Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Вертикально интегрированные компании: проблемы построения товарного баланса ("Налоговая политика и практика", 2007, N 5)



"Налоговая политика и практика", 2007, N 5

ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОМПАНИИ:

ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ТОВАРНОГО БАЛАНСА

Вертикально интегрированные компании являются основными хозяйствующими субъектами сырьевого сектора экономики, к которому традиционно относят нефтяную и газовую промышленность, металлургию, производство удобрений, химическую и лесобумажную промышленность. Именно крупнейшие компании нефтяной, газовой промышленности и металлургии, по экспертным оценкам, обеспечивают свыше 40% налоговых поступлений в федеральный бюджет. Поэтому от качества налогового администрирования данного сектора экономики во многом зависит уровень финансовой обеспеченности бюджета.

Под вертикально интегрированными компаниями сырьевого сектора экономики принято понимать объединение групп организаций, осуществляющих весь производственный цикл: от добычи сырья до его переработки и последующей реализации. Данное определение во многом условно, поскольку в российском законодательстве отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность указанных компаний.

Величина создаваемой налоговой базы по основным видам федеральных налогов на каждой стадии производственного цикла вертикально интегрированных компаний определяется двумя основными показателями - объемом продукции (в натуральном выражении) и ценой реализации. Поэтому налоговое администрирование таких компаний невозможно без оперативного мониторинга их товарно-финансовых потоков по всем стадиям производственного цикла. Одним из инструментов оперативного мониторинга является построение товарного баланса движения продукции <1>, при котором должна учитываться специфика отдельных видов экономической деятельности организаций, входящих в структуру вертикально интегрированной компании.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Под товарным балансом сырьевой вертикально интегрированной компании понимается баланс между доведением до товарного состояния добытого сырья (с учетом фактических и нормативных потерь при добыче) за определенный период времени, с одной стороны, и его поставкой на экспорт, внутренний рынок или переработку в целях более глубокого передела продукции, с другой. В товарном балансе может также учитываться реализация продуктов переработки сырья на внутреннем рынке и на экспорт.

Построение товарного баланса осуществляется в разрезе отдельных организаций, входящих в структуру вертикально интегрированной компании, с последующей консолидацией информации по компании в целом. Это определяет необходимость использования унифицированной формы. Так, оперативный мониторинг цены реализации продукции как на внутреннем рынке, так и на экспорт проводится по форме, приведенной ниже.

Форма мониторинга цены реализации продукции

     
   ————T————————————T————————————T———————T——————————————T——————————T————————T———————T———————T———————T———————T——————¬
   |N  |Наименование|Наименование|Договор|   Условия    |   Доп.   |  Акт   | Счет— |Наиме— |Количе—|  Цена | Итого|
   |п/п|организации—|организации—|(номер,|   поставки   |соглашение|приема— |фактура|нование|ство   | за ед.| сумма|
   |   |  продавца, | покупателя,| дата) |(переход права|  (номер, |передачи|(номер,|товара |       |без НДС| с НДС|
   |   |     ИНН    |     ИНН    |       |собственности)|   дата)  |(номер, | дата) |       |       | (руб.)|(руб.)|
   |   |            |            |       |              |          | дата)  |       |       |       |       |      |
   +———+————————————+————————————+———————+——————————————+——————————+————————+———————+———————+———————+———————+——————+
   | 1 |      2     |      3     |   4   |       5      |     6    |    7   |   8   |   9   |   10  |   11  |  12  |
   L———+————————————+————————————+———————+——————————————+——————————+————————+———————+———————+———————+———————+———————
   

Она представляет собой расшифровку отдельных строк товарного баланса, в ней помимо цены реализации указаны первичная бухгалтерская документация, на основании которой составляется товарный баланс движения продукции, а также выручка от реализации (гр. 12).

До недавнего времени была возможность построения товарного баланса и осуществления оперативного мониторинга цены на основании первичной бухгалтерской документации, запрашиваемой у налогоплательщика в рамках проведения камерального налогового контроля по налогу на прибыль организаций. Это договоры покупки и реализации продукции на внутреннем рынке и на экспорт, договоры переработки продукции на давальческой основе, посреднические договоры (агентские и комиссии); счета-фактуры (инвойсы); акты приема-передачи продукции; отчеты комиссионера и агента.

Соответственно отслеживание движения продукции и цены реализации осуществлялось по результатам квартала с задержкой по времени, требующемуся на обработку поступившей информации.

С 1 января 2007 г. в связи с вступлением в силу изменений в НК РФ <2> возможности для формирования товарного баланса вертикально интегрированных компаний значительно сокращаются.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Имеется в виду Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". В частности, новая редакция ст. 88 "Камеральные налоговые проверки" НК РФ регламентирует процедуру оформления результатов камеральной проверки и ограничивает перечень дополнительных документов, которые налоговый орган может истребовать у налогоплательщика в рамках ее проведения. Последнее положение требует пояснения. В соответствии с новой редакцией ст. 88 НК РФ налоговый орган может истребовать дополнительные документы в следующих случаях: - когда налогоплательщик заявляет право на использование налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ); - когда налогоплательщик заявляет право на возмещение НДС; - в целях проверки обоснованности применения налоговых вычетов; - при исчислении налогов, связанных с использованием природных ресурсов. В остальных случаях налогоплательщик вправе не предоставлять в налоговый орган документы, если только их предоставление в налоговый орган вместе с налоговой декларацией не предусмотрено соответствующими положениями НК РФ. При выявлении в ходе камеральной налоговой проверки нарушений или несоответствий в налоговой декларации или расчете налоговый орган имеет право потребовать от налогоплательщика представить в течение 5 рабочих дней дополнительные пояснения или внести изменения в представленные расчеты, но дополнительные документы истребовать не может (п. 3 ст. 88 НК РФ). Налогоплательщик на добровольной основе вправе представить в налоговый орган дополнительные документы для подтверждения пояснений или изменений. Таким образом, процедура проведения камеральной налоговой проверки значительно упрощается и сводится к проверке правильности заполнения форм налоговой отчетности без истребования подтверждающих документов, кроме случаев, указанных выше. В связи с этим система налогового администрирования будет развиваться по следующим двум направлениям. Первое - перемещение основного вектора контрольной работы на выездной налоговый контроль. Камеральные проверки, оставаясь основным методом налогового контроля, будут преследовать прежде всего превентивные цели по борьбе с налоговыми правонарушениями. Второе - повышение роли аналитической работы налоговых органов, направленной на серьезный предпроверочный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, в целях увеличения результативности контрольных мероприятий. В настоящее время перед налоговыми органами стоит задача в кратчайшие сроки сформировать новые принципы организации аналитической работы для повышения результативности именного выездного налогового контроля, а также прогнозирования налоговых поступлений. В то же время, как было показано выше, углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности вертикально интегрированных компаний базируется на материалах камерального налогового контроля. Для решения проблемы построения товарного баланса в условиях обновленного законодательства предлагаются два варианта. Вариант 1. Разработка ежеквартальной формы отчетности "Товарный баланс движения продукции" для организаций соответствующих видов деятельности, составление которой не потребовало бы от налогоплательщика дополнительных затрат, с установлением обязанности ее представления в администрирующий орган по каналам электронной связи. Вариант 2. Разработка и внесение изменений в формы налоговой отчетности по налогу на прибыль организации в виде дополнительного листа декларации, содержащего сведения о физических объемах реализации продукции по видам, выручка от реализации которых составляет свыше 10% от общей выручки от реализации в отчетном периоде по направлениям реализации (экспорт, внутренний рынок), информацию о средних ценах реализации указанной продукции по направлениям реализации (экспорт, внутренний рынок). Вариант 1 более предпочтителен, поскольку реализация варианта 2 не позволяет получать информацию о наименовании организаций-контрагентов и, следовательно, оперативно отслеживать движение продукции между организациями вертикально интегрированной компании и их контрагентами, не входящими в ее организационную структуру. Таким образом, оперативный мониторинг товарно-финансовых потоков, включающий построение товарного баланса и отслеживание цены реализации, является ключевым звеном в налоговом администрировании организаций сырьевых отраслей. Однако достижение необходимой оперативности мониторинга затруднено по следующим объективным причинам: - отсутствие соглашений об электронном документообороте с большим количеством налогоплательщиков и вследствие чего поступление значительных объемов информации на бумажном носителе; - ограничение перечня дополнительно запрашиваемых у налогоплательщика документов в рамках камерального налогового контроля в связи с изменениями в налоговом законодательстве. В условиях развития налогового администрирования по отраслевому принципу, выраженному в создании института межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в структуре ФНС России, логичным выглядит применение индивидуальных подходов в первую очередь для стратегических отраслей народного хозяйства, какими являются отрасли сырьевого сектора экономики. Поэтому введение новой формы отчетности на основе представленной концепции товарного баланса и мониторинга цены реализации может стать существенным шагом в совершенствовании налогового администрирования сырьевых отраслей экономики и повышении "прозрачности" финансово-хозяйственной деятельности российских вертикально интегрированных компаний. А.С.Буряк Заместитель начальника отдела Управления ФНС России по г. Москве, аспирант кафедры "Налоги и налогообложение" Финансовой академии при Правительстве РФ Подписано в печать 23.04.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налогообложение на основе патента: анализ законодательства ("Налоговая политика и практика", 2007, N 5) >
Статья: Переоценка основных средств: проблемы отражения в бухгалтерском и налоговом учете ("Налоговая политика и практика", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.