Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Пересмотр Принципов подготовки и представления финансовой отчетности совета по МСФО: цели финансовой отчетности ("Международный бухгалтерский учет", 2007, N 4)



"Международный бухгалтерский учет", 2007, N 4

ПЕРЕСМОТР ПРИНЦИПОВ ПОДГОТОВКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ СОВЕТА ПО МСФО:

ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ <*>

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Позиции по рассматриваемым вопросам, представленные в настоящей статье, являются личным мнением автора и могут не совпадать с официальной позицией Национального совета по стандартам финансовой отчетности Фонда НСФО.

В июле 2006 г. Совет по МСФО (IASB) опубликовал дискуссионный документ "Предварительная точка зрения на усовершенствованную Концептуальную основу финансовой отчетности: цель финансовой отчетности и качественные характеристики полезной для принятия решений информации, представляемой в финансовой отчетности" <1>. Работа по совершенствованию концептуальной основы финансовой отчетности ведется в рамках совместного проекта Совета по МСФО и Совета по стандартам финансовой отчетности США (FASB), преследующего цель конвергенции двух систем отчетности. Представленный международной профессиональной общественности документ следует рассматривать как предварительную точку зрения обоих органов стандартизации бухгалтерского учета на первые две главы их будущей общей концептуальной основы, которая может быть скорректирована в результате полученных комментариев. В рамках настоящей статьи мы представим читателям краткий обзор состоявшейся дискуссии по вопросу определения цели финансовой отчетности <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Discussion Paper "Preliminary Views on an improved Conceptual Framework for Financial Reporting: The Objective of Financial Reporting and Qualitative Characteristics of Decision-useful Financial Reporting Information", 2006, IASCF.

<2> Более подробную информацию на английском языке можно получить на официальном сайте Совета по МСФО: www.iasb.org в разделе Current Projects. Официальная позиция по рассматриваемому проекту Фонда НСФО доступна на официальном сайте Фонда: www.nsfo.ru в разделе Национальный совет по стандартам финансовой отчетности/Развитие МСФО.

Концептуальные основы финансовой отчетности являются важнейшим документом, определяющим важнейшие принципы и допущения, лежащие в основе разработки стандартов бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Поэтому не случайно одним из важнейших совместных проектов инициированных IASB и FASB в рамках деятельности по конвергенции учетных систем был проект пересмотра существующих концептуальных документов обоих органов. Действительно, в настоящий момент основополагающие документы международного и американского органов стандартизации бухгалтерского учета имеют определенные различия, касающиеся в том числе и регулятивного статуса (authoritative status) этих документов. В соответствии с подходом, принятым Советом по МСФО "Принципы подготовки и представления финансовой отчетности" <3> (концептуальный документ Совета по МСФО - далее - "Принципы"), должны применяться организациями при составлении финансовой отчетности по МСФО в случае отсутствия в тексте действующих МСФО конкретных указаний по рассматриваемому учетному вопросу. ГААП США не предусматривают применения организациями, составляющими финансовую отчетность в соответствии с их требованиями, "Положений о концепциях" (FASB's Concepts Statements - свод концептуальных документов Совета по СФО США) даже в этом случае. Таким образом, концептуальные документы Совета по СФО США имеют более низкий статус по сравнению с "Принципами" Совета по МСФО. Однако на данном этапе обсуждения было признано нецелесообразным определять статус будущей единой концептуальной основы, так как в настоящее время в США идет процесс пересмотра иерархии ГААП.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> См. Международные стандарты финансовой отчетности: издание на русском языке. М.: Аскери-АССА. 1999.

Важно, чтобы будущие международные стандарты финансовой отчетности были разработаны на основе четких принципов, а не представляли собой набора сиюминутных конвенций представителей конкретных заинтересованных сторон, поскольку только в этом случае подготовленная на их основе финансовая отчетность будет отвечать высоким качественным характеристикам. Однако руководящие принципы подготовки финансовой отчетности во многом будут зависеть от целей и сферы ее применения. В частности, многое зависит от того, будут ли они устанавливать требования к финансовой отчетности всех организаций или только коммерческих, будут ли они относится к финансовой отчетности, подготавливаемой только для внешних или же как для внешних, так и внутренних пользователей, каковы будут объем и содержание представляемой в отчетности финансовой информации. Постараемся рассмотреть далее основные положения предлагаемого дискуссионного документа в сравнении с положениями ныне действующих "Принципов" Совета по МСФО.

Финансовые отчеты и финансовая отчетность

Действующие "Принципы" Совета по МСФО в параграфе 7 отмечают, что финансовая отчетность (financial statements) формирует часть представляемой в отчетах финансовой информации (financial reporting <4>), однако не дают четких указаний по поводу того, каковы границы этой финансовой информации. Более того, в "Принципах" Совета по МСФО и в самих МСФО вопрос о различии между финансовой информацией, представляемой в отчетах и финансовой отчетностью, не обсуждался, и предметом регулирования являлась информация, включаемая в финансовую отчетность, а именно в четыре основных финансовых отчета и примечания к ним. В отличие от этого литература Совета по СФО США и Американского института присяжных общественных бухгалтеров (AICPA) содержит классификацию, позволяющую оценить взаимоотношение между финансовой отчетностью, финансовой информацией, представляемой в отчетности, и прочей информацией, полезной для принятия инвестиционных, кредитных и подобных им решений (см. рисунок). Согласно той же литературе стандарты Совета по СФО напрямую затрагивают основную финансовую отчетность и дополнительную информацию, включаемую в финансовые отчеты. Сферой же применения "Положений о концепциях", регулирующих признание и оценку в финансовой отчетности, является только финансовая отчетность, включающая такие компоненты, как отчет о финансовом положении, отчет о прибылях и совокупном доходе, отчет о движении денежных средств, отчет о вложениях собственников и распределениях им. Текущая позиция советов по стандартам состоит в том, что Концептуальные основы должны охватывать более широкий круг информации, нежели только традиционную финансовую отчетность, соответственно и цель должна быть достаточно широкой для того, чтобы охватить информацию, которая часто представляется в финансовых отчетах, но за пределами финансовой отчетности. При этом дискуссию о границах финансовых отчетов и различиях между финансовой отчетностью и другими элементами этих отчетов было решено перенести на более поздние стадии проекта.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Далее будем переводить financial reporting как "финансовая информация, представляемая в отчетах" или как "финансовые отчеты", для того чтобы отличать этот термин от термина "financial statements", традиционно переводимого как "финансовая отчетность".

Структура информации, полезной для принятия

инвестиционных, кредитных и аналогичных решений

(подготовлена на основе литературы FASB и AICPA)

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |      Вся информация, полезная для принятия инвестиционных,     |
   |                 кредитных и аналогичных решений                |
   +—————————————————————————————————————————————————————T——————————+
   |   Финансовая информация, представляемая в отчетах   |  Прочая  |
   +———————————————————————T——————————————T——————————————+информация|
   |        Основная       |Дополнительная|    Прочие    |          |
   | финансовая отчетность |  информация  | составляющие |          |
   +——————————T————————————+              |представляемой|          |
   |Финансовая| Примечания |              |   в отчетах  |          |
   |отчетность|к финансовой|              |  финансовой  |          |
   |          | отчетности |              |  информации  |          |
   L——————————+————————————+——————————————+——————————————+———————————
   

Другим важным вопросом, рассмотренным в ходе этой стадии проекта по совершенствованию концептуальных основ, был вопрос о сфере их применения. Предложенный дискуссионный документ четко определяет, что новые концептуальные основы будут применяться к внешним финансовым отчетам общего назначения коммерческих организаций в частном секторе (external financial reporting by business entities in the private sector). Таким образом, из сферы применения концептуальной основы однозначно исключаются некоммерческие организации, а также коммерческие организации общественного сектора, в то время как действующая Концептуальная основа Совета по МСФО могла применяться всеми типами организаций. Следовательно, мы вправе ожидать большей направленности разрабатываемого документа на нужды пользователей финансовой отчетности именно коммерческих организаций частного сектора. Это может означать, что одновременно должна вестись работа по совершенствованию концептуальных основ подготовки и представления финансовой отчетности организаций общественного сектора, попадающих в сферу применения Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора - IPSAS.

Круг пользователей финансовых отчетов

Оба существующих концептуальных документа, как Совета по МСФО, так и Совета по СФО США, рассматривают цели финансовых отчетов в терминах информации, полезной широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. Оба документа перечисляют существующих и потенциальных пользователей, включая среди прочих инвесторов, кредиторов, работников, поставщиков, потребителей и государственные агентства. Однако на уровне принятия стандартов продолжает подниматься вопрос о том, не должны ли финансовые отчеты быть направлены на удовлетворение или отвечать точке зрения только обыкновенных акционеров. Иными словами, должен ли применяться подход, рассматривающий финансовые отчеты "с точки зрения организации" (entity perspective), или же подход, рассматривающий финансовые отчеты "с точки зрения собственников" (proprietary perspective). Эти две точки зрения очень важны, главным образом, для консолидированной финансовой отчетности и для определения различий между обязательствами и собственным капиталом. Они оказывают влияние на то, будут ли результаты хозяйственных операций и других событий рассматриваться с точки зрения всей консолидированной группы или исключительно с точки зрения материнской компании. Советы решили сохранить направленность финансовых отчетов на широкий круг пользователей, поскольку это в большей степени соответствует цели представления информации, которая является полезной для решений по распределению ресурсов, принимаемых инвесторами, кредиторами и другими пользователями, чем более узкая направленность на существующих обыкновенных акционеров. Советы также пришли к мнению, что "точка зрения организации" соответствует ориентации на потребности широкого круга пользователей, поскольку она рассматривает результаты хозяйственных операций и иных событий с точки зрения всей организации, а не только ее части (в консолидированной финансовой отчетности это была бы материнская компания). "Точка зрения собственника", напротив, отображала бы в финансовой отчетности результаты хозяйственных операций и иных событий только с точки зрения материнской компании. Однако принятие точки зрения организации в качестве основной, лежащей в основе финансовых отчетов не означает, что информация, необходимая существующим обыкновенным акционерам (таким, как существующие обыкновенные акционеры материнской компании в случае консолидированной финансовой отчетности), должна быть проигнорирована. Напротив, принятие этой точки зрения нацелено на помощь в обеспечении того, что финансовые отчеты соответствуют потребностям существующих акционеров, а также других групп пользователей. Советы отметили, что включение в финансовые отчеты некоторой информации, которая направлена в основном на удовлетворение потребностей обыкновенных акционеров, - существующих или потенциальных (что соответствует точке зрения собственника) - является также уместным. Более того, применение точки зрения организации не запрещает также принятия при разработке в будущем стандартов решений о включении в финансовые отчеты информации, которая может быть рассмотрена как соответствующая точке зрения собственника. Советы также отметили, что подход, ориентированный на более широкий круг пользователей, уместен как в юрисдикциях, в которых модель корпоративного управления определяется в контексте акционеров, так и в тех юрисдикциях, где эти модели фокусируются на заинтересованных сторонах, т.е. группах, более широких, чем акционеры. Таким образом, круг целевых пользователей финансовых отчетов предлагается оставить прежним, обратив при этом внимание на необходимость раскрытия дополнительной информации в интересах существующих и потенциальных собственников организации.

Основные группы пользователей финансовых отчетов

Следующим вопросом, рассматривавшимся в рамках этой стадии проекта, был вопрос о необходимости выделения основных групп пользователей финансовых отчетов. Оба совета выделяют в своих существующих концептуальных документах конкретные группы основных пользователей. Так, "Принципы" Совета по МСФО в параграфе 10 <5> указывают, что финансовая отчетность, удовлетворяющая информационные потребности инвесторов, будет удовлетворять также и большинство информационных потребностей иных пользователей финансовой отчетности. Таким образом, в качестве основных пользователей признаются инвесторы или собственники организации, представляющие ей рисковый капитал. "Положение о концепциях 1" Совета по СФО США фокусируется на информации для инвестиционных и кредитных решений. Это означает, что существующие и потенциальные инвесторы и кредиторы (и их консультанты) являются основными пользователями, на которых ориентируется устанавливаемая цель финансовых отчетов. В ходе обсуждения высказывалось мнение об отсутствии необходимости определения основных пользователей, более того, указывалось, что, выделяя одни пользователи в качестве основных, мы можем нанести ущерб информационным потребностям иных пользователей, объявленных второстепенными. С другой стороны, ряд специалистов предлагали, напротив, ограничить группу основных пользователей только существующими обыкновенными акционерами. По результатам обсуждения было решено сохранить выделение основных групп пользователей, поскольку без этого концептуальные основы были бы подвергнуты риску стать излишне абстрактными или размытыми. Тем не менее разработчики документа отметили, что определение обыкновенных акционеров в качестве основных пользователей финансовой отчетности могло бы предполагать, что установители стандартов не должны принимать во внимание потребности кредиторов и других сторон, имеющих заинтересованность в способности организации генерировать чистые потоки денежных средств. На практике это могло бы привести к игнорированию ориентации финансовых отчетов на более широкий круг пользователей. Поэтому было принято решение определить в качестве основной группы пользователей финансовых отчетов организации ее инвесторов и кредиторов, оговорившись при этом, что подобное выделение отнюдь не означает, что информационные потребности обыкновенных акционеров будут проигнорированы. Напротив, это означает, что установители стандартов должны стремиться удовлетворить потребности всех членов основной группы пользователей. Советы предполагают, что их потребности будут, в сущности, такими же, как потребности существующих обыкновенных акционеров. Однако некоторые вопросы в стандартах, такие как конкретные раскрытия, могут быть более значительными для потребностей в распределении ресурсов кредиторами, чем инвесторами или существующими обыкновенными акционерами. В таких ситуациях назначение существующих обыкновенных акционеров в качестве основных пользователей не позволило бы должным образом удовлетворить информационные потребности кредиторов. Таким образом, в сравнении с существующим документом Совета по МСФО предполагается, что новая концептуальная основа будет ориентирована в большей степени на потребности не только инвесторов, но и кредиторов организации.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> См. Международные стандарты финансовой отчетности: издание на русском языке. Москва.: Аскери-АССА. 1999.

Отчеты общего назначения

и различные отчеты для различных пользователей

Заслуживает, на наш взгляд, внимания и дискуссия, развернувшаяся по поводу того, должны ли финансовые отчеты в новых экономических условиях и при существующем уровне развития информационных технологий оставаться отчетами общего назначения, ориентированными на широкий круг пользователей, или же им на смену должны прийти специфические отчеты, ориентированные на различных пользователей, но подготавливаемые на основе единой информационной базы предприятия. Ряд специалистов придерживаются точки зрения, в соответствии с которой ориентация на единый набор финансовой отчетности, нацеленный на удовлетворение потребностей широкого круга пользователей, более не является уместной.

Они полагают, что при существующем уровне развития информационных технологий для организаций становится возможным с технической точки зрения подготавливать несколько наборов финансовых отчетов, ориентированных на разные категории пользователей. Альтернативно организации могли бы представлять финансовые отчеты в максимально детализированной и неагрегированной форме (например, в виде списков дебетов и кредитов или доходов и расходов с пояснениями), позволяя пользователям самим формировать необходимую им отчетность. Такая в значительной степени радикальная точка зрения на пересмотр подходов к формированию финансовой отчетности не была поддержана советами. Напротив, они отметили, что представление различных отчетов для различных пользователей или обеспечение их информацией, необходимой для того, чтобы они составляли свои собственные отчеты, может привести к установлению необоснованных требований для большинства пользователей информации в финансовых отчетах. В частности, это может потребовать от пользователей большего понимания бухгалтерского учета, чем они имеют сейчас, а многие из них не являются специалистами в области бухгалтерского учета и не желают стать таковыми. Представление различных отчетов различным пользователям также поднимает вопрос об обоснованности затрат выгодами, поскольку приведет к росту затрат как на представление финансовых отчетов, так и затрат на их использование, в то время как выгоды от этого выглядят сомнительными, особенно если пользователь продолжает иметь потребность в финансовых отчетах общего назначения. Советы констатировали, что, по крайней мере, в настоящее время информационные потребности пользователей гораздо лучше удовлетворяются финансовыми отчетами общего назначения. Таким образом, акцент в новых концептуальных основах предлагается сохранить на финансовой отчетности общего назначения.

Цели финансовых отчетов

Вопрос о возможной необходимости модификации целей финансовых отчетов в зависимости от особенностей того или иного типа организаций является предметом обсуждения профессионального сообщества уже достаточно давно. Некоторые специалисты предлагают разработать набор целей финансовой отчетности для отдельных типов организаций, что позволило бы, по их мнению, модифицировать и требования к составлению финансовых отчетов этих типов организаций. В частности, они отмечают, что цели финансовых отчетов крупных и более мелких организаций, организаций, размещающих свои финансовые инструменты на фондовых биржах и по закрытой подписке, а также организаций с небольшим и значительным числом собственников могут различаться. Такая точка зрения не может быть поддержана, поскольку определяющим фактором для целей финансовых отчетов являются их пользователи. Поэтому, если все типы организаций имеют одних и тех же пользователей, то и цели финансовых отчетов должны быть едины. Такой подход соответствует существующим концептуальным документам обоих Советов, и он был сохранен и в предлагаемом документе. В отношении же различий в требованиях к составлению финансовых отчетов, преследующих единые цели в зависимости от конкретного типа организаций, разработчики документа отметили, что здесь установителям стандартов, возможно, придется исходить из критерия "обоснованности затрат" (cost-benefit). Это может выражаться в установлении освобождений от конкретных требований или иных различий в требованиях к представлению отчетности для некоторых типов организаций. В таких ситуациях установители стандартов, скорее всего, будут приходить к заключению, что цель может быть достигнута с помощью финансовых отчетов, подготовленных в соответствии с такими требованиями, а не потому, что иные требования необходимы вследствие иных целей.

Отчет о финансовом положении

и оценка состоятельности конкретными пользователями

Финансовые отчеты находят широкое применение при принятии решений регулятивного и контрольного характера конкретными пользователями. Поэтому ряд специалистов обратились к разработчикам документа с предложением рассмотреть, в частности, возможность установления в качестве цели отчета о финансовом положении - "представление информации, которая помогала бы конкретным группам пользователей, таким как кредиторы и регулирующие органы, в оценке состоятельности (платежеспособности) организации". Разработчики документа отметили, что поскольку оценка платежеспособности является частью принятия инвестиционных, кредитных или иных решений, то указывать ее в качестве отдельной цели отчета о финансовом положении нецелесообразно. Однако они отметили, что в ряде случаев при разработке конкретных стандартов в них могут быть введены дополнительные требования к раскрытию информации, нацеленной на нужды кредиторов или регулирующих органов. Между тем нацеливание конкретного компонента финансовой отчетности на нужды специфических требований недопустимо, так как это противоречит основной цели предоставления информации широкому кругу пользователей, которая полезна при принятии различных решений о распределении ресурсов.

Важность информации о финансовых результатах деятельности

Еще одним вопросом, связанным с финансовыми отчетами, является вопрос об относительной важности информации о финансовых результатах организации, представленных путем измерения совокупного дохода (comprehensive income) и его компонентов. "Положение о концепциях 1" Совета по СФО США в параграфе 43 указывает на приоритетный характер информации о результатах деятельности организации, полученных посредством измерения совокупного дохода и его компонентов. В отличие от этого "Принципы" Совета по МСФО не устанавливают приоритетности информации о финансовых результатах деятельности над информацией, раскрываемой в других компонентах финансовых отчетов. Таким образом, ГААП США однозначно ориентируют пользователей, прежде всего, на анализ совокупного дохода и его компонентов и только затем на анализ финансового положения организации и других аспектов ее деятельности, в то время как МСФО рассматривают все аспекты деятельности и положения организации как равноценные. Следует отметить, что в документе была принята именно эта точка зрения. Действительно, текущая редакция новой концептуальной основы, с одной стороны, ясно объясняет пользователям важность информации о финансовых результатах деятельности организации, измеренных на основе учета методом начислений (financial performance measured by accrual accounting), для оценки способности организации генерировать чистые притоки денежных средств, но, с другой стороны, отмечает, что представление информации об изменениях в экономических ресурсах и информации об этих ресурсах и требований на них важно в равной степени. Таким образом, разработчики документа пришли к выводу, что информация об экономических ресурсах организации и требованиях на эти ресурсы и изменения в ресурсах, измеренные на основе учета методом начисления, являются важными для оценки способности организации генерировать чистые притоки денежных средств.

Оценка управления организацией в интересах собственников

При подготовке дискуссионного документа обсуждался и вопрос об учете потребности существующих акционеров в оценке деятельности менеджмента по управлению организацией в их интересах. Как известно, взаимоотношения менеджмента организации и ее собственников могут быть описаны с использованием "теории агентских отношений", т.е. менеджеры распоряжаются и управляют активами, принадлежащими собственникам, и должны делать это в их интересах. Деятельность менеджеров по управлению организацией в интересах собственников обозначается достаточно трудно переводимым на русский язык термином stewardship <6>. На практике же менеджеры находятся в состоянии конфликта интересов, когда они управляют организацией в интересах собственников, пытаясь соблюсти при этом и собственные интересы. В ряде случаев ущемление интересов собственников в пользу собственных интересов менеджеров, являющихся их агентами, может приводить к случаям, известным как "излишнее вознаграждение" (excessive remuneration), или "необоснованное обогащение" (unjust enrichment). Существующие концептуальные документы обоих Советов придерживаются той точки зрения, что причина, по которой пользователи финансовых отчетов имеют желание оценить то, как менеджмент выполняет свои обязанности, состоит в том, чтобы принять решения о распределении ресурсов. Поэтому советы полагают, что выделять эту цель в качестве независимой цели финансовых отчетов нецелесообразно. Ряд респондентов (в том числе и некоторые члены Совета по МСФО), однако, возражают против такого подхода, отмечая, что оценка деятельности менеджмента в интересах собственников может потребовать информации, которая не может быть получена в рамках общей цели, сфокусированной на принятии инвестиционных и кредитных решений. По их мнению, для достижения цели оценки деятельности менеджмента может потребоваться больший объем детализации информации. В частности, уровень существенности для представляемых в отчетности сделок с менеджментом должен для целей оценки менеджмента определяться путем ссылки на конкретное лицо, а не организацию. Платеж, который может показаться имеющим небольшое значение в отношении организации, в целом может предполагать гораздо большее значение при рассмотрении в качестве операции с конкретным менеджером. Поэтому они считают, что эта цель должна быть выделена отдельно. Противники этой альтернативной точки зрения отмечают, что ее принятие может привести к необоснованному предположению о том, что финансовые отчеты могут и должны отделять результаты работы менеджмента и результаты деятельности организации, что на уровне финансовых отчетов не представляется возможным. Финансовые отчеты представляют информацию об организации за период, когда она находилась под управлением конкретного руководства, но не предоставляют напрямую информации о результатах деятельности этого руководства. Частое использование финансовых отчетов в качестве основы договорных соглашений и вопрос оценки деятельности менеджмента являются взаимосвязанными, поскольку могут предусматривать ситуации, в которых одна сторона действует от имени другой. Стороны соглашения обычно бывают в состоянии определить, как стандарты финансовой отчетности применяются для целей такого соглашения, включая использование информация из финансовых отчетов. Таким образом, по мнению разработчиков дискуссионного документа, отчеты, подготовленные в виде основы для договорных соглашений, являются специализированными отчетами и не должны являться предметом разрабатываемой концептуальной основы подготовки и представления финансовых отчетов общего назначения. Точно так же, как и представление информации с конкретной целью определения понятий "излишнее вознаграждение" или "необоснованное обогащение" не может являться целью финансовых отчетов.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Мы предлагаем переводить stewardship как "управление организацией в интересах собственников", а stewardship responsibilities - как "обязанности по управлению организацией в интересах собственников".

Взаимосвязь финансовых отчетов и видения менеджмента

Согласно заявленной цели финансовых отчетов, содержащаяся в них информация не предназначена напрямую для удовлетворения информационных потребностей менеджмента. Однако, поскольку деятельность менеджмента связана в том числе с контролем прибыльности и ликвидности организации, финансовая отчетность внешнего назначения будет полезна и ему. Тем не менее более интересной представляется проблема использования видения менеджмента или, иначе говоря, представления информации в отчетности с точки зрения видения менеджментом перспектив управляемого им бизнеса. В существующей литературе и Совета по МСФО, и Совета по СФО США можно найти примеры использования точки зрения менеджмента при подготовке финансовых отчетов. В частности, МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие" апеллирует к видению менеджмента при раскрытии информации об управлении финансовым риском, а Положение N 131 Совета по СФО США "Раскрытие о сегментах предприятия и связанной информации" <7> (Это точное название?) при раскрытии информации о сегментах деятельности организации. По мнению ряда специалистов, использование видения менеджмента не должно ограничиваться только вопросами раскрытия информации. В частности, на последующих стадиях проекта предполагается проанализировать возможность и необходимость влияния на признание и оценку в финансовых отчетах видения и намерений менеджмента, а также степень и способ включения в финансовые отчеты комментариев менеджмента.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> FASB Statement N 131 Disclosures about Segments of an Enterprise and Related Information. Выводы Завершая обзор, еще раз перечислим основные идеи, заложенные в рассматриваемый дискуссионный документ. Они могут быть резюмированы следующим образом: 1. Концептуальную основу предлагается распространить не только на финансовую отчетность, но и на финансовые отчеты в целом. 2. В сравнении с существующим документом Совета по МСФО предполагается, что новая концептуальная основа будет ориентирована в большей степени на потребности не только инвесторов, но и кредиторов организации. 3. Из сферы применения концептуальной основы исключаются некоммерческие организации, а также коммерческие организации общественного сектора, в то время как действующая концептуальная основа Совета по МСФО могла применяться всеми типами организаций. 4. Несмотря на развитие информационных технологий и потенциальную привлекательность представления вместо единого комплекта финансовых отчетов общего назначения некоторого набора специфических финансовых отчетов или неагрегированной учетной информации, в настоящее время информационные потребности пользователей продолжают лучшим способом удовлетворяться финансовыми отчетами общего назначения. Поэтому акцент в новых концептуальных основах предлагается сохранить на финансовой отчетности общего назначения. 5. Цели финансовых отчетов общего назначения не должны различаться в зависимости от типа отчитывающейся организации, в то время как требования к ее подготовке могут различаться исходя из критерия "обоснованности затрат". 6. Никакой индивидуальный компонент финансового отчета не должен быть нацелен на потребности конкретного пользователя отчетной финансовой информации. Однако в ряде случаев при разработке конкретных стандартов в них могут быть введены дополнительные требования к раскрытию информации, нацеленной на нужды конкретных пользователей. 7. Ни одному компоненту финансового отчета не должен придаваться больший приоритет, чем остальным. Информация и об экономических ресурсах организации, и требованиях на эти ресурсы является в равной степени важной для пользователя финансовых отчетов, как и информация об изменениях в ресурсах, измеренных на основе учета методом начисления. 8. Отчеты, подготовленные исключительно как основа для договорных соглашений, являются специализированными отчетами и не должны являться предметом разрабатываемой концептуальной основы подготовки и представления финансовых отчетов общего назначения. Это относится и к информации, используемой для оценки отдельных аспектов деятельности менеджмента компании в интересах ее собственников. Учитывая, что рассмотренные в статье вопросы являются только предварительной точкой зрения Совета по МСФО (и Совета по СФО США) на будущие единые концептуальные основы представления финансовых отчетов, хотелось бы, чтобы представители российской профессиональной общественности сформировали свое мнение по рассматриваемым в документе вопросам и представили свои комментарии на этапе опубликования Советом по МСФО проекта для обсуждения непосредственно в Совет по МСФО либо в Фонд НСФО и таким образом внесли свой вклад в совершенствование МСФО. В.Е.Шелагинов Проектный менеджер Фонда НСФО Подписано в печать 17.04.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Разработка системы контроля налоговых платежей в целях оптимизации стоимости готовой продукции при адаптации к МСФО ("Международный бухгалтерский учет", 2007, N 4) >
Статья: Особенности применения МСФО 32 в кредитных организациях ("Международный бухгалтерский учет", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.