|
|
Статья: Аутсорсинг как форма опосредованного инвестирования сельскохозяйственных предприятий на муниципальном уровне ("Управление персоналом", 2007, N 8)
"Управление персоналом", 2007, N 8
АУТСОРСИНГ КАК ФОРМА ОПОСРЕДОВАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
С развитием рыночных отношений сельскохозяйственным предприятиям необходимо постоянно искать новые каналы реализации своей продукции и приобретения относительно дешевых материалов. Как правило, в небольших хозяйствах данная функция ложится на руководителей, которые постоянно перегружены производственной работой. Действующие в более крупных предприятиях отделы снабжения и сбыта в силу ограниченности возможностей исследуют в основном только местный рынок. Более того, существующая информационная разобщенность сельскохозяйственных предприятий приводит к дублированию собранных данных. Каждое хозяйство несет издержки, связанные с изучением практически одних и тех же рынков. Разобщенность предприятий является также одной из причин высокой стоимости приобретаемых материалов, необходимых для сельскохозяйственного производства, что приводит к удорожанию производимой продукции. В связи с этим автором предлагается как вариант активное использование аутсорсинга, то есть целенаправленного выделения хозяйствами района функций, не являющихся основными, и делегирование их реализации стороннему исполнителю - аутсорсеру (органам местного самоуправления). Аутсорсинг (outsourcing: out в переводе с англ. - "вне", source - "источник") широко применяется в крупных производственных корпорациях как зарубежных стран, так и России. На принципы аутсорсинга в 1998 г. перешло старейшее отечественное мясоперерабатывающее предприятие - ЗАО "Микояновский мясокомбинат". Данное общество переложило на акционерную корпорацию "Эксима" поиск рынков сбыта продукции, подбор кадров и при тесном сотрудничестве с Московским государственным университетом прикладной биотехнологии (МГУПБ) осуществление разработки и внедрения современных технологий [1, с. 34]. На современном этапе аутсорсинг находит широкое применение в области как государственного, так и муниципального управления. Д.Е. Амелин указывает на необходимость передачи ряда муниципальных функций частному сектору [2]. Н.А. Игнатюк рассматривает аутсорсинг как вариант "сорегулирования бизнеса и власти" [3, с. 15]. Безусловно, сельскохозяйственное предприятие может создать собственный маркетинговый отдел (или подобную службу) и пытаться самостоятельно продвигать произведенную продукцию на рынки, а также находить относительно дешевые материалы и оборудование, то есть быть организацией инсорсингового типа.
Примерные издержки предприятия на создание и функционирование маркетинговой службы в течение одного года выглядят следующим образом (расчеты произведены на основании затрат маркетинговых отделов сельскохозяйственных предприятий Ярославской и других областей): - заработная плата (4 - 5 человек): 310 - 390 тыс. руб.; - отчисления от фонда заработной платы (26%): 80 - 100 тыс. руб.; - затраты на приобретение оборудования для каждого сотрудника: 80 - 100 тыс. руб.; - затраты на подключение и пользование Интернетом: 40 - 60 тыс. руб.; - расходы на вознаграждение привлеченных специалистов: 30 - 100 тыс. руб.; - затраты на переговоры, заключение сделок и т.д.: 20 - 30 тыс. руб. Следовательно, если сельскохозяйственное предприятие примет решение о создании собственного маркетингового отдела, то его ежегодные затраты в среднем составят 560 - 780 тыс. руб. В табл. 1 рассмотрены положительные и отрицательные стороны деятельности маркетингового отдела (или подобной службы) предприятия и аутсорсера (муниципальной службы).
Таблица 1. Сравнительный анализ деятельности маркетингового отдела предприятия и органа местного самоуправления (аутсорсера)
———————————————————————————————————T—————————————————————————————¬
|Маркетинговый отдел предприятия |Орган местного самоуправления|
|(или аналогичная служба) |(аутсорсер) |
+——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
|Положительные стороны |
+——————————————————————————————————T—————————————————————————————+
|Максимально владеет информацией о |Работа со многими |
|деятельности предприятия для |предприятиями дает большой |
|реализации поставленных целей |опыт |
+——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
|Возможность быстрого реагирования |Независимое суждение, мнение,|
|на возникающие проблемы |подход |
+——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
|Заинтересованность в соблюдении |Аккумулирование инновационных|
|конфиденциальности |технологий, профессионализм, |
| |эффект "пчелы" |
+——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
|Отрицательные стороны |
+——————————————————————————————————T—————————————————————————————+
|Минимальный опыт деятельности на |Необходимость в |
|рынках |инвестировании |
+——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
|"Затертый" взгляд изнутри |— |
+——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
|Часто не имеет профессиональных |— |
|ресурсов для реализации идей | |
+——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
|Затраты на содержание отдела, |— |
|которые не всегда оправдывают себя| |
+——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
|Находясь внутри компании, отдел |— |
|зачастую скатывается на "тушение | |
|пожаров" и "затыкание дыр" | |
L——————————————————————————————————+——————————————————————————————
Из приведенных в таблице материалов следует, что аутсорсинг в плане передачи аутсорсеру не свойственных сельскохозяйственным предприятиям функций является наиболее выгодным, чем содержание собственных служб. Алгоритм процесса аутсорсинга имеет следующий вид (рисунок).
Алгоритм процесса аутсорсинга сельскохозяйственных предприятий
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬
| Сельскохозяйственные предприятия и администрация муниципального|
| района заключают договор аутсорсинга |
L———————————T—————————————————————————————————————————T———————————
¦ \¦/
¦ -----------------------------------+----------¬
¦ ¦ Сельскохозяйственные предприятия выставляют ¦
¦ ¦заявку на приобретение необходимых материалов¦
¦ ¦ (семена, ГСМ, удобрения и т.д.) ¦
¦ L----------------------------------T---------
————
\¦/ \¦/
————————————+—————————————————————————————————————————+——————————¬
| Органы местного самоуправления изучают рынок спроса |
| на сельскохозяйственную продукцию и предложения необходимых |
| материалов |
L———————————T—————————————————————————————————————————T———————————
\¦/ \¦/
————————————+——————————¬ ————————————+——————————¬
| Находят организации, | | Находят организации, |
| желающие приобрести | | поставляющие крупные |
| крупные партии | | партии необходимых |
| сельскохозяйственной | | материалов |
| продукции | | |
L———————————T——————————— L———————————T———————————
\¦/ \¦/
————————————+—————————————————————————————————————————+——————————¬
| Предлагаемые заказчиком/поставщиком условия (цена, необходимый |
| объем продукции, сроки поставки и т.д.) обсуждаются |
| с руководителями хозяйств |
L———————————T—————————————————————————————————————————T———————————
\¦/ \¦/
————————————+—————————————————————————————————————————+——————————¬
| Сельскохозяйственные предприятия и администрация муниципального|
| района заключают договоры поручения на поставку/приобретение |
| определенного объема продукции |
L———————————T—————————————————————————————————————————T———————————
\¦/ \¦/
————————————+—————————————————————————————————————————+——————————¬
| Администрация муниципального района заключает договор |
| купли—продажи с заказчиком/поставщиком, выступая при этом |
| гарантом выполнения условий |
L———————————T—————————————————————————————————————————T———————————
\¦/ \¦/
————————————+——————————¬ ————————————+——————————¬
| Хозяйства отгружают | | Хозяйства получают |
| произведенную | |поставленные материалы|
| сельскохозяйственную | | и оборудование |
| продукцию заказчику | | |
L——————————————————————— L———————————————————————
Рисунок
Ключевым моментом в данном алгоритме является система договоров, заключаемая органами местного самоуправления сначала с сельскохозяйственными предприятиями, затем с заказчиком или поставщиком (табл. 2).
Таблица 2. Договоры, применяемые в процессе реализации аутсорсинга сельскохозяйственных предприятий
———————————————————T—————————————————————————————————————————————¬
|Последовательность|Стороны, между которыми заключается договор |
|заключения/ | |
|наименование | |
|договора | |
+——————————————————+—————————————————————————————————————————————+
|1. Договор |Заказчик — сельскохозяйственное предприятие |
|аутсорсинга |Исполнитель — администрация муниципального |
| |образования |
+——————————————————+—————————————————————————————————————————————+
|2. Договор |Доверитель — сельскохозяйственное предприятие|
|поручения |Поверенный — администрация муниципального |
| |образования |
+——————————————————+—————————————————————————————————————————————+
|3. Договор |Гарант — администрация муниципального |
|гарантии |образования |
| |Кредитор — поставщик/заказчик |
+——————————————————+—————————————————————————————————————————————+
|4. Договор купли— |Вариант 1: Продавец — поставщик |
|продажи |Покупатель — администрация муниципального |
| |образования, действующая на основании |
| |договора поручения |
| |Вариант 2: Продавец — администрация |
| |муниципального образования, действующая на |
| |основании договора поручения |
| |Покупатель — заказчик |
L——————————————————+——————————————————————————————————————————————
Необходимым требованием в договоре купли-продажи, по нашему мнению, является обязательное перечисление платежей на счета самих хозяйств. Что сократит процесс поступления оплаты и уменьшит вероятность использования денежных средств различными структурами не по назначению.
Аналогичным образом должен происходить процесс оплаты приобретенных у поставщиков материалов. Сельскохозяйственные предприятия самостоятельно перечисляют денежные средства на счета поставщика.
Осуществить данные требования возможно при условии закрепления их в договорах.
Таким образом, применение аутсорсинга есть форма скрытого (опосредованного) инвестирования в развитие сельскохозяйственного производства. С внедрением аутсорсинга органы местного самоуправления снимают с предприятия издержки, связанные с продвижением продукции и нахождением относительно недорогих материалов и оборудования. Проведенные российскими и зарубежными учеными исследования доказывают, что на аутсорсинге предприятие экономит от 15% до 25% затрат.
Реализация аутсорсинга сельскохозяйственных предприятий на муниципальном уровне будет способствовать осуществлению выхода сельскохозяйственных предприятий на новые рынки, обеспечению своевременности оплаты и постоянной загруженности производства при работе с крупными фирмами, а также налаживанию тесных связей с крупными предприятиями, основанных на выступлении администрации муниципального района гарантом при заключении договоров.
Резюме.
В статье исследуются проблемы выхода сельскохозяйственных предприятий на новые рынки, а также затраты, связанные с данной деятельностью. Предлагается в качестве варианта возможных решений данных проблем применение аутсорсинга на муниципальном уровне.
Литература
1. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление. М.: "Омега - Л", 2004. 472 с.
2. Амелин Д.Е. Аутсорсинг муниципальных функций [Электронный ресурс]. http://www.vscc.ac.ru/.
3. Игнатюк Н. Государство - частное партнерство в России // Право и экономика. 2006. N 8.
А.Суховская
Подписано в печать
05.04.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |