|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Аутсорсинг как форма опосредованного инвестирования сельскохозяйственных предприятий на муниципальном уровне ("Управление персоналом", 2007, N 8)
"Управление персоналом", 2007, N 8
АУТСОРСИНГ КАК ФОРМА ОПОСРЕДОВАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
С развитием рыночных отношений сельскохозяйственным предприятиям необходимо постоянно искать новые каналы реализации своей продукции и приобретения относительно дешевых материалов. Как правило, в небольших хозяйствах данная функция ложится на руководителей, которые постоянно перегружены производственной работой. Действующие в более крупных предприятиях отделы снабжения и сбыта в силу ограниченности возможностей исследуют в основном только местный рынок. Более того, существующая информационная разобщенность сельскохозяйственных предприятий приводит к дублированию собранных данных. Каждое хозяйство несет издержки, связанные с изучением практически одних и тех же рынков. Разобщенность предприятий является также одной из причин высокой стоимости приобретаемых материалов, необходимых для сельскохозяйственного производства, что приводит к удорожанию производимой продукции. В связи с этим автором предлагается как вариант активное использование аутсорсинга, то есть целенаправленного выделения хозяйствами района функций, не являющихся основными, и делегирование их реализации стороннему исполнителю - аутсорсеру (органам местного самоуправления). Аутсорсинг (outsourcing: out в переводе с англ. - "вне", source - "источник") широко применяется в крупных производственных корпорациях как зарубежных стран, так и России. На принципы аутсорсинга в 1998 г. перешло старейшее отечественное мясоперерабатывающее предприятие - ЗАО "Микояновский мясокомбинат". Данное общество переложило на акционерную корпорацию "Эксима" поиск рынков сбыта продукции, подбор кадров и при тесном сотрудничестве с Московским государственным университетом прикладной биотехнологии (МГУПБ) осуществление разработки и внедрения современных технологий [1, с. 34]. На современном этапе аутсорсинг находит широкое применение в области как государственного, так и муниципального управления. Д.Е. Амелин указывает на необходимость передачи ряда муниципальных функций частному сектору [2]. Н.А. Игнатюк рассматривает аутсорсинг как вариант "сорегулирования бизнеса и власти" [3, с. 15]. Безусловно, сельскохозяйственное предприятие может создать собственный маркетинговый отдел (или подобную службу) и пытаться самостоятельно продвигать произведенную продукцию на рынки, а также находить относительно дешевые материалы и оборудование, то есть быть организацией инсорсингового типа.
Примерные издержки предприятия на создание и функционирование маркетинговой службы в течение одного года выглядят следующим образом (расчеты произведены на основании затрат маркетинговых отделов сельскохозяйственных предприятий Ярославской и других областей): - заработная плата (4 - 5 человек): 310 - 390 тыс. руб.; - отчисления от фонда заработной платы (26%): 80 - 100 тыс. руб.; - затраты на приобретение оборудования для каждого сотрудника: 80 - 100 тыс. руб.; - затраты на подключение и пользование Интернетом: 40 - 60 тыс. руб.; - расходы на вознаграждение привлеченных специалистов: 30 - 100 тыс. руб.; - затраты на переговоры, заключение сделок и т.д.: 20 - 30 тыс. руб. Следовательно, если сельскохозяйственное предприятие примет решение о создании собственного маркетингового отдела, то его ежегодные затраты в среднем составят 560 - 780 тыс. руб. В табл. 1 рассмотрены положительные и отрицательные стороны деятельности маркетингового отдела (или подобной службы) предприятия и аутсорсера (муниципальной службы).
Таблица 1. Сравнительный анализ деятельности маркетингового отдела предприятия и органа местного самоуправления (аутсорсера)
———————————————————————————————————T—————————————————————————————¬ |Маркетинговый отдел предприятия |Орган местного самоуправления| |(или аналогичная служба) |(аутсорсер) | +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+ |Положительные стороны | +——————————————————————————————————T—————————————————————————————+ |Максимально владеет информацией о |Работа со многими | |деятельности предприятия для |предприятиями дает большой | |реализации поставленных целей |опыт | +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+ |Возможность быстрого реагирования |Независимое суждение, мнение,| |на возникающие проблемы |подход | +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+ |Заинтересованность в соблюдении |Аккумулирование инновационных| |конфиденциальности |технологий, профессионализм, | | |эффект "пчелы" | +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+ |Отрицательные стороны | +——————————————————————————————————T—————————————————————————————+ |Минимальный опыт деятельности на |Необходимость в | |рынках |инвестировании | +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+ |"Затертый" взгляд изнутри |— | +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+ |Часто не имеет профессиональных |— | |ресурсов для реализации идей | | +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+ |Затраты на содержание отдела, |— | |которые не всегда оправдывают себя| | +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+ |Находясь внутри компании, отдел |— | |зачастую скатывается на "тушение | | |пожаров" и "затыкание дыр" | | L——————————————————————————————————+—————————————————————————————— Из приведенных в таблице материалов следует, что аутсорсинг в плане передачи аутсорсеру не свойственных сельскохозяйственным предприятиям функций является наиболее выгодным, чем содержание собственных служб. Алгоритм процесса аутсорсинга имеет следующий вид (рисунок).
Алгоритм процесса аутсорсинга сельскохозяйственных предприятий
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Сельскохозяйственные предприятия и администрация муниципального| | района заключают договор аутсорсинга | L———————————T—————————————————————————————————————————T———————————¦ \¦/ ¦ -----------------------------------+----------¬ ¦ ¦ Сельскохозяйственные предприятия выставляют ¦ ¦ ¦заявку на приобретение необходимых материалов¦ ¦ ¦ (семена, ГСМ, удобрения и т.д.) ¦ ¦ L----------------------------------T--------- ———— \¦/ \¦/ ————————————+—————————————————————————————————————————+——————————¬ | Органы местного самоуправления изучают рынок спроса | | на сельскохозяйственную продукцию и предложения необходимых | | материалов | L———————————T—————————————————————————————————————————T———————————\¦/ \¦/ ————————————+——————————¬ ————————————+——————————¬ | Находят организации, | | Находят организации, | | желающие приобрести | | поставляющие крупные | | крупные партии | | партии необходимых | | сельскохозяйственной | | материалов | | продукции | | | L———————————T——————————— L———————————T———————————\¦/ \¦/ ————————————+—————————————————————————————————————————+——————————¬ | Предлагаемые заказчиком/поставщиком условия (цена, необходимый | | объем продукции, сроки поставки и т.д.) обсуждаются | | с руководителями хозяйств | L———————————T—————————————————————————————————————————T———————————\¦/ \¦/ ————————————+—————————————————————————————————————————+——————————¬ | Сельскохозяйственные предприятия и администрация муниципального| | района заключают договоры поручения на поставку/приобретение | | определенного объема продукции | L———————————T—————————————————————————————————————————T———————————\¦/ \¦/ ————————————+—————————————————————————————————————————+——————————¬ | Администрация муниципального района заключает договор | | купли—продажи с заказчиком/поставщиком, выступая при этом | | гарантом выполнения условий | L———————————T—————————————————————————————————————————T———————————\¦/ \¦/ ————————————+——————————¬ ————————————+——————————¬ | Хозяйства отгружают | | Хозяйства получают | | произведенную | |поставленные материалы| | сельскохозяйственную | | и оборудование | | продукцию заказчику | | | L——————————————————————— L——————————————————————— Рисунок
Ключевым моментом в данном алгоритме является система договоров, заключаемая органами местного самоуправления сначала с сельскохозяйственными предприятиями, затем с заказчиком или поставщиком (табл. 2).
Таблица 2. Договоры, применяемые в процессе реализации аутсорсинга сельскохозяйственных предприятий
———————————————————T—————————————————————————————————————————————¬ |Последовательность|Стороны, между которыми заключается договор | |заключения/ | | |наименование | | |договора | | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |1. Договор |Заказчик — сельскохозяйственное предприятие | |аутсорсинга |Исполнитель — администрация муниципального | | |образования | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |2. Договор |Доверитель — сельскохозяйственное предприятие| |поручения |Поверенный — администрация муниципального | | |образования | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |3. Договор |Гарант — администрация муниципального | |гарантии |образования | | |Кредитор — поставщик/заказчик | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |4. Договор купли— |Вариант 1: Продавец — поставщик | |продажи |Покупатель — администрация муниципального | | |образования, действующая на основании | | |договора поручения | | |Вариант 2: Продавец — администрация | | |муниципального образования, действующая на | | |основании договора поручения | | |Покупатель — заказчик | L——————————————————+——————————————————————————————————————————————Необходимым требованием в договоре купли-продажи, по нашему мнению, является обязательное перечисление платежей на счета самих хозяйств. Что сократит процесс поступления оплаты и уменьшит вероятность использования денежных средств различными структурами не по назначению. Аналогичным образом должен происходить процесс оплаты приобретенных у поставщиков материалов. Сельскохозяйственные предприятия самостоятельно перечисляют денежные средства на счета поставщика. Осуществить данные требования возможно при условии закрепления их в договорах. Таким образом, применение аутсорсинга есть форма скрытого (опосредованного) инвестирования в развитие сельскохозяйственного производства. С внедрением аутсорсинга органы местного самоуправления снимают с предприятия издержки, связанные с продвижением продукции и нахождением относительно недорогих материалов и оборудования. Проведенные российскими и зарубежными учеными исследования доказывают, что на аутсорсинге предприятие экономит от 15% до 25% затрат. Реализация аутсорсинга сельскохозяйственных предприятий на муниципальном уровне будет способствовать осуществлению выхода сельскохозяйственных предприятий на новые рынки, обеспечению своевременности оплаты и постоянной загруженности производства при работе с крупными фирмами, а также налаживанию тесных связей с крупными предприятиями, основанных на выступлении администрации муниципального района гарантом при заключении договоров. Резюме. В статье исследуются проблемы выхода сельскохозяйственных предприятий на новые рынки, а также затраты, связанные с данной деятельностью. Предлагается в качестве варианта возможных решений данных проблем применение аутсорсинга на муниципальном уровне. Литература 1. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление. М.: "Омега - Л", 2004. 472 с. 2. Амелин Д.Е. Аутсорсинг муниципальных функций [Электронный ресурс]. http://www.vscc.ac.ru/. 3. Игнатюк Н. Государство - частное партнерство в России // Право и экономика. 2006. N 8. А.Суховская Подписано в печать 05.04.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |