Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Обсуждение проблем и перспектив введения в России налога на недвижимость ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 4)



"Ваш налоговый адвокат", 2007, N 4

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ ВВЕДЕНИЯ В РОССИИ

НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ

В течение последних нескольких лет при обсуждении вопросов, связанных с налоговой системой России, наиболее интересным направлением является совершенствование имущественного налогообложения, в частности возможное введение в стране налога на недвижимость.

Идеи применения у нас этого налога были сформулированы еще в середине 1990-х годов. В июле 1997 г. был принят Федеральный закон N 110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери". И хотя с момента принятия этого Закона прошло почти 10 лет, перспективы применения у нас налога на недвижимость пока остаются неясными.

В целях лучшего понимания этого вопроса 14 марта в Совете Федерации был организован Круглый стол "Налогообложение недвижимости организаций". Исходя из заявленной темы, предполагалось в основном обсудить подготовленный в рамках законотворческой деятельности Совета Федерации специалистами Научно-исследовательского института развития налоговой системы законопроект, дополняющий Налоговый кодекс РФ главой по налогу на недвижимость организаций. Однако заинтересованные специалисты рассмотрели более широкой круг проблем налогообложения недвижимости.

Большинство выступивших на круглом столе в целом не отвергали идею введения налога на недвижимость. Тем более анализ международного опыта свидетельствует, что такой налог может стать весьма значимым источником доходов бюджетной системы, в основном региональных или муниципальных бюджетов. Этот вид налогообложения используется во многих странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и характеризуется такими достоинствами, как немобильная налоговая база, равномерное распределение по территории страны, устойчивость к циклическим колебаниям экономики по сравнению с другими налогами.

Российский опыт, базирующийся в основном на результатах работы, выполненной в соответствии с Законом N 110-ФЗ, также свидетельствует о том, что этот налог при грамотной подготовке к его введению может давать неплохие результаты.

Специалистами был обозначен целый ряд необходимых подготовительных мероприятий и вопросов, без решения которых налог на недвижимость может создать очень серьезные проблемы. В частности, были отмечены следующие аспекты, связанные с возможным использованием в нашей стране данного налога.

1. Качественное администрирование является достаточно дорогим и сложным. Для правильного исчисления налога необходимо собирать, обрабатывать и периодически актуализировать значительный объем информации. Процедуры оценки недвижимости требуют как адекватного нормативного обеспечения, так и высокой квалификации занимающихся оценкой специалистов.

Например, при проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в Великом Новгороде и Твери сроки проведения эксперимента первоначально были определены на 1997 - 1998 гг., но затем продлевались дважды. Фактически взимание налога на недвижимость в Великом Новгороде удалось начать только в 2000 г. В Твери налог на недвижимость так и не был введен, хотя серьезные подготовительные мероприятия - создание реестра объектов недвижимости, разработка модели оценки различных типов объектов недвижимости и т.д. - были проведены.

Очевидно, что недостаточно качественное администрирование этого налога, приводящее к неадекватной оценке недвижимости либо к неспособности обеспечить налоговые поступления со всех ее объектов, может привести к крайне негативным экономическим и социальным результатам, в том числе создавать условия для нечестной конкуренции.

В настоящее время Россия только приступает к решению задачи по формированию и регистрации прав на единые объекты недвижимости: начато формирование кадастра недвижимости, которое, к сожалению, пока проводится при отсутствии соответствующего федерального закона. Проект закона "О государственном кадастре недвижимости" принят Государственной Думой в первом чтении. Вопрос о регистрации прав на единый объект недвижимости сегодня законодательно вообще не урегулирован. Мероприятия по формированию государственного кадастра недвижимости и результатов государственной кадастровой оценки недвижимости, по мнению Роснедвижимости, могут быть завершены не ранее 2012 г.

2. Поскольку в условиях современной России наличие недвижимости не связано напрямую с текущим доходом и, следовательно, с фактической способностью уплачивать налог, налог на недвижимость может привести к дополнительным социальным проблемам. Например, директор НИИ развития налоговой системы профессор А.Б. Паскачев обратил внимание на серьезные вопросы даже по понятийным подходам. Непонятно, можно ли называть гражданина малоимущим, если у него небольшие текущие доходы, но при этом есть квартира в Москве. Для многих стран, использующих налог на недвижимость, характерно установление необлагаемого минимума, а также предоставление льгот различным категориям налогоплательщиков. У нас же при установлении льгот или необлагаемого минимума, например, по метрам на человека или по стоимости недвижимости необъективные подходы представляются весьма вероятными.

3. Налог на недвижимость часто является непопулярным среди налогоплательщиков, особенно населения. Переоценка недвижимости в целях налогообложения, которая должна постоянно проводиться, сопряжена с большими политическими и социальными рисками. Многочисленные жалобы граждан, связанные с правоприменительной практикой по введенной недавно новой гл. 31 "Земельный налог" НК РФ, это только подтверждают.

4. Социально-политические причины могут спровоцировать власти переложить непропорционально большую долю нагрузки налога на недвижимость на бизнес с целью облегчить положение населения, что обусловит несправедливое налогообложение. В России и других странах, проводящих масштабные преобразования, указанная проблема усугубляется недостаточным развитием рынков и, соответственно, институтов оценки такой недвижимости, как промышленные и подобные объекты.

5. В настоящее время неочевидно, к какому уровню налогообложения целесообразно отнести налог на недвижимость и в бюджеты какого уровня должен зачисляться этот налог. Более того, новые законодательные подходы к земельному налогу, налогу на имущество организаций пока не сформировали правоприменительную практику, свидетельствующую о недостатках этих налогов по сравнению с налогом на недвижимость.

В проекте Минфина России "Основные направления налоговой политики в РФ на 2008 - 2010 гг." хотя и отмечается возможность включения налога на недвижимость в систему налогов и сборов, но внимание обращено на то, что для повсеместного введения этого налога необходима объемная подготовительная работа, которая на практике может занять несколько лет. Несмотря на то что авторы проекта указывают на возможное введение налога на недвижимость (правда, только для физических лиц) с 1 января 2009 г., с учетом рассмотренных на круглом столе проблем такая перспектива представляется малореальной.

Таким образом, для введения в России налога на недвижимость необходимо как минимум:

- завершить работу, связанную с реализацией положений существующего земельного законодательства (разграничение прав собственности на землю, межевание земель, оформление прав на землю и т.д.);

- принять законодательство, связанное с кадастром недвижимости, формированием и регистрацией прав на единые объекты недвижимости;

- создать единый реестр недвижимости;

- разработать методики массовой оценки объектов недвижимого имущества и механизм обжалования (в том числе досудебного) результатов оценки;

- обеспечить взаимодействие между налоговыми органами, органами, ведущими кадастровый и технический учет недвижимого имущества, а также занимающимися государственной регистрацией прав на недвижимость и сделок с ней.

В заключение отметим, что сложившаяся в России система имущественного налогообложения часто подвергается вполне заслуженной критике. Однако, как было отмечено на проведенном круглом столе, введение налога на недвижимость без решения рассмотренных вопросов может привести лишь к созданию дополнительных проблем.

А.А.Артемьев

Доцент кафедры

"Налоги и налогообложение"

Финансовой академии

при Правительстве РФ

Л.И.Гончаренко

К. э. н.,

профессор,

завкафедрой

"Налоги и налогообложение"

Финансовой академии

при Правительстве РФ

Подписано в печать

10.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Совершенствование администрирования таможенных платежей ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 4) >
Статья: Чем иностранной организации подтвердить свое налоговое резидентство ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.