Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Минимизация банковских рисков с позиции экономической безопасности (Продолжение) ("Управление в кредитной организации", 2007, N 3)



"Управление в кредитной организации", 2007, N 3

МИНИМИЗАЦИЯ БАНКОВСКИХ РИСКОВ С ПОЗИЦИИ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(Продолжение. Начало см. "Управление в кредитной организации", 2007, N 2)

Во второй части статьи мы продолжаем рассматривать проблемы минимизации таких важных банковских рисков, как кредитный и репутационный, с позиции экономической безопасности. По мнению автора, задача минимизации репутационного риска с позиции экономической безопасности основывается на минимизации претензий к банку со стороны третьих лиц, в первую очередь налоговых, правоохранительных и судебных органов.

Минимизация репутационного риска с позиции

экономической безопасности

Риск потери деловой репутации (репутационный риск) - это риск возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом. Угроза потери репутации особенно разрушительна для банков, поскольку природа их бизнеса требует поддержания доверия кредиторов, вкладчиков и рынка в целом.

Задача минимизации репутационного риска с позиции экономической безопасности основывается на минимизации претензий к банку со стороны третьих лиц, в первую очередь налоговых, правоохранительных и судебных органов.

Начиная с 2002 г. и Банк России, и правоохранительные органы активно борются с такой "раковой опухолью" в банковском сообществе, как участие отдельных банков в "отмывании" доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма. В 2004 г. был создан прецедент отзыва лицензии у Содбизнесбанка, который активно занимался подобного рода операциями. В 2006 г. за участие в таких операциях лицензии лишились уже более 40 кредитных организаций. При этом в отношении большинства кредитных организаций после работы временной администрации была проведена процедура ликвидации, а не банкротства, то есть финансовое состояние их было вполне устойчиво и позволяло обеспечить все требования пострадавших кредиторов и вкладчиков. Тем более пугающей предстает для сторонних наблюдателей и аналитиков подобная удручающая тенденция. Банки готовы выполнять все нормативные требования, лишь бы избежать летального исхода в своей деятельности. Представим существующую нормативную базу, которая является обязательной для банков:

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";

Положение Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма";

Положение Банка России от 20.12.2002 N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

Указание Банка России от 17.08.2004 N 1490-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 20.12.2002 N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

Письмо Банка России от 26.12.2005 N 161-Т "Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций";

Указание Банка России от 26.11.2004 N 1519-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и от проведения операций с денежными средствами или иным имуществом";

Указание Банка России от 24.01.2005 N 1546-У "О порядке представления кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации отчетности в виде электронных сообщений, снабженных кодом аутентификации";

Письмо Банка России от 17.08.2004 N 100-Т "Об отчете ФАТФ по типологиям отмывания преступных доходов и финансирования терроризма за 2003 - 2004 гг.";

Инструкция Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)".

И тем не менее скрупулезное выполнение всех нормативных документов не является гарантией, что кредитная организация не попадет в поле зрения как регулятора, так и правоохранительных органов. Ведь "обналичиванием" занимаются фактически не сами банки как таковые, а их конкретные, отдельные клиенты при активном участии конкретных материально-ответственных руководителей коллегиальных исполнительных органов кредитных организаций. Порой и сами банки не рады появлению в числе своих клиентов лиц, занимающихся активными операциями по "обналичиванию" денежных средств в крупных размерах. Как правило, добросовестные кредитные организации в этом случае поднимают комиссионный процент за данную операцию с целью избавиться от такого клиента либо в рамках основного принципа "знай своего клиента" запрашивают максимальный пакет документов, подтверждающих сделки, связанные с "обналичиванием" крупных денежных средств, опять же с целью избавиться от такого "субъекта обналичивания". Благо в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ кредитная организация имеет право требовать от своего клиента любую информацию, касающуюся сделки, которая подпадает под категорию сомнительной. Вот и получается, что небольшое число криминальных структур, переходя от одной кредитной организации к другой, лихорадит все российское банковское сообщество.

Подобные криминальные структуры ведут себя тоже далеко не пассивно, а активно маскируют свои действия. Обозначим наиболее типовые маскировочные действия преступников, которые заключаются в следующем:

- сокрытие или искажение подлинной информации об участниках операций с денежным средствами или имуществом путем использования лжекоммерческих (фиктивных) организаций и подставных физических лиц;

- сокрытие или искажение подлинной информации о подлинном происхождении денежных средств, полученных в результате преступной деятельности (придание им видимости легальной прибыли в результате производственной, финансовой и иной деятельности, получения кредитов и т.п.);

- сокрытие или искажение подлинной информации, отражающееся в экономических показателях и бухгалтерских документах фирм, имитирующих коммерческую деятельность;

- сокрытие или искажение информации о подлинном смысле совершаемых операций, сделок и проводок и конечном получателе денежных средств (путем сокрытия данных в массиве банковской технологической информации).

Криминальные структуры маскируют не только свои действия, но и самих себя, используя учредительные и регистрационные процедуры. Признаки маскировки:

1) в качестве учредителей и руководителей организации выступают подставные физические лица, возрастная и социальная характеристики которых существенно отличаются от референтной группы. К подобного рода лицам следует отнести малоимущих граждан либо лиц слишком юного, либо слишком пожилого возраста. К сожалению, приходится констатировать, что постоянно появляются даже публичные объявления, в которых граждане предлагают использовать свои паспорта для регистрации "фирм-однодневок";

2) фирма учреждена по потерянному либо похищенному паспорту. В кредитные организации периодически рассылаются списки потерянных и похищенных паспортов, источником распространения которых является МВД России. К сожалению, у кредитных организаций отсутствует доступ к централизованной базе данных с такого рода информацией, хотя переговоры об этом ведутся уже не один год. Остается надеяться, что в 2007 г. эта проблема будет решена с пользой для всех заинтересованных лиц;

3) фактический адрес организации неизвестен. Разумеется, выезжать по указанному в уставах фактическому месторасположению каждой компании-клиента любому банку накладно, но клиент, осуществляющий сомнительные операции, достоин такой контактной проверки;

4) отсутствует стационарная телефонная связь с организацией (диспетчер или сотовый). Мобильный телефон больше подходит прорабу или разъездному коммивояжеру. А организация без стационарного телефона и факса - это нонсенс;

5) отсутствует прямая почтовая связь с организацией (а/я);

6) наличие противоречий в официально сообщаемых данных о реквизитах фирмы и ее руководителях (ИНН и т.д.);

7) минимальный уставный капитал организации. В соответствии с Гражданским кодексом РФ в случае финансовых проблем учредители несут ответственность лишь в объеме их доли в уставном капитале. Поэтому всегда вызывает озадаченность фирма с уставным капиталом, например, в 10 000 руб., у которой обороты по ее расчетному счету составляют сотни миллионов рублей в месяц, а ведь соотношение собственных средств к оборотам показывает юридическую ответственность владельца фирмы перед реализуемыми им бизнес-процессами;

8) краткосрочность существования фирмы (3 - 4 месяца). Первый квартал после образования фирмы она даже может не сдавать бухгалтерскую и финансовую отчетность в налоговые органы, поэтому о какой-либо проверке финансово-хозяйственной деятельности такой фирмы говорить не приходится;

9) указание на организационные и деловые связи с фирмами, фиктивность которых уже установлена (учредители, партнеры и т.п.).

Типичным признаком сокрытия или искажения подлинной информации, отражающимся в экономических показателях и бухгалтерских документах фирмы, имитирующих коммерческую деятельность, является необычно низкая рентабельность фирмы "прачечной", которая составляет приблизительно 1% при относительно большом движении денег по счетам. Низкие показатели прибыли и рентабельности объясняются рыночной ценой, которую на черном рынке платят за процедуру "отмывания". В реальной жизни коммерческая деятельность с такими показателями лишена экономического смысла. Для организации указанного вида характерен необычно большой оборот денежных средств с самого начала ее деятельности.

В обеспечении указанных выше задач участвуют разные подразделения банка. Рассмотрим задачи экономической безопасности, которые решают соответствующие службы безопасности:

- проверка новых контрагентов-партнеров;

- проверка кандидатов на работу, а также предупреждение возможной противоправной и иной негативной деятельности отдельных сотрудников;

- определение состава информации, раскрываемой на переговорах, с учетом необходимости защиты банковской тайны;

- противодействие физическому, техническому несанкционированному проникновению на служебные объекты;

- предотвращение утечки информации, подпадающей под категорию "банковская тайна";

- обеспечение сохранности материальных ценностей и финансовых средств предприятия;

- противодействие возможным попыткам со стороны конкурентов получить соответствующие рычаги управления путем либо создания искусственной процедуры банкротства, либо овладения значительным, вплоть до контрольного, пакета акций (долей собственности) данной кредитной организации;

- взаимодействие и координация деятельности с правоохранительными органами;

- предотвращение возможного ущерба имиджу банка.

Одним из основных направлений деятельности служб безопасности любой кредитной организации является информационно-аналитическая деятельность. Рассмотрим наиболее типичные функции, которые обеспечиваются в рамках этой деятельности:

- сбор и систематизация информации, характеризующей уровень защищенности кредитной организации;

- выявление возможных субъектов посягательства на безопасность кредитной организации, каналов утечки информации, предпосылок чрезвычайных происшествий;

- проверка надежности и иных имеющих значение для защиты бизнеса качеств и аспектов деятельности лиц при приеме на работу, а также периодически сотрудников предприятия;

- анализ по доступным информационным источникам потенциальных заемщиков с целью минимизации кредитных рисков;

- проведение частных расследований фактов промышленного шпионажа, хищений на охраняемых объектах;

- аналитические исследования для выработки стратегических и важных тактических решений по защите деятельности кредитной организации; подготовка предложений по совершенствованию форм и методов работы в сфере безопасности.

Схема по возмещению "псевдо НДС"

Когда говорят о репутационных рисках, нельзя ограничиваться только рассмотрением участия банков в операциях по "отмыванию грязных денег". Существуют прецеденты участия кредитной организации в схеме по возмещению "псевдо НДС".

Сегодня российским экспортерам, которые продают то или иное сырье или продукцию за рубеж, с целью повышения их конкурентоспособности из бюджета возвращается сумма НДС, которая была изначально заложена в стоимость сырья или продукции. Такая государственная политика является типовой для международной практики.

Рассмотрим схему, представленную на рисунке 1.

Участие банка в схеме по возвращению "псевдо НДС"

     
   ————————————¬
   | Зарубежье |
   L—T——————————     ————————————————¬        ————————————————¬
    /|\ — —— —— —— —>|Фирма—посредник|<———————+Фирма—посредник|<——¬
     |  |    ————————+———————————————+ — — — >+————————T———————   | Договор
     |      \|/                /\             /\                  | поставки  
   ——+——+————+———————¬          .             .        |   ———————+————————¬
   |    Экспортер    |<. . . .   .           .  . . . . . >|Фирма—поставщик|
   L————T————T————————         .  .         .  .       |   L————————————————
   
/ \ ¦ --------------¬ Кредиторская

¦ ¦ ¦Банк-резидент¦ ¦ задолженность,

\¦/ .L--------------. в т.ч. НДС

     
   —————+————+———————¬        .        .        .      |   —————————————————¬
   |   Иностранное   |<. . . .         .         .     L —>|     Фирма X    |
   |представительство|                 .          . . . . >|                |
   L————T—————————————                \./                  L——————T——————————
   
/ \ ------------------¬ L - - - - - - - - - - - -+ Банк-нерезидент ¦<-- - - - - - - Перевод средств L---------------- ———— У всех участников сделки
     
   ——————> Товар                                     нулевое сальдо на начало
    — — —> Движение денег                            и конец операционного дня
   
   Рис. 1
   
   Экспортер приобретает товар у фирмы посредника, и НДС, разумеется, уже заложен в цену сырья или продукции. Фирма—посредник, в свою очередь, приобрела продукцию у другой подобной фирмы—посредника и т.д. Все эти фирмы имеют расчетные счета в одном и том же банке. А дальше можно наблюдать следующую картину. На начало операционного дня остатки на расчетных счетах всех участников схемы нулевые или минимальные. На конец дня ситуация аналогичная. А в течение одного опердня по всем этим счетам "пролетает" астрономическая сумма. Получается классическая "закольцовка".
   На вопрос "Как такое может быть?" вам ответят: "Может!" По действующему законодательству, если банк уверен, что на расчетный счет клиента в течение следующего рейса в рамках одного опердня поступит необходимая сумма, он имеет право в отношении такого клиента проводить операции овердрафт. Но когда образуется "закольцовка", совершенно непонятен источник появления денежных средств.
   Часто, как это представлено на схеме, используется с основным банком его контрагент — как правило, офшорный банк, с которым у него имеются прямые корреспондентские отношения. Все это сильно смахивает на обычную бухгалтерскую проводку, при которой денежные средства оборачиваются только на бумаге. Но что—либо доказать в этой ситуации крайне сложно, ведь воистину "у кольца начала нет и нет конца". Даже если налоговые органы, пройдя по всей цепочке фирм—посредников наткнутся на фирму—однодневку, то при соответствующем необходимом документарном прикрытии предъявить какие—либо претензии непосредственно к экспортеру крайне сложно.
   Еще пару лет назад эта проблема из—за своей массовости приобрела общегосударственное значение, предлагались самые различные, кардинальные решения — вплоть до введения специальных счетов, на которых бы и содержались средства НДС (по примеру Болгарии), но ничего похожего реализовано не было. И тем не менее в настоящее время ситуация меняется в лучшую сторону. Правоохранительным органам удалось довести ряд уголовных дел до суда, где собранная необходимая доказательная база позволила в отношении фигурантов вынести суровое, но справедливое решение.
   Тем не менее еще отмечаются в значительном количестве подобные схемы, которые являются яркой иллюстрацией повышенного репутационного риска для банков, которые в них участвуют.
   
   Этапы подготовки досье клиента
   
   Как уже отмечалось выше, минимизация банковских рисков с позиции экономической безопасности так или иначе приводит к задаче подготовки досье на конкретную организацию и (или) подготовке портрета на конкретного гражданина. И здесь встает вопрос: какая сумма должна выделяться на решение подобной задачи?
   Посредническим компаниям, которые специализируются на подобного рода деятельности (Dan & Bradstreet, "Амулет", "Аргус—информ", "Де—факто" и др.), за первичную информацию, содержащую установочные данные и обобщенные финансовые показатели, придется заплатить сумму в несколько сотен у. е. Если же потребуется более детальная информация, то сумма возрастет на порядок. Для банков, которым необходимы такие досье и портреты в массовом количестве (взять хотя бы оценку потенциальных заемщиков), использование посредников неприемлемо.
   Отдельные руководители вообще не выделяют на подобного рода деятельность никаких денежных средств, полагая, что все затраты и издержки ими включены в фонд заработной платы соответствующих подразделений. Отдельные аналитики, наоборот, считают, что на приобретение необходимой информации следует тратить примерно 1,5% от оборота кредитной организации. Но в любом случае сумма затрат зависит от объема проверочных мероприятий. Не хочется навязывать свое мнение, но думается, что если цена на проверку одного физического или юридического лица в 5 — 10 раз ниже, чем у специализированных посредников, то подразделение, решающее подобного рода задачу, вполне может не опасаться, что руководству банка придет очередная идея по использованию аутсорсинга в их виде деятельности.
   При большом потоке проверочных мероприятий любой анализ разбивается на три этапа: дистанционный, документарный и контактный.
   Вначале ведется проверка с использованием доступной информации, полученной от третьих лиц. Имеются в виду те самые пресловутые "черные базы данных", о которых так много говорится в последнее время. Такая проверка и является дистанционной.
   При наличии ряда настораживающих или непонятных моментов требуется более тщательная документарная проверка с материалами, которые представляют сами проверяемые лица. Это могут быть устав, учредительные документы, бухгалтерские балансы и многое другое. Но такая проверка ведется обычно лишь в отношении незначительного от общего числа лиц.
   Если же в ходе документарной проверки выявляются дополнительные непонятные и (или) настораживающие аспекты, только тогда проводится контактная проверка с выездом на место и общением с широким кругом лиц, начиная от генерального директора и главного бухгалтера и заканчивая секретаршей и сотрудниками охранных подразделений. Но такая проверка проводится выборочно, так как она требует значительных ресурсов.
   
   Дистанционный этап
   
   Остановимся поподробнее на первом этапе проверки, когда аналитики используют "черные базы" конфиденциальной информации. Сразу хотелось бы обратить внимание на то, что юридической силы подобные сведения не несут и нести не могут. Они служат лишь "звоночками" для последующей детальной проверки. И все же...
   В России стремительно растет черный рынок конфиденциальной информации. По словам экспертов, похищенные базы сотовых операторов, нефтяных компаний, налоговых, таможенных и других служб приносят преступникам миллионы долларов. Однако по действующему законодательству компании, растерявшие персональные данные своих клиентов или сотрудников, никакой ответственности не несут. В январе 2007 г. в силу вступил Закон "О персональных данных". Эксперты надеются, что новый документ защитит граждан от посягательств на личную информацию.
   Нелегальный рынок закрытой информации в России сформировался давно, и он постоянно набирает обороты. Так, в начале декабря 2006 г. в свободном доступе появилась база данных кредитных историй нескольких российских банков. По такой базе можно узнать имя заемщика, его телефон, домашний адрес, место работы. Кроме того, в истории указывается, по какой причине заемщик попал в базу (например, просрочка по кредиту, отказ в выдаче кредита и причина отказа). Открытыми оказались подобные сведения около 4 млн заемщиков.
   В конце августа 2006 г. неизвестные лица предлагали в Интернете за 90 тыс. руб. базу кредитных историй 700 тыс. россиян. Две недели спустя на прилавках радиорынка в Митине появилась база 3 тыс. неблагонадежных заемщиков банка "Первое О.В.К.", который был поглощен Росбанком в 2005 г. Продавцы просили за CD с этой информацией всего 900 руб. и обещали уже в ближайшие месяцы предоставить покупателям полную версию базы "Антикредит" с данными о 3 млн россиян. И, надо сказать, спрос на такую информацию действительно очень большой. Чаще всего заполучить базу удается с помощью бывших сотрудников учреждений, где произошла "утечка". Информация — не деньги, а очень большие деньги.
   Закон "О персональных данных", призванный разрешить проблему постоянных утечек, ставит вне закона торговлю приватными базами данных, требует от организаций обеспечить контроль над оборотом личных сведений граждан и защиту персональных данных служащих и клиентов.
   С удовлетворением можно отметить, что торговля подобными "черными базами" постепенно отходит на задний план. Сокращается число фирм, которые на договорной основе продавали такую информацию. Хотя и здесь все не так однозначно.
   Все мы помним шум, поднятый в СМИ, когда на информационном рынке появились базы данных сначала Пенсионного фонда Российской Федерации, а затем Федеральной налоговой службы, где были отражены все официальные доходы наших сограждан. Какое началось заламывание рук, пророчества о скорейшем апокалипсисе для всех нас! Но, кстати, в той же Швеции после окончания так называемых промышленных каникул в конце августа существует "день соседа", когда на определенных сайтах выставляются подробные данные как о доходах, так и о расходах всех граждан Швеции. Любой может посмотреть, сколько заработал "его сосед Томас" и куда он потратил свои деньги. И никому не приходит в голову называть это ущемлением прав человека и покушением на персональные данные.
   Типовой пакет конфиденциальной информации, которую распространяют "информационные коробейники" в Московском регионе по Интернету и которой до сих пор активно пользуется ряд коммерческих банков.
   Единый государственный реестр налогоплательщиков РФ (ЕГРН) — база данных Министерства по налогам и сборам РФ.
   База данных ЕГРП — единая государственная регистрация предприятий (полная информация о предприятиях, зарегистрированных в России).
   База данных ВЭД. Данные по экспортно—импортным операциям, проводимым в России: о покупателе, поставщике, коде товара, количестве, массе, стоимости, номере, дате сделки, банках, обслуживающих сделку, таможенном терминале и т.д.
   База данных "ГИБДД АВТОТРАНСПОРТ Москвы и Московской области. БД ГАИ по зарегистрированным автотранспортным средствам и их владельцам". Содержит сведения об автомобиле (гос. номер, номер кузова, номер двигателя, VIN, марка, модель и т.д.), его владельце (Ф.И.О., дата рождения, прописка, паспортные данные) и документах (ПТС, свидетельство о регистрации, справка—счет, талон ТО).
   База данных "Водительские удостоверения Москвы". Содержит данные о владельце (Ф.И.О., адрес, дата рождения, серия и номер удостоверения), совершенных им нарушениях (кем, когда, за что задержан) и принятых мерах.
   База данных "Угнанные автомобили". Содержит сведения по угнанным автомобилям России.
   База данных ДТП Москвы и МО. Содержит данные о том, кем и когда совершено дорожно—транспортное происшествие, об основаниях задержания, принятых мерах, виде ДТП, а также сведения об автомобилях и водителях, участвовавших в ДТП.
   База данных МГТС. Содержит информацию по всем номерам Московского региона и большинству крупных предприятий России, а также части "закрытых" номеров.
   База данных факсов и электронных адресов (фирм и организаций Москвы).
   База данных МРП. Содержит сведения по юридическим лицам и частным предпринимателям Москвы (наименование, ИНН, регистрационный номер, дата регистрации, юридические и фактические номера, банковские реквизиты, учредители — физические и юридические лица с паспортными данными и реквизитами, коды ОКПО, ОКОНХ, Ф.И.О. руководителя, телефоны, а также история изменений и т.д.).
   База данных МОРП. Информация по юридическим лицам Московской области.
   База данных "Регистрационные палаты городов России".
   База данных БТИ "Квартиры г. Москвы и их собственники". Содержит сведения БТИ (общая и жилая площадь квартиры, год постройки дома, этажность, материал стен, принадлежность), а также информацию по собственникам (Ф.И.О., дата рождения, паспортные данные, вид собственности, процент, документ—основание, его номер, даты заключения и окончания договора).
   База данных "Прописка г. Москвы и МО". Данные о прописанных в квартирах Москвы и Московской области людях.
   База данных МосКомИмущества.
   База данных МТС.
   База данных "Похищенные паспорта". Содержит сведения по утраченным, похищенным и признанным недействительными гражданским и заграничным паспортам, свидетельствам о заключении брака, гербовым печатям и штампам.
   База данных "Холдинг". Содержит сведения о крупных и средних компаниях промышленности, торговли, сферы производственных услуг на территории Российской Федерации (названия, дайджест прессы, описание сферы деятельности и т.д.). В базе содержатся опубликованные в открытой печати сведения о предприятиях, включая биографические данные руководителей и сотрудников, их интервью и высказывания.
   База данных "ЛАБИРИНТ". Содержит досье на политиков, предпринимателей, государственные органы, коммерческие структуры и т.п.
   Единый государственный телефонный справочник. Данные об установленных связях с другими телефонными номерами. Выявление дополнительных телефонных номеров частных и юридических лиц, связанных телефонных номеров, прохождения по криминальным учетам. Информация о прохождении телефонных номеров с кодами 8—901, 8—902, 8—910, 8—916, 8—926 ("Би—Лайн", МТС, "Мегафон") по различным учетам. Дополнительная услуга по проверке любого городского, коммерческого или мобильного телефонного номера Московского региона на наличие установленных на него "флагов".
   База данных "Сирена". Содержит сведения по пассажирским перевозкам частных лиц по железной дороге (Ф.И.О., удостоверяющие личность документы, номера поездов, вагонов и мест, станция посадки и станция назначения, дата и время отбытия, дата и время прибытия, дата и время приобретения билета), сведения по авиаперевозкам частных лиц рейсами из Москвы и С.—Петербурга в другие города РФ и обратно.
   База данных ГНИ. Нарушения в сдаче бухгалтерской отчетности.
   База данных "Криминал". Содержит сводки по Москве и Московской области по всем преступлениям и правонарушениям, происшествиям и угонам.
   База данных "Спецучет". Сведения по лицам, состоящим на спецучете МВД и имеющим судимость в Москве и Московской области (Ф.И.О., дата рождения, паспортные данные, адрес прописки и фактического проживания, навыки, место работы, судимости, обстоятельства совершенного преступления, подельщики, словесный портрет, особые приметы и т.п.).
   База данных "Ирбис". Сведения о юридических лицах, состоящих на спецучете, их причастности к ОПГ.
   База данных "Судимость". Содержит информацию по физическим лицам, находящимся в розыске либо имеющим судимость (паспортные данные, дата и место рождения, сведения об инициаторах розыска, дате и месте совершения преступления, вооружении и т.д.).
   База данных "Угон". Содержит информацию по автотранспортным средствам, находящимся в розыске (государственные номера разыскиваемых автомобилей, номера кузова, двигателя, шасси, модель, год выпуска, дата постановки в розыск и т.п.).
   База данных "Административные правонарушения". Содержит сведения по совершенным на территории Московского региона административным правонарушениям (Ф.И.О. правонарушителя, дата и место рождения, прописка, описание нарушения, дата и место его совершения, информация по задержанию и составлению протокола, сведения по наложенным взысканиям и передаче дел в другие инстанции).
   База данных "Экономические преступления". Содержит данные по налоговым преступлениям и нарушениям, задолженности перед бюджетом, валютно—экспортном контроле, а также налоговым преступлениям физических лиц.
   База данных "Загранпаспорта". Содержит сведения по заграничным паспортам частных лиц Московского региона (серия и номер паспорта, Ф.И.О. владельца, его дата и место рождения, прописка).
   База данных "Производители товаров и услуг России и СНГ". Маркетинговая база данных, содержащая информацию по предприятиям и организациям России и СНГ с полным перечнем предлагаемых товаров и услуг. Сведения о контактных лицах (телефоны, почтовые адреса).
   База данных "Пенсионный фонд РФ". Содержит данные на всех работающих граждан: Ф.И.О., ИНН, адрес проживания, паспортные данные, ГНИ, где обслуживается, годовой доход, работодатель (название, ИНН, телефон, адрес).
   
   Документарная проверка
   
   Второй этап решает в первую очередь задачу проверки достоверности представленных материалов. На рисунке 2 представлены факторы, на которые рекомендуется в первую очередь обращать внимание при этом виде проверки.
   
   Документарная проверка
     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   
Реквизит Анализ Признаки Превенция
     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   
Печать - Подделка - Цвета радуги - Заранее

- Перенесена при увеличении получить образец

на документ - Отсутствует печати

с помощью компьютера смятость - Провести

- Проставляется на бумаге экспресс-проверку

на только что - Чернила на месте

подготовленный расплываются (визуальную

документ при смачивании и экспертную)

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   
Подпись - Поддельная - Равномерный - Заранее

- Компьютерный нажим по всей получить образец

суррогат длине подписи подписи

- Отсутствие - Под благовидным

вдавленности предлогом

- Размер подписи получить подпись

не соответствует непосредственно

привычному от того, кто

визирует документ

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   
Шаблон - Несоответствие - Несоответствие - Логический

связанных документов шаблона в данный контроль

- Использование момент времени - Создание

ненадлежащей формы документарного

документа массива

- Наличие используемых в

используемых государственных,

колонтитулов муниципальных

и коммерческих

структурах

шаблонов

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   
Фактура - Копия с копии - Видны следы - Искусственно

- Фактографические от дырокола создать ситуацию

данные (паспорт, - Отсутствует необходимости

номер серии возможность получения копии

и т.д.) проверки - Доступ

не соответствуют на месте к коммерческим

задекларированным базам данных,

предварительная

подготовка

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Рис. 2

На рисунках 3 и 4 представлены методики подготовки досье на фирму и портрета на физическое лицо.

Методика подготовки досье на фирму

     
                                       —————————————————¬
                                       | Досье на фирму |
                                       L————————T————————
   
-------------------T------------------+---------------------T--------------------¬
     
   ———————+———————¬  ————————+——————¬  —————————+————————¬  ——————————+—————————¬  ————————+——————¬
   |    Оценка    |  |   Выявление  |  |      Оценка     |  |      Проверка     |  |  Контактная  |
   | имущественных|  |аффилированных|  |   финансового   |  |   по электронным  |  |  информация  |
   |   отношений  |  |      лиц     |  |    состояния    |  |    базам данных   |  |              |
   LT——————————————  LT——————————————  LT—————————————————  LT———————————————————  L—T—————————————
   
¦---------------¬ ¦---------------¬ ¦------------------¬ ¦--------------------¬ ¦--------------¬ ¦¦ Выявление ¦ ¦¦ Родственники ¦ ¦¦ Один из чистых ¦ ¦¦Внешнеэкономическая¦ ¦¦ Служба ¦ ++ реального ¦ ++ (родители, ¦ ++ активов (сумма ¦ ++ деятельность ¦ ++ безопасности¦ ¦¦ владельца ¦ ¦¦ дети и др.) ¦ ¦¦ кредитов не ¦ ¦L-------------------- ¦L------------ ———— ¦L--------------- ¦L--------------- ¦¦ превышает 10 УК)¦ ¦--------------------¬ ¦--------------¬ ¦---------------¬ ¦---------------¬ ¦L------------------ ¦¦ Проверка владения ¦ ++ Автопарк ¦ ¦¦ Выявление ¦ ¦¦Лицо, влияющее¦ ¦------------------¬ ++ или аренды ¦ ¦L------------ ———— ++доверительного¦ L+ на принятие ¦ ¦¦ Оценка структуры¦ ¦¦ недвижимости ¦ ¦--------------¬ ¦¦ управления ¦ ¦ решений ¦ ¦¦ активов (доля ¦ ¦L-------------------- ¦¦ Персонал ¦ ¦L--------------- LT-------------- ++ долгосрочных ¦ ¦--------------------¬ ++(его состав и¦ ¦---------------¬ ¦-------------¬ ¦¦ и краткосрочных ¦ ¦¦ Сдача отчетности ¦ ¦¦квалификация)¦ ¦¦ Выявление ¦ ++Руководитель¦ ¦¦ вложений ¦ ++ (налоговая ¦ ¦L------------ ———— ++ перекрестных ¦ ¦¦родственника¦ ¦¦превышает 80% ВБ)¦ ¦¦ дисциплина) ¦ ¦--------------¬ ¦¦ имущественных¦ ¦L------------- ¦L------------------ ¦L-------------------- ¦¦ Недвижимость¦ ¦¦ отношений ¦ ¦-------------¬ ¦------------------¬ ¦--------------------¬ ¦¦ (основное ¦ ¦L--------------- ++ Соседи ¦ ¦¦ Соотношение ¦ ¦¦ Проверка ¦ ¦¦ здание, ¦ ¦---------------¬ ¦L------------- ¦¦ рентабельности ¦ ++ по спецучетам ¦ L+ офисы, ¦ L+ Доля УК ¦ ¦-------------¬ ++ производства ¦ ¦¦ (криминал) ¦ ¦ складские ¦ ¦ руководителя ¦ ++ Общие ¦ ¦¦ и банковского ¦ ¦L-------------------- ¦ помещения) ¦ ¦ фирмы ¦ ¦¦ интересы ¦ ¦¦ процента ¦ ¦--------------------¬ L------------ ———— L--------------- ¦L------------- ¦L------------------ ¦¦ "Подсветка" ¦ ¦-------------¬ ¦------------------¬ ++ на рынке ¦ ++ Интимная ¦ ¦¦ Угроза ¦ ¦¦маркетинговых услуг¦ ¦¦ связь ¦ ¦¦ "быстросъема" ¦ ¦L------------------ ———— ¦L------------- L+(высокий процент ¦ ¦--------------------¬ ¦-------------¬ ¦легко реализуемых¦ ¦¦ Участие ¦ ¦¦ Оказанная ¦ ¦ликвидных активов¦ ¦¦ в экономических ¦ L+значительная¦ ¦ в наличность) ¦ L+ преступлениях и ¦ ¦ услуга ¦ L------------------ ¦ имущественных ¦ L------------- ¦ спорах ¦ L------------------ ————

Рис. 3

Подготовка портрета на частное лицо

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |— "Засветка" в СМИ                                              |
   |— "Чистота" паспортных данных                                   |
   |— Социальный статус: руководитель одной из известных            |
   |государственных или коммерческих структур, наличие              |
   |загранпаспорта, водительских прав                               |
   |— Материальное положение:                                       |
   |    учредитель фирмы или ПБОЮЛ;                                 |
   |    владение недвижимостью;                                     |
   |    владение акциями или долей собственности организаций;       |
   |    владение автомобилем                                        |
   |— Регистрация (прописка)                                        |
   |— "Прохождение" по милицейским сводкам (административные и      |
   |уголовные правонарушения, "спецучет", судимость, ДТП)           |
   |— Контактные телефоны (соотношение домашнего телефона и адреса  |
   |проживания), в том числе мобильные                              |
   |— Посещаемые регионы                                            |
   |— Контактная информация                                         |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   
Рис. 4 Важно обратить внимание на то, что при подготовке таких материалов используются все три вида проверки: дистанционная, документарная и контактная. В реальности, конечно же, далеко не всегда такие проверки осуществляются в полном объеме, поэтому эти схемы следует рассматривать как канонические. Источники права банковской деятельности, связанные с экономической безопасностью Далее остановимся на правовых основах защиты предпринимательства. Источники права банковской деятельности, в первую очередь связанные с экономической безопасностью, включают в себя пять групп (рис. 5). Правовая основа защиты предпринимательства Первая группа - основополагающие и целеуказывающие фундаментальные источники правового регулирования деятельности в области обеспечения безопасности личности, общества, государства * * * * * * * * * Вторая группа - * * Третья группа - законодательные * * законодательные акты, регулирующие * * * * * * * * * * * * * * * * и иные нормативно- предпринимательскую * * правовые документы, деятельность, * Источники * регулирующие определяющие для нее * права * собственно защиту наиболее общие условия * * предпринимательства * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Четвертая группа - законодательные и Пятая группа - нормативно-правовые иные правовые акты, регламентирующие акты, регулирующие деятельность деятельность государственных органов, организаций, для которых функции выполняющих в той или иной мере защиты предпринимательства функции защиты предпринимательства являются сопутствующими Рис. 5 Первая группа источников права: Закон Российской Федерации "О безопасности"; Уголовный кодекс Российской Федерации. Глава 2 Конституции включает в себя основные положения, составляющие основы правового статуса личности в Российской Федерации, основные права и свободы человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Указанные права и свободы могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции). Согласно ч. 2 и 3 ст. 4 Закона "О безопасности" для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления, формируются или образуются органы обеспечения безопасности и механизмы контроля и надзора за их деятельностью. Вторая группа источников права: Гражданский кодекс Российской Федерации; Закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"; Закон "Об авторском праве и смежных правах" и др. Действие ГК РФ распространяется как на граждан, так и на физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Организационно-правовая форма юридического лица имеет большое значение при заключении с ним гражданско-правового договора, поскольку она определяет объем ответственности этого юридического лица. Так, участники общества с ограниченной ответственностью отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст. 87 ГК РФ). По обязательствам же полного товарищества все его участники при недостаточности имущества товарищества несут солидарную ответственность всем принадлежащим им имуществом (ст. 69 ГК РФ). Третья группа источников права: Закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной и охранной деятельности"; большой массив ведомственных нормативных актов, касающихся защиты коммерческой тайны. Анализ состава услуг, разрешенных в целях сыска, показывает, что основная их часть относится к этапу локализации последствий ущерба, понесенного вследствие криминальной конкуренции, к действиям по состоявшимся фактам. Только два вида услуг (изучение рынка, сбор информации для переговоров и выяснение характеризующих личность данных) ориентированы на предупреждение возможного ущерба. Четвертая группа источников права. Первая подгруппа состоит из актов, закрепляющих компетенцию государственных органов, в той или иной мере связанную с защитой банковской деятельности: Закон "О федеральных органах государственной безопасности"; Закон "О милиции"; Закон "О прокуратуре Российской Федерации"; Закон "Об арбитражном суде". Одним из условий реализации права на обращение в арбитражный суд является соблюдение досудебного претензионного порядка урегулирования споров. Передача спора на рассмотрение арбитражному суду возможна только после принятия сторонами мер по непосредственному урегулированию конфликта в порядке, установленном Положением "О претензионном порядке урегулирования споров". Вторая подгруппа включает в себя законы, иные нормативно-правовые акты, регулирующие оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную и иную деятельность, имеющую значение для защиты банковской деятельности: Закон "Об оперативно-розыскной деятельности"; Закон "О государственной тайне"; Закон "О коммерческой тайне"; Закон "О персональных данных"; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации; Закон о нотариате и др. Пятая группа источников права: Закон "О банках и банковской деятельности"; Закон "О страховании"; Закон "Об аудиторской деятельности". Особую группу источников правового регулирования защиты предпринимательства составляют международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Россией, например Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948); Международный пакт о гражданских и политических правах (принят на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16.12.1966); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята 04.11.1950); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят на XXIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17.12.1979). Такого рода документы могут быть отнесены к источникам правового регулирования защиты бизнеса на основании ч. 4 ст. 15 Конституции, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В.В.Бабкин Заместитель начальника Управления безопасности и защиты информации МГТУ Банка России Подписано в печать 18.04.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Минимизация банковских рисков с позиции экономической безопасности (Продолжение) ("Управление в кредитной организации", 2007, N 3) >
Статья: К вопросу определения профессионального соответствия руководящих лиц банков (Начало) ("Управление в кредитной организации", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.