|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 19.03.2007 N 03-11-04/3/70 <Бухгалтерский учет в многопрофильных компаниях>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 8)
"Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 8
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 19.03.2007 N 03-11-04/3/70 <БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В МНОГОПРОФИЛЬНЫХ КОМПАНИЯХ>>
Случай, когда коммерческая фирма применяет сразу два специальных налоговых режима, - не редкость. Такая ситуация возможна, если, например, "упрощенная" компания ведет несколько видов деятельности, один из которых подвластен ЕНВД.
Когда учет необходим
"Упрощенно-вмененная" компания попадает в весьма невыгодное положение. Дело в том, что "упрощенцы" могут не вести бухгалтерского учета. Это прямо предусмотрено законодательством <*>. Им нужно учитывать лишь основные средства и нематериальные активы. У "вмененщиков" такой льготы нет. Им нужно формировать бухгалтерскую отчетность и вести учет в полном объеме. Возникает двусмысленная ситуация: с одной стороны, вести учет надо, с другой - нет. Как поступать в таком случае? В опубликованном Письме Минфин ответил на этот вопрос. По мнению финансистов, учет вести надо. Причем в полном объеме и по всей фирме в целом. Во-первых, если фирма работает на ЕНВД, то ей следует формировать и сдавать в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность. Правила бухучета не предусматривают, что, например, баланс или Отчет о прибылях и убытках может быть составлен лишь по какому-либо направлению работы фирмы (например, по торговой деятельности). В этих формах должны быть отражены все показатели работы компании. Во-вторых, как указали в Письме финансисты, в некоторых случаях требование вести учет в полном объеме есть в других (не бухгалтерских) отраслях законодательства. Например, если фирма выпускает те или иные ценные бумаги, ей нужно публиковать баланс. Причем по какой системе она платит налоги ("упрощенной" или "вмененной"), в данном случае неважно. А составить баланс без полноценного учета невозможно. Еще один аргумент в пользу учета финансисты выдвинули в 2005 г. Так, фирма-"упрощенец", как и почти любая другая коммерческая организация, должна выплачивать своим учредителям дивиденды. Их сумму определяют исходя из чистой прибыли, полученной компанией. А ее, в свою очередь, можно рассчитать только на основании данных бухучета. Из чего специалисты Минфина делают вывод, что такой учет необходим и "упрощенным" компаниям (Письмо Минфина России от 15.12.2005 N 03-11-04/2/154). Рассмотрим, как же он может быть организован. ————————————————————————————————<*> Статья 4 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ. Организация учета Прежде всего на фирме должен быть организован раздельный учет доходов и расходов по "вмененной" и "упрощенной" деятельности. Доходы, полученные от "вмененной" деятельности, не влияют на размер "вмененного" налога. А вот сумма "упрощенного" налога напрямую зависит от того, сколько компания заработала в рамках "упрощенного" режима. Поступления, полученные на "упрощенке", участвуют в формировании налоговой базы и у тех, кто выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, и у тех, кто считает налог с разницы между доходами и расходами. Поэтому крайне важно разделить эти доходы и доказать, что те или иные поступления относят к "вмененной" деятельности. Фирмы, которые рассчитывают "упрощенный" налог с доходов, раздельно должны учитывать только заработок своих сотрудников. Это необходимо, чтобы правильно определить сумму пенсионных взносов и пособий по болезни, которая уменьшает "упрощенный" и "вмененный" налоги. Другое дело - "упрощенцы", которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами. Таким компаниям нужно раздельно учитывать все расходы. А затраты, которые нельзя отнести к одному виду деятельности, - распределять. Добавим, что Налоговый кодекс не делает никакого исключения для тех, кто платит "упрощенный" налог с доходов. Он требует от "упрощенцев", отдельные виды деятельности которых переведены на ЕНВД, раздельно учитывать доходы и расходы по "упрощенке" и "вмененке" (п. 8 ст. 346.18 НК РФ). Если толковать норму Кодекса буквально, так поступать должны все "упрощенные" фирмы, независимо от способа расчета налоговой базы. Учитывая вышеизложенное, бухгалтеру следует открыть к счетам по учету выручки и затрат отдельные субсчета. Как это сделать, покажет пример. Пример. ЗАО "Актив" занимается оптовой и розничной торговлей. Оптовая торговля облагается "упрощенным" налогом, а розничная - переведена на ЕНВД. Фирма учитывает основные средства: - на счете 01 субсчет "ЕНВД" - если они используются в розничной торговле; - на счете 01 субсчет "УСН" - если они используются в оптовой торговле; - на счете 01 субсчет "Общехозяйственные операции" - если они используются в двух видах деятельности. Товары отражают: - на счете 41 субсчет "ЕНВД" - если их продают в розницу; - на счете 41 субсчет "УСН" - если их продают оптом. Торговые издержки учитывают: - на счете 44 субсчет "ЕНВД" - издержки в розничной торговле; - на счете 44 субсчет "УСН" - издержки в оптовой торговле; - на счете 44 субсчет "Общехозяйственные операции" - издержки, которые относятся к двум видам деятельности (например, коммунальные платежи за офисное помещение). Зарплату отражают: - на счете 70 субсчет "ЕНВД" - если работники заняты в розничной торговле; - на счете 70 субсчет "УСН" - если работники заняты в оптовой торговле; - на счете 70 субсчет "Общехозяйственные операции" - если сотрудники заняты в двух видах деятельности (директор, главный бухгалтер и т.п.). Выручку учитывают: - на счете 90 субсчет "ЕНВД" - выручка от продажи товаров в розницу; - на счете 90 субсчет "УСН" - выручка от продажи товаров оптом. Как известно, бухучет ведут по методу начисления. Между тем в налоговом учете "упрощенца" все доходы и расходы определяют кассовым методом. Поэтому нужно четко отслеживать оплату доходов и расходов, которые могут быть учтены при расчете "упрощенного" налога. С.А.Соловец Аудитор Подписано в печать 13.04.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |