Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Санкции за несвоевременную подачу декларации по ЕСН (Окончание) ("Финансовая газета", 2007, N 16)



"Финансовая газета", 2007, N 16

САНКЦИИ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ ПОДАЧУ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ЕСН

(Окончание. Начало см. "Финансовая газета", 2007, N 15)

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Таким образом, размер штрафа за непредставление декларации определяется исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации.

В п. 3 ст. 243 НК РФ установлен следующий порядок уплаты ЕСН.

1. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

2. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

3. Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику.

Таким образом, на основе налоговой декларации по ЕСН подлежит уплате только разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода.

Именно поэтому мы считаем, что при определении размера налоговой санкции, установленной в ст. 119 НК РФ и подлежащей взысканию с налогоплательщика, не представившего в налоговый орган налоговую декларацию по ЕСН, сумма штрафа должна исчисляться с разницы между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода.

Данная позиция подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 N 6161/06, в котором указано, что "базой для определения суммы штрафа по ст. 119 НК РФ определена сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет, а не сумма, указанная в декларации". Многочисленная судебная практика 2006 г. сложилась в пользу налогоплательщика. Так, согласно Постановлению ФАС УО от 28.11.2006 N Ф09-10576/06-С2 "сумма штрафа за совершение налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 119 Кодекса, исчисляется исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате (доплате) в бюджет, а не из суммы, указанной в декларации".

В Постановлении ФАС СЗО от 20.11.2006 N А66-1856/2006 сделан аналогичный вывод: "Вместе с тем, как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 N 6161/06, по смыслу п. 2 ст. 119 НК РФ базой для определения суммы штрафа определена сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет, а не сумма, указанная в декларации.

Таким образом, если сумма ЕСН, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет, составляет ноль, то и сумма штрафа за непредставление декларации также должна составлять ноль".

Кроме того, ФАС СЗО в Постановлении от 16.10.2006 N А21-9978/2005 указал следующее: "суммы, исчисленные налогоплательщиком в течение года к уплате за каждый месяц и отчетный период и включенные в соответствующие расчеты, должны рассматриваться как суммы налога, подлежащие уплате (доплате) на основании этих расчетов, и не могут повторно рассматриваться как подлежащие уплате (доплате) на основании налоговой декларации за весь год".

В то же время в Письме Минфина России от 16.08.2006 N 03-02-07/1-224 изложена иная точка зрения о том, что налоговый орган вправе привлечь налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 119 Кодекса за несвоевременное представление им декларации по единому социальному налогу, и взыскать штраф с суммы налога, исчисленного за год. При этом данный вывод Минфином России ничем не мотивирован, что затрудняет понимание позиции финансового ведомства.

Здесь следует сказать о том, что имеют место отдельные судебные прецеденты не в пользу налогоплательщика. Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 21.12.2005 N Ф04-9110/2005(18029-А70-35) указано, что "в налоговой декларации по ЕСН содержатся сведения о сумме налога, исчисленного и подлежащего уплате по итогам налогового периода, и непредставление налоговой декларации в установленные сроки влечет наложение штрафа в размере, исчисляемом от всей суммы подлежащего уплате за налоговый период ЕСН, а не от неуплаченной его части".

Федеральная налоговая служба по данному вопросу до сих пор не высказалась. Однако можно обратиться к Письму Управления МНС России по г. Москве от 27.08.2004 N 11-11н/55654, согласно которому при определении размера штрафа, предусмотренного ст. 119 НК РФ, который подлежит взысканию с налогоплательщика, не представившего в налоговый орган налоговую декларацию в установленный срок, сумма штрафа должна исчисляться с разницы между суммой ЕСН, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода. Таким образом, определение размера налоговых санкций, подлежащих взысканию с налогоплательщика, от общей суммы налога, исчисленной по итогам налогового периода, является необоснованным".

Таким образом, можно сделать вывод, что в случае непредставления налоговой декларации по ЕСН до 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговый орган вправе привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности в виде штрафа, исчисленного из суммы налога, подлежащей фактической уплате (доплате) в бюджет, а не суммы, указанной в декларации. При этом, учитывая Постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 N 6161/06, считаем, что судебные споры по данному вопросу будут разрешаться в пользу налогоплательщика.

Н.Кочеткова

Юрист

КГ "Что делать Консалт"

Подписано в печать

18.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налогообложение при увеличении уставного капитала ООО за счет нераспределенной прибыли ("Финансовая газета", 2007, N 16) >
Вопрос: В 2007 г. организация планирует создать семь обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Постановка организации на учет будет осуществлена налоговым органом по месту нахождения только одного из этих подразделений. Означает ли это, что выездные налоговые проверки шести других обособленных подразделений организации вообще не будут проводиться? ("Финансовая газета", 2007, N 16)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.