|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Бюджетирование в системе университетского финансового менеджмента ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 8)
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 8
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Динамичное развитие государственных вузов в условиях жесткой конкурентной среды и нарастающих негативных тенденций в демографической области формирует особые требования к университетскому финансовому менеджменту. Рациональное расходование ограниченных финансовых ресурсов должно осуществляться с учетом острой необходимости повышения инновационного потенциала и тесной увязки программ подготовки студентов с требованиями бизнеса к профессиональным компетенциям и личностным качествам выпускников (что, безусловно, отразится на величине расходов бюджетных и внебюджетных средств, связанных с реализацией основных образовательных программ на новом качественном уровне). Все это заставляет уделять особое внимание проблемам финансового планирования (стратегического, казначейского, сметного и пр.). Одним из обязательных элементов университетского финансового менеджмента является система бюджетирования деятельности вуза. В результате внедрения этой системы можно: повысить финансовую устойчивость и эффективность использования имеющихся в распоряжении университета активов (материальных и нематериальных ресурсов, финансовых и нефинансовых активов); повысить обоснованность выделения финансовых ресурсов по отдельным направлениям образовательной и научной деятельности университета, видам контрактов (договоров); предотвратить дефицит денежных средств (перерасход средств) по структурным подразделениям и в университете в целом; осуществлять контроль законности и экономической эффективности отдельных видов хозяйственной деятельности; определить наиболее эффективные направления деятельности университета; усилить мотивацию руководителей и работников структурных подразделений университета к повышению качества образования и результативности научной деятельности, повышению ответственности за связанные с этим доходы и расходы; обучить руководителей и работников структурных подразделений университета, чья деятельность связана с управлением активами вуза, основам финансового планирования и экономического анализа, лучшему сопоставлению доходов и расходов, связанных с хозяйственной деятельностью их подразделений; сбалансировать интересы отдельного структурного подразделения с целевыми установками университета в целом. Для того чтобы раскрыть организационный механизм бюджетирования деятельности государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (в нашем случае - классического университета), необходимо дать определения основным понятиям. Бюджет - это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности университета, его структурных подразделений и прочих центров финансовой ответственности на конкретный период, в котором определены вероятные доходы и расходы, источники финансирования, условия поступления денежных средств, порядок расходования поступивших денежных средств по видам деятельности. Бюджеты разрабатываются для университета в целом, а также для центров финансовой ответственности, отдельных научных и образовательных проектов. Центром финансовой ответственности (ЦФО) является любое структурное подразделение университета (факультет, институт и пр.), которое имеет обособленный в финансовом, организационном (юридическом) или хозяйственном (по отраслевой специализации в профессиональном образовании, виду научных работ) отношении вид деятельности, в состоянии контролировать доходы и расходы от осуществления этой деятельности, чье руководство имеет право принимать решения по оперативным вопросам и несет ответственность за полученные финансовые результаты. В рамках Воронежского государственного университета (ВГУ) к ЦФО могут быть отнесены:
- линейные структурные подразделения (факультеты, технопарк, инновационный центр, бизнес-школа, институт повышения квалификации, курсы, библиотека, Веневитиново, заповедник "Галичья Гора", МРЦПК, ботанический сад, бизнес-центр и пр.); - филиалы и представительства университета; - обслуживающие структурные подразделения (гараж, интернет-центр, издательско-полиграфический центр, центр компьютерных технологий, общежития и пр.); - отдельные фонды средств, образованные из бюджетных и внебюджетных источников для финансирования образовательных, научных, издательских программ ("Университетский учебник", "Совет молодых ученых", "Беспроцентные ссуды сотрудникам университета" и пр.). Система финансового планирования для университета разрабатывается на четырех уровнях. Основополагающие параметры деятельности университета, закладываемые в процессе финансового планирования, определяются миссией университета и стратегическим планом развития (долгосрочный горизонт планирования). Остальные бюджеты и сметы разрабатываются как документы оперативного и тактического уровней для реализации стратегических целей, стоящих перед университетом. Бюджеты и сметы всех уровней четко согласуются между собой, закладываемые в них показатели должны быть реально достижимыми и обоснованными. Уровень 1. Документы стратегического развития университета: 1.1. Миссия Воронежского государственного университета (http://www.vsu.ru/strateg/mission.html). 1.2. Стратегический план развития университета до 2010 г. (http://www.tqm.vsu.ru/utv-plan). 1.3. Анализ сильных и слабых сторон ВГУ (http://www.vsu.ru/strateg/plus-minus.htm). Уровень 2. Сводные сметы университета (определяются Федеральным агентством по образованию и контролируются Управлением Федерального казначейства): 2.1. Смета доходов и расходов федерального бюджета в разрезе предметных статей на 200_ г. (утверждается Федеральным агентством по образованию в конце декабря на следующий год). Лимиты бюджетных обязательств. 2.2. Расходное расписание бюджетных средств (поступает ежемесячно из Управления Федерального казначейства). 2.3. Смета доходов и расходов по предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход (представляется в Управление Федерального казначейства к 1 - 10 января). 2.4. Смета доходов и расходов федерального бюджета (средств, поступающих в доход бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям) в разрезе предметных статей. Уровень 3. Главный бюджет университета, структурируется по следующим разделам (на календарный год): 3.1. Доход за основные образовательные услуги (внебюджетный источник финансирования - по факультетам и формам обучения с указанием контингента и стоимости обучения). 3.2. Доходная часть бюджета из всех источников финансирования (бюджетные средства; общеуниверситетские средства; средства структурных подразделений). 3.3. Расходная часть госбюджетного и внебюджетного финансирования по заработной плате. 3.4. Расходы университета по структурным подразделениям. 3.5. Расходы по статьям. Уровень 4. Бюджеты ЦФО, консолидированные в составе главного бюджета: 4.1. Бюджет центра финансовой ответственности (филиала, факультетов, курсов и пр.) на учебный и календарный год. 4.2. Помесячный бюджет (календарный план) филиала и факультетов университета на учебный год. Отдельное внимание следует обращать на соблюдение установленного порядка (принятой в университете методики) формирования бюджетов факультетов (третий уровень). Финансовая модель движения средств факультетов представлена на рис. 1.
Порядок формирования средств факультета (четвертый уровень финансового планирования в университете)
————————————————————————————————————————————————————¬ | Бюджет факультета на учебный год | —————————————+——————T——————————T—————————————————————————————————+ | Единый | Фонд | Единый |Капитальные затраты (приобретение| |внебюджетный|декана|социальный| оборудования, капитальное | | фонд оплаты| | налог | строительство и ремонт); | | труда ППС | | (26,2%) | приобретение предметов снабжения| |и УВП (фонды| | | и расходных материалов; оплата | | кафедр) | | | услуг связи, командировочные | | | | | расходы и др. | L——————T—————+———T——+—————T————+————————————————T—————————————————/¦\ /¦\ /¦\ /¦\ ———————+—————————+————————+—————————————————————+————————————————¬ | Средства, находящиеся в распоряжении факультета ВГУ (только по | | внебюджетным источникам финансирования) | L——————————————T——————————————————————————————————————————————————/¦\ ¦ (=) ———————————————+——————————————¬ —————————————————————————————¬ | Поступление средств +————>| Отчисления | +—————————————————————————————+ (—) +————————————————————————————+ |1. Доход от оказания платных | |1. Отчисления | |образовательных услуг (+) | |в общеуниверситетский фонд | +—————————————————————————————+ |(—) | |2. Прочие доходы (+) | +————————————————————————————+ +—————————————————————————————+ |2. Отчисления в "страховой | |3. Остаток средств факультета| |фонд" факультета (—) | |за предыдущий учебный год (+)| +————————————————————————————+ +—————————————————————————————+ |3. Перерасход средств | |4. Восстановленный "страховой| |факультета за предыдущий год| |фонд" факультета (+) | |(—) | L—————————————————————————————— L————————————————————————————— Рис. 1
Для того чтобы понять финансовый механизм формирования средств, находящихся в распоряжении факультетов, необходимо дать пояснения к отдельным показателям. Отчисления в общеуниверситетский фонд для биолого-почвенного, геологического, физического, филологического и химического факультетов составляют 20% от поступивших за образовательные услуги средств, для остальных факультетов - 40%. Отчисления в "страховой фонд" зависят от наличия остатка (перерасхода) средств факультета за предыдущий учебный год. Ставка составляет 3% для факультетов-должников (с перерасходом средств), для остальных факультетов - 2%. Средства "страхового фонда" возвращаются на субсчет факультета при исполнении утвержденного бюджета без превышения расходов над доходами по итогам учебного года и включаются в доходную часть бюджета. В случае перерасхода средства "страхового фонда" на субсчете факультета не восстанавливаются, а передаются в общеуниверситетский фонд. Из средств факультета формируется единый внебюджетный фонд оплаты труда (ЕВФОТ) профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала (этими деньгами распоряжаются кафедры). Расчет ЕВФОТ ППС осуществляется планово-финансовым управлением на основании учебных планов факультетов и устанавливаемой приказом ректора расчетной ставки почасовой оплаты труда. ЕВФОТ учебно-вспомогательного персонала составляет 10% от ЕВФОТ постоянного преподавательского состава (ППС). Из внебюджетных средств факультета выделяется фонд декана, средства которого расходуются строго по целевому назначению на реализацию программ социальной поддержки и стимулирования персонала (стимулирующие и компенсационные выплаты, а также льготы и надбавки). Величина фонда декана составляет в пределах от 5 до 15% от средств факультета. Пример календарного плана доходов и расходов факультета представлен в табл. 1.
Таблица 1
Календарный план доходов и расходов Экономического факультета сентябрь ————————————————————————— университета за ———————— 2007 г. месяц —————T———————————————————————————————————————————————————————————¬ | N | Наименование статей | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ | 1 |Остаток/перерасход средств на 01.09.2007 (+, —) | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ | 2 |Доходы всего (стр. 2.1 + стр. 2.2 + стр. 2.3) | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ | 2.1|Поступления средств от реализации основных и дополнительных| | |образовательных программ (+) | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ | 2.2|Прочие доходы (+) | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ | 3 |Расходы всего (стр. 3.1 + ... + стр. 3.21) | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ | 3.1|Отчисления в общеуниверситетский фонд (40% от стр. 2) | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ | 3.2|Прочие отчисления (___% от стр. 2) | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ | 3.3|Заработная плата ППС | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ | 3.4|Заработная плата учебно—вспомогательного персонала | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ | 3.5|Заработная плата административно—управленческого персонала | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ | 3.6|Заработная плата обслуживающего персонала | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ | 3.7|Прочие виды вознаграждения | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ | 3.8|Начисления на заработную плату и прочие виды вознаграждения| | |(26,2% суммы стр. 3.3 — 3.7) | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ | 3.9|Сумма средств, передаваемая в рамках взаиморасчетов другим | | |факультетам | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ |3.10|Приобретение предметов снабжения и расходных материалов | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ |3.11|Расходы на молоко и другие выплаты компенсационного | | |характера | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ |3.12|Командировки и служебные разъезды | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ |3.13|Оплата транспортных услуг | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ |3.14|Оплата услуг связи | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ |3.15|Оплата коммунальных услуг | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ |3.16|Прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ |3.17|Расходы на производственную практику | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ |3.18|Приобретение оборудования и предметов длительного | | |пользования | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ |3.19|Капитальное строительство | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ |3.20|Капитальный ремонт | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ |3.21|Возврат кредита за компьютерное и научное оборудование | +————+———————————————————————————————————————————————————————————+ | 4 |Остаток (+)/перерасход (—) средств на 01.10.2007 (стр. 1 + | | |стр. 2 — стр. 3) | L————+———————————————————————————————————————————————————————————— Координация работы различных учетно-финансовых служб в целом по университету и в частности по комплексу мероприятий в процессе бюджетирования осуществляется проректором по экономическому развитию и инновациям. Согласно должностной инструкции этот проректор: - координирует и контролирует экономическую деятельность структурных подразделений, департаментов, управлений и служб университета; - содействует развитию финансового обеспечения образовательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности ВГУ; - формирует организационно-экономический и правовой механизм осуществления инноваций в университете (существенных изменений форм деятельности и методов университетского менеджмента, направленных на повышение качества высшего и дополнительного образования, получение ощутимых результатов в приоритетных направлениях развития науки и техники, рост эффективности использования материальных и финансовых ресурсов вуза); - проводит внутренний аудит финансовых результатов деятельности бизнес-центра, бизнес-инкубаторов, технопарков и инновационных проектов университета; - обеспечивает взаимодействие между ВГУ и органами государственного финансового, налогового и казначейского контроля, коммерческими банками и прочими финансовыми институтами; - организует процесс бюджетирования (сметного планирования) деятельности университета. Контролирует выполнение календарного плана доходов и расходов всех структурных подразделений ВГУ. Утверждает сметы и бюджеты. Разрабатывает организационный механизм сметного контроля выполнения основных параметров бюджета ВГУ. Организует работу бюджетной комиссии ВГУ; - участвует в разработке учетной политики университета, содействует внедрению современных методов сбора и обработки финансово-экономической информации. Способствует повышению квалификации работников бухгалтерии и планово-финансового управления. Осуществляет внутренний контроль за достоверностью данных в бухгалтерской отчетности ВГУ; - контролирует эффективность и целевое использование факультетами и общеуниверситетскими подразделениями бюджетных и внебюджетных средств; - координирует работы по выполнению логистических задач (материально-техническое снабжение, приобретение оборудования и предметов длительного пользования; организация конкурсов по государственным контрактам и пр.); - координирует финансово-экономические аспекты международной деятельности университета в области образования и научных исследований. Участвует в подготовке проектов международных договоров с зарубежными организациями, научными центрами и общественными фондами; - организует научно-практические конференции по проблемам университетского менеджмента. Осуществляет мероприятия по активизации/усилению интеграционных процессов между ВГУ и бизнес-сообществом; - координирует рекламную деятельность университета, содействует формированию положительного общественного мнения о ВГУ; - контролирует экономическую эффективность и законность операций с земельными участками ВГУ, осуществляет предварительный и последующий финансовый аудит объектов капитального строительства, капитального ремонта, текущего ремонта и реконструкции; - участвует в формировании политики университета в области вознаграждения сотрудников. Содействует финансированию мероприятий по социальной работе среди сотрудников и обучающихся в университете. Общая схема финансового управления представлена на рис. 2. Высшим органом управления в университете является Ученый совет (в нем формируется Бюджетная комиссия, осуществляющая экспертизу стратегических управленческих решений, бюджетов и программ развития).
Организационная структура университетского финансового менеджмента
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Ученый совет университета (Бюджетная комиссия) | L————————————————————————————————T————————————————————————————————¦ —————————————————————————————————+———————————————————————————————¬ | Ректор | L————————————————————————————————T————————————————————————————————¦ —————————————————————————————————+———————————————————————————————¬ | Проректор по экономическому развитию и инновациям | L—T——————————————————————————————T—————————————————————————————T——¦ ¦ ¦ ¦ ----------------------------+--------------------------¬ ¦ ¦ ¦ Заместитель проректора по экономическому развитию ¦ ¦ ¦ ¦ и инновациям - руководитель Службы внутреннего ¦ ¦ ¦ ¦ финансового аудита ¦ ¦ ¦ L---------------------------T--------------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----------------------------+--------------------------¬ ¦ ¦ ¦ Служба внутреннего финансового аудита ¦ ¦ ¦ ¦- обоснование финансовых разделов бизнес-планов, ТЭО и¦ ¦ ¦ ¦заявок на гранты; ¦ ¦ ¦ ¦- последующий контроль за исполнением бюджета ¦ ¦ ¦ ¦университета (по центрам финансовой ответственности ¦ ¦ ¦ ¦и статьям расхода); ¦ ¦ ¦ ¦- контроль за соблюдением налогового законодательства;¦ ¦ ¦ ¦- счетные проверки и контроль за достоверностью данных¦ ¦ ¦ ¦бухгалтерской отчетности университета и его филиалов; ¦ ¦ ¦ ¦- контроль за эффективностью использования активов, ¦ ¦ ¦ ¦бюджетных и внебюджетных средств университета; ¦ ¦ ¦ ¦- контроль за законностью операций с земельными ¦ ¦ ¦ ¦участками, обоснованностью операций с арендой ¦ ¦ ¦ ¦имущества университета; ¦ ¦ ¦ ¦- контроль за соблюдением законодательства по ¦ ¦ ¦ ¦организации конкурсов по государственным контрактам ¦ ¦ ¦ ¦и пр. ¦ ¦ ¦ L-----------T----------------T---------------T---------- ¦ \¦/ \¦/ ¦ \¦/ \¦/ ——+——————————————+———————————————¬|———————————————+————————————+—¬ | Планово—финансовое управление ||| Бухгалтерия | |— предварительный контроль за |||— контроль за фактическим | |обоснованностью статей бюджетов |||движением денежных средств | |и смет; |||на лицевом счете университета| |— текущий контроль за расчетами |||в УФК; | |с поставщиками и заказчиками; |||— контроль за сохранностью | |— текущий контроль за |||имущества; | |выполнением доходной части |||— текущий мониторинг | |бюджета университета; |||финансового результата | |— контроль за финансовым |||центров финансовой | |обеспечением штатного расписания|||ответственности; | |и расходованием средств единого |||— текущий контроль за | |фонда оплаты труда и пр. |||платежными документами и пр. | L————————————————T————————————————|L——————————————T———————————————\¦/ \¦/ \¦/ —————————————————+————————————————+———————————————+——————————————¬ | Финансово—хозяйственная деятельность | | филиалов, представительств, институтов, факультетов, центров, | | курсов и прочих центров финансовой ответственности университета| L————————————————————————————————————————————————————————————————— Рис. 2
Ректор осуществляет общее руководство всеми видами деятельности университета. Через положения должностной инструкции он делегирует часть прав и возлагает обязанности по реализации организационной, административной, координационной, аналитической и контрольной функций в сфере университетского финансового менеджмента на проректора по экономическому развитию и инновациям. Этот проректор координирует и контролирует работу Планово-финансового управления и бухгалтерии. Особое значение в университетском финансовом менеджменте отводится Службе внутреннего финансового аудита. Для организации процесса бюджетирования необходимо придерживаться определенного регламента. Основными принципами бюджетного регламента являются: - скользящий график разработки и исполнения бюджета, предполагающий постоянную корректировку бюджетных параметров финансово-экономической деятельности ВГУ, отдельных его структурных подразделений и филиалов по мере окончания каждого периода; - соблюдение графика проведения итогового контроля за исполнением бюджета (анализ отчетных форм); - консолидация функциональных бюджетов структурных подразделений (филиалов, институтов, факультетов) в Главный бюджет университета; - наличие двух бюджетных периодов: учебный год и календарный год (в этой связи существует проблема корректировок данных бюджетов факультетов за учебный год в процессе их консолидации в составе Главного бюджета, формируемого на календарный год). Разрабатываются: календарный (помесячный) план доходов и расходов структурных подразделений (филиалов) на учебный год, функциональные годовые бюджеты структурных подразделений, сводный (Главный) бюджет ВГУ. Последовательность (этапы) бюджетирования представлена в табл. 2.
Таблица 2
Порядок разработки, исполнения бюджетов и мониторинга выполнения плановых показателей
———————————T—————————————————————T————————————————T——————————————¬ | Период | Вид работ | Исполнитель | Координатор | +——————————+—————————————————————+————————————————+——————————————+ |До 20 |Определение величины |Планово— |Начальник ПФУ | |сентября |ЕВФОТ по структурным |финансовое | | | |подразделениям |управление | | +——————————+—————————————————————+————————————————+——————————————+ |До 1 |Разработка |Руководители |Начальник ПФУ | |октября |календарных |структурных | | | |помесячных планов |подразделений | | | |структурных |(деканы, | | | |подразделений |директора | | | |(филиалов) |филиалов, | | | | |руководители | | | | |ЦФО) | | +——————————+—————————————————————+————————————————+——————————————+ |До 5 |Сведение помесячного |Руководители |Начальник ПФУ | |октября |календарного плана |структурных | | | |доходов и расходов |подразделений | | | |структурного |(деканы, | | | |подразделения |директора | | | |в годовой бюджет |филиалов, | | | | |руководители | | | | |прочих центров | | | | |финансовой | | | | |ответственности)| | +——————————+—————————————————————+————————————————+——————————————+ |С 15 |Предварительная |Руководители |Проректор по | |октября по|экспертиза |структурных |экономическому| |20 октября|календарного |подразделений |развитию и | | |помесячного плана и |(деканы, |инновациям | | |годового бюджета |директора | | | |доходов и расходов |филиалов, | | | |структурного |руководители | | | |подразделения |прочих центров | | | |в Бюджетной комиссии |финансовой | | | |Ученого совета ВГУ |ответственности)| | +——————————+—————————————————————+————————————————+——————————————+ |С 20 |Утверждение |Руководители |Начальник ПФУ | |октября |календарных |структурных | | |по 1 |помесячных планов и |подразделений | | |ноября |годового бюджета на |(деканы, | | | |ученых советах |директора | | | |факультетов |филиалов, | | | |(филиалов) |руководители | | | | |прочих центров | | | | |финансовой | | | | |ответственности)| | +——————————+—————————————————————+————————————————+——————————————+ |С 20 |Утверждение |Руководители |Проректор по | |октября |календарных |структурных |экономическому| |по 1 |помесячных планов |подразделений |развитию и | |ноября |и годового бюджета |(деканы, |инновациям | | |прочих центров |директора | | | |финансовой |филиалов, | | | |ответственности на |руководители | | | |заседании Бюджетной |прочих центров | | | |комиссии |финансовой | | | | |ответственности)| | +——————————+—————————————————————+————————————————+——————————————+ |С 10 |Согласование |Проректор по |Ректор ВГУ | |ноября по |параметров бюджета |экономическому | | |20 ноября |ВГУ с проректорами и |развитию и | | | |профсоюзным комитетом|инновациям | | +——————————+—————————————————————+————————————————+——————————————+ |С 20 |Представление проекта|Проректор по |Ректор ВГУ | |ноября по |годового бюджета ВГУ |экономическому | | |1 декабря |на заседании Ученого |развитию и | | | |совета (утверждение |инновациям | | | |проекта бюджета ВГУ | | | | |в первом чтении) | | | +——————————+—————————————————————+————————————————+——————————————+ |До 15 |Систематизация |Проректор по |Ректор ВГУ | |декабря |замечаний к проекту |экономическому | | | |бюджета и проведение |развитию и | | | |заседания Бюджетной |инновациям | | | |комиссии Ученого | | | | |совета ВГУ | | | +——————————+—————————————————————+————————————————+——————————————+ |С 20 |Представление проекта|Проректор по |Ректор ВГУ | |декабря по|годового бюджета ВГУ |экономическому | | |30 декабря|на заседании Ученого |развитию и | | | |совета (окончательное|инновациям | | | |утверждение бюджета | | | | |ВГУ) | | | +——————————+—————————————————————+————————————————+——————————————+ |С 1 |Подготовка отчета |Главный |Проректор по | |февраля по|о выполнении годового|бухгалтер и |экономическому| |15 февраля|бюджета ВГУ за |начальник |развитию и | | |предыдущий период |планово— |инновациям | | | |финансового | | | | |управления | | +——————————+—————————————————————+————————————————+——————————————+ |С 15 |Проведение |Деканы |Проректор по | |февраля по|мониторинга |факультетов |экономическому| |15 марта |конкурентной среды и | |развитию и | | |оценка ценовой ниши | |инновациям | +——————————+—————————————————————+————————————————+——————————————+ |20 марта |Представление |Деканы |Проректор по | | |Бюджетной комиссии |факультетов |экономическому| | |Ученого совета ВГУ | |развитию и | | |предложений деканов | |инновациям | | |по стоимости обучения| | | | |студентов— | | | | |договорников | | | +——————————+—————————————————————+————————————————+——————————————+ |Апрель |Проведение |Деканы |Проректор по | | |интенсивной рекламной|факультетов |экономическому| | |кампании и Дня | |развитию и | | |открытых дверей ВГУ | |инновациям | | |(с установленными | | | | |ценовыми параметрами | | | | |обучения студентов— | | | | |договорников) | | | +——————————+—————————————————————+————————————————+——————————————+ |Август |Определение расчетной|Проректор по |Ректор ВГУ | | |ставки оплаты труда |экономическому | | | |для формирования |развитию и | | | |ЕВФОТ ППС и УВП |инновациям | | +——————————+—————————————————————+————————————————+——————————————+ |Август |Внесение |Проректор по |Ректор ВГУ | | |корректировок |экономическому | | | |в Главный бюджет ВГУ |развитию и | | | |исходя из результатов|инновациям | | | |приемной кампании | | | | |(планируемых доходов | | | | |от оказания платных | | | | |образовательных | | | | |услуг) | | | L——————————+—————————————————————+————————————————+——————————————— Важное значение в процессе обоснования доходной части бюджета университета имеет выбор оптимальных параметров ценовой политики. Каждый факультет исходя из уровня конкурентной среды в своем сегменте рынка, спроса на образовательные услуги, инновационности и качества своих образовательных программ, а также наличия конкурентных преимуществ в материально-техническом и кадровом обеспечении учебного процесса устанавливает свои индивидуальные расценки за обучение внебюджетных студентов. Деканы факультетов подают проректору по экономическому развитию и инновациям ходатайство по расценкам за обучение на следующий учебный год, которое санкционируется/отклоняется на заседании Бюджетной комиссии Ученого совета ВГУ. В результате одобрения этих ходатайств Бюджетной комиссией приказом ректора официально устанавливается стоимость обучения одного студента. Эта информация обобщается в специальной аналитической таблице (см. табл. 3), где по каждому факультету сравнивается планируемый доход за следующий год с предыдущим периодом, выявленная динамика изменения дохода сравнивается с темпом роста потребительских цен на образовательные услуги (по сегменту высшего образования).
Таблица 3
Планируемый доход за основные образовательные услуги <*>
——————————————————T—————————————————————T————————————T———————————————T————————¬ | Факультет | Планируемый доход, | Темп роста/| Темп роста |Реальный| | | тыс. руб. | снижения, %|потребительских| прирост| | +——————————T——————————+ (гр. 2 / | цен на |(гр. 3 —| | |за 2006 г.|за 2007 г.|гр. 1) x 100|образовательные| гр. 4),| | | | | | услуги | % | | | | | | (прогноз), % | | +—————————————————+——————————+——————————+————————————+———————————————+————————+ | А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | +—————————————————+——————————+——————————+————————————+———————————————+————————+ |1. Биолого— | 4 113,0 | 2 986,5 | 72,6 | 111,0 | — | |почвенный | | | | | | +—————————————————+——————————+——————————+————————————+———————————————+————————+ |2. Географии и | 7 160,1 | 6 926,0 | 96,7 | 111,0 | — | |геоэкологии | | | | | | +—————————————————+——————————+——————————+————————————+———————————————+————————+ |3. Геологический | 4 329,9 | 3 733,5 | 86,2 | 111,0 | — | +—————————————————+——————————+——————————+————————————+———————————————+————————+ |4. Исторический | 7 541,4 | 7 249,0 | 96,1 | 111,0 | — | +—————————————————+——————————+——————————+————————————+———————————————+————————+ |5. Математический| 6 861,1 | 4 969,0 | 72,4 | 111,0 | — | +—————————————————+——————————+——————————+————————————+———————————————+————————+ |6. ПММ | 10 583,2 | 11 452,6 | 108,2 | 111,0 | — | +—————————————————+——————————+——————————+————————————+———————————————+————————+ |7. РГФ | 22 917,5 | 22 726,5 | 99,2 | 111,0 | — | +—————————————————+——————————+——————————+————————————+———————————————+————————+ |8. Физический | 3 376,2 | 3 202,2 | 94,9 | 111,0 | — | +—————————————————+——————————+——————————+————————————+———————————————+————————+ |9. Филологический| 4 301,8 | 4 792,2 | 111,4 | 111,0 | + 0,4 | +—————————————————+——————————+——————————+————————————+———————————————+————————+ |... | | | | | | L—————————————————+——————————+——————————+————————————+———————————————+————————— ————————————————————————————————<*> Цифровые данные представлены на условном примере.
Данные табл. 3 позволяют выявить факультеты-доноры и дотационные структурные подразделения. Более углубленный анализ позволяет по каждому факультету выявить наиболее значимые факторы, оказавшие влияние на доходы: ценовые параметры или количество внебюджетных студентов. Данная таблица служит источником информации для заполнения раздела "Доход за основные образовательные услуги" Главного бюджета университета. На следующем этапе составляется сводная аналитическая таблица, обобщающая информацию раздела "Доходная часть бюджета из всех источников финансирования" (см. табл. 4). В ней все источники финансирования подразделены на 5 укрупненных центров доходов: внебюджетные доходы от реализации основных и дополнительных образовательных программ; доходы от научно-исследовательской деятельности; средства госбюджета; доходы от издательско-полиграфической деятельности; прочие источники поступления средств. Такое подразделение показывает вклад в общий доход по каждому направлению деятельности университета, стимулирует соответствующих проректоров и руководителей структурных подразделений к усилению работы по привлечению средств из различных источников финансирования.
Таблица 4
Доходная часть из всех источников финансирования <*>
———————————————————————————T—————————————————————T———————————T———————————————T————————¬ | Источник финансирования/ | Планируемый доход, |Темп роста/| Темп роста |Реальный| |центр генерирования дохода| тыс. руб. |снижения, %|потребительских| прирост| | +——————————T——————————+ (гр. 2 / | цен на |(гр. 3 —| | |за 2006 г.|за 2007 г.| гр. 1) x |образовательные| гр. 4),| | | | | 100 | услуги | % | | | | | | (прогноз), % | | +——————————————————————————+——————————+——————————+———————————+———————————————+————————+ | А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | +——————————————————————————+——————————+——————————+———————————+———————————————+————————+ |1. Внебюджетные доходы от | | | | | | |реализации образовательных| | | | | | |программ | 340 383,3| 349 146,8| 102,6 | 111,0 | — | |* доля от всех доходов | | | | | | |университета | 50,4% | 38,2% | — | — | — | +——————————————————————————+——————————+——————————+———————————+———————————————+————————+ |1.1. Доходы от реализации | | | | | | |основных образовательных | | | | | | |программ (все факультеты +| | | | | | |ИМО + Бизнес—Школа) | 288 977,4| 293 858,7| 101,7 | 111,0 | — | +——————————————————————————+——————————+——————————+———————————+———————————————+————————+ |1.2. Доходы от реализации | | | | | | |неосновных образовательных| | | | | | |программ (курсы повышения | | | | | | |квалификации, учебный | | | | | | |центр "Сименс" и пр.) | 18 592,2| 19 094,4| 102,7 | 111,0 | — | +——————————————————————————+——————————+——————————+———————————+———————————————+————————+ |1.3. Доходы от работы | | | | | | |филиалов | 32 813,7| 36 193,7| 110,3 | 111,0 | — | +——————————————————————————+——————————+——————————+———————————+———————————————+————————+ |2. Доходы от | | | | | | |научно—исследовательской | | | | | | |деятельности (аспирантура,| | | | | | |ЕЗН параграф 53, РФФИ, | | | | | | |гранты, хоздоговоры и пр.)| 56 704,0| 83 817,7| 147,8 | 111,0 | + 36,8 | |* доля от всех доходов | | | | | | |университета | 8,4% | 9,2% | — | — | — | +——————————————————————————+——————————+——————————+———————————+———————————————+————————+ |3. Госбюджет 47 | 237 612,7| 439 209,4| 184,8 | 111,0 | + 73,8 | |* доля от всех доходов | | | | | | |университета | 35,2% | 48,1% | — | — | — | +——————————————————————————+——————————+——————————+———————————+———————————————+————————+ |4. Доходы от издательско— | | | | | | |полиграфической | | | | | | |деятельности | 14 020,0| 11 009,8| 78,5 | 111,0 | — | |* доля от всех доходов | | | | | | |университета | 2,1% | 1,2% | — | — | — | +——————————————————————————+——————————+——————————+———————————+———————————————+————————+ |5. Прочие источники | | | | | | |поступления средств — | | | | | | |доходы за предоставленные | | | | | | |услуги (аренда, | | | | | | |Веневитиново, общежитие, | | | | | | |интернет—центр, депозит, | | | | | | |АХЧ, гараж, библиотека, | | | | | | |РЦМАДС и пр.) | 26 489,0| 29 808,6| 112,5 | 111,0 | + 1,5 | |* доля от всех доходов | | | | | | |университета | 3,9% | 3,3% | — | — | — | +——————————————————————————+——————————+——————————+———————————+———————————————+————————+ |Итого доход ВГУ | 675 209,7| 912 992,3| 135,2 | 111,0 | + 24,2 | L——————————————————————————+——————————+——————————+———————————+———————————————+————————— ————————————————————————————————<*> Цифровые данные представлены на условном примере.
Предварительная информация для раздела "Расходная часть госбюджетного и внебюджетного финансирования по заработной плате" Главного бюджета университета обобщается в табл. 5. В этой аналитической таблице по каждой категории персонала (профессорско-преподавательский состав; административно-управленческий персонал; учебно-вспомогательный персонал; обслуживающий персонал) определяются величина и доля заработной платы за счет госбюджетных и внебюджетных средств, а также рассчитывается среднемесячная заработная плата. По данным показателям определяется динамика изменения за период и сравнивается с темпом роста потребительских цен. Эта информация очень востребована представителями профсоюзных комитетов университета, показывает реальные изменения в уровне вознаграждения сотрудников и усилия менеджмента университета по повышению заработной платы наиболее незащищенных категорий персонала.
Таблица 5
Структура расходной части госбюджетного и внебюджетного финансирования по заработной плате <*>
—————————————————————————T—————————————————————T—————————————T———————————————T————————¬ | Расходование средств на| Планируемый расход, |Темп роста, %| Темп роста |Реальный| | вознаграждение по | тыс. руб. | (гр. 2 / |потребительских| прирост| | категориям персонала +——————————T——————————+ гр. 1) x 100| цен, % |(гр. 3 —| | |за 2006 г.|за 2007 г.| | | гр. 4),| | | | | | | % | +————————————————————————+——————————+——————————+—————————————+———————————————+————————+ | А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | +————————————————————————+——————————+——————————+—————————————+———————————————+————————+ |1. Заработная плата ППС |140 117,4 | 202 717,4| 144,7 | 112,0 | + 32,7 | |* доля от всей з/п по | | | | | | |университету | 73,1% | 72,7% | — | — | — | +————————————————————————+——————————+——————————+—————————————+———————————————+————————+ |— за счет средств | | | | | | |госбюджета | 60 117,9 | 116 200,6| 193,3 | 112,0 | + 81,3 | |* доля от всей з/п ППС | 42,9% | 57,3% | — | — | — | +————————————————————————+——————————+——————————+—————————————+———————————————+————————+ |— за счет внебюджетных | | | | | | |средств | 79 999,5 | 86 516,8| 108,2 | 112,0 | — | |* доля от всей з/п ППС | 57,1% | 42,7% | — | — | — | +————————————————————————+——————————+——————————+—————————————+———————————————+————————+ |1.1. Среднемесячная | | | | | | |заработная плата ППС из | | | | | | |всех источников | 7,95| 12,2| 153,5 | 112,0 | + 41,5 | +————————————————————————+——————————+——————————+—————————————+———————————————+————————+ |2. Заработная плата УВП | 27 907,2 | 32 473,8| 116,4 | 112,0 | + 4,4 | |* доля от всей з/п по | | | | | | |университету | 14,6% | 11,6% | — | — | — | +————————————————————————+——————————+——————————+—————————————+———————————————+————————+ |... | | | | | | L————————————————————————+——————————+——————————+—————————————+———————————————+————————— ————————————————————————————————<*> Цифровые данные представлены на условном примере. Завершающим этапом оперативного финансового планирования деятельности университета является итоговый контроль исполнения бюджета. Контроль целесообразно проводить по доходной и расходной частям бюджета в постатейном разрезе для каждого центра финансовой ответственности. Отчеты о выполнении бюджетов структурных подразделений (институтов, филиалов, факультетов и пр.) передаются для анализа в Службу внутреннего финансового аудита. Результатом контрольных процедур должен стать комплекс мероприятий, направленных на устранение негативных тенденций в развитии каждого структурного подразделения, перечень виновных лиц (с предложениями по устранению выявленных нарушений) и факторов, оказавших наиболее существенное влияние на финансовое положение вуза. Анализ исполнения бюджета в целом по университету следует проводить по 4 направлениям: группе статей социального блока; группе статей инновационного и технического развития; группе статей коммуникации и мобильности сотрудников; группе статей прочих текущих расходов. Пример заключительной части анализа исполнения бюджета ВГУ за 2006 г. представлен ниже. В результате целенаправленных мероприятий по привлечению средств из различных источников финансирования в 2006 г. доходная часть бюджета по сравнению с плановыми параметрами была увеличена на 28,6% (+ 190,8 млн руб.). Это позволило увеличить расходы университета по сравнению с плановыми показателями на 22,2% (+ 148,1 млн руб.). При этом университет располагал на 01.01.2007 неизрасходованными 42,7 млн руб. Фактические расходы ВГУ в 2006 г. за счет средств внебюджетных источников финансирования по сравнению с аналогичным показателем за 2005 г. увеличились на 11,2% (что в абсолютном выражении составило + 45,2 млн руб.). По группе статей социального блока (заработная плата, стипендия, дотация) расходы университета в целом увеличились на 18,7% (+ 76,2 млн руб.). Причем превышение расходов по социальным статьям по сравнению с плановыми показателями в разрезе источников финансирования выглядит следующим образом: за счет средств госбюджета на + 28,5%; за счет общеуниверситетских средств на + 32,7%; за счет внебюджетных средств структурных подразделений на + 2,8%. По отношению к фактическим расходам 2005 г. величина расходов по социальным статьям в отчетном периоде увеличилась на 23,1% (+ 90,7 млн руб.). Если сравнивать динамику роста социальных статей с региональным индексом цен (уровнем инфляции), это существенно большее увеличение. Степень социальной защищенности сотрудников университета значительно выросла. По группе статей инновационного и технического развития (приобретение оборудования и предметов длительного пользования, капитальное строительство, капитальный ремонт) бюджет ВГУ за 2006 г. перевыполнен на 32,9% (+ 34,8 млн руб.). Незапланированные капитальные расходы на новое строительство за счет средств госбюджета были профинансированы на 28,0 млн руб., что позволило сэкономить 18,5 млн руб. общеуниверситетских средств и направить их на финансирование мероприятий по капитальному ремонту. По группе статей коммуникации и мобильности сотрудников ВГУ (командировочные и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, расходы на каналы Интернет) бюджет ВГУ за 2006 г. выполнен на 114,8% (прирост расходов составил + 4,2 млн руб.). По группе статей текущих расходов (оплата коммунальных услуг, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг) бюджет ВГУ за 2006 г. выполнен на 140,0% (прирост расходов составил + 45,4%). Важным результативным экономическим показателем деятельности вуза является динамика роста имущества (на 01.01.2006 величина нефинансовых активов - 401,7 млн руб.; на 01.01.2007 величина нефинансовых активов - 732,3 млн руб.). Темп роста величины нефинансовых активов ВГУ, равный 182,3%, свидетельствует об успешном развитии крупнейшего вуза Черноземья, эффективных управленческих решениях по укреплению материально-технической базы университета. Д.А.Ендовицкий Д. э. н., профессор, проректор по экономическому развитию и инновациям Воронежского государственного университета Подписано в печать 16.04.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |