Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Земельный участок: правовые и налоговые аспекты (согласно главе 31 НК РФ) (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 16)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 16

ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК: ПРАВОВЫЕ И НАЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫ

(СОГЛАСНО ГЛАВЕ 31 НК РФ)

В соответствии с п. 1 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков.

До 1 января 2006 г. вопросы исчисления и уплаты земельного налога регламентировались Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1), а также принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления. С 1 января 2006 г. данный Закон утратил силу (за исключением ст. 25) и на всей территории Российской Федерации на основании гл. 31 "Земельный налог" НК РФ введен земельный налог, действовавший в 2005 г. в отдельных муниципальных образованиях.

Земельный налог является местным налогом, обязательным к уплате на территориях тех муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении земельного налога в соответствии с гл. 31 НК РФ. В городах Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается и вводится в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности - собственники, праве постоянного (бессрочного) пользования - землепользователи или праве пожизненного наследуемого владения - землевладельцы (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования - землепользователи или переданных им по договору аренды - арендаторы (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Право постоянного (бессрочного) пользования

земельным участком оформлено до вступления в силу ЗК РФ

В п. 3 ст. 20 ЗК РФ указано, что права граждан и юридических лиц, получивших земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование до вступления в силу ЗК РФ (30.10.2001), сохраняются. Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) установлена обязанность юридических лиц, не поименованных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести их в собственность до 1 января 2008 г. (Федеральный закон от 27.12.2005 N 192-ФЗ), что не соответствует положениям п. 3 ст. 20 ЗК РФ. Вместе с тем переоформление земельных участков для данной категории юридических лиц является правом, а не обязанностью, что подтверждено Определением КС РФ от 25.12.2003 N 512-О. Таким образом, организации, получившие право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками до введения в действие ЗК РФ и не переоформившие его, признаются плательщиками земельного налога.

Согласно п. 4 ст. 20 ЗК РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Право постоянного (бессрочного) пользования

земельным участком оформлено после вступления в силу ЗК РФ

В силу п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" ненормативные акты о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам, не указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, выпущенные правомочными органами после введения в действие ЗК РФ, являются недействительными в силу ст. 13 ГК РФ.

Налоговая база

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ). Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ). Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января календарного года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ).

Кадастровая стоимость земельных участков

Для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. Организует ее проведение Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). Роснедвижимость предоставляет заинтересованным лицам сведения государственного земельного кадастра.

Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 918 (далее - Правила). Сведения предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, а в предусмотренных законом случаях - в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов (п. 5 Правил). Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, изготавливаются в форме кадастрового плана (п. 6 Правил). Таким образом, сведения о кадастровой стоимости земельных участков содержатся в кадастровых планах земельных участков.

Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (п. 14 ст. 396 НК РФ). Таким образом, НК РФ не позволяет корректировать налоговую базу по земельному налогу в течение налогового периода. Поэтому изменение кадастровой стоимости земли (например, вследствие перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования участка) учитывается при налогообложении только в следующем налоговом периоде. Вместе с тем пересчет налога возможен:

если результаты государственной кадастровой оценки земли по состоянию на 1 января изменяются обратным числом (например, из-за технических ошибок или судебного решения) (Письмо Минфина России от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120);

если кадастровая стоимость земельного участка изменяется вследствие изменения границ самого участка. При этом в течение налогового периода происходит одновременное прекращение (в отношении первоначального земельного участка) и возникновение (в отношении нового земельного участка) права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения). В данном случае должен применяться п. 7 ст. 396 НК РФ, согласно которому сумма налога рассчитывается исходя из фактического периода времени, в течение которого налогоплательщик был собственником земли (обладал в ее отношении другими правами).

Необходимо отметить, что при переводе земельного участка в другую категорию или изменении условий его использования налогоплательщики вправе применить соответствующую налоговую ставку уже в текущем периоде (ст. 394 НК РФ).

В связи с тем что налоговой базой по земельному налогу в соответствии с НК РФ является кадастровая стоимость, применение нормативной цены земли в качестве налоговой базы по налогу на землю недопустимо. Поэтому положения п. 13 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, которыми установлено, что если кадастровая стоимость земли не определена, то для целей налогообложения применяется нормативная цена земли, недействительны.

Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Она вводится для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка. Порядок определения нормативной цены земли установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли".

Земельные участки, находящиеся в общей долевой собственности

В соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, предусмотрены коэффициенты:

2 - в течение 3-летнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения 3-летнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке;

4 - в течение периода проектирования и строительства, превышающего 3-летний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В соответствии с п. 1 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. При этом при определении налогоплательщика в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами, возникают некоторые сложности.

На основании ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. В перечне общего имущества поименованы и земельный участок, на котором расположен дом, а также элементы озеленения, благоустройства и иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации дома.

Права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК РФ и п. 1 ст. 131 ГК РФ.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) предусмотрен порядок перехода в собственность земельных участков под многоквартирным домом и иными входящими в его состав объектами.

Если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, то земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 ст. 16 Закона N 189-ФЗ). В случае когда земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (п. 3 ст. 16 Закона N 189-ФЗ).

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, если участок под домом уже сформирован и ему присвоен кадастровый номер, платить земельный налог следует с того момента, когда перешло право собственности на помещение. Отсутствие документов о праве на участок земли под многоквартирным домом не является основанием не платить земельный налог. В данном случае основание уплаты земельного налога - свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанные помещения.

При этом налоговую базу по участкам, которые находятся в общей долевой собственности, определяют для каждого владельца пропорционально его доле. Долю фирмы в общем праве собственности на землю рассчитывают как долю площади ее помещений в общей площади всех помещений дома (п. 1 ст. 37 ЖК РФ). Если у организации нет информации об общей площади дома, необходимые данные нужно запросить в БТИ или в организации, управляющей многоквартирным домом (Письмо Минфина России от 04.10.2006 N 03-06-02-04/142).

(Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 17)

Е.Голикова

Руководитель отдела

аудита и консалтинга

Международный центр по изучению

и развитию совместных предприятий

Подписано в печать

18.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Документы для бухгалтера от 18.04.2007> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 16) >
Статья: Взыскание долга с поручителя ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 16)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.