Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Кардинальных изменений в НК РФ пока не предвидится ("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2007, N 4)



"Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2007, N 4

КАРДИНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В НК РФ ПОКА НЕ ПРЕДВИДИТСЯ

По мнению многих участников рынка, Налоговый кодекс РФ в его действующей редакции, мягко говоря, далек от совершенства. Но значит ли это, что в него нужно постоянно вносить те или иные изменения, существенно перекраивая отдельные его статьи и даже целые главы? Или все-таки разумнее дать возможность какое-то время пожить участникам рынка, да и всей стране в целом, в условиях незыблемых налоговых "правил игры"?

Постоянно сталкиваясь с дилеммой: менять или не менять те или иные нормы НК РФ, парламент настойчиво ищет "золотую середину". На практике это сводится к тому, что парламентарии не спешат вносить кардинальные изменения в основные положения НК РФ и в то же время корректируют отдельные его нормы с учетом правоприменительной практики.

Как отметил в беседе с корреспондентом Издательского дома "Регламент" член Комитета Госдумы по бюджету и налогам А.В. Буренин, в ближайшие годы вряд ли что изменится в отношении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) как одного из основных источников наполнения бюджета. Более того, Минфин России уже в текущем году, похоже, намерен усилить борьбу с уклонением от уплаты этого налога.

Уходит на второй план, по мнению депутата, и вопрос о снижении ставок налогов.

В условиях возможного понижения цены нефти на мировом рынке вряд ли кто в Правительстве РФ и парламенте захочет экспериментировать с основными налогами. Хотя от решения некоторых наиболее острых налоговых проблем отмахнуться, конечно, будет все-таки трудно.

В частности, весьма проблематичным является единый социальный налог (далее - ЕСН). И, думается, не столько с позиции ставок, сколько с позиции изменения всей системы социального страхования.

Понятно, что достичь качественного прорыва в отношении пенсионной реформы, а также реформы медицинского страхования и социального обеспечения можно только путем использования страховых принципов, отвечающих российским реалиям. То есть, по словам депутата А.В. Буренина, речь идет об отказе от налогового изъятия в чистом безвозмездном виде и переходе на страховой принцип. Но внятного режима таких реформ никто пока предложить не может. Это мы видим сейчас на примере пенсионной реформы, демонстрирующей отход от тех принципов, которые были заложены еще в начале века - в 2001 г.

На взгляд А.В. Буренина, как только будет наведен порядок с реформой пенсионного обеспечения, медицинского страхования и социальной защиты, сразу же автоматически пойдет и реформа социального налога. Все будет происходить именно так, а не в обратной последовательности, поскольку социальный налог - лишь инструмент реализации соответствующих реформ. "И я думаю, что это не за горами, - сказал депутат, - складывающаяся ситуация в этой сфере, которую осложняет демографическая проблема, не позволит тянуть долго с этими реформами. Поэтому как только государство определится, что делать по этим направлениям, касающимся пенсионеров, медицины, социального страхования, сразу же встанет вопрос о коренном пересмотре социального налога. То есть эта тема действительно актуальна, действительно принципиальна и будет стоять на повестке дня в самое ближайшее время".

Заслуживают внимания вопросы налогового администрирования. Поскольку недавно были приняты достаточно серьезные изменения в первую часть НК РФ, требуется какое-то время понаблюдать за правоприменительной практикой в этом плане, чтобы оценить коррективы, внесенные в Налоговый кодекс РФ. Но уже сегодня ясно, что правоприменительная практика в определенной мере будет зависеть от того, как будут простимулированы работники налоговых и таможенных органов за счет достаточно больших средств, заложенных в бюджете 2007 г. на их премирование.

Многих интересует, как пойдет так называемая налоговая амнистия. Что касается А.В. Буренина, то он настроен весьма скептически. По его словам, Федеральным законом от 30.12.2006 N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" так и не был решен окончательно вопрос защиты информации о воспользовавшихся налоговой амнистией налогоплательщиках. Не был также решен и вопрос защиты от преследования в рамках уголовных дел по правонарушениям, которые достаточно часто сопровождают преступления, связанные с избежанием налогообложения. Поэтому, конечно, не решен ключевой вопрос - вопрос доверия между властью и гражданами. А без решения этого вопроса сомнительно, что множество людей будут раскрывать государственным органам информацию о себе, которая носит достаточно личный характер.

По вполне понятным причинам в ситуации некоторой неопределенности, связанной с конъюнктурой мирового рынка, с предстоящим анализом правоприменительной практики в сфере налогового администрирования, с перебоями в ходе реформ пенсионного и социального страхования, с плохо прогнозируемым ходом так называемой налоговой амнистии, депутаты Госдумы весьма скрупулезно рассматривают практически каждый налоговый законопроект, поступивший на их рассмотрение. И большинство таких законопроектов, рассмотренных на пленарных заседаниях палаты, например, в январе и феврале 2007 г., просто не набрали нужного числа голосов для их принятия в первом чтении.

Вот лишь несколько характерных примеров. В январе Госдума рассматривала проект федерального закона N 268274-3 "О внесении дополнения в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части включения в перечень расходов, связанных с производством и (или) реализацией, расходов атомных станций на финансирование мероприятий по социальной защите населения и развития социальной инфраструктуры территорий). В ходе рассмотрения документа с весьма убедительными аргументами в пользу его принятия выступили несколько депутатов. Но Комитет Госдумы по бюджету и налогам сослался на то, что предоставление дополнительных налоговых льгот, о которых шла речь в законопроекте, противоречит основным направлениям проводимой налоговой реформы, а также критериям, установленным гл. 25 НК РФ. Законопроект набрал всего 106 голосов, то есть в два с лишним раза меньше того, что необходимо для принятия, и был отклонен Постановлением Госдумы от 24.01.2007 N 4112-4 ГД.

Столь же печальная участь постигла и проект федерального закона N 334891-4 "О внесении изменения в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о включении при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в состав расходов, связанных с производством и (или) реализацией, величины инвестиционной составляющей, определенной законом субъекта Российской Федерации, для производства группы товаров и услуг, носящих инновационный характер). Главный аргумент оппонентов этого законопроекта - в действующем законодательстве ничего не говорится о том, что такое инвестиционная составляющая и каким образом ее величина должна направляться на увеличение производственных расходов.

При таком подходе к законодательным инициативам, судя по всему, из четырех десятков законопроектов налогового характера, включенных в программу весенней сессии, лишь немногим удастся преодолеть барьер первого и второго чтения и обрести статус закона.

Одним из таких "немногих" стал проект федерального закона N 319692-4 "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". В соответствии с этим законопроектом освобождаются от налога на доходы физических лиц "суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством Российской Федерации".

Судя по всему, очень хорошие шансы на успешное прохождение дистанции парламентского законотворческого марафона и у подготовленного Правительством РФ проекта федерального закона N 391230-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности".

Заметим, что Налоговый кодекс РФ содержит нормы, касающиеся регулирования налогообложения инновационной деятельности в Российской Федерации. В частности, этими нормами предусмотрено следующее:

- не подлежат обложению НДС операции по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;

- не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходы в виде средств, полученных в рамках целевого финансирования из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;

- при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг). При этом расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", признаются для целей налогообложения прибыли организаций в пределах 0,5% доходов (валовой выручки) налогоплательщика.

В целях стимулирования инновационной деятельности проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в главы "Налог на добавленную стоимость", "Налог на прибыль организаций" и "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.

По НДС предлагается предоставление льготы в виде освобождения от обложения налогом услуг, за исключением посреднических, по передаче, предоставлению патентов и лицензий, связанных с объектами интеллектуальной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания). Кроме того, определяется перечень освобождаемых от налогообложения выполняемых организациями научно-технических и опытно-конструкторских работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг).

Проектом федерального закона расширяется перечень научных фондов, полученные из которых в рамках целевого финансирования средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Правительство РФ наделяется полномочиями по определению такого перечня фондов.

Плательщикам налога на прибыль организаций предоставляется право в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2.

Для увеличения объемов Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", и создаваемых для содействия инициативным проектам научных исследований, предельный размер отчислений на формирование таких фондов повышается с 0,5 до 1,5% доходов налогоплательщика.

Проектом федерального закона предусматривается включить в перечень расходов, которые уменьшают полученные доходы налогоплательщика при применении упрощенной системы налогообложения, расходы на патентование и расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.

Естественно, внесение в НК РФ коррективов такого рода не проходит бесследно для бюджета. Согласно экспертным расчетам выпадающие доходы бюджетной системы Российской Федерации от реализации положений законопроекта в условиях 2007 г. могут составить 2812,76 млн руб., в том числе за счет:

- освобождения от обложения НДС операций по реализации патентов и лицензий, связанных с объектами интеллектуальной собственности, - 220,5 млн руб.;

- применения налогоплательщиками коэффициента ускоренной амортизации имущества, используемого для осуществления научно-технической деятельности, - 1212,16 млн руб.;

- увеличения норматива расходов в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и других фондов - 1127,3 млн руб.;

- расширения перечня затрат, на которые налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, уменьшает полученные доходы, - 252,8 млн руб.

Однако в Правительстве РФ полагают, что положительный эффект от стимулирования инновационной деятельности, который может быть достигнут в результате принятия законопроекта N 391230-4, существенно превысит соответствующие потери бюджета. И такая позиция исполнительной власти не может не обнадеживать. Тем более что в самом ближайшем будущем, по информации ряда депутатов, парламенту будут предложены и другие законопроекты налогового характера, направленные на масштабное стимулирование инновационной деятельности в нашей стране.

И.Е.Смирнов

Издательский дом "Регламент"

Подписано в печать

09.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Банк просит разъяснить порядок заполнения графы "Счет получателя" в платежном требовании на взыскание комиссий, облагаемых НДС. Взимание комиссии отражается следующими проводками: Дт 40702 Кт 70107 Кт 60309. Допустимо ли в платежном требовании в поле, предназначенном для проставления номера счета по кредиту, указывать два счета и разбивку суммы требования по этим счетам? ("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2007, N 4) >
Статья: Новое Положение Банка России от 26.03.2007 N 302-П ("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.