Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Теория и практика финансового контроля (Продолжение) ("Бюджетный учет", 2007, N 5)



"Бюджетный учет", 2007, N 5

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

(Продолжение. Начало см. "Бюджетный учет", 2007, N N 2, 3, 4)

В практической деятельности любого бюджетного учреждения часто случаются ситуации, когда проверки следуют одна за другой. После окончания проверки финансово-хозяйственной деятельности Контрольно-счетной палатой Законодательного собрания начинается проверка контрольно-ревизионным или финансовым органом исполнительной власти того же самого периода использования бюджетных средств. О том, законны ли действия "дублеров", рассказывает А.И. Бирюков, заместитель начальника Управления внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства, кандидат экономических наук.

К сожалению, череда проверок органов государственного финансового контроля на одном и том же участке соответствует и в полной мере отвечает требованиям бюджетного законодательства РФ. Так, согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Все эти ветви власти имеют право создавать органы ГФК, которые осуществляют контрольную деятельность по своим планам работы.

Невидимая разница

Несмотря на видимую схожесть в программах проверок, следует учесть, что органы госфинконтроля законодательной (представительной) власти и исполнительной по своему статусу не могут дублировать друг друга. Все они выполняют отличные друг от друга функции: органы ГФК законодательной (представительной) власти осуществляют контроль за исполнением бюджетов, а органы ГФК исполнительной власти контролируют использование бюджетных средств.

Формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами, представительными органами местного самоуправления, определены в ст. 265 Бюджетного кодекса. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, определяется ст. 266 Бюджетного кодекса. Согласно п. 1 этой статьи к органам ГФК исполнительной власти относятся: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Предварительный и текущий контроль

Статья 267 Бюджетного кодекса устанавливает, что Федеральное казначейство осуществляет контроль за непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств. В рамках предварительного контроля оно следит и за непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств. На этой стадии контролируется соответствие содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета, и наличие у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

Собственно, эта статья Бюджетного кодекса раскрывает суть предварительного и текущего контроля, осуществляемого от лица исполнительной власти органами Федерального казначейства.

Постфактум - "постконтроль"

Последующий контроль исполнительная власть возлагает на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора. Статья 268 Бюджетного кодекса РФ говорит о том, что эта служба осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Росфиннадзор вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части перечисленных средств.

Но в соответствии со ст. 269 Бюджетного кодекса РФ последующий контроль могут осуществлять и главные распорядители, и распорядители бюджетных средств - тоже представители исполнительной власти. Их прерогатива - целевое использование и своевременный возврат бюджетных средств, представление отчетности и внесение платы за их пользование получателями. Для осуществления контроля в этой области главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений, автономных учреждений.

Я бы назвал данную форму финансового контроля внутриведомственной. На это указывают и ст. ст. 158 и 159 Бюджетного кодекса. Об особенностях осуществления внутриведомственного финансового контроля мы поговорим более подробно в следующий раз.

В соответствии со ст. 270 Бюджетного кодекса финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов осуществляют контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Они же отслеживают соблюдение условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий.

На баланс и контролер бежит

Выходит, в практической деятельности вполне возможно, что правильностью использования бюджетных средств в бюджетном учреждении за один и тот же период времени могут заинтересоваться сразу несколько органов ГФК.

От законодательной ветви власти проверки проводятся Счетной палатой РФ (Контрольно-счетной палатой Законодательного собрания субъекта РФ) в пределах своей компетенции, которая определена Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате РФ" и законами субъектов РФ о Контрольно-счетных палатах.

От исполнительной власти контрольные действия осуществляют Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований в пределах своей компетенции, установленной законодательством РФ.

Все названные органы госфинконтроля осуществляют контрольные действия по своим планам работы и активно взаимодействуют при проведении проверочных мероприятий.

А.И.Бирюков

К. э. н.,

заместитель начальника

Управления внутреннего контроля

и аудита Федерального казначейства

Подписано в печать

20.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Как отразить возврат дебиторской задолженности прошлых лет? ("Бюджетный учет", 2007, N 5) >
Статья: Как избежать профессионального стресса ("Бюджетный учет", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.