Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Субсидии, субвенции - все для народа ("Бюджетный учет", 2007, N 5)



"Бюджетный учет", 2007, N 5

СУБСИДИИ, СУБВЕНЦИИ - ВСЕ ДЛЯ НАРОДА

Порядок предоставления субсидий и субвенций учреждениям меняется с завидным постоянством. Вот и опять не так давно вышел Приказ Минфина России от 29 марта 2007 г. N 28н. О том, что нового в этом документе, мы побеседовали с С.С. Бычковым - начальником отдела методологии исполнения бюджетов Департамента бюджетной политики Минфина России.

- Станислав Сергеевич, для начала давайте определимся с тем, кому могут предоставляться субсидии и субвенции.

- Здесь нужно обратиться к п. 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 г. N 126 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" (далее по тексту - Постановление N 126). Там сказано, что средства федерального бюджета, предусмотренные главным распорядителям в соответствии со сводной бюджетной росписью в форме субсидий и субвенций, могут предоставляться организациям любой организационной формы (для этого они должны открыть счета в банке, на которые будут перечислены денежные средства) и бюджетным учреждениям.

- Насколько я знаю, в 2007 г. Минфин России утвердил новый Приказ о порядке предоставления субсидий и субвенций. Кто теперь его устанавливает?

- Я думаю, вы говорите о Приказе Минфина России от 29 марта 2007 г. N 28н "О порядке предоставления субсидий и субвенций за счет средств федерального бюджета бюджетным учреждениям" (далее - Приказ N 28н). Для организаций порядок разрабатывает соответствующий орган, осуществляющий государственную власть в Российской Федерации (или федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности). При этом учитывают отраслевые особенности. Эти правила согласовывают с Минфином России. А для учреждений нормы разрабатывают сами сотрудники финансового ведомства. В данном случае Минфину России предоставляется более широкий круг полномочий. Правила предоставления субсидий и субвенций учреждениям должны быть предусмотрены либо непосредственно соответствующим приказом Минфина, или же должна быть предусмотрена отсылочная норма, определяющая, кем эти правила разрабатываются и в каком порядке они утверждаются. Иными словами, Минфин России делегирует права по определению учреждений - получателей субсидий (субвенций) соответствующим органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности). Те, в свою очередь, разрабатывают необходимые для этого правила (порядок).

- Так как же должны быть разграничены указанные полномочия в идеале?

- На мой взгляд, целесообразно будет сделать так:

- Минфин России должен утверждать общие правила (без учета отраслевых особенностей). В частности, регулировать вопросы предоставления субсидий и субвенций, связанные с выбором типов бюджетных учреждений по признаку подведомственности органу государственной власти, уполномоченному предоставлять субсидии или субвенции. Кроме того, Минфин России должен утверждать правила перечисления субсидий и субвенций на соответствующие счета отобранных учреждений;

- орган, осуществляющий государственную власть в Российской Федерации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности), должен утверждать правила отбора бюджетных учреждений, претендующих на получение субсидий или субвенций, которыми устанавливаются формы заявок на предоставление субсидий и субвенций, критерии отбора и т.д. Указанный орган также должен устанавливать порядок контроля за использованием полученных учреждениями субсидий или субвенций (включающий порядок представления отчетности об использовании целевых средств, полученных бюджетными учреждениями).

- В чем выражается преимущество такой нормы?

- Это позволяет более четко разграничить предметы регулирования между Минфином России и органами, осуществляющими государственную власть в Российской Федерации (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности). Раньше было как? Одновременное утверждение правил Минфином и органами, осуществляющими государственную власть в Российской Федерации (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности), приводило к дублированию норм нормативно-правовой базы, описывающих механизм предоставления субсидий и субвенций учреждениям. Это вызывает определенные сложности в правоприменительной практике в связи с возможными коллизиями дублирующих норм.

- Приведите, пожалуйста, пример такого дублирования.

- Конечно. Рассмотрим положения Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 г. N 89 <*> и соответствующие нормативно-правовые акты, которые регулируют вопросы оказания господдержки учреждениям высшего профессионального образования и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в 2006 - 2007 гг. В соответствии с указанным Постановлением порядок предоставления субсидий на внедрение инновационных образовательных программ разрабатывается Министерством образования и науки Российской Федерации. Он утвержден 9 июня 2006 г. (Приказ Минобрнауки N 143). В 2006 г. в соответствии с п. 38 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. N 101 Приказом Минфина России от 6 апреля 2006 г. N 54н утвержден Порядок предоставления субсидий и субвенций бюджетным учреждениям. Так вот. Пункты 3 - 5 этих нормативных актов практически дословно повторяют друг друга. Помимо этого правила перечисления субсидий и субвенций на соответствующие счета отобранных учреждений также были установлены как Приказом Минфина N 54н, так и Приказом Минобрнауки N 143. А почему? Потому, что не были четко разграничены предметы регулирования между Минфином России и Минобрнауки в области установления правил предоставления соответствующих субсидий и субвенций.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> "О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы". - А как быть с тем, что Минфин России имеет приоритет, установленный п. 40 Постановления N 126, в части утверждения механизма предоставления субсидий и субвенций учреждениям в целом? - Пользуясь своим правом, Минфин России установил общий рамочный критерий определения учреждений, которым могут быть предоставлены субсидии (субвенции) (п. 4 Приказа N 28н). В соответствии с ним перечисление субсидий (субвенций) учреждению осуществляется уполномоченным получателем - ГРСБ или находящимся в его ведении получателем средств федерального бюджета, если бюджетные учреждения не находятся в ведении уполномоченного получателя (за исключением случаев, предусмотренных Правительством Российской Федерации). - Не противоречит ли это Концепции реформирования бюджетного процесса, в соответствии с которой финансирование учреждений осуществляется только на основе бюджетной сметы? - Нет. Указанный принцип будет реализован в полном объеме при введении в действие положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса...". В соответствии с изменениями учреждения не смогут получать субсидии (субвенции) из бюджетов. Теоретически такой подход к финансированию учреждений можно обосновать тем, что разнообразные формы финансирования бюджетных учреждений являются причиной уменьшения прозрачности и контролируемости расходов бюджетов, так как по определению приводят к увеличению числа счетов по учету соответствующих операций со средствами бюджетов. Так, например, в 2006 г. субсидии из средств федерального бюджета федеральным учреждениям в соответствии с Приказом Минфина России от 6 апреля 2006 г. N 54н перечислялись на счета по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые органам Федерального казначейства на балансовом счете N 40503, с последующим отражением операций с субсидиями (субвенциями) на соответствующих лицевых счетах учреждений. В настоящее время находящаяся на стадии переходного периода система финансирования учреждений пока предусматривает субсидии (субвенции). Но уже сейчас можно вводить ряд ограничений по предоставлению субсидий (субвенций) учреждениям с целью постепенного приведения к единой системе финансирования. - Кому не предоставляются субсидии (субвенции)? - Пунктом 4 Приказа N 28н установлено, что субсидии (субвенции) не предоставляются подведомственным уполномоченному получателю учреждениям. Исключение составляют случаи, предусмотренные Правительством Российской Федерации. К ним относят, к примеру, ситуации, связанные с возникновением расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению грантов учреждениям - победителям конкурсов, проводимых уполномоченным получателем. Так, Федеральное агентство по науке и инновациям (далее - Агентство) осуществляет предоставление субвенций на гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук, на государственную поддержку ведущих научных школ Российской Федерации, финансирование организационно-технического и информационного обеспечения проведения конкурсов за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Агентству на эти цели (основание - Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. N 260). Тем самым, поскольку до проведения конкурса неизвестен круг получателей субсидий, действие п. 4 Приказа N 28н без ограничений (исключений) автоматически исключит из участия учреждения, подведомственные уполномоченному получателю (в рассматриваемом случае - Агентству). - Какой документ является основанием для предоставления субсидий (субвенций)? - Это соглашение (договор), заключаемое учреждением с уполномоченным получателем. В нем должны быть предусмотрены размер, сроки, цели и условия предоставления субсидий (субвенций), порядок представления отчетности о результатах выполнения получателем субсидий (субвенций) предусмотренных соглашением мероприятий. - К слову об отчетности. В 2006 г. для территориальных органов была установлена новая отчетная форма - отчет об использовании субсидий (субвенций), предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации и местным бюджетам. Зачем? - Эта форма позволяет Минфину России иметь информацию об остатках субсидий (субвенций), переданных из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет), контроль за использованием которых возложен на органы Федерального казначейства. Указанный отчет формируется ежеквартально и с учетом интересов и запросов пользователей - Минфина России и главных распорядителей средств федерального бюджета. - В каком порядке осуществляется перечисление субсидий (субвенций) на счета федеральных учреждений? - Перечисление производится на счета по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России (иных кредитных организациях) на балансовом счете N 40503 с последующим отражением в установленном порядке операций с полученными субсидиями (субвенциями) на лицевых счетах федеральных учреждений. Зачисление субсидий (субвенций) отражают по коду бюджетной классификации 000 3 03 02010 01 0000 180 "Прочие безвозмездные поступления федеральным учреждениям". - Есть ли какие-либо особенности для учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений? - В данном случае денежные средства перечисляют на счета, открытые в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления), получателям субсидий (субвенций) - учреждениям, находящимся в ведении субъекта Российской Федерации (муниципального образования), или органам, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета). В соответствии с п. 5 Приказа N 28н отражение операций с полученными субсидиями (субвенциями) осуществляется в порядке, установленном для использования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Рассматривая в совокупности п. 3 и п. 5 Приказа N 28н, можно сделать вывод о том, что учреждениям субъектов Российской Федерации и муниципальным учреждениям субсидии (субвенции) направляются непосредственно на лицевые счета по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, или на лицевые счета указанных учреждений на дополнительное финансирование, открытые в финансовом органе на балансовом счете N 40201 (N 40204). Это зависит от варианта открытия лицевых счетов. Беседу вела А.Ю.Ильина Редактор-эксперт журнала "Бюджетный учет" Подписано в печать 20.04.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Договор цессии ("Бюджетный учет", 2007, N 5) >
Статья: Ремонт, модернизация, реконструкция: найдем отличия ("Бюджетный учет", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.