|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Субсидии, субвенции - все для народа ("Бюджетный учет", 2007, N 5)
"Бюджетный учет", 2007, N 5
СУБСИДИИ, СУБВЕНЦИИ - ВСЕ ДЛЯ НАРОДА
Порядок предоставления субсидий и субвенций учреждениям меняется с завидным постоянством. Вот и опять не так давно вышел Приказ Минфина России от 29 марта 2007 г. N 28н. О том, что нового в этом документе, мы побеседовали с С.С. Бычковым - начальником отдела методологии исполнения бюджетов Департамента бюджетной политики Минфина России.
- Станислав Сергеевич, для начала давайте определимся с тем, кому могут предоставляться субсидии и субвенции. - Здесь нужно обратиться к п. 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 г. N 126 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" (далее по тексту - Постановление N 126). Там сказано, что средства федерального бюджета, предусмотренные главным распорядителям в соответствии со сводной бюджетной росписью в форме субсидий и субвенций, могут предоставляться организациям любой организационной формы (для этого они должны открыть счета в банке, на которые будут перечислены денежные средства) и бюджетным учреждениям. - Насколько я знаю, в 2007 г. Минфин России утвердил новый Приказ о порядке предоставления субсидий и субвенций. Кто теперь его устанавливает? - Я думаю, вы говорите о Приказе Минфина России от 29 марта 2007 г. N 28н "О порядке предоставления субсидий и субвенций за счет средств федерального бюджета бюджетным учреждениям" (далее - Приказ N 28н). Для организаций порядок разрабатывает соответствующий орган, осуществляющий государственную власть в Российской Федерации (или федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности). При этом учитывают отраслевые особенности. Эти правила согласовывают с Минфином России. А для учреждений нормы разрабатывают сами сотрудники финансового ведомства. В данном случае Минфину России предоставляется более широкий круг полномочий. Правила предоставления субсидий и субвенций учреждениям должны быть предусмотрены либо непосредственно соответствующим приказом Минфина, или же должна быть предусмотрена отсылочная норма, определяющая, кем эти правила разрабатываются и в каком порядке они утверждаются. Иными словами, Минфин России делегирует права по определению учреждений - получателей субсидий (субвенций) соответствующим органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности). Те, в свою очередь, разрабатывают необходимые для этого правила (порядок). - Так как же должны быть разграничены указанные полномочия в идеале? - На мой взгляд, целесообразно будет сделать так: - Минфин России должен утверждать общие правила (без учета отраслевых особенностей). В частности, регулировать вопросы предоставления субсидий и субвенций, связанные с выбором типов бюджетных учреждений по признаку подведомственности органу государственной власти, уполномоченному предоставлять субсидии или субвенции. Кроме того, Минфин России должен утверждать правила перечисления субсидий и субвенций на соответствующие счета отобранных учреждений; - орган, осуществляющий государственную власть в Российской Федерации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности), должен утверждать правила отбора бюджетных учреждений, претендующих на получение субсидий или субвенций, которыми устанавливаются формы заявок на предоставление субсидий и субвенций, критерии отбора и т.д. Указанный орган также должен устанавливать порядок контроля за использованием полученных учреждениями субсидий или субвенций (включающий порядок представления отчетности об использовании целевых средств, полученных бюджетными учреждениями). - В чем выражается преимущество такой нормы? - Это позволяет более четко разграничить предметы регулирования между Минфином России и органами, осуществляющими государственную власть в Российской Федерации (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности). Раньше было как? Одновременное утверждение правил Минфином и органами, осуществляющими государственную власть в Российской Федерации (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности), приводило к дублированию норм нормативно-правовой базы, описывающих механизм предоставления субсидий и субвенций учреждениям. Это вызывает определенные сложности в правоприменительной практике в связи с возможными коллизиями дублирующих норм. - Приведите, пожалуйста, пример такого дублирования. - Конечно. Рассмотрим положения Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 г. N 89 <*> и соответствующие нормативно-правовые акты, которые регулируют вопросы оказания господдержки учреждениям высшего профессионального образования и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в 2006 - 2007 гг. В соответствии с указанным Постановлением порядок предоставления субсидий на внедрение инновационных образовательных программ разрабатывается Министерством образования и науки Российской Федерации. Он утвержден 9 июня 2006 г. (Приказ Минобрнауки N 143). В 2006 г. в соответствии с п. 38 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. N 101 Приказом Минфина России от 6 апреля 2006 г. N 54н утвержден Порядок предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям. Так вот. Пункты 3 - 5 этих нормативных актов практически дословно повторяют друг друга. Помимо этого правила перечисления субсидий и субвенций на соответствующие счета отобранных учреждений также были установлены как Приказом Минфина N 54н, так и Приказом Минобрнауки N 143. А почему? Потому, что не были четко разграничены предметы регулирования между Минфином России и Минобрнауки в области установления правил предоставления соответствующих субсидий и субвенций. ————————————————————————————————<*> "О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы". - А как быть с тем, что Минфин России имеет приоритет, установленный п. 40 Постановления N 126, в части утверждения механизма предоставления субсидий и субвенций учреждениям в целом? - Пользуясь своим правом, Минфин России установил общий рамочный критерий определения учреждений, которым могут быть предоставлены субсидии (субвенции) (п. 4 Приказа N 28н). В соответствии с ним перечисление субсидий (субвенций) учреждению осуществляется уполномоченным получателем - ГРСБ или находящимся в его ведении получателем средств федерального бюджета, если бюджетные учреждения не находятся в ведении уполномоченного получателя (за исключением случаев, предусмотренных Правительством Российской Федерации). - Не противоречит ли это Концепции реформирования бюджетного процесса, в соответствии с которой финансирование учреждений осуществляется только на основе бюджетной сметы? - Нет. Указанный принцип будет реализован в полном объеме при введении в действие положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса...". В соответствии с изменениями учреждения не смогут получать субсидии (субвенции) из бюджетов. Теоретически такой подход к финансированию учреждений можно обосновать тем, что разнообразные формы финансирования бюджетных учреждений являются причиной уменьшения прозрачности и контролируемости расходов бюджетов, так как по определению приводят к увеличению числа счетов по учету соответствующих операций со средствами бюджетов. Так, например, в 2006 г. субсидии из средств федерального бюджета федеральным учреждениям в соответствии с Приказом Минфина России от 6 апреля 2006 г. N 54н перечислялись на счета по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые органам Федерального казначейства на балансовом счете N 40503, с последующим отражением операций с субсидиями (субвенциями) на соответствующих лицевых счетах учреждений. В настоящее время находящаяся на стадии переходного периода система финансирования учреждений пока предусматривает субсидии (субвенции). Но уже сейчас можно вводить ряд ограничений по предоставлению субсидий (субвенций) учреждениям с целью постепенного приведения к единой системе финансирования. - Кому не предоставляются субсидии (субвенции)? - Пунктом 4 Приказа N 28н установлено, что субсидии (субвенции) не предоставляются подведомственным уполномоченному получателю учреждениям. Исключение составляют случаи, предусмотренные Правительством Российской Федерации. К ним относят, к примеру, ситуации, связанные с возникновением расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению грантов учреждениям - победителям конкурсов, проводимых уполномоченным получателем. Так, Федеральное агентство по науке и инновациям (далее - Агентство) осуществляет предоставление субвенций на гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук, на государственную поддержку ведущих научных школ Российской Федерации, финансирование организационно-технического и информационного обеспечения проведения конкурсов за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Агентству на эти цели (основание - Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. N 260). Тем самым, поскольку до проведения конкурса неизвестен круг получателей субсидий, действие п. 4 Приказа N 28н без ограничений (исключений) автоматически исключит из участия учреждения, подведомственные уполномоченному получателю (в рассматриваемом случае - Агентству). - Какой документ является основанием для предоставления субсидий (субвенций)? - Это соглашение (договор), заключаемое учреждением с уполномоченным получателем. В нем должны быть предусмотрены размер, сроки, цели и условия предоставления субсидий (субвенций), порядок представления отчетности о результатах выполнения получателем субсидий (субвенций) предусмотренных соглашением мероприятий. - К слову об отчетности. В 2006 г. для территориальных органов была установлена новая отчетная форма - отчет об использовании субсидий (субвенций), предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации и местным бюджетам. Зачем? - Эта форма позволяет Минфину России иметь информацию об остатках субсидий (субвенций), переданных из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет), контроль за использованием которых возложен на органы Федерального казначейства. Указанный отчет формируется ежеквартально и с учетом интересов и запросов пользователей - Минфина России и главных распорядителей средств федерального бюджета. - В каком порядке осуществляется перечисление субсидий (субвенций) на счета федеральных учреждений? - Перечисление производится на счета по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России (иных кредитных организациях) на балансовом счете N 40503 с последующим отражением в установленном порядке операций с полученными субсидиями (субвенциями) на лицевых счетах федеральных учреждений. Зачисление субсидий (субвенций) отражают по коду бюджетной классификации 000 3 03 02010 01 0000 180 "Прочие безвозмездные поступления федеральным учреждениям". - Есть ли какие-либо особенности для учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений? - В данном случае денежные средства перечисляют на счета, открытые в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления), получателям субсидий (субвенций) - учреждениям, находящимся в ведении субъекта Российской Федерации (муниципального образования), или органам, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета). В соответствии с п. 5 Приказа N 28н отражение операций с полученными субсидиями (субвенциями) осуществляется в порядке, установленном для использования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Рассматривая в совокупности п. 3 и п. 5 Приказа N 28н, можно сделать вывод о том, что учреждениям субъектов Российской Федерации и муниципальным учреждениям субсидии (субвенции) направляются непосредственно на лицевые счета по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, или на лицевые счета указанных учреждений на дополнительное финансирование, открытые в финансовом органе на балансовом счете N 40201 (N 40204). Это зависит от варианта открытия лицевых счетов. Беседу вела А.Ю.Ильина Редактор-эксперт журнала "Бюджетный учет" Подписано в печать 20.04.2007 ————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |