Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Внутренний аудит в системе внутреннего контроля организации ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 5)



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 5

ВНУТРЕННИЙ АУДИТ В СИСТЕМЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Контроль - это неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является обнаружение отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на более ранней стадии, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, а в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб либо провести мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Такое определение контроля дано в ст. 1 Лимской декларации руководящих принципов контроля <1>. Статьей 3 Декларации предусмотрено, что внутри отдельных ведомств и организаций создаются внутренние контрольные службы, входящие в систему внутреннего (внутрихозяйственного) контроля.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> The Lima Declaration of Guidelines on Auditing Precepts (Лимская декларация руководящих принципов контроля; принята в октябре 1977 г. на IX Конгрессе INTOSAI в г. Лиме (Перу). Интересы России в INTOSAI (международное объединение национальных организаций, осуществляющих контроль в бюджетной сфере) представляет Счетная палата Российской Федерации, вступившая в него в 1995 г.

Система внутреннего контроля (СВК) - это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством экономического субъекта для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также для своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) информации (п. 8 ПСАД N 8) <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 405.

СВК состоит из следующих компонентов: системы бухгалтерского учета; контрольной среды; отдельных средств контроля. Рассмотрим каждый из них.

Система бухгалтерского учета - это совокупность форм и методов, обеспечивающих для организации возможность вести учет своего имущества и обязательств посредством сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в учетных регистрах на основании первичных документов, т.е. вести бухгалтерский учет, а также формировать финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

По мнению ряда специалистов, в состав элементов внутреннего контроля целесообразно включать еще и систему налогового учета, которая служит для формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций, а также для обеспечения внутренних и внешних пользователей информацией, позволяющей контролировать правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Контрольная среда - это, во-первых, понимание руководством экономического субъекта важности и значения СВК, а во-вторых, действия руководства по установлению и поддержанию этой системы. Основные составляющие контрольной среды указаны в п. 10 ПСАД N 8.

Средства контроля, в свою очередь, должны обеспечивать: совершение хозяйственных операций с одобрения руководства организации; правильное отражение всех операций на счетах бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой; возможность доступа к активам только с разрешения руководства организации; исполнение руководством организации надлежащих действий при несоответствии фактически имеющихся активов и обязательств данным бухгалтерского учета.

Экономические субъекты хозяйственной деятельности должны применять определенные процедуры контроля, перечень которых приведен в ПСАД N 8. Условно эти процедуры можно разделить на две группы. К первой группе надо отнести процедуры, связанные с ограничением или делегированием полномочий, ко второй - связанные с установлением подлинности (верификацией) данных.

Наиболее распространенными формами внутреннего контроля являются деятельность ревизионных комиссий (ревизоров) и внутренний аудит.

Наличие контрольных служб исходя из различных организационно-правовых форм экономических субъектов должно быть отражено в учредительных документах, в первую очередь в уставе организации. На это обращают особое внимание налоговые органы, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 занимаются государственной регистрацией юридических лиц.

На основании ст. 103 Гражданского кодекса РФ высший орган управления акционерным обществом - общее собрание акционеров - избирает ревизионную комиссию (ревизора) для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Согласно ст. 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) данная служба создается в обязательном порядке.

Избранный контрольный орган исполняет свои обязанности в интересах собственников организации. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности проводится по итогам деятельности общества за год, а также в любое время по инициативе самой комиссии либо по решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или же по требованию акционеров общества, владеющих в совокупности не менее чем 10% голосующих акций.

Аналогичное право избирать ревизионную комиссию (ревизора) в соответствии со ст. 91 ГК РФ имеет и общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью. В то же время Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) допускает отсутствие ревизионного органа в обществе с числом участников менее 15, но только если это оговорено в уставе. Вместе с тем в ст. 32 Закона об ООО указано, что функции ревизионной комиссии (ревизора) общества, если это предусмотрено его уставом, может исполнять утвержденный общим собранием участников общества независимый аудитор, т.е. лицо, не связанное имущественными или родственными интересами с участниками общества и его руководством.

К сожалению, приходится констатировать, что при проведении аудиторских проверок установить наличие ревизионной комиссии или хотя бы ревизора удается далеко не всегда. В лучшем случае аудиторам предъявляют протокол общего собрания учредителей об избрании комиссии, обнаружить же план работы, а тем более акты проведенных ревизий или проверок и результаты их рассмотрения практически невозможно.

Знакомясь с протоколами об избрании ревизионных комиссий, приходится сталкиваться и с несерьезным подходом к формированию этих комиссий. В их состав порой избираются лица, не имеющие необходимого опыта бухгалтерской или контрольной работы либо занимающие должности в органах управления этого общества (последнее запрещено, в частности, п. 6 ст. 85 Закона об АО).

Между тем согласно действующему законодательству функции ревизионной комиссии (ревизора) весьма серьезны и значительны. Так, в соответствии со ст. ст. 87 и 88 Закона об АО ревизионная комиссия (ревизор) акционерного общества ежегодно составляет заключение, в котором должны содержаться:

- подтверждение достоверности данных, отраженных в годовом отчете общества общему собранию акционеров, бухгалтерском балансе, счете прибылей и убытков;

- информация о фактах нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов при ведении финансово-хозяйственной деятельности.

Аналогичные требования предъявляются и к ревизионной комиссии (ревизору) ООО. Более того, согласно ст. 47 Закона об ООО общее собрание участников вообще не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества без заключения ревизионной комиссии (ревизора).

Функции ревизионных комиссий тем более важны, что далеко не все общества, согласно ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", подлежат ежегодному обязательному аудиту. В частности, это относится к обществам, у которых объем выручки от реализации продукции за год не превысил 500 000 МРОТ (т.е. был менее 50 млн руб.) или же сумма активов баланса не превысила на конец отчетного года 200 000 МРОТ (т.е. составляла менее 20 млн руб.).

Однако у руководителей организаций имеется возможность провести независимый инициативный аудит. Для этого необходимо заключить договор об оказании аудиторских услуг с аудиторской организацией или с индивидуальным аудитором, имеющими действующую лицензию Минфина России.

Расходы на все виды аудита, в том числе и на инициативный, относятся согласно пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ на прочие расходы, связанные с производством и реализацией, а следовательно, и уменьшающие налогооблагаемую прибыль.

Внутренний аудит

В процессе развития рыночной экономики происходит концентрация собственности и интеграция экономических субъектов хозяйственной деятельности. В результате этого сформировались группы взаимосвязанных организаций, состоящих из материнских, дочерних и зависимых обществ. Это различные финансово-промышленные группы, холдинги, концерны, корпорации, имеющие, как правило, организационно-правовую форму открытого акционерного общества. Потребность в проверке и анализе составляемой ими консолидированной отчетности возникает у руководства этих холдингов в связи с необходимостью: достоверной оценки объема операций, совершаемых отдельными организациями в интересах группы или других лиц, а также влияния этих операций на финансовые показатели деятельности группы (в том числе на налоговые платежи); установления правильности взаиморасчетов головной организации, дочерних и зависимых обществ; оценки степени управляемости группы; разработки стратегии развития бизнеса.

В такой ситуации реально планировать и финансировать деятельность подобной организации можно, только если функционирует системный контроль и анализ регулярно представляемой целостной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности холдинга и его финансовых результатах.

Этим целям отвечает внутренний аудит - контрольная деятельность, проводимая внутри хозяйствующего субъекта службой внутреннего аудита (СВА).

Таким образом, внутренний аудит является самостоятельной структурой экономического субъекта, которая наряду с ревизионной комиссией входит в общую функциональную систему внутреннего контроля, занимая свое положение в иерархии организации.

К задачам СВА относятся: анализ финансовой отчетности; сопоставимость ее показателей со статистической и оперативной отчетностью; оценка достоверности активов и пассивов; проверка адекватного отражения хозяйственных операций в учете и правильности составления отчетности; оперативное представление необходимой информации руководству головной организации; эффективное взаимодействие с внешними аудиторами; предупреждение санкций со стороны налоговых и других контролирующих органов.

Эта служба не только поддерживает эффективное функционирование всех элементов системы управления, но и способна выявлять резервы и наиболее перспективные направления развития бизнеса. С помощью СВА руководство компании может принимать верные решения, опираясь на достоверную информацию, и выявлять пробелы в работе, которые можно вовремя устранить.

Ключевая функция службы внутреннего аудита заключается в разработке и представлении не только предложений по ликвидации выявленных нарушений, но и рекомендаций по повышению эффективности управления, выявлению резервов развития, а также в консультативной поддержке руководства. Соответственно, должен быть организован должный контроль за выполнением принятых решений по результатам проведенных ревизий и проверок.

При создании современных систем внутреннего аудита необходимо учитывать требования Международного института внутренних аудиторов и его российского партнера - Некоммерческого партнерства "Институт внутренних аудиторов".

На основании изучения опыта западных компаний внутренний аудит характеризуется как деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий акционерам и консультаций менеджменту, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит можно классифицировать по таким видам, как:

- операционный аудит - проверка функционирования организации для оценки производительности и эффективности операций;

- аудит "на соответствие" - проверка соблюдения в организации существующих внутренних правил и процедур, бюджета, а также законодательства;

- аудит финансовой отчетности - проверка отчетности организации с точки зрения ее достоверности, соответствия учетной политике, общепринятым бухгалтерским принципам, налоговому законодательству.

Вопросы организации внутреннего контроля и внутреннего аудита четко регламентированы лишь в банковской сфере <1>. Поэтому в других сферах экономической деятельности каждая организация вправе самостоятельно определять состав и цели субъектов системы контроля.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См. Положение об организации внутреннего аудита в Центральном банке Российской Федерации, утвержденное Приказом Банка России от 31 марта 1997 г. N 02-140 и Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах от 16 декабря 2003 г. N 242-П.

При проектировании структуры СВА нужно прежде всего создать условия для независимости и объективности этой службы. Так, в географически разветвленной структуре компании оптимальным представляется вариант формирования централизованной службы внутреннего аудита. Ее работники территориально могут находиться в головной (управляющей) компании либо на нескольких "базовых" предприятиях. Но в любом случае функционально они должны подчиняться руководителю СВА головной (управляющей) компании.

Надо сказать, что вариант создания собственной СВА обладает определенными преимуществами, а именно:

- сотрудники компании хорошо знакомы с ее внутренней организацией и отраслевыми особенностями бизнеса; когда штатные работники выполняют аудиторские задания, полученные навыки и опыт остаются внутри компании;

- руководство компании может использовать внутренний аудит как "площадку" для профессионального роста и карьерного развития будущих управленческих кадров;

- служба внутреннего аудита создается на основании специального распоряжения по головной организации, в котором определяются цели, задачи, структура и численность службы, права и обязанности ее работников, назначается ее руководитель, предусматриваются периодичность ревизий и проверок, порядок рассмотрения их результатов.

Однако независимость службы внутреннего аудита, являющейся одним из подразделений головной организации, естественно, не может быть сравнима с полной независимостью внешнего аудита. Поэтому наилучшим вариантом считается функциональное подчинение руководителя СВА комитету по аудиту совета директоров либо напрямую совету директоров компании. Именно такой подход соответствует современным принципам корпоративного управления и позволяет достичь высокого уровня независимости внутренних аудиторов от исполнительного руководства, а также при прочих равных условиях максимально использовать потенциал СВА. Если данный вариант по каким-либо причинам не может быть реализован, следует установить подчинение СВА генеральному директору.

Таким образом, наличие в компании службы внутреннего аудита не только считается одним из конкурентных преимуществ, но и играет большую роль в привлечении дополнительного финансирования. Инвесторы предпочитают компании с хорошим корпоративным управлением, а система внутренних контрольных органов является важным инструментом управления акционерным обществом и содействует созданию четкой и прозрачной системы подготовки финансовой отчетности.

Разновидности внутреннего аудита

Как один из вариантов организации внутреннего аудита можно использовать аутсорсинг, т.е. полностью передать функции внутреннего аудита специализированной компании или внешнему консультанту. Однако не рекомендуется, чтобы задачи внутреннего аудита решал внешний аудитор этой компании. Еще один вариант - косорсинг. Он заключается в том, чтобы создать службу внутреннего аудита в рамках компании, но в некоторых случаях привлекать экспертов специализированной компании или внешнего консультанта. К потенциальным преимуществам использования аутсорсинга и косорсинга можно отнести:

- возможность использовать услуги эксперта в разных областях;

- доступ к высокопрофессиональным аудиторским кадрам;

- гибкость в вопросе привлечения аудиторских ресурсов (например, при внедрении новой системы или необходимости провести внеплановый аудит не придется расширять штат СВА или отвлекать ее ресурсы от выполнения других проектов);

- доступ к передовым технологиям и методикам проведения внутренних аудитов.

К аутсорсингу и косорсингу прибегают различные организации. Это могут быть как небольшие фирмы, у которых нет достаточно ресурсов для создания собственной службы аудита, так и крупные компании. Последним такие услуги, как правило, нужны для аудита какой-либо специфической области (например, информационных технологий или капитального строительства). Кроме того, дополнительные аудиторские ресурсы могут потребоваться в пиковые периоды нагрузки на штатных аудиторов.

Различия форм контроля

Надо сказать, что внутренний аудит, внешний аудит и ревизия имеют много общего: применение приемов документального и фактического контроля, общие методики определения достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, оценки правильности ведения бухгалтерского и налогового учета, формирования учетной политики.

В то же время имеются и различия. Во-первых, внешний аудит отличается от внутреннего постановкой разных целей, ориентированных у первого - на собственников и защиту их интересов, а у второго - на руководство организации, состоящее в ряде случаев из наемных менеджеров.

Во-вторых, связи внешнего аудита характеризуются как горизонтальные, партнерские, равноправные во взаимоотношениях с клиентом. Правовое регулирование основано на Законе об аудите, ГК РФ, некоторых подзаконных актах (постановлениях Правительства РФ, приказах Минфина России).

Внутренний же аудит построен на иерархических, вертикальных связях с подчинением непосредственно руководству головной организации. Отношения работников регулируются Трудовым кодексом РФ и локальными актами.

В-третьих, внешний аудит в рамках оказания аудиторских услуг не дает оценку экономической обоснованности управленческих решений и эффективности деятельности подразделений компаний, что обычно является одной из задач аудита внутреннего.

Не надо забывать и о том, что эффективный внутренний аудит может снизить финансовые затраты компании на внешний аудит: если внешний аудитор сможет положиться на результаты работы внутреннего аудита, это, не отменяя внешний аудит для компании, сократит трудозатраты на проведение выполняемых внешними специалистами аудиторских процедур.

Существенные различия имеются между ревизиями, проводимыми внешними контрольными органами, а также ревизионными комиссиями, с одной стороны, и аудиторскими проверками - с другой.

Задача ревизий - выявить нарушения, устранить их, наказать виновных. Ревизии направлены на обеспечение сохранности активов, пресечение и профилактику злоупотреблений. Цели ревизии определены в Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Приказ Минфина России от 14 апреля 2000 г. N 42н. Практические задачи аудита - оказание помощи и улучшение финансового положения, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), консультирование аудируемых лиц. Главное же их различие заключается в том, что ревизии, проводимые ревизионными комиссиями, так же, как и внешние аудиторские проверки, носят эпизодический характер (как правило, по итогам отчетного года, перед общим собранием собственников), внутренний же аудит проводится систематически, постоянно, а число выполняемых им задач значительно больше. И наконец последнее. Руководители субъектов малого предпринимательства, где бухгалтерский учет ведет ограниченное число работников и нередко допускается совмещение обязанностей лица, ведущего бухгалтерский учет, с полной материальной ответственностью за денежные и материальные ценности, пытаются переложить и всю ответственность за внутрихозяйственный контроль на главного бухгалтера. Однако в такой ситуации не принимается во внимание, что главный бухгалтер, являясь наемным работником, а следовательно, лицом подчиненным и ответственным за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, не в состоянии обеспечить должный и при том незаинтересованный, объективный финансовый контроль. Кроме того, согласно ст. 59 Трудового кодекса РФ трудовой договор с работником, в том числе с главным бухгалтером, поступающим, например, на работу в малое предприятие, может быть заключен работодателем на определенный срок (не более пяти лет). В результате положение работников, заключивших договор на определенный срок, оказывается худшим по сравнению с остальными сотрудниками, заключившими договор на срок неопределенный. Ведь по окончании действия трудового договора работодатель может расстаться с работником без объяснения каких-либо причин. В ряде случаев с главными бухгалтерами заключаются трудовые договоры о работе по совместительству (гл. 44 ТК РФ), а иногда и договоры подряда, регулируемые гл. 37 ГК РФ. Но в силу ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" именно руководители несут ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций. В то же время в ст. 7 данного Закона сказано, что главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает соответствие хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Рекомендации по усилению СВК Исходя из опыта контрольно-ревизионной и аудиторской работы автору хотелось бы остановиться на некоторых конкретных мерах по усилению внутреннего финансового контроля. Контроль за движением денежных средств 1. Тщательно подходить к подбору кандидатов на должность кассира. Кассир должен пройти соответствующую подготовку и иметь опыт работы. Руководство организации обязано навести справки, не имел ли этот работник ранее судимости за экономические преступления, не состоит ли он на учете в психоневрологическом диспансере, достиг ли совершеннолетия. Прием-передачу кассы следует производить в присутствии назначенных членов инвентаризационной комиссии и оформлять соответствующим актом только после того, как подписан приказ о назначении кассира и с ним заключен договор о полной материальной ответственности. В акте в обязательном порядке должно быть также указано, где находится запасной комплект ключей от кассового сейфа. 2. Проводить внезапные инвентаризации кассы. В учетной политике организации необходимо указать периодичность инвентаризаций, но именно внезапность позволит установить фактический остаток наличных денег в кассе. 3. Не допускать случаев одновременного исполнения кассиром тех же обязанностей в других организациях с использованием одного и того же кассового сейфа. В исключительных случаях (например, при избрании кассира казначеем профсоюзной организации) деньги и другие ценности, принадлежащие разным владельцам, должны храниться в разных сейфах. В этих условиях инвентаризацию надо проводить одновременно с участием уполномоченных лиц этих организаций. 4. Никогда не подписывать чистых бланков чеков. Иногда кассиры просят руководителя и главного бухгалтера организации подписать чистый бланк чека на случай, если предыдущий подписанный чек по какой-то причине будет испорчен и не оплачен банком. Подобные нарушения могут привести к хищению денежных средств. 5. Тщательно проверять взаимосвязанные операции. Целесообразно проводить выборочные проверки ранее утвержденных авансовых отчетов и назначить ответственное лицо за сохранность бухгалтерского архива. Пример 1. Организация занималась реализацией товаров за наличный расчет через частных лиц, с которыми заключались соответствующие договоры. Однако в связи с тем, что бухгалтерский учет был запущен, сверки расчетов с реализаторами за выданные им под отчет товары не производились. Более того, при сдаче ими выручки за эти товары в приходных кассовых ордерах не указывались фамилии и инициалы реализаторов, номера и даты договоров и расходных складских накладных, по которым они получали товары для реализации. В результате, как было установлено аудиторской проверкой, многие из указанных лиц, не отчитавшись перед бухгалтерией организации за полученные товары, скрылись. Пример 2. Руководитель фирмы систематически представлял в бухгалтерию на крупные суммы квитанции к приходным кассовым ордерам, выданные разными организациями. Основание для приема денег в них указывалось одинаковое: "За оказанные услуги". Авансовые отчеты не составлялись. Никаких других сведений в указанных квитанциях не указывалось. Тем не менее во всех случаях руководителю производились указанные выплаты со списанием их на затраты организации. На требования аудитора представить договоры с организациями и другие оправдательные документы, а также сообщить реквизиты контрагентов был получен отказ. По результатам проверки было выдано отрицательное аудиторское заключение. Пример 3. Руководителем организации был издан приказ о премировании работников за истекший квартал. В приказе были допущены следующие нарушения: отсутствовали ссылки на локальные распорядительные документы о премировании; не указана общая сумма выплачиваемой премии; в перечне премируемых работников не была проставлена нумерация, не указаны должности работников (в том числе однофамильцев); вместо конкретного размера премии в приказе было указано: "Нижеперечисленным работникам выплатить премию в размере месячного оклада согласно штатному расписанию", хотя в течение года в штатное расписание вносились неоднократные изменения; приказ не был завизирован главным бухгалтером и начальником отдела кадров. Воспользовавшись этими недоработками в оформлении приказа, бухгалтер-расчетчик в сговоре с кассиром включил в расчетную ведомость ряд уволившихся работников, а также родственников и знакомых. Чтобы скрыть мошенничество, ими были дополнительно внесены в приказ фамилии указанных лиц, за которых они в платежной ведомости расписались в получении денег. Кроме того, вся сумма начисленной премии была необоснованно включена в себестоимость реализованной продукции, в связи с чем была уменьшена сумма налогооблагаемой прибыли. Между тем коллективный договор с сотрудниками заключен не был, положение о премировании отсутствовало, в трудовых договорах (контрактах) не указывался порядок премирования. В ходе выездной налоговой проверки было установлено, что имевший место порядок премирования работников этой организации не давал ей право уменьшать на сумму начисленных премий налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (п. 21 ст. 270 НК РФ). Как следствие, налоговый орган доначислил налог на прибыль, начислил штраф и пени. Как видно из приведенных примеров, серьезные нарушения, не вскрытые системой внутреннего контроля, не только привели к значительным налоговым санкциям, но и создали условия для совершения противоправных действий из-за халатности должностных лиц. 6. Выверять средства на банковских счетах. Банковские выписки следует тщательно сравнивать с бухгалтерскими записями. Необходимо также сопоставить выписки с бухгалтерскими расшифровками по счетам 50, 51, 52, 55, 57. Отметим, что теперь есть возможность получать онлайновые банковские отчеты через Интернет, в связи с чем выверку банковских выписок можно проводить ежедневно. 7. Обновлять карточки подписей. Банк, обслуживающий организацию, располагает списком лиц, которые уполномочены подписывать чеки. Если кто-то из этих ответственных работников оставляет организацию по какой-либо причине, то он некоторое время сохраняет правомочность подписывать чеки. Чтобы не допустить подобных ситуаций, карточки с образцами подписей должны немедленно обновляться сразу после того, как подписант увольняется. Контроль за движением материально-производственных запасов 1. Соблюдать установленные требования по подбору кадров на материально ответственные должности. Следует утвердить список лиц, занимающих эти должности, с указанием видов полной материальной ответственности (индивидуальной или коллективной). 2. Контролировать доступ к учетным и складским записям по движению сырья и товарных запасов. Необходимо разработать и утвердить уровни охраны документов, содержащих эти записи, а также список лиц, имеющих к ним доступ. 3. Обеспечить охрану складских помещений, ограничив доступ посторонних лиц на склад. Организация контрольно-пропускной системы, оснащение охранно-пожарной сигнализацией, весоизмерительными приборами, контроль за их своевременным клеймением, выдача со склада ресурсов согласно лимитным картам - основные шаги по наведению контроля в складском хозяйстве. 4. Соблюдать требования по проведению инвентаризации. Особое внимание нужно уделять правильному отражению в учете выявленных отклонений (излишков, недостач, пересортицы), а также полному возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц. Следует тщательно проверять работу тех материально ответственных лиц, которые более двух лет не находились в отпусках, а значит, при индивидуальной материальной ответственности у них не проходила передача материальных ценностей. 5. Контролировать движение выданных доверенностей на получение товарно-материальных ценностей. В заключение отметим, что многих нарушений можно избежать, если организовать действенную систему внутреннего контроля и аудита, удовлетворяющую нуждам каждой организации независимо от ее основных задач, организационно-правовой формы, объема экономических показателей. Б.Д.Дивинский Доцент МФЭИ, генеральный директор аудиторской фирмы "Эверест-аудит", аттестованный аудитор Подписано в печать 25.04.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Договор займа: особенности заключения, уголовная ответственность ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 5) >
Статья: Расходы на приобретение услуг по созданию и совершенствованию СВК: налоговые аспекты ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.