|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: О порядке предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям ("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2007, N 5)
"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2007, N 5
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ
Пунктом 40 Постановления Правительства РФ от 23.02.2007 N 126 установлено, что средства федерального бюджета, предусмотренные главным распорядителям в соответствии со сводной бюджетной росписью в форме субсидий и субвенций, могут предоставляться: а) организациям любой организационно-правовой формы в порядке, установленном соответствующим органом, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности, путем перечисления средств на расчетные счета, открытые получателям субсидий и субвенций в кредитных организациях; б) бюджетным учреждениям в устанавливаемом Минфином России порядке. При этом в соответствии с п. 41 Постановления Правительства РФ от 23.02.2007 N 126 правила предоставления субсидий и субвенций разрабатываются с учетом отраслевых особенностей по согласованию с Минфином России только для организаций, указанных в пп. "а" п. 40, то есть для организаций, за исключением бюджетных учреждений. Это, конечно, не значит, что правила предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям в принципе не разрабатываются. В данном случае Минфину России предоставляется более широкий круг полномочий. Теперь либо правила предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям должны быть предусмотрены непосредственно приказом Минфина России, устанавливающим порядок предоставления субсидий и субвенций, либо в указанном порядке должна быть предусмотрена отсылочная норма, определяющая, кем указанные правила разрабатываются и в каком порядке они утверждаются. Кроме того, такая норма позволяет более четко разграничить предметы регулирования между Минфином России и органами, осуществляющими государственную власть в Российской Федерации, или федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Предшествующая практика применения аналогичных норм Постановлений Правительства РФ о мерах по реализации закона о федеральном бюджете показала, что одновременное утверждение Минфином России порядка предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям и правил предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям органом, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, или федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности по согласованию с Минфином России, приводит к дублированию норм нормативно-правовой базы, описывающих механизм предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям, что, в свою очередь, может вызвать сложности в правоприменительной практике в связи с возможными коллизиями дублирующих норм. Рассмотрим, например, положения Постановления Правительства РФ от 14.02.2006 N 89 и соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оказания государственной поддержки учреждениям высшего профессионального образования и органам государственной власти субъектов РФ в 2006 - 2007 гг. В соответствии с указанным Постановлением Порядок предоставления учреждениям высшего профессионального образования субсидий на внедрение инновационных образовательных программ и был утвержден Приказом Минобрнауки России от 09.06.2006 N 143. В 2006 г. в соответствии с п. 38 Постановления Правительства РФ от 22.02.2006 N 101 Приказом Минфина России от 06.04.2006 N 54н утвержден Порядок предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям. Нетрудно заметить, что положения п. п. 3 - 5 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 06.04.2006 N 54н, и положения п. п. 3 - 5 Порядка, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.06.2006 N 143, фактически дословно повторяют друг друга. Указанное дублирование норм нормативно-правовой базы связано с тем, что четко не были разграничены предметы регулирования между Минфином России и Минобрнауки в области установления правил предоставления соответствующих субсидий и субвенций бюджетным учреждениям. Представляется целесообразным разграничить указанные полномочия в следующем виде: - Минфин России утверждает общие правила предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям (без учета отраслевых особенностей), в частности регулирует вопросы предоставления субсидий и субвенций, связанные с выбором типов бюджетных учреждений по признаку подведомственности органу государственной власти, уполномоченному предоставлять субсидии или субвенции. Кроме того, Минфин России утверждает правила перечисления субсидий и субвенций на соответствующие счета отобранных бюджетных учреждений; - орган, осуществляющий государственную власть в Российской Федерации, или федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, утверждает правила отбора бюджетных учреждений, претендующих на получение субсидий или субвенций, которыми устанавливаются формы заявок на предоставление субсидий и субвенций, критерии отбора и т.д. Кроме того, указанный орган устанавливает порядок контроля за использованием полученных бюджетными учреждениями субсидий или субвенций, включающий порядок представления отчетности об использовании целевых средств, полученных бюджетными учреждениями. В рассматриваемом выше примере правила перечисления субсидий и субвенций на соответствующие счета отобранных бюджетных учреждений были установлены как Приказом Минфина России от 06.04.2006 N 54н, так и Приказом Минобрнауки России от 09.06.2006 N 143. В 2007 г. в соответствии с п. 40 Постановления Правительства РФ от 23.02.2007 N 126 Минфином России утвержден Приказ от 29.03.2007 N 28н "О Порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий и субвенций бюджетным учреждениям". Теперь, если рассматривать по совокупности нормы Постановления Правительства РФ от 23.02.2007 N 126 и положения указанного Приказа Минфина России, то вышеуказанное разграничение полномочий в части утверждения правил предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям выполняется следующим образом. В соответствии с п. 2 Порядка предоставления субсидий и субвенций за счет средств федерального бюджета бюджетным учреждениям, утвержденного Приказом Минфина России от 29.03.2007 N 28н (далее - Порядок), субсидии (субвенции) предоставляются бюджетным учреждениям, которые определены в соответствии с порядком (правилами) предоставления субсидий (субвенций) за счет средств федерального бюджета организациям любой организационно-правовой формы, установленным соответствующим органом, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Иными словами, указанный пункт устанавливает, что основной задачей порядка (правил), установленного соответствующим органом, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, является определение (или утверждение критериев выбора) конкретных бюджетных учреждений, которым предоставляются данные субсидии (субвенции). При этом Минфином России делегируются права по определению бюджетных учреждений - получателей субсидий (субвенций) соответствующим органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, или федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. В то же время в связи с тем, что Минфин России имеет приоритет, установленный п. 40 Постановления Правительства РФ от 23.02.2007 N 126, в части утверждения механизма предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям в целом, Минфин России на основе предоставленного ему права установил общий рамочный критерий определения бюджетных учреждений, которым могут быть предоставлены субсидии (субвенции) (п. 4 Порядка), в соответствии с которым перечисление субсидий (субвенций) бюджетному учреждению осуществляется уполномоченным получателем - главным распорядителем средств федерального бюджета или находящимся в его ведении получателем средств федерального бюджета, если бюджетные учреждения не находятся в ведении уполномоченного получателя (за исключением случаев, предусмотренных Правительством РФ). Отметим, что п. 4 Порядка в целом находится в рамках Концепции реформирования бюджетного процесса, в соответствии с которой финансирование бюджетных учреждений осуществляется только на основе бюджетной сметы. Указанный принцип будет реализован в полном объеме при введении в действие положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса...", в соответствии с которыми бюджетными учреждениями не могут быть получены субсидии (субвенции) из бюджетов. Теоретически такой подход к финансированию бюджетных учреждений можно обосновать тем, что разнообразные формы финансирования бюджетных учреждений являются причиной уменьшения прозрачности и контролируемости расходов бюджетов, так как по определению приводят к увеличению числа счетов по учету соответствующих операций со средствами бюджетов. Так, например, в 2006 г. субсидии за счет средств федерального бюджета федеральным учреждениям в соответствии с Приказом Минфина России от 06.04.2006 N 54н перечислялись на счета по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые органам Федерального казначейства на балансовом счете N 40503, с последующим отражением операций с субсидиями (субвенциями) на соответствующих лицевых счетах бюджетных учреждений. В настоящее время находящаяся на стадии переходного периода система финансирования бюджетных учреждений пока предусматривает форму финансирования в виде субсидий (субвенций). Вместе с тем уже сейчас можно вводить ряд ограничений по предоставлению субсидий (субвенций) бюджетным учреждениям с целью постепенного приведения к единой системе финансирования бюджетных учреждений. Пунктом 4 Порядка установлено, что субсидии (субвенции) не предоставляются подведомственным уполномоченному получателю бюджетным учреждениям, за исключением случаев, предусмотренных Правительством РФ. К указанным случаям, например, относятся случаи, связанные с возникновением расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению грантов победителям - бюджетным учреждениям - конкурсов, проводимых уполномоченным получателем (так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.04.2005 N 260 Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет предоставление субвенций на гранты Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук, на государственную поддержку ведущих научных школ Российской Федерации, а также на финансирование организационно-технического и информационного обеспечения проведения конкурсов за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых указанному Агентству на эти цели). Тем самым, так как до проведения конкурса неизвестен круг получателей субсидий, действие п. 4 Порядка без ограничений автоматически исключит из участия бюджетные учреждения, подведомственные уполномоченному получателю. Согласно п. 3 Порядка предоставление субсидий (субвенций) осуществляется на основании соглашений (договоров), заключенных бюджетным учреждением с уполномоченным получателем. В указанных соглашениях (договорах) должны быть предусмотрены размер, сроки, цели и условия предоставления субсидий (субвенций), порядок представления отчетности о результатах выполнения получателем субсидий (субвенций) предусмотренных соглашением мероприятий. В соответствии с Порядком перечисление субсидий (субвенций) осуществляется на счета бюджетных учреждений в следующем порядке: - в части федеральных учреждений - на счета по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России (иных кредитных организациях) на балансовом счете N 40503, с последующим отражением в установленном порядке операций с полученными субсидиями (субвенциями) на лицевых счетах федеральных учреждений. Зачисление субсидий (субвенций) отражается по коду бюджетной классификации 000 3 03 02010 01 0000 180 "Прочие безвозмездные поступления федеральным учреждениям"; - в части учреждений субъектов РФ (муниципальных учреждений) - на счета, открытые в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ (органов местного самоуправления) получателям субсидий (субвенций) - бюджетным учреждениям, находящимся в ведении субъекта РФ (муниципального образования), или органам, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта РФ (местного бюджета). В соответствии с п. 5 Порядка отражение операций с полученными субсидиями (субвенциями) осуществляется в порядке, установленном для использования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Рассматривая по совокупности п. п. 3 и 5 Порядка, можно сделать вывод о том, что бюджетным учреждениям субъектов РФ и муниципальным учреждениям субсидии (субвенции) направляются непосредственно на лицевые счета указанных бюджетных учреждений по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, или на лицевые счета указанных бюджетных учреждений на их дополнительное финансирование, открытые в финансовом органе на балансовом счете N 40201 (N 40204), в зависимости от варианта открытия лицевых счетов бюджетным учреждениям по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
С.С.Бычков Заместитель начальника отдела Департамента бюджетной политики Минфина России Подписано в печать 25.04.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |