Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговое будущее ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 5)



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 5

НАЛОГОВОЕ БУДУЩЕЕ

(III Всероссийский налоговый форум)

Что следует менять в налоговой системе? Дискуссия на эту тему развернулась на III Всероссийском налоговом форуме, организованном Торгово-промышленной палатой Российской Федерации при информационной поддержке, в частности, Издательского дома "ФБК-ПРЕСС".

Предложения ТПП России

Для предприятий налоги надо снижать, а для граждан - повышать. Это был главный тезис первого из основных выступающих на Налоговом форуме - президента Торгово-промышленной палаты РФ Е.М. Примакова. Многие предложения Евгения Максимовича напомнили время, когда он был премьер-министром России (сентябрь 1998 г. - май 1999 г.). В частности, это возврат прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (см. таблицу) или льготы для фирм, проводящих капитальные вложения.

Ставки НДФЛ, предлагаемые ТПП России

     
   ——————————————————————————————————T——————————————————————————————¬
   |       Месячный доход, руб.      |            Ставка            |
   +—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |До 5000                          |Налог не взимается            |
   +—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |От 5001 до 100 000               |13%                           |
   +—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |От 100 001 до 300 000            |12 350 руб. + 20% суммы,      |
   |                                 |превышающей 100 000 руб.      |
   +—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |Свыше 300 000                    |52 350 руб. + 30% суммы,      |
   |                                 |превышающей 300 000 руб.      |
   +—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |Сейчас НДФЛ не зависит от дохода. Основная ставка налога — 13%  |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Также была предложена масса преимуществ. Одно из них - воскресить инвестиционную льготу, бывшую в ныне отмененном Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Она позволяла экономить до 50% первоначального налога на прибыль, напомнил Е.М. Примаков.

Еще стоит изменить п. 1.1 ст. 259 Налогового кодекса РФ. Сейчас он разрешает сразу включать в расходы до 10% первоначальной стоимости приобретенных основных средств (а также сумм, затраченных на достройку, дооборудование, модернизацию и т.п.). Этот норматив докладчик рекомендовал увеличить в два-три раза. А "в отношении технологически прогрессивного оборудования" предложено сразу учитывать до 100% затрат. Кроме того, с подобного оборудования, ввозимого в Россию, не следует начислять НДС, считает Евгений Максимович. Льготу надо ввести как можно быстрее. "С учетом глубокой старости основных фондов" требуется их срочное техническое перевооружение. И еще желательно разрешить выполнять переоценку налоговой стоимости основных средств и списывать суммы дополнительной амортизации в уменьшение базы по налогу на прибыль.

Потом выступающий перешел к проблемам малого бизнеса, в основном к спецрежимам. Тут предложено до 54 млн руб. (у венчурных и инвестиционных предприятий - до 100 млн руб.) увеличить доход, при котором разрешена "упрощенка". Это в два с лишним раза выше действующего лимита. Что же касается "вмененщиков", то для них озвучена старая идея - отмена кассовых аппаратов. К чему контролировать выручку, если "вмененный" налог от нее не зависит? Мысль логична, но предложенный ТПП России законопроект "уже два года находится под сукном в Госдуме", с горечью заметил президент Палаты.

Критически он отозвался и о ряде действий Минфина России, а также планах этого ведомства. Например, об отсутствии льгот для коммерсантов, "создающих инфраструктуру и промышленные предприятия" в таких регионах, как Восточная Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток. Их развитие, по мнению докладчика, стало "важнейшей национальной задачей", а налоговая политика этому не способствует. Да и действия самих налоговых органов в ТПП России оценивают скептически. Инспекторы своевольно трактуют Налоговый кодекс, и "ситуацию здесь надо менять": ввести ответственность проверяющих за незаконные действия. "Необходимый законопроект уже разработан Торгово-промышленной палатой" - так закончил свой доклад Евгений Примаков.

Следующим выступал советник Президента России В.Ф. Яковлев, ранее - председатель ВАС РФ. На прежнем посту он защищал идею о внесудебном решении налоговых споров. Она вылилась в расширение полномочий инспекторов, без суда списывающих доначисленные налоги и штрафы со счетов предприятий <1>. Яковлев предлагает дальнейшее реформирование системы решения налоговых споров, не конкретизируя пока суть вероятных новшеств.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Внесудебный порядок списания применяется инспекторами и упомянут в ряде ведомственных документов. Например, он следует из Приложения 4 к Приказу ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-19/825@. В соответствии с документом для взыскания штрафа могут быть приостановлены операции по счету налогоплательщика.

В том же ключе говорил и президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохин. По его словам, с одной стороны, уже произведено много изменений. С другой стороны, налоговая система не стала инструментом стимулирования бизнеса. Поэтому нельзя говорить о завершении налоговой реформы и нужно ее дальнейшее совершенствование. Словом, будет реформа реформы, потом - реформа реформирования реформы и так до бесконечности, иронично заметил кто-то из зала. Александр Николаевич реплики не услышал.

Взгляд Министерства финансов РФ

"Иногда приходится слышать самые на первый взгляд удивительные предложения, - мягко заметил заместитель министра финансов С.Д. Шаталов. - Я не отрицаю стимулирующую функцию налогов, - продолжил он, - но хочу еще раз подчеркнуть, что главное, конечно же, это собрать налоги. Точки зрения бизнеса и государства на эту тему очень часто и объективно различаются. Поэтому нужно искать компромисс", - заключил чиновник и начал оценивать ранее высказанные идеи.

Например, в 200 - 600 млрд руб. в год. Столько, по прикидкам Сергея Дмитриевича, не получит казна на изменениях по амортизации, рекомендуемых Е.М. Примаковым.

Или в повышении ставки налога на прибыль - это цена инвестиционной льготы. На такие потери государство не согласно. Кроме того, они, по мнению С.Д. Шаталова, неоправданны. От одного снижения налогов мало пользы, если нет доступа к дешевым банковским кредитам, "недостаточно хороши правоохранительная и судебная системы" и т.п. Значит, хороших налоговых новостей не ожидается - такой вывод сделали слушатели. Понравился он не всем. Например, Е.М. Примаков пытался доказать, что важен общий эффект, включая дополнительные доходы от выпуска новой продукции и соответствующие налоги. Аргумент (на наш взгляд, разумный) воспринят не был.

Впрочем, все еще может измениться - считает сам замминистра, поскольку "налоговые преобразования ни в одной стране не кончаются никогда". И в целом у нас строительство налоговой системы "почти закончено, но в каждом из этих налогов предстоит еще сделать очень много".

Не исключено и изменение их величин, в том числе уменьшение ставки ЕСН до 12%. Идею С.Д. Шаталов оценил как очень привлекательную, но отметил: воплощать ее можно, только когда поймем, в каком направлении будет развиваться пенсионная реформа. Пока же не планируется работать над сопоставимостью этой реформы и изменений в ЕСН, невесело заметил председатель бюджетного комитета Совета Федерации Е.В. Бушмин. Само предложение снизить ЕСН прозвучало и от председателя "Деловой России" Б.Ю. Титова. Он же в очередной раз предложил заменить НДС на налог с продаж со ставкой 10%. Идея высказывалась уже давно, и на форуме ее почти не обсуждали.

Без особого внимания осталась и речь депутата Государственной Думы О.Г. Дмитриевой. Она рассказывала о льготах, что планировались, но не утверждены даже Правительством РФ (в законопроекте) или же отредактированы с потерей множества преимуществ. К первым относится увеличение лимита для использования "упрощенки". Ко вторым - возможность применять ускоренную амортизацию для инновационных предприятий. В правительстве данную льготу переделали в ускорение амортизации оборудования, эксплуатируемого в инновационной деятельности. Это, по мнению О.Г. Дмитриевой, невыгодно именно инновационным предприятиям. Они окажутся последними в очереди доказывающих право на налоговые преимущества.

Такие ситуации были интересны немногим. Публика оживилась с выступлением президента ОАО "Объединенные консультанты "ФДП" С.Ю. Глухова.

Возврат к действительности

Не рано ли мы мечтаем о будущем, забывая о массе сегодняшних проблем, - такова была суть доклада. В частности, на каком основании налоговые органы разрабатывают свои критерии неблагонадежности, которых нет ни в одном законе. Речь здесь идет о пресловутых 109 признаках, среди которых есть весьма спорные. Например, тщательно должны проверять фирмы, где руководитель - житель другого региона или сельской местности. Или где директор одновременно и учредитель.

Странными оказываются и многие решения судов, включая КС РФ. Взять хотя бы Постановление КС РФ от 28 февраля 2006 г. N 2-П (о проверке Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"). Суд признал неконституционным требование об уплате компаниями связи отчислений в спецрезерв. Значит, поборы должны быть сразу отменены, сделал докладчик справедливый вывод <1>. Но Конституционный Суд РФ решил: неконституционные "положения утрачивают силу не позднее 1 января 2007 года". Постановление N 2-П - не единственное "отсроченное" решение КС РФ. Можно вспомнить хотя бы историю с отменой налога с продаж - его дважды объявляли неконституционным, но собирали до конца года. Или (из недавних документов) Постановление КС РФ от 22 марта 2007 г. N 4-П. Им признано незаконным ограничение максимального пособия по беременности и родам. Только сам лимит (16 125 руб. в месяц) не отменен. Законодателю дано полгода на исправление своей ошибки. Все это время права граждан будут нарушаться.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Решения КС РФ вступают в силу немедленно после провозглашения (ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ). О сегодняшних проблемах и путях их решения также рассказал руководитель экспертного совета "Деловой России" А.В. Данилов-Данильян. Он, в частности, предложил сдавать бухгалтерскую отчетность не ежеквартально, а раз в год, ввести уплату ЕСН единой платежкой и значительно упростить налоговые декларации. Инициативы эти не новы, они давно обсуждаются, но дальше слов ничего не идет. Также словами, скорее всего, останутся основные предложения депутата Государственной Думы С.Ю. Глазьева. Маловероятно, что кто-то последует его совету "наградить всех разработчиков НДС - выписать им премию в размере штрафов, которые наше государство взыщет с разных мошенников, и налог на этом отменить". Или освободить от НДФЛ ту недвижимость, что была получена людьми до реформ, а именно до 1990 г. По мнению выступающего, эти ценности были честно заработаны, и их не нужно облагать налогом. А.А.Родионов Налоговый эксперт Подписано в печать 25.04.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Закон о защите прав потребителей в кредитных правоотношениях: мнимая угроза для банка или реальное средство защиты интересов заемщика ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 5) >
Статья: Ответственность за налоговые преступления ("Малая бухгалтерия", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.