|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Об актах Правительства РФ, принятых в целях реализации положений Водного кодекса ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 5)
"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 5
ОБ АКТАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ, ПРИНЯТЫХ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ВОДНОГО КОДЕКСА
В соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ с 1 января 2007 г. введен в действие новый Водный кодекс Российской Федерации. В целях реализации соответствующих положений ВК РФ принято около 20 постановлений правительства. Рассмотрим некоторые из этих нормативно-правовых актов, представляющих, на наш взгляд, наибольший интерес для хозяйствующих субъектов и других водопользователей.
Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" и от 14 декабря 2006 г. N 764 "Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности"
Установлен порядок расчета и взимания платы за пользование поверхностными водными объектами или их частями, предоставляемыми на основании договоров водопользования для: забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей; использования водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов в целях производства электрической энергии; использования акватории водных объектов или их частей, в том числе в рекреационных целях. В соответствии с Постановлением N 764 плата за водопользование устанавливается с соблюдением следующих принципов:
- стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов; - дифференциация ставок платы в зависимости от речного бассейна; - равномерность поступления платы в течение финансового года. Первый принцип, видимо, означает, что уровень платы должен быть высоким. Это, с одной стороны, должно стимулировать непосредственных водопользователей к более рациональному использованию водных объектов, что приведет к экономии соответствующих финансовых затрат. С другой стороны, государство, вводя высокий уровень платы, будет получать необходимые средства, чтобы обеспечить охрану водных объектов и решение других проблем в водном хозяйстве страны. Возможно, в ближайшие годы уровень платы за водопользование существенно возрастет по сравнению с 2005 - 2006 гг. Сейчас же целесообразно отметить, что в Постановлении N 876 размер новых ставок за водопользование практически не изменился по сравнению со ставками, установленными гл. 25.2 "Водный налог" НК РФ. Второй принцип означает, что при утверждении ставок должны учитываться климатические и природно-географические особенности территорий, где располагаются водные объекты, на которых допускается платное водопользование. Этот принцип реализован в Постановлении N 876. В разд. I данного Постановления приведены ставки платы за забор воды, которые установлены по различным речным бассейнам конкретных рек или рек бассейнов соответствующих морей. Внутри каждого такого бассейна ставки дифференцированы по субъектам Федерации. В разд. III Постановления указаны ставки платы за использование водных объектов в целях производства электрической энергии. Эти ставки установлены в рублях за 1000 кВт/ч электроэнергии тоже по речным бассейнам основных рек, а также по рекам бассейнов морей и Тихого океана. В разд. IV Постановления N 876 за использование 1 кв. км акватории поверхностных водных объектов или их частей указаны ставки платы в тыс. руб. в год. Эти ставки, как и в разд. III, установлены по речным бассейнам основных рек и рекам бассейнов морей и Тихого океана. Для реализации третьего принципа в первую очередь должен быть установлен единый платежный период. Этот вопрос решен в Постановлении N 764 следующим образом: платежным периодом для всех категорий водопользователей признан квартал. Плата должна вноситься за фактическое водопользование не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом. Для сравнения укажем, что налоговым периодом для уплаты водного налога также был признан квартал (ст. 333.11 НК РФ). А ранее, Федеральным законом от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ, при внесении платы за водопользование устанавливались разные отчетные периоды в зависимости от категории водопользователя и вида пользования водными объектами. Так, для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, отчетным периодом являлся каждый календарный квартал, а для остальных плательщиков - каждый календарный месяц. Далее проведем сравнительный анализ размеров ставок платы за водопользование, утвержденных Постановлением N 876, и соответствующих ставок водного налога. Как уже отмечалось, в разд. I Постановления N 876 приведены ставки платы за забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их отдельных частей по речным бассейнам конкретных рек или рек бассейнов соответствующих морей. Рассмотрим, например, бассейн реки Лена. Здесь ставки установлены по восьми субъектам РФ, в том числе по Красноярскому краю (252 руб/1000 куб. м). Предположим, что организация "Альфа", территориально расположенная в Красноярском крае, произвела забор 100 000 куб. м воды из водного объекта, входящего в бассейн реки Лена. В этом случае организация, применяя ставку 252 руб/1000 куб. м, должна внести плату в сумме 25 200 руб. Сравним, какую бы сумму водного налога заплатила эта организация, если бы не заключила договор водопользования в 2007 г. по правилам нового Водного кодекса РФ. В этом случае организация применяла бы налоговые ставки за забор воды из поверхностных водных объектов, утвержденные гл. 25.2 НК РФ (ст. 333.12). Эти ставки установлены по экономическим районам страны. В свою очередь, внутри каждого района ставки дифференцированы по бассейнам рек и озер. Поэтому для определения размера налоговой ставки в рассматриваемом случае сначала следует выяснить распределение субъектов Федерации по экономическим районам, используя для этого Общероссийский классификатор экономических регионов (ОК 024-95), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 27 декабря 1995 г. N 640. В соответствии с этим классификатором Красноярский край входит в Восточно-Сибирский экономический район. Затем смотрим пп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ, где приводятся налоговые ставки за забор воды из бассейнов различных рек, входящих в Восточно-Сибирский экономический район. По бассейну реки Лена налоговая ставка установлена в том же размере, что и ставка платы, утвержденная правительством. Таким образом, сумма водного налога за забор воды в рассматриваемом случае не будет отличаться от суммы платы за этот вид водопользования, исчисленной по новым правительственным ставкам, и составит также 25 200 руб. Перечень ставок разд. II Постановления N 876 практически аналогичен налоговым ставкам и их размерам, установленным гл. 25.2 НК РФ за забор воды из территориального моря РФ и внутренних морских вод (ст. 333.12 НК РФ). Поэтому никаких дополнительных действий для сравнения новых правительственных ставок с налоговыми ставками в этом случае производить не нужно. Разделом III Постановления N 876 установлены ставки платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Налоговые ставки за этот вид водопользования структурированы почти в таком же порядке, и их размеры также совпадают с правительственными ставками (пп. 3 п. 1 ст. 333.12 НК РФ). Порядок установления правительственных ставок (разд. IV Постановления N 876) отличается от порядка гл. 25.2 НК РФ, где за пользование акваторией налоговые ставки установлены только по экономическим районам (без указания бассейнов каких-либо водных объектов). Если провести сравнительный анализ этих ставок с использованием ОК 024-95, то вновь можно убедиться в совпадении размеров налоговых и правительственных ставок. В соответствии с Постановлением N 764 размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы. Платежная база устанавливается в договоре по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части. Платежной базой являются: - объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, за платежный период; - количество производимой электроэнергии за платежный период; - площадь предоставленной акватории водного объекта или его части. В соответствии с условиями договора водопользования при уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов, при уменьшении (увеличении) количества произведенной электроэнергии по сравнению со значениями, установленными договором водопользования, плательщики пересчитывают размер платы. Этот перерасчет производится по мере необходимости по окончании соответствующего платежного периода. Следует также отметить, что рассматриваемыми Постановлениями не предусмотрено утверждение формы расчетов по плате за пользование водными объектами. Однако, по нашему мнению, разработка и утверждение указанной формы нужны, поскольку в конкретный договор водопользования не могут быть включены все показатели, необходимые для расчета платы. Ведь плата должна рассчитываться по итогам каждого отчетного периода за фактический объем водопользования.
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты"
В соответствии с Постановлением N 881 нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Нормативы устанавливаются на основании предельно допустимых концентраций химических и радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты <1>. Указанные нормативы Росводресурсы утверждают при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. ————————————————————————————————<1> Должны быть утверждены МПР России до 1 июля 2007 г. по согласованию с Минсельхозом России, Минздравсоцразвития России, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Источниками загрязнения поверхностных вод являются в основном сточные воды предприятий различных отраслей промышленности, сельского и жилищно-коммунального хозяйства. Наибольший сброс загрязненных сточных вод приходится на предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Наиболее распространено и опасно загрязнение нефтепродуктами. Этому способствует широкое использование нефти в различных отраслях хозяйства. Попав в водоем, 1 тонна нефти растекается по поверхности площадью 12 кв. км. Особо сильные бедствия приносят аварии при добыче и транспортировке нефти. Даже незначительное содержание нефтепродуктов придает воде специфический запах, который в течение длительного времени нельзя устранить никакими способами. Значительное количество нефти попадает в водоемы при перевозке танкерами. Балластную воду, содержащую нефтепродукты, нередко сбрасывают в водоемы. Аварии танкеров, которые происходят не только в морских, но и в пресных водоемах, нарушают условия водоснабжения населенных пунктов и выводят из строя пляжи. Загрязнение водной среды обусловлено не только производственной деятельностью топливно-энергетических отраслей, но и аварийными ситуациями. Тепловые и атомные электростанции сбрасывают большие объемы нагретой воды, что ведет к тепловому загрязнению водоемов. В результате нарушается режим водных объектов: термический, гидрохимический и гидробиологический. В ряде районов источниками загрязнения водных объектов являются карьеры по добыче полезных ископаемых, торфоразработки. Значительный, а в некоторых регионах и основной источник загрязнения поверхностных вод - жилищно-коммунальное хозяйство. На очистные сооружения ЖКХ, которые не рассчитаны на прием производственных сточных вод, поступает большое количество промышленных стоков, часто не прошедших предварительную локальную очистку. Острой проблемой отрасли считается неудовлетворительное техническое состояние действующих систем водоснабжения и канализации. За последние десятилетия существенным источником загрязнения внутренних водоемов стала рекреация, особенно такие ее виды, как массовое купание и маломерный флот. Загрязнению вод способствует также хозяйственное освоение водоохранных зон, нарушение правил использования и хранения ядохимикатов, распашка пойм, развитие эрозионных процессов на водосборах и др. В результате многие водные объекты России потеряли способность к самоочищению. Таким образом, к основным причинам опасного загрязнения водных объектов относятся: - повсеместное применение отсталых и расточительных технологий промышленного производства и водоснабжения; - недостаточная обеспеченность промышленных предприятий и населенных пунктов очистными сооружениями; - низкий технический уровень очистки сточных вод, поступающих с застроенных территорий; - чрезмерная химизация сельского хозяйства и использование большого количества минеральных удобрений и ядохимикатов; - загрязнение атмосферного воздуха продуктами выброса. Поэтому крайне важно, чтобы разрабатываемые в соответствии с Постановлением N 881 нормативы допустимого воздействия на водные объекты действительно способствовали поддержанию поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям. В этой связи целесообразно также отметить, что необходимо использовать прогрессивные методы при оценке качественного состояния и экологического благополучия водных объектов. При такой оценке возникают трудности, связанные с их многокомпонентностью, сложностью взаимодействия отдельных элементов, разнообразием протекающих процессов, значительной изменчивостью состава и свойств воды под влиянием естественных факторов и антропогенных нагрузок, различием условий использования и т.д. В силу этого разработка критериев и оценок качества воды - достаточно сложная проблема, не имеющая пока однозначного решения. В одних странах регламентируется качество природных вод, в других - нормируется выпуск сточных вод (по составу и объему), в-третьих - и то и другое одновременно, что в значительной мере определяет цели, характер и параметры систем мониторинга. Основной принцип оценки качества природных вод, официально утвержденный и повсеместно используемый в водоохранной практике России, состоит в сравнении значений показателей состава и свойств исследуемой воды с существующими нормативными значениями, приведенными в соответствующих стандартах и правилах охраны воды. Следует также отметить, что укоренившееся отношение к водным ресурсам как к бесплатному дару природы привело к крайне неэкономному и расточительному их расходованию. В коммунальном хозяйстве России удельный расход воды на одного жителя почти в три раза больше, чем в европейских странах. Аналогичное положение сложилось и в производственной сфере. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" Данным Постановлением утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее - Правила). Правилами, в частности, предусмотрено, что в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование указываются: сведения о заявителе (наименование и организационно-правовая форма, местонахождение, банковские реквизиты - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица и индивидуального предпринимателя); наименование и месторасположение водного объекта; обоснование вида, цели и срока водопользования. К заявлению прилагаются копии учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ - для юридического лица и выписка из ЕГРИП - для индивидуального предпринимателя; копия удостоверяющего личность документа - для физического лица; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; документ, подтверждающий полномочия лица на исполнение действий от имени заявителя, - при необходимости; копия положительного заключения государственной экспертизы и акт об его утверждении (в случаях, предусмотренных законодательством РФ); сведения о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации; документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования; данные о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте; материалы в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к ним. В п. п. 11 - 14 Правил приводятся перечни документов и материалов, которые следует дополнительно представлять при тех или иных видах водопользования. В соответствии с п. 20 Правил исполнительный орган или орган местного самоуправления в срок не более 30 дней с даты поступления документов: - рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным Правилами, с оценкой их полноты и достоверности, а также соответствия условий проведения намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства; - выполняет расчет параметров водопользования; - определяет условия использования водного объекта; - обеспечивает согласование условий водопользования с заинтересованными исполнительными органами государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции; - рассматривает и оценивает возможность использования водного объекта для заявленной цели. Постановлением N 844 признаны утратившими силу Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. N 383). Сравнивая между собой указанные документы, сразу можно отметить имеющиеся в них существенные различия. Ранее действовавшими Правилами определялся подробный порядок установления лимитов водопользования и, кроме того, порядок лицензирования водопользования. В Постановлении N 844 о лицензии говорится только в п. 13 Правил, которым предусмотрено, что к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для разведки и добычи полезных ископаемых прилагается в том числе и лицензия на пользование недрами. Это связано с тем, что в отличие от нового ВК РФ в Законе РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" сохранена система лицензирования пользования недрами, в том числе подземными водными объектами. Так, в соответствии со ст. 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. В п. 4 Правил есть ссылка на Перечень водохранилищ, предоставляемых в пользование на основании решения Росводресурсов или их территориального органа. Указанный Перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 16 ноября 2006 г. N 1578-р и насчитывает 70 водохранилищ. Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах" С учетом положений п. 3 ст. 6 и п. 8 ст. 25 ВК РФ в Постановлении N 769 предусмотрено, что правила охраны жизни людей на водных объектах утверждает орган государственной власти субъекта Федерации после их согласования с территориальным органом МЧС России и рядом федеральных органов исполнительной власти. Ранее данный вопрос подробно регулировался Правилами охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей (утв. Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 23 декабря 1988 г. N 351). Хотелось бы обратить внимание на возможность использовать опыт применения прежних нормативно-правовых актов при утверждении новых правил. Ведь многие из ранее установленных требований, в том числе конкретные ограничения действий граждан на водных объектах, вполне могут быть сохранены во вновь разрабатываемых актах. При использовании частных пляжей для массового отдыха также должны соблюдаться общепринятые правила. Например, очевидно, что требования охраны жизни людей на воде должны включать техническое освидетельствование водных объектов, предназначенных для общего водопользования и для массового отдыха граждан. А для определения готовности объекта к эксплуатации следует проводить ежегодные и внеочередные технические освидетельствования. За предупредительный и текущий государственный контроль за санитарным состоянием пляжей, плавательных бассейнов, мест массового купания, отдыха и спорта в прибрежной полосе должна отвечать санитарно-эпидемиологическая служба. В соответствии с прежними правилами и требованиями при проведении экскурсий, коллективных выездов на отдых и других массовых мероприятий на водоемах предприятия, учреждения или организации выделяли лиц, ответственных за безопасность людей на воде и охрану окружающей среды. В местах, запрещенных для купания, устанавливались специальные знаки безопасности. Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" Решение проблем, связанных с возмещением вреда, причиненного водным объектам, всегда оставалось сложным, так как нормы природоохранного, водного и другого законодательства, регулирующие эти вопросы, в ряде случаев не дают возможности провести однозначное их толкование. Кроме того, существуют и проблемы методологического характера, связанные с установлением обоснованных подходов к определению размера вреда и непосредственного виновника события, повлекшего за собой ухудшение состояния водных объектов. Поэтому введение в действие единой методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, будет способствовать в определенной мере решению указанных проблем. В соответствии со ст. ст. 77 и 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства субъектом хозяйственной или иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Как показывает практика, эффективность применения ответственности к нарушителям законодательства о природных ресурсах в значительной мере зависит от документов, подтверждающих как само правонарушение, так и размер вреда. Отметим, что ранее действовало несколько различных актов, используемых для оценки вреда, нанесенного окружающей природной среде. На федеральном уровне, например, Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 14 мая 1998 г. N 295 были утверждены Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений. Еще раньше, 1 ноября 1995 г., Минтопэнерго России утвердило Методику определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах. Эта Методика позволяет, например, сделать оценку площади загрязнения водных объектов и степени их загрязнения. Постановлением N 639 Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, не утверждена, определен лишь порядок ее утверждения. В соответствии с этим Постановлением данную Методику обязано утвердить до 1 апреля 2007 г. МПР России по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 667 "О размере платы, взимаемой за предоставление копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр, и порядке ее взимания" В соответствии со ст. 31 ВК РФ государственный водный реестр (далее - Реестр) представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальных образований, физических или юридических лиц, и использовании этих объектов. Документированные сведения Реестра носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа. В Реестр также включаются документированные сведения: о бассейновых округах; речных бассейнах; водохозяйственных участках; водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях; водохозяйственных системах; об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении; о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах; водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования; решениях о предоставлении водных объектов в пользование; договорах водопользования; иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами. Эта информация может быть полезна многим водопользователям, в том числе вновь образуемым. Но за получение указанных сведений Постановлением N 667 установлена плата. Так, за предоставление копий документов, содержащих сведения, включенные в Реестр, плата составляет для юридических и физических лиц 50 руб. за один лист формата А4. Копии документов, содержащих сведения, включенные в Реестр, предоставляются на основании заявления, направляемого в Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальный орган. Агентство (его территориальный орган) уведомляет заинтересованное лицо о размере платы, которая рассчитывается с учетом количества листов копий документов. В.В.Петрунин Советник правового департамента Правительства РФ, государственный советник РФ 3 класса Подписано в печать 25.04.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |