|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Государственное регулирование ценообразования в сфере строительства, качества создаваемой строительной продукции и внешнеэкономической деятельности с участием строительных организаций ("Строительство: налогообложение, бухучет", 2007, N 2)
"Строительство: налогообложение, бухучет", 2007, N 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА, КАЧЕСТВА СОЗДАВАЕМОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАСТИЕМ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В том, чтобы строить качественно и по доступной цене, заинтересованы все участники строительного процесса. Причем настоящим экзаменом для произведенной продукции служит ее выход на мировой рынок. Для недвижимой строительной продукции это означает ее соответствие мировым стандартам. Разумеется, меры регулирующего воздействия в сфере ценообразования, качества и внешнеэкономического сотрудничества должны применяться комплексно. В то же время каждая из них имеет свои особенности.
Ценообразование
Цена - универсальный эквивалент труда, учитывающий трудозатраты по созданию продукции. Но сколько бы индивидуального труда не затрачивал производитель на ее изготовление, рынок учтет лишь ее цену, т.е. ту сумму денег, которую он получит за свою продукцию. Эта сумма, как правило, не совпадает ни с затратами труда, ни со стоимостью. Под воздействием меняющегося спроса и предложения цена постоянно колеблется вокруг стоимости. Кроме того, ценообразование в сфере строительства характеризуется следующими признаками: - наличием регулируемых цен на важнейшие компоненты (энергия, топливо, сырье, материальные ресурсы и т.п.), используемые для создания строительной продукции; - возможностью использования свободных (а по сути, договорных) цен на готовую строительную продукцию; - предоставлением равных прав участникам строительного процесса при формировании договорных цен; - использованием подрядных торгов в качестве приоритетного метода при формировании договорных цен <1>. ————————————————————————————————<1> Управление инвестициями: Справ. пособие для специалистов и предпринимателей / Под общей ред. В.В. Шеремета. Том 1. М.: Высшая школа, 1998. С. 15.
Другой характерной чертой ценообразования является крайняя разнородность ценообразующих компонентов, таких как затраты на эксплуатацию машин, механизмов, оборудования; стоимость строительных материалов, конструкций и т.п. Поэтому еще одним приоритетным методом регулирующего воздействия на процесс ценообразования в сфере строительства, от которого напрямую зависит размер прибыли строительных организаций, а также доступность цен для потенциальных потребителей, следует считать метод экономической обоснованности цен. Чтобы строительная организация могла экономически обосновать расходы по всему технологическому циклу созданной продукции, ей необходимо: 1) проанализировать состав предполагаемых расходов, включая расходы по возврату заемных средств; 2) оценить целесообразность этих расходов; 3) предусмотреть вероятность изменения регулируемых государством цен и тарифов на сырье, топливо, энергию, услуги и т.п.; 4) определить рациональные варианты их использования при строительстве объектов. Среди стимулирующих мер, направленных на увеличение продуктивности и конечного результата хозяйственной деятельности, стоит выделить поддержку добросовестной конкуренции и антимонопольное регулирование, которые неразрывно связаны. Сущность конкурентной политики - создание благоприятных условий для конкуренции (т.е. соперничества хозяйствующих субъектов), включая ее защиту. Эффективным способом защиты конкуренции является пресечение монополизма. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусматривает комплекс профилактических мер. Их суть сводится к обязанию соответствующей коммерческой организации получить предварительное согласие у антимонопольного органа к совершению действий, которые потенциально могут привести к монополизму. При невыполнении указанной обязанности коммерческая организация может быть принудительно ликвидирована по иску антимонопольного органа либо реорганизована в форме выделения или разделения. Серьезной проблемой является сдерживание монополизма в деятельности холдингов. Это особый вид хозяйствующих субъектов, поскольку в регулировании их деятельности неразрывно сочетаются "горизонтальные" и "вертикальные" методы. По форме холдинг - акционерное общество, непосредственно занимающееся предпринимательством (ст. ст. 96 - 106 Гражданского кодекса РФ; далее - ГК РФ); а одновременно - это предпринимательское объединение, координирующее деятельность своих участников (ст. 121 ГК РФ). Подобные хозяйствующие субъекты получают в сфере строительства распространение в силу способности концентрировать финансовые, инвестиционные, имущественные и иные общественные интересы технологически связанных участников строительного производства. Но по своей природе холдинги являются оптимальной почвой для монополизма, поскольку они изначально заинтересованы в скупке акций других компаний. Корпоративные взаимоотношения в холдинге осуществляются по "вертикальному" типу. Один из участников выступает в роли "управляющего" (т.е. основного общества), другой - в роли "управляемого" (дочернего общества). Доминирующее воздействие обеспечивается преобладающим участием основного общества в уставном капитале дочернего. Вместе они составляют единую группу лиц, для которых антимонопольным законодательством предусмотрены те же меры воздействия, что и для иных потенциальных монополистов. Несмотря на монополистский характер, функционирование обновленной строительной отрасли связано с деятельностью именно этого хозяйствующего субъекта. Разумной мерой может быть поощрение создания таких холдингов, в которых осуществляется "перекрестное" владение акциями. Это означает обладание основным обществом контрольным пакетом акций дочернего общества и одновременно предполагает наличие в уставном капитале основного общества доли дочерних обществ. Подобный механизм предотвращает "распыление" финансовых средств, концентрирует их в едином образовании.
Обеспечение качества
Наряду с ценообразованием важным фактором успешного осуществления строительной деятельности является совершенствование регулирования качества строительной продукции. Последнее предопределяется "смещением" акцентов в пользу потребителя, а также формированием "портфеля" заказов преимущественно на конкурсной основе. Если подрядчик создает высококачественную продукцию, это укрепляет его позиции как конкурентоспособного субъекта, а его продукция является востребованной, причем по цене, выгодной для него и приемлемой для потребителя. И наоборот, низкое качество влечет утрату доверия партнеров, вызывает трудности с формированием портфеля заказов. Такому исполнителю необходимо либо перепрофилировать свою деятельность, либо мобилизовать свои внутренние резервы и создавать высокотехнологичную, конкурентоспособную на строительном рынке продукцию. Для этого требуется решать проблемы организационного, технического и экономического характера: повышение квалификации исполнителей, внедрение прогрессивных технологий; систематическое изучение причин брака и затрат на его устранение. Немаловажное значение имеет использование корпоративной информатизации - сбора, регистрации и хранения информационных данных с обратной связью от потребителя, т.е. их мнение о качестве приобретенной продукции (работ, услуг). Понятие "качество" представляет собой совокупность технических, экономических, художественных, эстетических и социальных характеристик продукции. Оно означает, что фактические свойства продукции отвечают требованиям, закрепленным в технических условиях, регламентах, проектах и иной документации. По мере развития научно-технической мысли качество освоенных, а также новых видов продукции постоянно совершенствуется. Это влечет значительные изменения конструкции создаваемых объектов, технологии их производства и т.п. Соответственно оптимизируется и регулирующее воздействие государства в этой сфере. Приоритетное внимание необходимо оказывать повсеместному применению "коммерческого" качества и "коллективных" товарных знаков. Суть "коммерческого" качества заключается в установлении повышенных требований к качеству по сравнению с существующими стандартами. Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" стандарт - это документ, содержащий обязательные правила и характеристики процесса производства, эксплуатации, хранения и реализации продукции (работ, услуг). При заключении договора стороны не могут "занижать" стандарты. Поэтому условия договора о качестве называют "обычными": они действуют независимо от того, включены в договор или нет. Другое дело, "коммерческое" качество: это повышенные требования к качеству по сравнению с существующими стандартами. Но если они согласованы сторонами, то становятся существенным условием, при отсутствии которого договор не имеет юридической силы. Иными словами, такие требования являются обязательными вдвойне. Если же выполненные работы хотя и соответствуют стандартам, но нарушают требование о "коммерческом" качестве, нарушитель может быть привлечен к имущественной ответственности аналогично ответственности за некачественное выполнение работ. Не менее эффективной мерой является использование товарных знаков. Их известность потенциальным потребителям повышает деловую репутацию исполнителя. Они лаконично, четко, емко и доступно выражают такие признаки качества, как новизна, надежность, высокая технологичность создаваемой продукции. Применительно к сфере строительства целесообразно ввести "коллективные" товарные знаки. Их наличие будет свидетельствовать о том, что в строительство объекта вложен высококачественный труд всех субъектов, принимающих участие в его строительстве. Немаловажное значение имеют контроль и надзор при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности на всех технологических стадиях создания строительной продукции. Контрольные и надзорные функции осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Несмотря на схожесть, эти понятия не тождественны, поскольку отражают суть одного явления в разных плоскостях. Контроль - это проверка соблюдения строительными организациями и предприятиями строительной индустрии строительных норм и правил, технических регламентов при создании и эксплуатации продукции, а также принятие мер по результатам проверок. В отличие от контроля, означающего сплошную либо выборочную проверку, надзор в основном выполняет профилактическую функцию: т.е. хозяйствующий субъект постоянно находится как бы под присмотром. В сфере строительства надзор - система мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению застройщиком, заказчиком, иными лицами, осуществляющими строительство, нарушений соответствия выполненных в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов требованиям технических регламентов и иных общеобязательных правил. Важным регулирующим рычагом, органически сочетающим функции контроля и надзора, является лицензирование деятельности по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, их проектированию и строительству. Лицензия - это специальное разрешение на осуществление хозяйствующим субъектом конкретных видов деятельности. Однако вопрос о его дальнейшем использовании остается открытым. Еще в 2004 г. в ходе "компоновки" федеральных органов исполнительной власти в три звена (федеральные министерства - федеральные службы - федеральные агентства) был упразднен Госстрой России (выполнявший функции лицензирования). Тогда же временно (а именно до 1 января 2007 г.) указанные функции были возложены на Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Срок истек, а окончательное решение не принято <*>. ————————————————————————————————<*> Федеральным законом от 29.12.2006 N 252-ФЗ дата отмены лицензирования деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений и проведению инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений с 1 января 2007 г. перенесена на 1 июля 2007 г.
Согласно проводимой политике оптимизации регулирующего воздействия государства на экономику (означающего устранение избыточного государственного регулирования и широкого развития саморегулирования) разработаны два возможных варианта. Первый предполагает передать функции лицензирования специально уполномоченным саморегулируемым организациям. Суть второго варианта в том, чтобы вместо лицензирования осуществлять сертификацию готовой строительной продукции. В отличие от лицензии - формы предварительного контроля, сертификат является формой последующего контроля. Сертификация готовой продукции подтверждает ее соответствие всем предъявляемым требованиям. Но в любом случае данная функция будет сохранена. Она непрерывно связана с обеспечением безопасности людей; служит барьером на пути недоброкачественных предприятий. Это касается не только общестроительных организаций, но и инжиниринговых, венчурных, консалтинговых фирм, занимающихся научными исследованиями, инженерными разработками, созданием и внедрением нововведений и т.п. Немаловажную роль в обеспечении высококачественного строительства играет деятельность проектных организаций. Проектная документация представляет собой материалы в текстовой и схематичной форме, которые определяют архитектурные, функциональные, технологические и конструктивные решения по строительству и реконструкции объектов. От качества инженерных решений, зафиксированных в проектно-технической документации и рабочих чертежах, во многом зависит надежность и безопасность объектов капитального строительства. Обеспечение качества строительства и безопасности построенных объектов неразрывно связано с природоохранной деятельностью. Это предполагает систему мер по применению малоотходных, безотходных, экологически чистых технологий на строительных площадках, а также на предприятиях, изготавливающих строительные конструкции и изделия, осуществляющих добычу материалов и сырья. Меры воздействия дифференцируются в зависимости от видов строительства (промышленного, гидротехнического, подземного и т.п.), а также в зависимости от объекта природы, на территории которого осуществляется строительство (почва, горные массивы, недра, водная акватория, лесные массивы и т.п.). Большое значение имеет проведение экологических экспертиз объектов и комплексов, намеченных к строительству. Их цель заключается в том, чтобы оценить, достаточны ли меры, предусмотренные в проектах, для предотвращения негативного воздействия на природную сферу, и определить, превышает ли вредное воздействие установленные нормативы. Если подобные превышения имеют место в ходе осуществления строительства, они подлежат возмещению с хозяйствующих субъектов, их допустивших. Вопрос о правомерности взыскания экологических платежей рассматривался Верховным Судом РФ и Конституционным Судом РФ. В процессе рассмотрения было определено, что вышеуказанные платежи лишены одного из признаков налоговых платежей - индивидуальной безвозмездности. Соответственно, эти платежи были признаны неналоговыми <2>. Однако они вполне правомерны, поскольку, во-первых, являются формой возмещения вреда от негативного воздействия на окружающую среду; во-вторых, выполняют компенсационную, стимулирующую и профилактическую функции. ————————————————————————————————<2> Смирнова О.В. Плата за загрязнение окружающей природной среды // Налоговый вестник. 2006. N 12. С. 109.
Внешнеэкономическая деятельность
Существенный социально-экономический фактор, органически сочетающий стимулирующие меры в сфере ценообразования и качества, - создание условий для взаимовыгодных отношений с партнерами, находящимися за пределами Российской Федерации. К сфере строительства это имеет непосредственное отношение, поскольку способствует ее выводу на мировой уровень, а именно стимулирует деловую активность, содействует обмену опытом, информацией, внедрению передовых технологий и т.п. Примером сотрудничества являются соглашения между российскими и иностранными партнерами по оказанию последними инжиниринговых услуг. Клиенту оказывается комплекс услуг: от технико-экономического обоснования проекта до ввода объекта в эксплуатацию. Иначе говоря, предмет подобных соглашений - выполнение проекта "под ключ". Оно включает в себя четыре стадии: проектные работы, авторское руководство проектом, контроль над ходом строительства объекта и монтажа оборудования и руководство последующей эксплуатацией объекта. Совершенствование регулирования внешнеэкономической деятельности является составной частью масштабной общегосударственной задачи вхождения Российской Федерации в мировую экономику. Анализ ситуации, сложившейся в результате изменения геополитических, идеологических и социально-экономических условий, позволяет выделить приоритеты, требующие первоочередного внимания со стороны государства. Это, во-первых, создание благоприятных условий для хозяйствующих субъектов, чья деятельность ориентирована на внешнеэкономическое сотрудничество (причем независимо от того, где находится потенциальный партнер - в странах СНГ либо в дальнем зарубежье); во-вторых, оптимизация валютного регулирования. Первый из названных приоритетов очень емкий и разносторонний. Его основное назначение - обеспечение свободного перемещения товаров через границу Российской Федерации. Речь идет о товарах в широком смысле слова, т.е. регулировании деятельности осуществления сделок в области внешней торговли не только товарами, но также услугами и интеллектуальной собственностью. Активизации этого процесса способствует таможенное регулирование. Сегодня его главная задача - упрощение и ускорение перемещения, таможенного оформления, а также выпуска товаров в свободное обращение на территории Российской Федерации. Введение единого блока документов таможенной декларации как для таможенного транзита (внутреннего и международного), так и для основного таможенного оформления позволяет сократить время на совершение необходимых таможенных операций. Важное значение для полноценного осуществления хозяйствующими субъектами внешнеэкономической деятельности имеет соблюдение ими Кодекса (Свода правил) корпоративного поведения, одобренного Правительством РФ 28.11.2001 (Протокол N 49). Такой Кодекс представляет собой свод стандартов наилучшей практики, этических и моральных норм. Они не подкреплены государственным принуждением. Однако их обязательность в некоторых случаях выше законодательных норм. Практика свидетельствует, что для иностранных партнеров именно этот фактор является решающим при установлении и осуществлении деловых отношений с российскими контрагентами. Он дает им уверенность в искренности намерений российских партнеров в надлежащем исполнении принятых ими обязательств. Согласно Рекомендациям к применению Кодекса корпоративного поведения (утв. Распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.04.2002 N 421/р) акционерным обществам, созданным на территории Российской Федерации, рекомендовано следовать правилам этого Кодекса. Надо сказать, что применять его положения могут не только акционерные общества, но и иные хозяйствующие субъекты, независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности. Целью второго приоритета - валютного регулирования - является упорядочение движения капиталов и финансовых потоков через границу Российской Федерации. Его сущность и главное содержание направлено на исключение неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов <3>. ————————————————————————————————<3> Булатов А. Россия в мировом инвестиционном процессе // Вопросы экономики. 2004. N 1. С. 83.
Регулирующим рычагом является наличие официального обменного курса рубля по отношению к иностранным валютам, который устанавливается Центральным банком РФ по итогам торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Данный курс применяется при расчете доходов и расходов государственного бюджета для всех видов платежно-расчетных операций государства с предприятиями. Он служит ориентиром и во взаимоотношениях между коммерческими организациями. Действующее законодательство допускает возможность определения в договорах цены как в рублях, так и в условных единицах (ст. 317 ГК РФ). Это используется в сфере строительства. Часто в целях снижения финансового риска цена строительства определяется в инвестиционных договорах, а также в договорах строительного подряда в условных единицах <4>. В этих случаях подлежащая оплате сумма определяется по официальному курсу конкретной валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иная дата не установлена договором или соглашением сторон. ————————————————————————————————<4> Титаева А.В., Ледакова Ю.Н. Суммовые разницы, возникающие в процессе строительства основного средства // Налоговый вестник. 2004. N 12. С. 162.
Однако экономически обоснованные цены на создаваемую продукцию не всегда соответствуют официальному курсу иностранных валют. Наглядным тому свидетельством является ситуация с курсом рубля по отношению к доллару. В последние годы он перестал быть универсальным нормативно-регулируемым показателем при определении хозяйствующим субъектом выгодной для него договорной цены. Такая же тенденция прослеживается и в курсе рубля по отношению к евро, решающим фактором при выборе выгодной договорной цены он также не является. Высказываются предложения по установлению фиксированного курса между долларом и евро путем создания Валютного Союза между зонами доллара и зонами евро <5>. ————————————————————————————————<5> Олейнов А. Перспективы установления фиксированного курса между долларом и "евро" // Вопросы экономики. 2006. N 6. С. 45. В настоящее время рубль является конвертируемой валютой. Принимаемые меры по дальнейшему укреплению курса рубля предусматривают сбалансированные темпы роста денежной массы, повышение реальных банковских процентных ставок, стимулирование движения рублевых активов (в частности, "разблокировку" взаимных неплатежей, минимизацию дебиторской задолженности, пресечение "теневых" наличных расчетов и т.п.). Из этого следует, что использовать надо те денежные единицы, которые отражают реальную стоимость создаваемой продукции наиболее насыщенно. Все более очевидна необходимость перехода на реальную номинацию затрат в рублях. А.В.Иванов К. ю. н., адвокат Ярославской Межрегиональной коллегии адвокатов Подписано в печать 23.04.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |