("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2007, N 5)



"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2007, N 5

О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ

БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ

Пунктом 40 Постановления Правительства РФ от 23.02.2007 N 126 установлено, что средства федерального бюджета, предусмотренные главным распорядителям в соответствии со сводной бюджетной росписью в форме субсидий и субвенций, могут предоставляться:

а) организациям любой организационно-правовой формы в порядке, установленном соответствующим органом, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности, путем перечисления средств на расчетные счета, открытые получателям субсидий и субвенций в кредитных организациях;

б) бюджетным учреждениям в устанавливаемом Минфином России порядке.

При этом в соответствии с п. 41 Постановления Правительства РФ от 23.02.2007 N 126 правила предоставления субсидий и субвенций разрабатываются с учетом отраслевых особенностей по согласованию с Минфином России только для организаций, указанных в пп. "а" п. 40, то есть для организаций, за исключением бюджетных учреждений.

Это, конечно, не значит, что правила предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям в принципе не разрабатываются. В данном случае Минфину России предоставляется более широкий круг полномочий. Теперь либо правила предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям должны быть предусмотрены непосредственно приказом Минфина России, устанавливающим порядок предоставления субсидий и субвенций, либо в указанном порядке должна быть предусмотрена отсылочная норма, определяющая, кем указанные правила разрабатываются и в каком порядке они утверждаются.

Кроме того, такая норма позволяет более четко разграничить предметы регулирования между Минфином России и органами, осуществляющими государственную власть в Российской Федерации, или федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Предшествующая практика применения аналогичных норм Постановлений Правительства РФ о мерах по реализации закона о федеральном бюджете показала, что одновременное утверждение Минфином России порядка предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям и правил предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям органом, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, или федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности по согласованию с Минфином России, приводит к дублированию норм нормативно-правовой базы, описывающих механизм предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям, что, в свою очередь, может вызвать сложности в правоприменительной практике в связи с возможными коллизиями дублирующих норм.

Рассмотрим, например, положения Постановления Правительства РФ от 14.02.2006 N 89 и соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оказания государственной поддержки учреждениям высшего профессионального образования и органам государственной власти субъектов РФ в 2006 - 2007 гг. В соответствии с указанным Постановлением Порядок предоставления учреждениям высшего профессионального образования субсидий на внедрение инновационных образовательных программ и был утвержден Приказом Минобрнауки России от 09.06.2006 N 143. В 2006 г. в соответствии с п. 38 Постановления Правительства РФ от 22.02.2006 N 101 Приказом Минфина России от 06.04.2006 N 54н утвержден Порядок предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям. Нетрудно заметить, что положения п. п. 3 - 5 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 06.04.2006 N 54н, и положения п. п. 3 - 5 Порядка, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.06.2006 N 143, фактически дословно повторяют друг друга. Указанное дублирование норм нормативно-правовой базы связано с тем, что четко не были разграничены предметы регулирования между Минфином России и Минобрнауки в области установления правил предоставления соответствующих субсидий и субвенций бюджетным учреждениям.

Представляется целесообразным разграничить указанные полномочия в следующем виде:

- Минфин России утверждает общие правила предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям (без учета отраслевых особенностей), в частности регулирует вопросы предоставления субсидий и субвенций, связанные с выбором типов бюджетных учреждений по признаку подведомственности органу государственной власти, уполномоченному предоставлять субсидии или субвенции. Кроме того, Минфин России утверждает правила перечисления субсидий и субвенций на соответствующие счета отобранных бюджетных учреждений;

- орган, осуществляющий государственную власть в Российской Федерации, или федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, утверждает правила отбора бюджетных учреждений, претендующих на получение субсидий или субвенций, которыми устанавливаются формы заявок на предоставление субсидий и субвенций, критерии отбора и т.д. Кроме того, указанный орган устанавливает порядок контроля за использованием полученных бюджетными учреждениями субсидий или субвенций, включающий порядок представления отчетности об использовании целевых средств, полученных бюджетными учреждениями.

В рассматриваемом выше примере правила перечисления субсидий и субвенций на соответствующие счета отобранных бюджетных учреждений были установлены как Приказом Минфина России от 06.04.2006 N 54н, так и Приказом Минобрнауки России от 09.06.2006 N 143.

В 2007 г. в соответствии с п. 40 Постановления Правительства РФ от 23.02.2007 N 126 Минфином России утвержден Приказ от 29.03.2007 N 28н "О Порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий и субвенций бюджетным учреждениям". Теперь, если рассматривать по совокупности нормы Постановления Правительства РФ от 23.02.2007 N 126 и положения указанного Приказа Минфина России, то вышеуказанное разграничение полномочий в части утверждения правил предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям выполняется следующим образом.

В соответствии с п. 2 Порядка предоставления субсидий и субвенций за счет средств федерального бюджета бюджетным учреждениям, утвержденного Приказом Минфина России от 29.03.2007 N 28н (далее - Порядок), субсидии (субвенции) предоставляются бюджетным учреждениям, которые определены в соответствии с порядком (правилами) предоставления субсидий (субвенций) за счет средств федерального бюджета организациям любой организационно-правовой формы, установленным соответствующим органом, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Иными словами, указанный пункт устанавливает, что основной задачей порядка (правил), установленного соответствующим органом, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, является определение (или утверждение критериев выбора) конкретных бюджетных учреждений, которым предоставляются данные субсидии (субвенции). При этом Минфином России делегируются права по определению бюджетных учреждений - получателей субсидий (субвенций) соответствующим органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, или федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

В то же время в связи с тем, что Минфин России имеет приоритет, установленный п. 40 Постановления Правительства РФ от 23.02.2007 N 126, в части утверждения механизма предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям в целом, Минфин России на основе предоставленного ему права установил общий рамочный критерий определения бюджетных учреждений, которым могут быть предоставлены субсидии (субвенции) (п. 4 Порядка), в соответствии с которым перечисление субсидий (субвенций) бюджетному учреждению осуществляется уполномоченным получателем - главным распорядителем средств федерального бюджета или находящимся в его ведении получателем средств федерального бюджета, если бюджетные учреждения не находятся в ведении уполномоченного получателя (за исключением случаев, предусмотренных Правительством РФ).

Отметим, что п. 4 Порядка в целом находится в рамках Концепции реформирования бюджетного процесса, в соответствии с которой финансирование бюджетных учреждений осуществляется только на основе бюджетной сметы. Указанный принцип будет реализован в полном объеме при введении в действие положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса...", в соответствии с которыми бюджетными учреждениями не могут быть получены субсидии (субвенции) из бюджетов. Теоретически такой подход к финансированию бюджетных учреждений можно обосновать тем, что разнообразные формы финансирования бюджетных учреждений являются причиной уменьшения прозрачности и контролируемости расходов бюджетов, так как по определению приводят к увеличению числа счетов по учету соответствующих операций со средствами бюджетов. Так, например, в 2006 г. субсидии за счет средств федерального бюджета федеральным учреждениям в соответствии с Приказом Минфина России от 06.04.2006 N 54н перечислялись на счета по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые органам Федерального казначейства на балансовом счете N 40503, с последующим отражением операций с субсидиями (субвенциями) на соответствующих лицевых счетах бюджетных учреждений.

В настоящее время находящаяся на стадии переходного периода система финансирования бюджетных учреждений пока предусматривает форму финансирования в виде субсидий (субвенций).

Вместе с тем уже сейчас можно вводить ряд ограничений по предоставлению субсидий (субвенций) бюджетным учреждениям с целью постепенного приведения к единой системе финансирования бюджетных учреждений.

Пунктом 4 Порядка установлено, что субсидии (субвенции) не предоставляются подведомственным уполномоченному получателю бюджетным учреждениям, за исключением случаев, предусмотренных Правительством РФ. К указанным случаям, например, относятся случаи, связанные с возникновением расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению грантов победителям - бюджетным учреждениям - конкурсов, проводимых уполномоченным получателем (так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.04.2005 N 260 Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет предоставление субвенций на гранты Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук, на государственную поддержку ведущих научных школ Российской Федерации, а также на финансирование организационно-технического и информационного обеспечения проведения конкурсов за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых указанному Агентству на эти цели). Тем самым, так как до проведения конкурса неизвестен круг получателей субсидий, действие п. 4 Порядка без ограничений автоматически исключит из участия бюджетные учреждения, подведомственные уполномоченному получателю.

Согласно п. 3 Порядка предоставление субсидий (субвенций) осуществляется на основании соглашений (договоров), заключенных бюджетным учреждением с уполномоченным получателем. В указанных соглашениях (договорах) должны быть предусмотрены размер, сроки, цели и условия предоставления субсидий (субвенций), порядок представления отчетности о результатах выполнения получателем субсидий (субвенций) предусмотренных соглашением мероприятий.

В соответствии с Порядком перечисление субсидий (субвенций) осуществляется на счета бюджетных учреждений в следующем порядке:

- в части федеральных учреждений - на счета по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России (иных кредитных организациях) на балансовом счете N 40503, с последующим отражением в установленном порядке операций с полученными субсидиями (субвенциями) на лицевых счетах федеральных учреждений. Зачисление субсидий (субвенций) отражается по коду бюджетной классификации 000 3 03 02010 01 0000 180 "Прочие безвозмездные поступления федеральным учреждениям";

- в части учреждений субъектов РФ (муниципальных учреждений) - на счета, открытые в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ (органов местного самоуправления) получателям субсидий (субвенций) - бюджетным учреждениям, находящимся в ведении субъекта РФ (муниципального образования), или органам, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта РФ (местного бюджета).

В соответствии с п. 5 Порядка отражение операций с полученными субсидиями (субвенциями) осуществляется в порядке, установленном для использования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Рассматривая по совокупности п. п. 3 и 5 Порядка, можно сделать вывод о том, что бюджетным учреждениям субъектов РФ и муниципальным учреждениям субсидии (субвенции) направляются непосредственно на лицевые счета указанных бюджетных учреждений по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, или на лицевые счета указанных бюджетных учреждений на их дополнительное финансирование, открытые в финансовом органе на балансовом счете N 40201 (N 40204), в зависимости от варианта открытия лицевых счетов бюджетным учреждениям по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

С.С.Бычков

Заместитель начальника отдела

Департамента бюджетной политики

Минфина России

Подписано в печать

25.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Мониторинг законодательства от 25.04.2007> ("Налоговед", 2007, N 5) >
Вопрос: ...Государственное учреждение субъекта РФ осуществляет оптовую и розничную продажу сельскохозяйственной продукции. В целях выполнения требований законодательства РФ заключен договор с организацией на проведение государственной поверки и клеймение весов, используемых в процессе продаж. На какую статью экономической классификации расходов бюджетов РФ следует отнести расходы по оплате данного договора? ("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.