Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налогообложение на основе патента: анализ законодательства ("Налоговая политика и практика", 2007, N 5)



"Налоговая политика и практика", 2007, N 5

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПАТЕНТА:

АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

С 2006 г. субъекты Федерации получили возможность вводить на своей территории упрощенную систему налогообложения на основе патента. Соответствующий региональный закон должен определить конкретные виды деятельности, по которым разрешается применять УСН на основе патента, и установить размер потенциально возможного дохода по каждому из них. Все остальные вопросы налогообложения регулируются ст. 346.25.1 НК РФ.

Почему в одних субъектах Федерации соответствующие законы приняты, а в других данный налоговый режим вообще не собираются вводить? Каков бы ни был ответ на этот вопрос, он предполагает проведение предварительных расчетов по изменению налоговых поступлений в региональный и местный бюджеты, требует сбора и обобщения информации о потенциальных налогоплательщиках, анализа имеющегося опыта.

Налогообложение на основе патента сродни одновременно двум специальным режимам - упрощенной системе налогообложения (добровольность перехода и отсутствие обязанности ведения бухгалтерского учета) и единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) (распространение на отдельные, законодательно установленные виды деятельности, отсутствие зависимости величины уплачиваемого налога (стоимости патента) от результатов хозяйственной деятельности). В то же время, в отличие от ЕНВД, переход на патентную систему не является обязательным, и это не позволяет рассматривать патент как разновидность вмененного налога. Но и включение статьи, регулирующей налогообложение на основе патента, в состав гл. 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения", и распространение на него всех положений этой главы представляется неоправданным.

Таким образом, двойственность налогообложения на основе патента не оправдывает его отнесение ни к одному из рассмотренных налоговых режимов, а позволяет выделить его в самостоятельный режим налогообложения, который целесообразно было бы представить в НК РФ отдельной главой.

Виды деятельности, при осуществлении которых применяется и ЕНВД, и патент. Это бытовые услуги, ремонт, техническое обслуживание и мойка автотранспортных средств, ветеринарные услуги, а также перевозка пассажиров и грузов. Однако из-за разного статуса перехода на различные системы налогообложения (обязательный при ЕНВД и добровольный при патенте) право индивидуального предпринимателя, не использующего наемный труд, на применение УСН на основе патента по видам деятельности, которые подпадают под налогообложение ЕНВД, приобретает декларативный характер. Возможно, именно это обстоятельство было учтено региональными законодателями: в 10 регионах из 21 рассматриваемого субъекта Федерации <1> виды деятельности, установленные для ЕНВД, не включены в состав объектов налогообложения на основе патента.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Выбор субъектов Федерации для анализа определялся исключительно доступностью соответствующей информации.

Представляется целесообразным расширить содержание п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ, добавив в число случаев, когда единый налог не применяется, осуществление индивидуальным предпринимателем видов деятельности, подлежащих налогообложению на основе патента. Тогда появится реальная возможность выбора системы налогообложения.

Учет доходов (расходов). Согласно пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны "вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена (курс. - Авт.) законодательством о налогах и сборах". На налогоплательщиков, уплачивающих патент, распространяются нормы, установленные для упрощенной системы налогообложения (п. 1 ст. 346.25.1 НК РФ). Согласно ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, "обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов...". То есть, как следует из приведенной нормы, учет ведется для определения налоговой базы. Применительно к УСН все ясно: если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, то учитываться должны только доходы, если же доходы за минусом расходов, то тогда и доходы, и расходы. В случае с плательщиком патента такой ясности нет: ни доходы, ни расходы для него не являются объектом налогообложения.

Содержание Приказа Минфина России от 30.12.2005 N 167н "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения" (в полном соответствии с его названием) ориентировано исключительно на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Так, в общих требованиях к Порядку заполнения Книги учета доходов и расходов установлено, что налогоплательщики должны обеспечивать учет не всех показателей своей деятельности, а лишь показателей, "необходимых (курс. - Авт.) для исчисления налоговой базы и суммы налога" (п. 1.2 Приложения N 2). Для плательщиков патента нет необходимости исчислять доходы (расходы), так как уплачиваемый ими налог не связан с результатами их деятельности. Поэтому они, казалось бы, вправе не только не заполнять соответствующие разделы, отражающие расходы (в соответствии с пп. 2.7, 2.8 и 3.1 названного документа), но и не показывать доходы, сведя ведение Книги учета доходов и расходов к заполнению информации о налогоплательщике (без указания доходов и расходов). Тем более что меры ответственности за неведение учета доходов (расходов) для них не предусмотрены: в соответствии с п. 1 ст. 120 НК РФ ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов (включающее в себя отсутствие учета) распространяется только на организации.

Однако, на наш взгляд, вопрос об обязанности ведения учета доходов (расходов) для плательщиков патента должен быть решен в законодательном порядке, а именно: их, как и плательщиков ЕНВД, следует освободить от обязанности ведения учета своих доходов (расходов), ибо последние не влияют на налоговую базу. Целесообразность учета доходов (расходов) должен определять сам налогоплательщик исходя из своих интересов, особенностей хозяйственной деятельности, перспектив развития. Законодательно ему должно быть предоставлено право выбора - вести или не вести учет доходов (расходов).

Выбор объектов налогообложения субъектами Федерации. Как показал проведенный авторами анализ принятых законов в регионах, количество видов предпринимательской деятельности, по которым разрешено применение патента, сильно различается: в одних регионах - все 58 наименований, установленных НК РФ, в других - немногим более 10 (гр. 1 таблицы).

Обобщающие показатели упрощенной системы

налогообложения на основе патента

     
   ———————————————————T————————————T—————————————T—————————————T—————————————T—————————————¬
   | Субъект Федерации| Количество |  Количество |Средний доход|  Превышение |Количество   |
   |                  |    видов   |   размеров  |   по всем   |максимального|мест         |
   |                  |деятельности| потенциально|    видам    |  дохода над |осуществления|
   |                  |            |  возможного |деятельности,| минимальным,|предпринима— |
   |                  |            |    дохода   |  тыс. руб.  |     разы    |тельской     |
   |                  |            |             |             |             |деятельности |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |А                 |      1     |      2      |      3      |      4      |      5      |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Центральный федеральный округ                                                          |
   +——————————————————T————————————T—————————————T—————————————T—————————————T—————————————+
   |Орловская область |     12     |      12     |     240     |     18,3    |      1      |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Рязанская область |     58     |      10     |      72     |      6,4    |      4      |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Смоленская область|     34     |      12     |      51     |     15,0    |      3      |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Тульская область  |     13     |       7     |      85     |      3,3    |      3      |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |г. Москва         |     47     |       4     |     130     |      2,7    |      1      |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Северо—Западный федеральный округ                                                      |
   +——————————————————T————————————T—————————————T—————————————T—————————————T—————————————+
   |Республика Коми   |     27     |      12     |      83     |      4,1    |      6      |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Мурманская область|     13     |       3     |      71     |      1,3    |      1      |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Южный федеральный округ                                                                |
   +——————————————————T————————————T—————————————T—————————————T—————————————T—————————————+
   |Краснодарский край|     58     |      30     |     164     |      7,3    |      8      |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Приволжский федеральный округ                                                          |
   +——————————————————T————————————T—————————————T—————————————T—————————————T—————————————+
   |Республика        |     58     |      12     |      55     |     16,0    |      7      |
   |Татарстан         |            |             |             |             |             |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Удмуртская        |     26     |       4     |      40     |      2,0    |      3      |
   |Республика        |            |             |             |             |             |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Кировская область |     19     |      19     |      51     |      5,6    |      7      |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Оренбургская      |     51     |      14     |     157     |      7,2    |      6      |
   |область           |            |             |             |             |             |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Самарская область |     42     |       5     |     101     |      5,4    |      5      |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Саратовская       |     11     |       7     |     122     |      3,2    |      7      |
   |область           |            |             |             |             |             |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Уральский федеральный округ                                                            |
   +——————————————————T————————————T—————————————T—————————————T—————————————T—————————————+
   |Свердловская      |     58     |       8     |       93    |      4,8    |      8      |
   |область           |            |             |             |             |             |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Сибирский федеральный округ                                                            |
   +——————————————————T————————————T—————————————T—————————————T—————————————T—————————————+
   |Красноярский край |     17     |      13     |      209    |     17,8    |      1      |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Кемеровская       |     58     |      13     |      161    |      6,0    |      5      |
   |область           |            |             |             |             |             |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Читинская область |     16     |       8     |      68     |      3,2    |      5      |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Дальневосточный федеральный округ                                                      |
   +——————————————————T————————————T—————————————T—————————————T—————————————T—————————————+
   |Камчатская область|     14     |      10     |      48     |      4,1    |      1      |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Магаданская       |     18     |      10     |      351    |     12,4    |      2      |
   |область           |            |             |             |             |             |
   +——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+—————————————+
   |Еврейская         |     58     |      21     |      116    |     18,0    |      6      |
   |авт. область      |            |             |             |             |             |
   L——————————————————+————————————+—————————————+—————————————+—————————————+——————————————
   

Индивидуальный подход регионов при определении объектов налогообложения выразился в том, что ни один из установленных НК РФ видов деятельности не был признан всеми регионами. Например, услуги по обучению и репетиторству не были установлены в качестве объекта налогообложения только в Самарской области. Выполнение живописных работ, тренерские услуги, организация и ведение кружков и студий не вошли в состав объектов налогообложения в двух субъектах Федерации, а художественно-оформительские и дизайнерские работы, физкультурно-оздоровительная деятельность и чертежно-графические работы - в трех.

Такие виды деятельности, как услуги консьержей и сторожей или сдача в аренду квартир и гаражей, которые повсеместно распространены и часто осуществляются лично без привлечения наемных работников, соответственно в 4 и 6 субъектах не были признаны объектами налогообложения на основе патента: региональные законодатели посчитали более целесообразным, чтобы с доходов от этих видов деятельности по-прежнему уплачивался исключительно налог на доходы физических лиц.

Размер потенциально возможного к получению дохода. Абсолютное большинство субъектов Федерации пошло по пути агрегирования: на несколько видов деятельности установлен одинаковый потенциально возможный годовой доход. При этом степень агрегирования различна. В двух регионах (Орловской и Кировской областях) каждому виду деятельности соответствует индивидуальный размер годового дохода (см. графы 1 и 2 таблицы). А в Самарской области на 37 из 42 видов деятельности установлен единый размер возможного дохода. Размер потенциально возможного к получению среднего дохода <2> существенно колеблется по отдельным регионам: от 40 тыс. руб. в Удмуртской Республике до 351 тыс. руб. в Магаданской обл., т.е. почти в 9 раз (см. гр. 3 таблицы).

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Рассчитан как средняя арифметическая из размеров потенциального дохода, установленных по отдельным видам предпринимательской деятельности в регионе.

В политике регионов по определению размера потенциально возможного дохода отчетливо прослеживаются различные подходы. Стремясь привлечь к уплате налогов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, одни субъекты Федерации (их подавляющее большинство) пошли на определенные налоговые послабления, установив размер потенциально возможного дохода на уровне значительно ниже среднегодовой заработной платы в регионе, другие (их единицы) исходили из рыночных цен, сложившихся в регионе на те или иные услуги. Третьи сочли целесообразным увязать стоимость патента с суммами НДФЛ, уплачиваемого лицами, занимающимися соответствующими видами деятельности.

Так, в финансово-экономическом обосновании к проекту закона о налогообложении на основе патента на территории Ярославской области указывается, что при определении размера потенциально возможного дохода учитывается средняя заработная плата по видам предпринимательской деятельности в разрезе городов и районов области. При этом размер возможного годового дохода рассчитывается таким образом, чтобы стоимость патента была равна сумме налога на доходы физических лиц, уплачиваемого со средней заработной платы работников организаций аналогичных видов деятельности и отраслей экономики.

Таким образом, используется обратный порядок расчета: годовой потенциально возможный доход рассчитывается исходя из стоимости патента, которая в свою очередь приравнивается к сумме налога на доходы физических лиц, уплачиваемого со средней заработной платы по ставке 13%, а не стоимость патента определяется исходя из потенциально возможного дохода.

Стоимость патента в месяц = Средняя заработная плата в месяц x 0,13;

Годовой потенциально возможный доход = Стоимость патента в месяц x 12 месяцев / 0,06.

Такой подход к определению стоимости патента имеет определенные преимущества, поскольку оплата труда является достаточно объективным показателем, характеризующим дифференциацию доходов по местам осуществления и видам деятельности. Да и сам расчет прост. Кроме того, он позволяет региональным властям осуществлять пересмотр стоимости патента не в зависимости от уровня инфляции, а в соответствии с динамикой оплаты труда на их территории.

С позиции налогоплательщика налог на доходы физических лиц и стоимость уплачиваемого патента имеют определенное сходство: и в том и в другом случае он отдает часть своего дохода. Только в первом случае физическое лицо уплачивает налог с фактически полученного дохода, а во втором - с потенциально возможного. При этом доход, полученный предпринимателем за время действия патента, может существенно отличаться от потенциально возможного. Несмотря на эти отличия и тот факт, что предприниматель кроме патента может уплачивать иные платежи и нести расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, пропорция: Потенциально возможный доход x 0,06 = Средняя заработная плата x 0,13 - для многих видов деятельности является не только удобной, но и оптимальной.

Вместе с тем нельзя не учитывать и то обстоятельство, что налоговая культура в нашей стране все еще остается на низком уровне. Поэтому установление более льготного патентного налогообложения по сравнению с НДФЛ могло бы привлечь в ряды плательщиков патента лиц, ранее не уплачивавших налоги по месту выплаты доходов.

Несмотря на отсутствие информации о размерах оплаты труда по отдельным видам деятельности во всех рассматриваемых регионах, даже сопоставление имеющихся усредненных данных - налога, исчисленного со среднегодовой заработной платы в регионе по ставке 13%, и средней стоимости патента, установленной для административных центров, - дало интересные, на наш взгляд, результаты. Так, в 5 регионах стоимость патента равна сумме уплачиваемого налога на доходы физических лиц, а в 15 субъектах Федерации меньше нее. И только в Орловской области средняя стоимость патента оказалась выше (почти в 1,7 раза) налога на доходы физических лиц, уплаченного со среднегодовой заработной платы.

Соотношение минимальной и максимальной стоимости патента с подоходным налогом, уплачиваемым со средней заработной платы, сложилось следующим образом. Во всех субъектах минимальная стоимость патента не превысила 13% от среднего размера оплаты труда. Причем, в 6 административных центрах минимальная стоимость патента оказалась меньше подоходного налога, уплачиваемого не только со средней, но и с минимальной заработной платы. Максимальная стоимость патента была меньше суммы подоходного налога почти в половине регионов и близка к ней в 6 субъектах Федерации. Это говорит о достаточно щадящем налогообложении как низкодоходных, так и высокодоходных видов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие патента.

Сравнение потенциально возможного к получению дохода и базовой доходности, установленной для ЕНВД. В соответствии с действующим налоговым законодательством, если вид предпринимательской деятельности, подлежащий обложению ЕНВД, установлен в качестве объекта налогообложения на основе патента, размер потенциально возможного к получению годового дохода не может превышать ЗО-кратной величины базовой доходности по ЕНВД.

Таким образом, максимальный потенциально возможный доход по такому виду деятельности, как ремонт и техническое обслуживание автомобилей, составляет 360 тыс. руб. При этом в 4 субъектах Федерации из 8, установивших этот вид деятельности в качестве объекта налогообложения на основе патента, размер потенциально возможного дохода определен на уровне максимально допустимого. В остальных 4 регионах средний годовой доход почти на треть меньше (247 тыс. руб.). По такому виду деятельности, как мойка автотранспортных средств, максимально допустимый потенциальный доход (360 тыс. руб.) установлен только в 2 регионах из 9, определивших этот вид предпринимательской деятельности в качестве объекта налогообложения на основе патента, в остальных 7 субъектах средний размер дохода составляет лишь 141 тыс. руб., т.е. в 2,5 раза меньше максимально допустимого.

Аналогичная картина и по другим совпадающим видам деятельности. Так, в максимальном размере (180 тыс. руб.) годовой доход по перевозке пассажиров и грузов на автомобильном и водном транспорте установили 5 из 9 регионов, в остальных 4 субъектах он на 26% меньше (133 тыс. руб.). По такому виду деятельности, как ветеринарное обслуживание, максимальный годовой доход (225 тыс. руб.), приняли лишь 2 региона из 11, где этот вид деятельности определен в качестве объекта налогообложения, в остальных 9 субъектах средний годовой доход установлен в размере 103 тыс. руб., т.е. почти в 2 раза меньше максимально допустимого. Таким образом, за счет налоговых послаблений подавляющая часть регионов надеется расширить состав плательщиков патента.

Соотношение доходности от различных видов предпринимательской деятельности. В 9 регионах из числа рассматриваемых максимальный размер потенциального дохода превышает минимальный менее чем в 5 раз (см. гр. 4 таблицы), в том числе в Мурманской области - лишь в 1,3 раза, в 6 субъектах Федерации - в 5 - 10 раз и в таком же количестве регионов - более чем в 10 раз, в том числе в Орловской области, Красноярском крае и Еврейской автономной области - в 18 раз.

Эти соотношения практически все региональные законодатели (за исключением 3 субъектов Федерации) также распространили на все места осуществления предпринимательской деятельности. Так, в Кемеровской и Смоленской областях соотношение между максимальным и минимальным доходами в сельских поселениях выше (соответственно на 25% и 50%), чем в административных центрах, в Саратовской области какая-либо закономерность в данном соотношении не прослеживается.

Наиболее и наименее доходные виды деятельности. Лидирующим по уровню доходности является такой вид деятельности, как ремонт и техническое обслуживание автомобилей (признан в 6 субъектах из 8). Также в 6 регионах из 14 для ремонта и обслуживания копировально-множительной техники установлен самый высокий размер потенциального дохода. Электромонтажные, строительно-монтажные, сантехнические, сварочно-сантехнические работы признаны наиболее доходными в 9 из 2 субъектов Федерации, выпечка хлебобулочных и кондитерских изделий - в 2 из 15, ремонт квартир - в 3 из 9, работы по остеклению балконов и лоджий - в 4 из 10, мойка автотранспортных средств - в 6 из 9, художественно-оформительские и дизайнерские работы - в 10 из 17, прокат и реализация видео- и аудиокассет, видео- и аудиодисков - в 2 из 10, изготовление и ремонт ювелирных изделий - в 2 из 9, фото-, кино- и видеоуслуги - в 3 из 9, перевозка пассажиров и грузов - в 2 из 9, банные услуги, услуги саун и соляриев - в 2 из 9, физкультурно-оздоровительная деятельность - в 5 из 18 регионов <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Виды деятельности перечислены в последовательности снижения среднего размера доходности (средняя арифметическая доходности данного вида деятельности по отдельным регионам). Такая же ярко выраженная индивидуальность субъектов Федерации проявилась и в установлении минимальных размеров потенциально возможного дохода. Наименее доходными видами деятельности, подпадающими под УСН на основе патента, являются услуги консьержей и сторожей (признаны таковыми в 5 регионах из 17). За ними следуют услуги носильщика, изготовление галантерейных изделий и бижутерии, чертежно-графические работы, изготовление и ремонт ковровых изделий (признаны наименее доходными в 4 субъектах Федерации). Изготовление изделий народных художественных промыслов, чистка обуви, изготовление искусственных цветов и венков, услуги платных туалетов и сдача в аренду квартир и гаражей определены как наименее доходные в 3 регионах. Остальные виды предпринимательской деятельности признаны наименее доходными лишь в одном - двух субъектах. Интересно, что одни и те же виды предпринимательской деятельности в одних регионах рассматриваются как потенциально максимально доходные, а в других - наоборот. В частности, изготовление изделий народных художественных промыслов в Москве, Саратовской области и Удмуртской Республике признано наименее доходным видом деятельности, а в Камчатской области на него установлен самый высокий размер потенциально возможного годового дохода. Аналогичная картина наблюдается по художественно-оформительским и дизайнерским работам, организации и ведению кружков и студий, звукозаписи, выпечке хлебобулочных и кондитерских изделий, ветеринарному обслуживанию, услугам переводчика. Размеры потенциально возможного годового дохода по большинству видов деятельности сильно разнятся в отдельных регионах: по заготовке шкур и шерсти домашних животных, изготовлению и ремонту ковровых изделий - почти в 5 и 6 раз соответственно, организации и ведению кружков и студий, художественно-оформительским и дизайнерским работам - в 20 раз, выпечке хлебобулочных и кондитерских изделий - в 26 раз. Дифференциация размеров потенциально возможного годового дохода. Органы власти в 5 субъектах Федерации из 21 анализируемого не сочли нужным воспользоваться этим правом, в остальных регионах в той или иной степени размер потенциально возможного годового дохода дифференцирован (см. гр. 5 таблицы). Как правило, в качестве места осуществления предпринимательской деятельности определены города и прочие населенные пункты, размер дохода по которым варьируется в большей или меньшей степени в зависимости от численности населения. Но есть и исключения. Так, в Еврейской автономной области размеры годового потенциально возможного дохода установлены по муниципальным районам, а в Рязанской области наряду с городами и прочими населенными пунктами в качестве места осуществления предпринимательской деятельности определена придорожная полоса. Наличие значительного разрыва в размерах потенциально возможного дохода как по регионам, так и по видам предпринимательской деятельности заставляет задуматься о целесообразности применения дифференцированного подхода к определению размера взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями на обязательное пенсионное страхование. Напомним, что в настоящее время плательщики патента освобождены от уплаты единого социального налога, а страховые взносы уплачивают в виде фиксированного платежа, минимальный размер которого составляет 150 руб. в месяц и не зависит от потенциально возможного дохода индивидуального предпринимателя, будь этот доход определен 657 000 руб. или 10 000 руб. В результате платежи на обязательное пенсионное страхование для одних предпринимателей составляют менее 0,3% от размера потенциального дохода, а для других - более 18%. Такое положение фактически освобождает индивидуальных предпринимателей, занимающихся более доходными видами деятельности, от участия в обязательном пенсионном страховании, и не позволяет им сформировать свои пенсионные права, достаточные для получения пенсии хотя бы на среднем уровне. Так, занятие индивидуальной деятельностью в течение 35 лет и уплата взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 150 руб. в месяц позволяет сформировать страховую и накопительную части трудовой пенсии в сумме всего лишь 276 руб. в месяц. Учитывая, что установленный на сегодня размер базовой части пенсии составляет 1035,09 руб., индивидуальный предприниматель может рассчитывать на пенсию чуть более 1311 руб. в месяц. Для изменения сложившейся ситуации целесообразно было бы размер взносов на обязательное пенсионное страхование, как и стоимость патента, определять в процентном отношении к размеру потенциально возможного дохода, сохранив при этом действующий порядок уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов, уплачиваемых на обязательное пенсионное страхование. О.В.Медведева К. э. н., ведущий научный сотрудник НИФИ АБиК Минфина России Т.Г.Лебединская К. э. н., старший научный сотрудник НИФИ АБиК Минфина России Подписано в печать 23.04.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Управление налоговым бременем на уровне субъектов хозяйствования: цели, принципы, подходы ("Налоговая политика и практика", 2007, N 5) >
Статья: Вертикально интегрированные компании: проблемы построения товарного баланса ("Налоговая политика и практика", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.