Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: КПП в счете-фактуре не указан: как быть с НДС ("Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 5)



"Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 5

КПП В СЧЕТЕ-ФАКТУРЕ НЕ УКАЗАН: КАК БЫТЬ С НДС

Напомним, что п. 1 ст. 171 Налогового кодекса налогоплательщикам предоставлено право уменьшить сумму НДС, начисленную к уплате в бюджет, на сумму налоговых вычетов.

По общему правилу сумма "входного" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам может быть предъявлена к вычету при выполнении следующих условий:

- приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);

- товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);

- имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В то же время практика взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов показывает, что зачастую инспекторы выдвигают ряд "дополнительных" требований для вычета сумм "входного" НДС. Например, они отказывают в вычете сумм НДС, если поставщик в счете-фактуре не указал код причины постановки на учет.

Например, в Письме Минфина России от 29.07.2004 N 03-04-14/24 указано: "...Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2004 N 84 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914" состав реквизита счета-фактуры "Идентификационный номер налогоплательщика" дополнен кодом причины постановки на учет.

Таким образом, исходя из содержания вышеуказанного пункта 5 статьи 169 НК РФ, следует, что в счете-фактуре должны содержаться достоверные сведения о налогоплательщике...".

По мнению налоговых органов, отсутствие в счете-фактуре КПП покупателя и продавца нарушает порядок, установленный п. 5 ст. 169 Налогового кодекса, и такой счет-фактура не может являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 30.03.2004 N 24-11/21675).

В то же время в судебной практике по данному вопросу сложилось противоположное мнение. Арбитражные суды указывают, что Налоговый кодекс не устанавливает требований по указанию в счете-фактуре КПП.

Судебно-арбитражная практика. В связи с реализацией товара на экспорт фирма представила в налоговый орган декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов и предусмотренные п. 1 ст. 165 Налогового кодекса документы. По результатам камеральной проверки представленных документов налоговый орган принял решение об отказе в возмещении НДС. Потому что в ряде представленных налогоплательщиком счетов-фактур не указан код причины постановки налогоплательщика на учет, являющийся дополнением к идентификационному номеру налогоплательщика; также не представлены приказы на право подписи счетов-фактур лицами, которые не являются руководителями или главными бухгалтерами поставщиков; неправильно указан адрес налогоплательщика.

Суд отметил, что общий порядок применения налоговых вычетов, в том числе при налогообложении по ставке 0 процентов, установлен в ст. 172 Налогового кодекса. Согласно п. 1 указанной статьи налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 Налогового кодекса, и при наличии соответствующих документов.

В соответствии с п. 3 ст. 172 Налогового кодекса вычеты сумм налога, установленные ст. 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164, производятся только при представлении в инспекцию соответствующих документов (предусмотренных ст. 165 НК РФ) и на основании отдельной налоговой декларации (указанной в п. 6 ст. 164 НК РФ). Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0 процентов обусловлено фактами уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и реального экспорта этих товаров, которые подтверждаются документами, предусмотренными ст. 165 Кодекса.

Налогоплательщик представил в налоговую инспекцию полный пакет документов, предусмотренных законом, а также документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.

Поэтому суд посчитал необоснованными замечания налогового органа по представленным к проверке счетам-фактурам. В силу п. 2 ст. 169 Налогового кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 названной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных этими пунктами, не может служить основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

К тому же п. п. 5 и 6 ст. 169 Налогового кодекса не предусматривается указание КПП налогоплательщиков в счетах-фактурах, а расширительное толкование данных норм недопустимо, поэтому довод налогового органа о необходимости наличия таких сведений в счетах-фактурах при предъявлении НДС к вычету подлежит отклонению.

Кроме того, из п. 6 ст. 169 Кодекса следует, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Минфин России в Письме от 16.06.2004 N 03-03-11/97 указал, что если право подписи счетов-фактур делегировано иным лицам, то указывать должности этих лиц в счете-фактуре не нужно. При этом после подписи в обязательном порядке должна быть указана фамилия и инициалы лица, подписавшего счет-фактуру. Названные требования в представленных налогоплательщиком счетах-фактурах соблюдены. Более того, налогоплательщик представил в суд копии приказов руководителей поставщиков о предоставлении полномочий на подписание счетов-фактур, что не противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 12.07.2006 N 267-О.

Указание в счетах-фактурах, выставленных поставщиками, адреса налогоплательщика, указанного в его учредительных документах, а не места его фактического нахождения также не является основанием для отказа в вычете сумм НДС.

Согласно Приложению N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, в счете-фактуре в строке "Грузополучатель и его адрес" указываются полное или сокращенное наименование грузополучателя и его почтовый адрес, а в строке "Покупатель" - полное или сокращенное наименование покупателя и его место нахождения в соответствии с учредительными документами.

Вместе с тем отсутствие покупателя и грузополучателя по месту государственной регистрации не является в силу п. 2 ст. 169 Налогового кодекса основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцами товаров (услуг) и уплаченные экспортером.

Таким образом, суд признал незаконным отказ налогового органа в возмещении налогоплательщику из бюджета НДС и удовлетворил его требование о признании недействительным решения налогового органа (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2006 N А56-55403/2005).

Причем это далеко не единственное дело в пользу налогоплательщика. Аналогичные выводы отражены в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 19.12.2005 N Ф04-9053/2005(17997-А75-34); ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2005 N А56-6717/2005.

Ю.М.Лермонтов

Консультант

Минфина России

Подписано в печать

24.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Проблемы приобретения юридическими лицами земельных участков ("Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 5) >
Статья: Коэффициент-дефлятор для "вмененщиков" ("Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.