Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: К вопросу определения профессионального соответствия руководящих лиц банков (Начало) ("Управление в кредитной организации", 2007, N 3)



"Управление в кредитной организации", 2007, N 3

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООТВЕТСТВИЯ

РУКОВОДЯЩИХ ЛИЦ БАНКОВ

Во всех странах органы надзора применяют определенные квалификационные требования, стандарты, которым должны следовать руководящие лица во всех финансовых учреждениях, в том числе в банках. В международной банковской практике эти стандарты носят название Fit and Proper Requirements. Автор рассматривает существующие подходы по определению профессионального соответствия для руководящих лиц банков.

Необходимость квалификационных стандартов

Мировой опыт и национальная практика убедительно показывают важность более тщательного анализа со стороны надзора поведения конкретных лиц в соблюдении ими своих обязательств. Это способствует безопасности и стабильности финансовой системы.

Обычно такие стандарты во многих странах применяются только на начальной стадии, когда регистрируется банк или происходит новое назначение члена руководящего органа банка. Однако не менее важно контролировать дальнейшее соблюдение этих требований ответственными лицами в своей работе, то есть осуществлять мониторинг соблюдения.

Назначение этих стандартов состоит в использовании четкого, прозрачного и эффективного механизма оценки соответствия кандидатов руководящим должностям, чтобы дать понять участникам рынка, какова позиция регулятора в отношении минимальных стандартов. Такой механизм позволяет сократить риск убытков для всех заинтересованных лиц, который может возникнуть вследствие неправильного управления или неадекватного поведения ответственных лиц в кредитных учреждениях.

Такие стандарты, оформленные как нормативный акт (отдельным положением или в виде параграфа закона о банковской деятельности), позволяют органу надзора давать отвод кандидатам или уже работающим должностным лицам, а также дисквалифицировать их за нарушение стандартов. Важно усиление механизма корпоративного управления в финансовых учреждениях различных сфер финансового сектора.

Идея принятия стандартов состоит в том, что ведут к победе и приводят к поражению корпорацию ее менеджеры. Поэтому важно, чтобы во главе банка стояли люди с "чистыми руками", незапятнанной репутацией и достаточно грамотные. Руководитель одного банка, несколько лет лидировавшего на украинском рынке, а затем лопнувшего, после фиаско работал советником у президента Украины, возглавлял страховую компанию.

Введение и соблюдение таких стандартов способствуют укреплению доверия к банкам со стороны не только пользователей финансовых услуг, но и широких слоев общественности.

Банк может рухнуть в результате непредсказуемого ухудшения экономики или состояния в банковском секторе. Однако довольно часто финансовые учреждения терпят крах из-за того, что те, кто отвечает за их управление и работу (индивидуально или коллективно), оказываются неспособными оптимизировать стремление к росту и прибыли своей компании с необходимостью адекватно и надлежащим образом управлять рисками. Крахи могут возникать также вследствие ошибочного управления и некомпетентности.

Интересы обеспечения финансовой стабильности требуют обеспечения безопасности и надежности в работе финансовых учреждений.

Механизм стандартов (квалификационных требований) направлен на то, чтобы уменьшить риск падения кредитных учреждений в результате некомпетентного, опрометчивого или ненадлежащего управления рисками со стороны ответственных лиц.

Добавим, что банковская общественность в целом заинтересована в том, чтобы профессия "банкир" как можно реже ассоциировалась с нарушениями закона, злоупотреблениями или некомпетентностью. Ведь это напрямую связано с доверием к банкам, с риском репутации.

Известно, что Центральный банк РФ прилагает немалые усилия не только к ужесточению квалификационных стандартов, но и к их соблюдению. Оказывается, что именно соблюдение оказывается наиболее сложным моментом.

Так, Банк России в своем документе, регламентирующем регистрацию и лицензирование кредитных учреждений (Положение ЦБ РФ от 09.06.2005 N 271-П), согласовывает кандидатов на должности:

- единоличного исполнительного органа и его заместителей;

- членов коллегиального исполнительного органа;

- главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера кредитной организации;

- руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.

Также орган надзора изучает сведения о членах наблюдательного совета (совета директоров) кредитного учреждения.

В ходе рассмотрения документов, полученных от заявителя, территориальное учреждение Центрального банка вправе запросить информацию о финансовом положении и деловой репутации учредителей (участников) кредитной организации в правоохранительных органах, иных федеральных органах исполнительной власти и организациях, а также у физических лиц.

Изучение этого документа свидетельствует о том, что собираемая информация предназначена для оценки деловой репутации с акцентом на предотвращение перехода банка под контроль лиц, которые (а) имели судимость по экономическим преступлениям, а также (б) причастны к краху банков или несут ответственность за нарушение требований органов регулирования и надзора.

Региональные подразделения Банка России призваны накапливать и вести базу данных о руководителях кредитных учреждений и филиалов, включая информацию о их причастности к ухудшению положения контролируемого учреждения и применяемых к ним санкциях (гл. 4 Положения N 271-П).

При этом обращается внимание, во-первых, на имевшее ранее место применение мер воздействия к конкретному лицу (кандидату на должность):

- требование Центрального банка о замене руководителя;

- отстранение от руководства кредитной организацией за допущенные нарушения в финансовой сфере;

- увольнение по решению уполномоченного органа по инициативе органа надзора;

- предписания об ограничении операций банка за нарушения требований нормативных актов;

- фиксация факта противодействия учреждения инспектированию уполномоченным органом и предоставления ему неверных или неполных сведений.

Во-вторых, учитывается занятие руководящих должностей в проблемных банках, к которым применялись меры воздействия:

- введение временной администрации;

- отзыв лицензии.

Основания для отказа в согласовании кандидатур на должности руководителей предусмотрены ст. 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности":

1) отсутствие у кандидата высшего юридического или экономического образования и опыта руководства подразделением кредитной организации (либо двухлетнего опыта управленческой работы в таком учреждении);

2) наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики или совершение в течение предшествующего года правонарушений в области торговли и финансов;

3) наличие фактов расторжения трудового контракта по инициативе администрации в связи с несоответствием должности (за последние 2 года);

4) требование Центрального банка о замене данного лица, находившегося на руководящей работе в кредитной организации, в связи с профессиональным несоответствием;

5) несоответствие деловой репутации кандидата на должность руководителя требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Такие требования надзора целесообразно более четко регламентировать с учетом мирового опыта, сделав надзор более прозрачным и конкретным, насколько это допустимо.

Прежде всего отметим, что квалификационные стандарты могут устанавливать органы надзора и регулирования, а также профессиональные объединения. В условиях недостаточно развитого финансового рынка кодексы чести часто превращаются в пустопорожние призывы, и на первое место выходят именно регулятор и надзор.

Законодательной базой многих стран подразумевается и требуется, чтобы каждый член совета директоров и управляющий банка, применяя свои полномочия и выполняя свои обязанности, во-первых, действовал честно с хорошими намерениями ради лучших интересов банка, а во-вторых, отличался вниманием, тщательностью и умениями, которые применял при разумной осторожности в соответствующих обстоятельствах. Поэтому от директоров (членов наблюдательного совета) требуется направлять менеджмент бизнеса и дел банка, действуя при этом напрямую или через сотрудников банка. Соответственно, директора несут первейшую ответственность за назначение лиц, которые бы по всем критериям соответствовали занимаемым ключевым позициям в данной организации.

Сфера применения квалификационных требований внутри банка

Например, в Австралии согласно стандарту национального органа надзора APRA квалификационные стандарты относятся к ответственным лицам:

- директору (члену совета директоров) данного учреждения;

- высшему руководителю данного учреждения;

- аудитору данного учреждения;

- лицу, осуществляющему деятельность для дочерней компании регулируемого учреждения, деятельность которого может существенно повлиять на бизнес регулируемого учреждения в целом или на его часть либо на его финансовое положение напрямую или опосредованно.

Лицо не обязано быть наемным работником регулируемого учреждения, чтобы являться ответственным лицом. При некоторых обстоятельствах консультант, подрядчик или сотрудник дочерней компании или иной связанной компании могут признаваться ответственным лицом.

Орган надзора может определить, является ли данное лицо "ответственным", если надзором будет признано, что это лицо играет существенную роль в управлении или контроле регулируемого учреждения или что деятельность этого лица может существенно повлиять на пруденциальные вопросы. При этом определение надзора будет в письменной форме направлено учреждению. Также орган надзора может определить, что данное лицо не является ответственным, и письменно уведомить об этом.

Высший руководитель учреждения означает лицо, отличное от членов совета директоров, которое:

1) принимает или участвует в принятии решений, которые оказывают воздействие на весь бизнес учреждения или существенную часть бизнеса;

2) имеет возможность оказывать существенное воздействие на финансовое положение учреждения;

3) может существенно влиять на весь бизнес (или существенную его часть) данного учреждения либо на его финансовое положение благодаря своей ответственности за:

a) соблюдение политик и реализацию стратегий, которые одобрены советом директоров данного учреждения;

b) разработку и внедрение систем, которые идентифицируют, оценивают, управляют или контролируют риски бизнеса данного учреждения;

c) осуществление мониторинга приемлемости, адекватности и эффективности систем управления рисками.

Для иностранных депозитных учреждений высший руководитель - это назначенное лицо в качестве старшего должностного лица в материнской компании за границей.

Критерии для определения того, является ли ответственное лицо соответствующим требованиям к заниманию ответственной должности, выдвигаются следующим образом.

Во-первых, регулируемое учреждение должно четко изложить в документе квалификацию, которая требуется по каждой ответственной позиции. Требуется, чтобы изложение критериев позволяло прийти к заключению о том, что данное лицо владеет квалификацией, характером, тщательностью, честностью, порядочностью и суждением для выполнения надлежащим образом обязанностей по данной ответственной позиции. Во-вторых, это лицо не должно быть дисквалифицированным согласно закону в отношении занятия данной должности. В-третьих, это лицо не должно быть в конфликте интересов в исполнении обязанностей по данной ответственной должности, если же такой конфликт интересов существует, то следует данному учреждению прийти к выводу, что такой конфликт не создаст существенного риска, что это лицо не будет исполнять надлежащим образом свои обязанности по данной позиции.

К аудиторам применяются также дополнительные критерии, по которым такое лицо должно быть зарегистрировано как аудитор в соответствии с законом, быть резидентом Австралии, состоять в признанной профессиональной организации и (в случае аудитора кредитного учреждения) обладать как минимум 5 годами соответствующего опыта аудита кредитных учреждений. Должен быть сделан вывод о том, что это лицо ознакомлено с существующими проблемами аудита кредитных учреждений.

Процесс оценки соответствия

Австралийский орган надзора за деятельностью участников финансовых рынков APRA принял в 2005 г. новый пруденциальный стандарт APS 520 "Fit and Proper", которым определяется, что лица, ответственные за управление и контроль уполномоченных депозитных учреждений, должны обладать соответствующими умениями, опытом и знанием и действовать честно и порядочно. Этим усиливается защита интересов вкладчиков и других заинтересованных сторон. Данный механизм может быть строго регламентирован не только на уровне регулятора, но и на уровне самого финансового учреждения. APRA устанавливает минимальные квалификационные требования, но требует от финансовых учреждений принятия политик и процедур, включающих всестороннюю оценку на предмет оценки соответствия руководящих лиц <1>. Такие внутренние оценки дополняются полномочиями на снятие или дисквалификацию лиц, которые не соответствуют критериям, или на требование, чтобы само финансовое учреждение снимало с должности это лицо. Особенно важно, чтобы и в дальнейшем такое лицо не имело права занимать руководящие должности в секторе, который регулирует данный орган надзора. Такая принципиальная позиция важна, когда становится очевидным для надзора, что ответственное лицо не в состоянии или не желает уменьшить риск краха своего финансового учреждения.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См.: APRA's Fit and Proper Requirements. Consultation paper. - March 2004; Fit and Proper Requirements. Discussion paper. - June 2005 (www.apra.gov.ua).

Первостепенная ответственность за обеспечение того, что ответственные в учреждении лица являются адекватными, ложится на совет директоров, а случае с филиалом иностранного учреждения - на высшее должностное лицо за границей, которому делегированы полномочия советом директоров материнской компании.

Приведем основные требования австралийского стандарта.

- Учреждение должно иметь в наличии и соблюдать письменную политику по квалификационным требованиям, которая соответствует требованиям данного стандарта.

- Соответствие и приемлемость ответственного лица должны в общем случае оцениваться до назначения и затем проводиться ежегодно.

- Учреждение должно предпринять все предусмотрительные меры по обеспечению того, что лицо не назначается на ответственную должность или не продолжает пребывать на этой должности, если оно не соответствует этой должности.

- Дополнительные требования должны соблюдаться аудиторами.

- Определенная информация должна предоставляться органу надзора в отношении ответственных лиц и оценки соответствия, проводимой финансовым учреждением.

Политика по квалификационным требованиям утверждается советом директоров, а в учреждении должны быть приняты все необходимые меры для того, чтобы ответственные лица были ознакомлены и понимали положения данной политики. Политика по квалификационным требованиям - составная часть системы управления рисками.

Процесс оценки соответствия квалификационным требованиям, согласно требованиям австралийского органа надзора APRA, должен включать:

- определение тех лиц, которые будут проводить такую оценку от имени регулируемого учреждения;

- определение информации, которая будет получена, и порядка ее получения;

- выяснение вопросов, которые должны рассматриваться, прежде чем определить, соответствует ли это лицо критериям для данной ответственной должности;

- процесс принятия решений, которые затем последуют.

Политика квалификационных требований конкретизирует те действия, которые должны быть предприняты, если лицо оценивается как несоответствующее. Эта политика должна требовать проведения оценки до того, как лицо займет ответственную позицию, кроме случаев, когда оно занимает эту позицию по решению членов регулируемого учреждения или поскольку орган надзора определил, что это лицо является ответственным лицом. В таких случаях политикой квалификационных требований должно требоваться проведение оценки не позднее 28 дней после занятия этим лицом ответственной должности.

Промежуточное назначение на ответственную должность может быть сделано без проведения квалификационной оценки на период до 90 дней (либо дольше по соглашению с органом надзора), включая любой предыдущий период промежуточного назначения.

Ответственность за соблюдение квалификационных требований к руководящим лицам в банке возлагается не только и не столько на орган надзора (регулирования), но, прежде всего, на наблюдательный совет.

Согласно лучшей практике корпоративного управления совет директоров (наблюдательный совет) банка отвечает за:

- принятие политики квалификационного соответствия для должностных лиц, принимая во внимание критерии, установленные действующим законодательством, и дополняя их по своему усмотрению;

- документирование процесса в целях оценки того, насколько данное лицо соответствует критериям, и причин для принятия решений в отношении оценки;

- доступность такой документации для центрального банка, когда это потребуется;

- отбор и назначение должностных лиц, которые соответствуют определенным критериям. Для этого при совете директоров создается комитет по назначениям (иногда еще и отдельный комитет по оценке и награждениям).

Совет отвечает за то, чтобы кандидаты, которые рассматриваются на предмет назначения на ключевые должности, прошли проверку на соответствие квалификационным критериям, прежде чем будут назначены. При этом следует внедрить в банке процессы, процедуры для поддержания постоянного анализа способности директоров, контролеров, руководителей, контролирующих акционеров и других лиц, обладающих существенным влиянием на работу финансового учреждения, на предмет соблюдения квалификационных требований в дальнейшем.

В свою очередь высший управляющий банка применяет критерии соответствия к руководящим должностям среднего и низшего уровня в данной организации и периодически отчитывается перед советом о результатах проверки. Такое тестирование на соответствие должно входить в процесс набора персонала в банке.

Требования соответствовать определенным критериям распространяются не только на директоров и должностных лиц банка, но и на контролирующих акционеров. Обычно контролирующими акционерами считаются лица (физические и юридические), которые определены таковыми законом о корпорациях или об акционерных обществах.

Ряд центральных банков вводит дополнительные уточнения, что таким контролирующим акционером считается любое лицо, которое уполномочено контролировать не менее одной трети или не менее 25% акций, имеющих право голоса на общем собрании компании.

Резервный банк Новой Зеландии в своем документе "Полномочия на изучение приемлемости директоров банков" <1> (изданном в июле 2004 г.) определил, что первейшая ответственность в обеспечении того, что у таких лиц будут требуемые умения, опыт, порядочность для успешного осуществления своих задач, возлагается на акционеров (для назначения членов совета) и совет банка (для назначения высших руководителей), а не на Резервный банк.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См.: Authorisation for Review of Suitability of Bank Directors and Senior Managers. Financial Stability Department. Document BS10. - Reserve bank of New Zealand, July 2004. Если предложенный директор (высший управляющий или руководитель подразделения), который напрямую подчиняется высшему управляющему банка, уже прошел оценку приемлемости регулятором в стране происхождения иностранного банка, то Резервный банк обычно принимает такую оценку как подтверждение его соответствия. В этих случаях обычно не требуется проверки непричастности к уголовным преступлениям. (Продолжение следует) Г.П.Бортников Эксперт Подписано в печать 18.04.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Минимизация банковских рисков с позиции экономической безопасности (Продолжение) ("Управление в кредитной организации", 2007, N 3) >
Статья: Новое в порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) ("Управление в кредитной организации", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.