Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Разработка системы контроля налоговых платежей в целях оптимизации стоимости готовой продукции при адаптации к МСФО ("Международный бухгалтерский учет", 2007, N 4)



"Международный бухгалтерский учет", 2007, N 4

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

В ЦЕЛЯХ ОПТИМИЗАЦИИ СТОИМОСТИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

ПРИ АДАПТАЦИИ К МСФО

Планирование и контроль косвенных налогов, единого социального налога (ЕСН), налога на прибыль оказывает значительное влияние на деятельность организации. При принятии предпринимательских решений на каждой стадии контроля за налоговыми платежами решаются также вопросы оптимизации налогового бремени. Необходимость различать направления контроля за налогообложением зависит от того, является или нет целью деятельности предприятия получение максимальной чистой прибыли. Наибольшее влияние на конечные результаты деятельности предприятия оказывают относительные показатели изменения налогового бремени по доходам, чем по расходам. Следовательно, налоги, влияющие на уровень доходов, оказывают большее влияние на цену и конечные результаты деятельности предприятия, чем налоги, влияющие на уровень расходов. С учетом изложенного можно сгруппировать налоги по степени влияния на цену и результаты финансово-хозяйственной деятельности организации (см. рисунок).

Группировка основных налогов, уплачиваемых предприятием,

по степени их влияния на цену и финансовый результат

     
   ————————————————————————¬                ————————————————————————¬
   |  Налоги, оказывающие  |                |  Налоги, оказывающие  |
   |  значительное влияние +———————————————>| незначительное влияние|
   |  на цену и финансовый |                |  на цену и финансовый |
   |       результат       |                |       результат       |
   L———————————T————————————                L———————————T————————————
   
¦ ¦

¦ ¦

\¦/ \¦/

     
   ————————————————————————¬                ————————————————————————¬
   |          НДС          |                |   Налог на имущество  |
   |          ЕСН          |                |    Налог на рекламу   |
   |    Налог на прибыль   |                |Государственная пошлина|
   |                       |                |     Прочие налоги     |
   L————————————————————————                L————————————————————————
   

Данная группировка носит условный характер. Окончательные выводы можно сделать только после обобщения результатов практических расчетов налогового бремени предприятия и его анализа.

Для контроля за налоговыми платежами в целях оптимизации стоимости готовой продукции необходимо провести анализ наиболее затратных видов продукции и налогов, включаемых в их стоимость (см. таблицу).

Анализ налоговых платежей, включаемых

в стоимость наиболее затратных видов продукции

на примере ОАО "Новая перо-пуховая фабрика"

     
   ——————————————T————————T————————————T——————————————T——————T——————¬
   | Наименование|  Цена, |  Прибыль,  | Сумма затрат,| ЕСН, | НДС, |
   |   готовой   |  руб.  | включаемая | включенных в | руб. | руб. |
   |  продукции  |        |в цену, руб.|себестоимость,|      |      |
   |             |        |            |     руб.     |      |      |
   +—————————————+————————+————————————+——————————————+——————+——————+
   |                            2004 год                            |
   +—————————————T————————T————————————T——————————————T——————T——————+
   |Одеяло       | 1165,49|   197,54   |    787,28    | 2,89 |177,78|
   |двуспальное  |        |            |              |      |      |
   |пуховое      |        |            |              |      |      |
   +—————————————+————————+————————————+——————————————+——————+——————+
   |                            2005 год                            |
   +—————————————T————————T————————————T——————————————T——————T——————+
   |Одеяло       | 1280,0 |   227,63   |    853,23    | 3,89 |195,25|
   |двуспальное  |        |            |              |      |      |
   |пуховое      |        |            |              |      |      |
   +—————————————+————————+————————————+——————————————+——————+——————+
   |                Абсолютное отклонение (+/—, руб.)               |
   +—————————————T————————T————————————T——————————————T——————T——————+
   |Одеяло       | +114,51|   +30,09   |    +65,95    | +1,0 |+17,47|
   |двуспальное  |        |            |              |      |      |
   |пуховое      |        |            |              |      |      |
   +—————————————+————————+————————————+——————————————+——————+——————+
   |                   Относительное отклонение, %                  |
   +—————————————T————————T————————————T——————————————T——————T——————+
   |Одеяло       |   +9,82|   +15,23   |     +8,37    |+34,6 | +9,7 |
   |двуспальное  |        |            |              |      |      |
   |пуховое      |        |            |              |      |      |
   L—————————————+————————+————————————+——————————————+——————+———————
   
Анализ таблицы показывает, что на предприятии наблюдается как рост цен на продукцию, так и рост налогового бремени, что говорит о нерациональной налоговой политике в ОАО "Новая перо-пуховая фабрика". Для улучшения ситуации на предприятии необходимо провести оптимизацию налогообложения готовой продукции и организовать систему внутреннего контроля за исчислением и уплатой налогов. Внутрихозяйственный налоговый контроль - первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Такой контроль предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов, качественное составление налоговых расчетов и отчетов, а также соблюдение установленных сроков уплаты в бюджет налогов и сборов. Для создания и успешного функционирования системы управления налогами на предприятии должны быть созданы определенные условия: - наличие взаимосвязанных стратегий развития, бизнес-планов и бюджетов; - готовность руководства предприятия осуществлять налоговое планирование на основе стратегических и тактических планов, а также четко сформулированных принципов управления; - организация системы сбора и обработки информации, ориентированной на использовании сетевых технологии и ресурсов Internet; - выделение структурного подразделения, ответственного за организацию налогового планирования как целостно ориентированной системы; - разработка схемы налогового планирования (налоговое поле, договорное поле, технология внутреннего контроля налоговых расчетов); - мониторинг системы факторов, влияющих на условия реализации налоговых планов и налоговое поле предприятия. Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования (контроля), - это организация бухгалтерского и налогового учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. Общая схема налогового планирования приведена с учетом функций налогового контроля (планирования), что позволит условно представить ее в виде следующих мероприятий. 1. Текущее планирование (контроль) в первую очередь предусматривает формирование налогового поля. В соответствии со статусом предприятия на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды, составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле предприятия, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (параметров): - источник платежа (статья расходов); - бухгалтерская проводка; - налогооблагаемая база; - ставка налога; - сроки уплаты; - пропорции перечисления в бюджеты разных уровней; - реквизиты организаций, в адрес которых делаются перечисления; - льготы или особые условия исчисления налога. После этого специалистами предприятия анализируются все предоставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам. 2. Согласно уставу предприятия и на основе гражданского законодательства формируется система договорных отношений (договорное поле). В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т.п. Каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент подготовки документов, т.е. еще до того, как она будет заключена. Далее выполняются действия в следующей последовательности: - подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию; - разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок; - выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и/или налоговых проводок; - из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета; - оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия; - определяются альтернативные способы учетной политики организации. Учетная политика - это определенные принципы, правила и практические приемы, принятые хозяйствующим субъектом для формирования бухгалтерского и налогового учета, подготовки финансовой отчетности. С помощью учетной политики проще разобраться в системе налогообложения, а также создать модель минимизации налогов, приемлемую для данного предприятия. При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи: - сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным для понимания; - создать систему налогового учета; - предусмотреть определенные направления снижения налогов, не противоречащие действующему законодательству; - построить такую организацию финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала бы своевременному и четкому решению задач бухгалтерского учета и налогообложения. Учетная политика, отвечающая всем перечисленным задачам, может оказать действенную помощь предприятию, а не стать тем формальным документом, который во избежание проблем необходимо представить в налоговый орган. При разработке учетной политики следует также учитывать специфику деятельности организации. Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, имеется возможность выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики - одно из направлений эффективного налогового контроля. С практической точки зрения управление налогами включает в себя несколько направлений. Причем работы могут быть выполнены силами самого предприятия, тогда как минимизация и оптимизация системы налогов требует, как правило, привлечения квалифицированных сторонних специалистов в области налогообложения. Ключевыми элементами в текущем налоговом планировании являются правильный расчет и своевременная уплата сумм налогов. В рамках налогового контроля большое значение придается контролю за правильностью налоговых расчетов, в первую очередь исключению арифметических и счетных ошибок. Так как ошибки в расчетах, которые со стороны налоговых органов караются финансовыми санкциями, происходят в основном из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерских и экономических служб предприятия. По некоторым оценкам, 75% ошибок происходит вследствие низкой организации налогового учета, и только оставшаяся часть - результат несовершенства российского законодательства. Причинами налоговых ошибок, возникающих в практической деятельности предприятий, являются следующие: - отсутствие либо неправильное оформление (с позиций налогообложения) первичных документов; - ошибки, обусловленные неверным толкованием действующего налогового законодательства; - несвоевременное реагирование на изменения в налогообложении, особенно в местном; - неверные арифметические расчеты; - несвоевременное представление отчетной налоговой документации; - просрочка уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Всякая технология предусматривает разработку документов и документооборота, технологических схем и карт, а также процедур их реализации. Основополагающими принципами технологии внутреннего контроля являются следующие: - решения по налогам принимаются с помощью определенных процедур, что позволяет исключить субъективизм в принятии налогового заключения; - все налоговые решения уже зафиксированы на этапе внедрения технологий, и никакой субъект, включая руководителя и главного бухгалтера, не может принять ни одного решения. При изменении ситуации налоговое заключение принимает группа экспертов (комиссия); - предприятие должно обозначить круг лиц, имеющих право выполнять определенные действия и процедуры в отношении налогов; - любая финансово-хозяйственная операция должна сопровождаться письменным документом определенного образца; - все бухгалтерские проводки и налоговые расчеты производятся лишь на основе таблицы типовых хозяйственных ситуаций (операций). В первичных документах и бухгалтерских проводках делается ссылка на номер операции в этой таблице; - нетиповая ситуация требует оформления карты налоговых решений, которую заполняет только специальная экспертная комиссия по налогообложению. Налоговое планирование в любом хозяйствующем субъекте базируется также на жестком контроле за сроками уплаты налогов. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции, а также начисление пени. На практике для слежения за сроками уплаты налогов целесообразно применение налоговых календарей. Конечной целью налогового контроля является не снижение отдельных налогов, а увеличение доходов предприятия после уплаты налогов. В системном окружении налоги влияют друг на друга в связи с тем, что их налоговые базы могут пересекаться. Это положение должны постоянно иметь в виду руководители, которые принимают решения в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом возможных налоговых последствий. Поэтому с этой точки зрения необходимо говорить об оптимизации всей системы налогообложения, которая, безусловно, должна осуществляться на предприятии в рамках действующего законодательства о налогах и сборах. А.Х.Попова Доцент Северо-Осетинского государственного университета имени Л.Хетагурова Подписано в печать 17.04.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Проблемы и решения внедрения систем бухгалтерского учета в соответствии с МСФО (Начало) ("Международный бухгалтерский учет", 2007, N 4) >
Статья: Пересмотр Принципов подготовки и представления финансовой отчетности совета по МСФО: цели финансовой отчетности ("Международный бухгалтерский учет", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.