Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новый порядок проведения камеральных проверок ("Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 5)



"Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 5 НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК Летом в часть первую Налогового кодекса были внесены существенные изменения (Закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Поправки вступили в силу с 1 января 2007 г. Коснулись они и ст. 88 Налогового кодекса, которая регулирует порядок проведения камеральной проверки. Об этих изменениях мы расскажем в нашей статье. В течение какого срока проводится проверка Камеральная проверка не может длиться больше трех месяцев, считая со дня получения инспекторами налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны быть приложены к ним. Эта норма сохранилась и в новой редакции ст. 88 Налогового кодекса. Однако на практике налоговики сплошь и рядом нарушают эти сроки. Причем не всегда эти нарушения влекут за собой недействительность решений, принятых по итогам проверок. Примечание. Камеральная проверка - это проверка деклараций и документов, представленных организацией в налоговую инспекцию. Такая проверка проводится непосредственно в самой инспекции без выезда на предприятие. Скажем, сдали вы декларацию в налоговую инспекцию, а где-нибудь месяца через четыре получаете решение ее руководителя по итогам проведенной "камералки" о доначислении налогов и пеней. Первая мысль: срок проведения проверки нарушен, решение незаконно. Однако не все так просто. Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 17.03.2003 N 71 разъяснил, что "пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней". Далее в Письме изложен довольно-таки хитрый расчет срока, в течение которого налоговая инспекция может обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки с налогоплательщика по итогам камеральной проверки. Приведем его. Судебно-арбитражная практика. Шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает отсчитываться с момента, когда истек срок исполнения требования об уплате налога. В силу ст. 70 Налогового кодекса требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок, считая с даты вынесения соответствующего решения. Поскольку ст. 88 Налогового кодекса не предусматривается специального срока для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки, то есть в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации. Следовательно, требование об уплате налога надлежит направить в течение трех месяцев и десяти дней со дня подачи декларации. Срок на добровольное исполнение требования указывается в нем самом (ст. 69 Налогового кодекса). Таким образом, срок на обращение в суд надлежит исчислять по истечении трех месяцев, десяти дней и срока, указанного в требовании, независимо от того, когда это требование было направлено и получено (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71). Какие документы можно требовать при камеральной проверке В нынешней редакции ст. 88 Налогового кодекса, которая действует с 2007 г., установлен закрытый перечень документов, которые налоговики могут истребовать у налогоплательщика при проведении "камералок". Итак, проводя камеральные проверки, инспекторы вправе запрашивать документы, которые: - подтверждают право налогоплательщиков на соответствующие налоговые льготы; - представлены налогоплательщиком для возмещения НДС (те, что предусмотрены ст. 165 НК РФ) и подтверждения права на вычет "входного" налога; - иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанным с использованием природных ресурсов. Как видите, в новой редакции статьи, регулирующей порядок проведения налоговых проверок, прямо предусмотрен запрет налоговиков требовать дополнительные сведения. Однако в ст. 93 Налогового кодекса, которая посвящена истребованию документов при проверках, по-прежнему предусмотрено право налоговиков запрашивать любые документы. И здесь не уточняется, во время каких проверок - выездных или камеральных. Да и в обновленном тексте ст. 88 Налогового кодекса не понятно, могут ли проверяющие требовать дополнительные документы, если в отчетности ошибок не найдено. Налоговики в этом вопросе, как и во многих других, склонны применять расширительное толкование положения о запросе дополнительных документов. Они считают себя вправе запрашивать любые документы, в любых количествах, при этом они зачастую не утруждают себя подробным перечислением этих документов. Нередко в запросе говорится просто: "Представить все первичные документы по представленной декларации". Причем налоговиков поддерживают и многие судьи. Непредставление документов в указанный в требовании срок наказывается штрафом в размере 50 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), а отказ в представлении документов наказывается штрафом в размере 5000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ). При этом конкретного перечня документов, которые могут запрашивать налоговые органы, как мы уже отметили, фактически не существует. Некоторая определенность сейчас имеется только в отношении проверок налога на прибыль, так как в отношении него введено понятие налогового учета. Законодательство расшифровывает его и дает перечень документов, относящихся к этому учету. В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. Кроме того, к документам налогового учета относятся: - счет-фактура (п. 1 ст. 169 НК РФ); - журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур; - книга покупок и книга продаж; - индивидуальная карточка для учета сумм начисленных выплат, начисленного ЕСН и налоговых вычетов; - налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц, справка о доходах физического лица. Как мы говорили, сейчас Кодекс предписывает запрашивать лишь те документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога. Именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок. Это подтверждает и сложившаяся арбитражная практика. В качестве примера можно привести Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2005 по делу N А33-815/05-Ф02-3338/05-С1 и ФАС Северо-Западного округа от 05.10.2005 по делу N А42-307/2005-5. Судебно-арбитражная практика. Дополнительные документы могут понадобиться, если обнаружены арифметические ошибки или иные противоречия между данными, отраженными в налоговой декларации, и данными налогового органа о деятельности налогоплательщика. Но и в этом случае потребовать можно не любой документ, а тот, на основании которого делался расчет (скажем, регистры налогового учета), а не "первичку". К такому выводу приходили судьи в Постановлениях ФАС Уральского округа от 22.08.2005 N Ф09-3645/05-С7, от 12.10.2005 N Ф09-4552/05-С7 и от 01.12.2005 N Ф09-5496/05-С1 и ФАС Центрального округа от 08.11.2005 по делу N А48-1495/05. Просто не представлять имеющиеся у вас документы чревато тем, что налоговый орган взыщет с предприятия штраф <1>. Скажем, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.05.2006 N 14766/05 поддержал налоговиков, которые затребовали к декларации по НДС дополнительно и копии счетов-фактур.

————————————————————————————————

<1> Надо отметить, что в 2006 г. действовала норма, согласно которой налоговые органы могли оштрафовать организацию или предпринимателя, не обращаясь в суд, если для организации она не превышала 50 000 руб., а для предпринимателя - 5000 руб. В 2007 г. норму отменили, однако порядок досудебного разбирательства по поводу взыскания штрафов до сих пор не определен. В итоге получилась коллизия. Значит, до тех пор, пока не будет определен порядок, любые штрафы налоговикам придется взыскивать через суд.

Причем через суд налоговики могут затребовать наложение штрафа за каждый непредставленный документ. Правда, в суде надо будет доказать, что требуемые документы у вас были и вы могли их представить в том объеме, который указан в требовании, а сделать это налоговым органам не всегда удается по причине расплывчатости списка запрашиваемых документов, а иногда и по причине необоснованности самого требования.

Судебно-арбитражная практика. Большинство арбитражных судов приходят к выводу: требуя с налогоплательщика представить документы для проверки, налоговики должны указать их конкретный перечень и точные реквизиты. В качестве примера можно привести Постановления ФАС Московского округа от 03.03.2006 по делу N КА-А40/1045-06 и ФАС Поволжского округа от 09.03.2006 по делу N А55-9181/2005-1.

Однако справедливости ради скажем, что есть решения и в пользу налоговиков. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 25.07.2005 по делу N Ф04-4652/2005(13222-А27-3) указал, что штраф по ст. 126 Налогового кодекса был наложен правомерно, поскольку инспекторы не обладали и не могли обладать данными о количестве и реквизитах запрашиваемых документов. Однако все же большинство судов настаивает, что требование о представлении документов должно быть конкретным. В нем должны быть указаны реквизиты всех запрашиваемых документов так, чтобы эти документы можно было четко идентифицировать. Обычно это тип (наименование) документа, его номер и дата его составления. Перечисление в требовании групп документов, объединенных родовыми признаками, является неправильным.

Более того, если в требовании налоговики не указали количество нужных им бумаг, то рассчитать штраф за непредставление документов они не смогут (Постановления ФАС Московского округа от 14.09.2004 по делу N КА-А40/8105-04 и от 27.05.2004 по делу N КА-А41/4199-04).

Таким образом, запрос "документы по такой-то сделке (сделкам)" или "за такой-то период" не может считаться конкретным. В этих случаях надо писать письменный ответ с вежливой просьбой расшифровать требования и указать конкретный перечень необходимых документов. Ответ нужно либо самостоятельно сдать в налоговую инспекцию, получив его копию с отметкой принявшего лица, либо отправить по почте ценным письмом с описью вложений. Часто случается так, что проверяющий инспектор, получив такой ответ, теряет интерес к запрошенным документам (попросту говоря, возиться неохота), либо истекает срок проведения проверки. Если же налоговый орган все же попытается привлечь вас к налоговой ответственности за непредставление документов, то суд, скорее всего, откажет ему в этом из-за отсутствия вашей вины в совершении правонарушения.

Как уже говорилось, фактически перечня документов, которые могут запрашивать налоговые органы, не существует. Налоговики, пользуясь этим, запрашивают в ходе камеральных проверок все подряд. Среди практикующих юристов и в арбитражных судах в настоящее время не сложилось единого мнения о том, могут ли инспекторы в ходе камеральных проверок запрашивать первичную документацию у налогоплательщика или нет. Проблема состоит в понимании сути и цели камеральной проверки, а также способа ее проведения. Налоговики придерживаются мнения, что в ходе камеральных проверок может даваться юридическое толкование сделок, могут проверяться те или иные факты, связанные с их совершением, вплоть до самого события сделки, и т.д.

Среди юристов-профессионалов же бытует мнение, что цель камеральной проверки - проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. Именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок. То есть камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах. А потому эта проверка является счетной проверкой представленных документов, которая должна проводиться адекватными методами и не подменять собой выездную проверку (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.06.2005 по делу N А26-12618/04-29).

Судебно-арбитражная практика. Судебная практика в данном вопросе, к сожалению, противоречива: все зависит от того, в каком округе находится арбитражный суд. Российская судебная система пока весьма далека от совершенства, нередко случается так, что по одному и тому же вопросу суды одного уровня, но находящиеся в разных регионах, принимают противоположные решения. Так, в Северо-Западном округе суды в вопросе полномочий налоговых органов при проведении камеральных проверок склонны поддерживать налогоплательщиков (Постановления от 15.06.2004 по делу N А56-28520/03, от 01.07.2004 по делу N А66-9798-03). А, скажем, в Волго-Вятском округе ситуация обратная (в качестве примера можно привести Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.04.2005 по делу N А29-6794/2004а).

Из этого следует, что если представление тех или иных документов не является для предприятия серьезным затруднением, то лучше все-таки их представить, даже если обоснованность запроса налоговиков вызывает сомнения. Если же представление документов может вылиться в гораздо большие, нежели уплата штрафа, проблемы, то от этого стоит отказаться под тем или иным предлогом.

Проще всего проблема решается, если оригиналы запрашиваемых документов находятся у других государственных органов (МВД, прокуратуры, судов и т.д.), так как налоговый орган может затребовать только те документы, которые имеются у налогоплательщика в наличии (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2005 по делу N А29-6269/2004а). В этом случае достаточно послать в налоговую инспекцию копию запроса госоргана или акт изъятия, где были бы перечислены запрашиваемые документы, с сопроводительным письмом.

В письме следует указать причину отсутствия документа (изъятие госорганом) и указание на отсутствие их копий. Аналогичным образом следует действовать в случае утраты вами документов по объективным причинам (пожар, наводнение и т.д.); в этом случае в налоговый орган нужно направить копию акта, составленного соответствующим органом власти о происшествии. Некоторые предприниматели для того, чтобы не представлять налоговикам "горы" первичной документации по камеральным проверкам, организуют через знакомых в правоохранительных органах изъятие этих документов. Способ этот, безусловно, сомнительный, но если исходить из сложившихся реалий, то в нем видится защитная реакция бизнеса от произвола налоговых органов.

Несколько проще выглядит ситуация с запросами инспекторов о представлении документов при проведении встречных проверок. Налоговики и здесь не стесняются в аппетитах и требуют не только то, что положено по закону, но и много того, что к их компетенции не относится. В соответствии со ст. 87 Налогового кодекса в рамках встречной проверки налоговым органом могут быть истребованы у третьих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Примечание. С 2007 г. встречные проверки можно проводить не только в рамках ревизии налогоплательщика. Так, вновь введенная ст. 93.1 Налогового кодекса дает чиновникам право затребовать от предприятия любую информацию о деловых партнерах. То есть данные об их сделках контролеры могут получать, если у них "возникает обоснованная необходимость".

Оформление результатов проверки

Если инспекторы нашли в налоговой декларации или расчете ошибки или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявили, что сведения, представленные налогоплательщиком, не соответствуют тем, что есть у инспекции, или полученным им в ходе налогового контроля, то об этом сообщается налогоплательщику. Он должен представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. В ст. 88 Налогового кодекса сказано, что сделать это нужно в течение пяти дней.

Проверяющие должны рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если представители фирмы или предприниматель не могут внятно пояснить причины ошибок или несоответствий либо налоговики установят факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, то составляется Акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Налогового кодекса.

Обратите внимание: ранее Налоговый кодекс по результатам камеральных проверок акт составлять не предписывал. И налоговики часто, проведя камеральную проверку и выявив (по их мнению) налоговые правонарушения, не сообщали ничего налогоплательщику, а сразу, не заслушав его пояснений или возражений, выносили решение о доначислении налогов и пеней, а также о привлечении к налоговой ответственности. Акт проверки при этом либо вообще не составлялся, либо составлялся, но налогоплательщику о нем ничего не сообщалось, что приводило ко множеству споров.

Исполнение решения о доначислении налога и пени

или наложении штрафа

Итак, инспекторы не так часто привлекают налогоплательщика к процессу рассмотрения результатов камеральной проверки. Если учесть то, что о начале проведения камеральной проверки налоговики вообще-то не обязаны сообщать, то принятое решение о доначислении налогов и пеней часто сваливается коммерсанту как снег на голову.

Но иногда ситуации с подобными решениями приобретают совсем неожиданный оборот. Ни для кого не секрет, что реальное местонахождение многих предприятий отличается от тех, которые они указали при регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Причины тому бывают разные, но в итоге по адресу, значащемуся в ЕГРЮЛ как местонахождение того или иного предприятия (многие называют его юридическим), никто об этом предприятии ничего не знает. В соответствии со ст. 25 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" налоговый орган, выявив такой факт, может обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица. Но фискалы поступают так не всегда, даже если знают об истинном положении вещей. В результате случается так, что налоговики посылают решение, принятое по итогам камеральной проверки, и требование об уплате налога и пени или налоговой санкции не на фактический, а на юридический адрес, откуда они, спустя некоторое время, возвращаются, не будучи доставленными вследствие отсутствия адресата.

После этого налоговый орган вправе послать указанные документы заказным письмом, и независимо от того, получит ли предприятие их или нет, в соответствии с п. 6 ст. 69 Налогового кодекса требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Не всегда налоговики, направляя решение и требование на юридический адрес, а не на фактический, действуют без умысла. Бывает так, что они таким образом пытаются помешать налогоплательщику обжаловать решение, принятое по итогам налоговой проверки.

Чем опасна такая ситуация? Налогоплательщик не знает, что у него возникла обязанность по уплате налога или штрафа, и, соответственно, не выполняет требование. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок на основании ст. ст. 45 - 48 Налогового кодекса производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке. Из этого правила есть исключения, но об этом чуть позже.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога или штрафа в установленный срок обязанность по уплате налога или налоговой санкции исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Взыскание недоимки и санкций за счет средств организации

Взыскание налога или штрафа производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента (п. 2 ст. 46 НК РФ).

Еще в прошлом году фискалы были вправе при исполнении решения о доначислении налога и пени или наложении штрафа в размерах, не превышающих предусмотренных п. 1 ст. 103.1 Налогового кодекса РФ (5000 руб. для индивидуальных предпринимателей и 50 000 руб. для организаций), обращать взыскание на имущество налогоплательщика, не обращаясь в суд. Однако процедура такого взыскания в законе была написана настолько нечетко, что ее законодатели отменили - из первой части Налогового кодекса РФ ст. 103.1 была исключена (Закон N 137-ФЗ). Означает ли это, что с 1 января 2007 г. налоговики не могут взыскивать штрафы без суда? На наш взгляд, означает.

И хотя нынешняя редакция ст. 46 Налогового кодекса позволяет налоговикам списывать в бесспорном порядке не только недоимку и пени, но и штрафы, сделать это можно только в случаях, прямо предусмотренных Налоговым кодексом. А таковых в части первой нет. Значит, несмотря на право налоговиков, применить на практике ст. 46 Налогового кодекса они не смогут.

Обратите внимание: старый порядок взыскания штрафов применяется в том случае, если соответствующее решение принято до 2007 г. (п. 18 ст. 7 Закона N 137-ФЗ).

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств (п. 3 ст. 46 НК РФ). Однако копия решения о взыскании, так же как и требование, обычно высылается на юридический адрес налогоплательщика, то есть последний опять не получает информации о том, что должен что-то уплатить в бюджет.

Далее инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога или штрафа исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов.

На деле происходит так: в один прекрасный день налогоплательщик от обслуживающего его банка узнает о том, что с его счета списана определенная сумма, основание - инкассовое поручение, выставленное налоговой инспекцией.

Если на расчетном счете денег недостаточно или они отсутствуют, то в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета. Делается это не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета (п. 6 ст. 46 Налогового кодекса).

То есть до тех пор, пока вся сумма доначисленного налога не будет снята со счета, все поступающие на счет средства будут автоматически списываться в счет погашения налоговой недоимки или штрафной санкции.

Налоговики в качестве обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов могут применить в порядке и на условиях, которые установлены ст. 76 Налогового кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках.

Арест имущества

Правила и порядок наложения ареста на имущество налогоплательщика определены ст. 77 Налогового кодекса и Методическими рекомендациями по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в обеспечение обязанности по уплате налога, утвержденными Приказом МНС России от 31.07.2002 N БГ-3-29/404.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Обратите внимание: с 2007 г. арестовать имущество можно и в том случае, если налогоплательщик не заплатил пени и штраф. Такие изменения были внесены в ст. 77 Налогового кодекса Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ.

Арестовать имущество налоговики могут только у той фирмы, которая вовремя не заплатит налог, а также пени и штрафы (с 2007 г.). При этом должны быть выполнены такие условия:

- налогоплательщику направлено требование об уплате недоимки по налогам, а также пеней и штрафов, но она не рассчиталась с бюджетом в установленный срок;

- денег на счете налогоплательщика в банке недостаточно, чтобы заплатить долг по налогам и санкциям;

- у налоговиков есть "достаточные основания" полагать, что налогоплательщик может скрыться, не погасив долг.

Порядок направления требования об уплате налога (пеней, штрафов) и списания со счета предприятия денежных средств прописан в Налоговом кодексе. А вот понятие "достаточные основания" для ареста имущества там не раскрыто, поэтому налоговики трактуют его по-своему в указанных выше Методических рекомендациях.

Основания для ареста имущества предприятия МНС перечислило в п. 3 Методических рекомендаций:

- стоимость движимого имущества предприятия (оборудование, сырье, продукция и т.д.) больше 25 процентов от суммы неуплаченного налога;

- у налогоплательщика есть должники, с которых он мог бы взыскать деньги, но он не делает этого чаще одного раза в квартал;

- налогоплательщик должен бюджету больше, чем стоит половина его имущества;

- налоговая инспекция получила из прокуратуры, органов внутренних дел и других ведомств сведения о том, что имущество фирмы распродается, руководители хотят скрыться и т.д.;

- руководитель и главный бухгалтер систематически не приходят в налоговый орган по направленному им вызову;

- предприятие перечисляет деньги через посредников, или его средства находятся на счетах других фирм;

- предприятие вовремя не погасило долги перед бюджетом, которые возникли после его проверки налоговым органом;

- имущество предприятия (здания, сооружения, автотранспорт и т.д.) находится не там, где оно зарегистрировано;

- предприятие не сдает отчетность в течение двух месяцев (кварталов), если при этом нельзя найти его руководителей по адресам из учредительных документов и т.д.

Фактически налоговый орган может арестовать имущество практически любого предприятия, которое вовремя не платит налоги (пени, штрафы), так как под тот или иной пункт Методических рекомендаций попадает практически каждая организация.

Если налоговики пришли к вам арестовывать имущество, попросите их предъявить постановление. Оно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции или его заместителем.

Также проверьте, указаны ли в постановлении:

- название и адрес вашего предприятия;

- сумма долга по налогам (пеням, штрафам) и причины его возникновения;

- перечень имущества, которое должно быть арестовано;

- основания, по которым инспекция сделала вывод, что вы собираетесь скрыть свое имущество;

- вид ареста (полный или частичный).

Арест имущества бывает полным или частичным. В первом случае фирма может пользоваться арестованным имуществом, если это разрешит налоговая инспекция. Но она не может его продавать, передавать в аренду и т.д. При частичном аресте по разрешению налогового органа можно не только использовать имущество, но и продать его другим фирмам.

Если на имущество наложен частичный арест, то к постановлению есть дополнительное требование. В нем должно быть указано, как фирма может получить разрешение на распоряжение имуществом (продажу, передачу в аренду или залог и т.д.).

Обратите внимание: решения начальника налоговой инспекции для ареста имущества недостаточно. На это нужна санкция прокурора. Налоговики должны получить ее до того, как придут в фирму.

При аресте имущества должны присутствовать понятые. Помните, что поиск понятых - это обязанность налоговиков. Если инспекторы требуют, чтобы это сделал руководитель или вы сами, лучше отказаться. Налоговики могут "назначить" понятыми сотрудников вашего предприятия. Однако соглашаться на это они не обязаны.

При аресте имущества инспекторы должны составить протокол. Необходимо проследить, чтобы в нем были указаны название имущества, которое арестовывают, его количество, характерные признаки и стоимость. Такая опись может включаться в протокол или быть отдельным приложением к нему. В последнем случае ее должны подписать все заинтересованные лица (налоговые инспекторы, сотрудники фирмы, понятые). Проследите также, чтобы все поля протокола были заполнены, на свободных полях должны стоять прочерки. Это необходимо, чтобы исключить возможность дописать что-либо в протокол впоследствии, без вашего участия.

Согласно п. 11 Методических рекомендаций налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления протокола, вручает его налогоплательщику под роспись либо направляет его по почте заказным письмом. Здесь в рекомендациях, по всей видимости, допущена неточность: скорее всего, должна быть вручена копия протокола, а не оригинал. Но в принципе можно потребовать и оригинал, сославшись на указанную норму.

Арест имущества должен производиться по следующим правилам:

- стоимость арестованного имущества не может быть больше долга по налогам (пеням, штрафам);

- имущество можно арестовывать в определенном порядке. Вначале непроизводственные активы, затем готовую продукцию и т.д.

Налоговое ведомство считает, что при определении цены арестовываемого имущества надо брать его балансовую стоимость, а это не всегда выгодно налогоплательщикам. Например, здание построено 10 - 15 лет назад и с тех пор не переоценивалось. В такой ситуации его балансовая стоимость будет существенно меньше рыночной. А значит, налоговики смогут арестовать имущество, от продажи которого можно получить гораздо больше, чем сумма долга по налогам.

Если у вас сложилась такая ситуация, то оспорьте методику инспекторов. В Налоговом кодексе сказано, что арестовать можно только ту часть имущества, которой достаточно для погашения долга перед бюджетом (ст. 77 НК РФ). Очевидно, что при этом нужно учитывать его рыночную стоимость.

Налоговики предусмотрели исключение из приведенного ими порядка. Использовать реальную цену имущества можно в том случае, когда нельзя определить его балансовую стоимость. Например, если уничтожены документы.

Реальную стоимость имущества может установить оценщик, который присутствует при аресте. Но налоговый орган не обязан привлекать его, поэтому пригласите его сами.

Надо сказать, что налоговые органы накладывают арест на имущество должников не очень часто, только в исключительных случаях. Связано это не с чрезмерным гуманизмом налоговиков, а с тем, что наложение ареста - процедура довольно-таки хлопотная и далеко не всегда приносящая определенные результаты. Поэтому самостоятельно налоговики обычно взыскивают денежные средства, находящиеся на счетах предприятий-должников. А обращать взыскание на имущество гораздо проще чужими руками.

Бывает так, что на счетах предприятия нет никаких средств либо налоговый орган направил инкассовые поручения не на те счета, которые активно используются предприятием (такое бывает, несмотря на то, что налоговый орган обладает всей информацией обо всех счетах предприятия). В этом случае налоговый орган в соответствии со ст. 47 Налогового кодекса вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". Это обстоятельство иногда вводит в замешательство: на предприятие приходят судебные приставы, в то время как суда не было и предприниматель в нем не участвовал. Но не нужно путать понятия: судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительные производства не только по исполнительным листам судов и судебным приказам, но и по другим документам, являющимся в соответствии с названным Законом "Об исполнительном производстве" исполнительными. В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 7 Закона к ним относятся также "постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом".

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. Этот срок не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Но поскольку в решении налогового органа указан юридический, а не фактический адрес, то и пристав пошлет копию постановления о возбуждении исполнительного производства на юридический адрес, то есть налогоплательщик и его не получит. Поэтому и бывают случаи, когда приставы приходят на предприятие уже описывать имущество, а предприниматель даже представления не имеет о причинах, по которым на имущество накладывается арест.

Что делать, если вы считаете, что налог был доначислен необоснованно?

Необходимо незамедлительно получить копии решения о доначислении налога, требования об уплате налога и решения о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика. После нужно сразу обжаловать решение, принятое по итогам камеральной проверки, в арбитражный суд и в вышестоящий налоговый орган.

Последнее действие редко дает результат, но упускать возможность отменить несправедливое, на ваш взгляд, решение все же не стоит, ибо подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ). Как показывает практика, вышестоящие налоговые органы крайне редко идут на то, чтобы признать допущенные нижестоящими органами ошибки, тем более что, как уже говорилось, эти ошибки являются частью политики, проводимой ФНС в целом.

Досудебный порядок обжалования решения

Итак, если налоговики выписали штраф, начислили пени и потребовали уплатить недоимку, прежде чем подавать иск в арбитражный суд, можно попытаться обжаловать их решение. Такое право предусмотрено ст. 101.2 Налогового кодекса. Эта статья была введена Законом N 137-ФЗ.

Обратите внимание: обжаловать решение налоговиков - это право организации. С 2009 г., прежде чем обратиться в суд, фирма или предприниматель будут обязаны обжаловать решения налоговиков. Это установлено п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ, который вступает в силу как раз с указанной даты (п. 16 ст. 7 Закона N 137-ФЗ).

Чтобы обжаловать решение, которое не вступило в силу, в вышестоящий налоговый орган подают апелляционную жалобу. Сделать это нужно до того момента, как вступит в силу обжалуемое решение (ст. 139 НК РФ).

Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Если вышестоящий налоговый орган не отменит решение инспекции, которая проводила "камералку", оно вступает в силу в день, когда вышестоящий орган его утвердит. По-другому обстоит дело, когда решение меняется. Тогда с учетом внесенных изменений оно вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Если налогоплательщик не успел подать апелляционную жалобу, это не означает, что, когда решение вступит в силу, его нельзя оспорить. Согласно новой редакции все той же ст. 139 Налогового кодекса обжаловать такое решение можно в течение одного года с момента его вынесения. И тоже в вышестоящем налоговом органе.

По ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Теперь перейдем собственно к процедуре. Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются в порядке, предусмотренном ст. ст. 139 - 141 Налогового кодекса.

Апелляционная жалоба или жалоба, поданная на решение, уже вступившее в силу, рассматривается вышестоящим налоговым органом в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом (ст. 140 НК РФ).

Когда жалоба рассмотрена, вышестоящая налоговая инспекция может:

- оставить жалобу без удовлетворения;

- отменить акт налогового органа;

- отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Пособия, выплачиваемые работникам работодателем за счет средств Фонда социального страхования ("Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 5) >
Статья: <Новости от 24.04.2007> ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.