Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Банки выходят в люди ("Банки и деловой мир", 2007, N 4)



"Банки и деловой мир", 2007, N 4

БАНКИ ВЫХОДЯТ В ЛЮДИ

Наряду с ростом розничного сегмента, укрупнением активов и усилением присутствия иностранного капитала заметной тенденцией в российском банковском секторе становится рост интереса к региональным рынкам. В связи с этим на повестке дня у банков стоит вопрос: в какие именно регионы идти и как избрать наиболее эффективную стратегию регионального развития?

На сегодняшний день многие банки осознали, что абсолютной маркетинговой стратегии, которая одинаково хорошо работала бы в любом регионе, просто не существует. Каждый регион отличается своими специфическим культурными, социальными, экономическими и политическими чертами. Кроме того, стоит учитывать, что и поведение конкурентов в разных регионах может иметь существенные отличия. Поэтому для успешного развития филиальной сети важно, чтобы деятельность каждого из филиалов или отделений была выстроена в максимальном соответствии с реалиями региона присутствия.

Когда принципиальное решение о выходе банка в регионы принято, основные задачи развития региональной сети могут быть сформулированы следующим образом:

- определение места размещения филиала и дополнительных офисов - где открывать?

- определение целевых аудиторий и анализ потребительского поведения - кому предлагать?

- оптимизация продуктовой линейки - что предлагать?

- маркетинговая и коммуникативная стратегия работы с внешним окружением, организация внутренней деятельности филиала - каким образом?

Реализация программы регионального развития банка начинается с выбора региона для открытия филиала - оптимального с точки зрения эффективности реализации продуктовой стратегии.

На межрегиональной банковской конференции "Консолидация банковского капитала и развитие рынка банковских услуг в регионах", прошедшей в минувшем году, компания "ИМА-консалтинг" представила рейтинг регионов России, являющихся, на наш взгляд, наиболее перспективными для продвижения розничных банковских услуг. Оценка перспективности складывалась из вычисления индекса благоприятности региона - иными словами, показателей его социально-экономического развития с учетом ситуации в финансовом секторе (доходы населения, сбережения, объем выданных кредитов, полученных вкладов и тому подобное) и индекса конкурентности - то есть насыщенности региона банковскими организациями (количество кредитных организаций и их филиалов на территории региона). Помимо этого, учитывалась и численность городского населения, как наиболее платежеспособного.

Собственно, этот рейтинг банки вполне могут брать за основу, вырабатывая решение о целесообразности открытия филиала в том или ином регионе.

Вместе с тем продвижение банковских услуг на региональных рынках имеет и свои особенности - здесь необходимо учитывать не только показатели социально-экономического развития региона, объем и структуру собственных издержек на ведение бизнеса, но и уровень спроса на разные банковские продукты.

Для определения наиболее выгодных продуктовых ниш можно использовать составленный нами рейтинг соотношения объемов продаж (в рубля на одного жителя) двух основных банковских ритейл-продуктов - кредитов и депозитов. Данная модель позволяет оценить сбалансированность продуктового портфеля банков конкретного региона и понять, насколько этот регион интересен с точки зрения увеличения объемов продаж определенных банковских продуктов. Наглядной иллюстрацией диспропорции в развитии банковского сегмента служит Сибирский федеральный округ, где депозитная база гораздо меньше, чем кредитная. Это может говорить о незадействованном потенциале рынка депозитов и возможности освоения этой ниши при относительно невысоком сопротивлении конкурентной среды.

Для успешной реализации и оценки эффективности программы региональной экспансии необходимо провести исследование целевых аудиторий. В начале кампании производится стартовый замер, на основе которого составляется портрет потенциального клиента банка в регионе или конкретном городе.

Важно не только правильно выбрать место размещения филиала, целевые аудитории, продукты, но и постоянно проводить мониторинг качества работы front-персонала на местах. Особенно с учетом того, что в банковском секторе все большее значение приобретают неценовые факторы конкуренции, в основе которых - качество обслуживания.

Еще один вывод мы сделали на основе сравнительного анализа качества обслуживания по депозитам и кредитам в региональных филиалах одного из банков. Данные получены методом mistery shopping, который, по нашему опыту, хорошо зарекомендовал себя как инструмент оценки и мотивации работы сотрудников. И оказалось, что в новосибирском филиале банка по кредитам консультируют гораздо лучше, чем по депозитам. Примечательно, что если мы снова вернемся к рейтингу регионов, входящих в Сибирский федеральный округ, то увидим: в Новосибирской области и доля выданных кредитов гораздо выше, нежели можно было бы ожидать, исходя из объема депозитов.

Для определения причин отставания по вкладам мы изучили внутреннюю структуру консультации. И получили в общем-то ожидаемый результат. Выяснилось, что консультанты по вкладам довольно плохо информированы, не умеют заинтересовать клиента, не особенно вежливы, отстают по качеству речи и ряду других показателей. Такой детальный анализ позволяет сформировать специфическую программу тренингов для сотрудников, занимающихся определенным направлением.

Типичный сценарий работы консультантов с региональными филиалами завершается финишным замером целевой аудитории, в ходе которого фиксируется узнаваемость бренда, запоминаемость рекламы, степень лояльности клиентов и т.д. Собранные данные позволяют оценить эффективность избранной стратегии регионального развития.

В заключение еще раз обратим внимание на основные моменты успешной экспансии в регионы.

Во-первых, важно оценивать работу филиальной сети не только по общим показателям (объем выручки, количество претензий со стороны контролирующих органов и так далее), но и по продвижению отдельных продуктовых направлений: депозитов, кредитов, любых приоритетных для банка продуктов.

Во-вторых, важно анализировать ситуацию с банковским продуктом не только в целом по России, но и в конкретном регионе или хотя бы внутри федерального округа. Это помогает понять потенциал регионального рынка и то, насколько полно его использует филиал.

В-третьих, необходимо выделять ключевые направления по оптимизации деятельности. Например, одной из причин малоэффективной работы отделения могут быть неудачные или неподходящие для данного региона информационные материалы. Значит, их нужно срочно обновить с учетом результатов проведенных исследований целевых аудиторий. Если проблемы вызваны работой персонала, целесообразно разработать программу тренингов с определенными категориями сотрудников.

Программа регионального развития, разработанная и реализуемая с учетом всех вышеперечисленных факторов, способна обеспечить банку конкурентные преимущества в регионе и дать реальные результаты.

Д.Князев

Менеджер проектов

компании "ИМА-консалтинг"

Подписано в печать

16.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: На балансе комбината в составе основных средств числится имущество, являющееся неотъемлемой технологической частью линии электропередач, а именно внешнее электроснабжение ВЛ-110 кВ на металлических опорах. В аналитическом учете это имущество учитывается по месту эксплуатации (в подразделениях). Вправе ли комбинат воспользоваться льготой по налогу на имущество? ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2007, N 9) >
Статья: Из последних документов Банка России (февраль - март 2007 г.) ("Банки и деловой мир", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.