Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Внедрение системы дистанционного обучения персонала: советы, рожденные практикой ("Управление персоналом", 2007, N 8)



"Управление персоналом", 2007, N 8

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА:

СОВЕТЫ, РОЖДЕННЫЕ ПРАКТИКОЙ

В настоящее время многие крупные организации пришли к выводу о необходимости внедрения систем дистанционного обучения персонала (СДО). В числе преимуществ - снижение затрат на обучение одного сотрудника, исключение проблем, связанных с отрывом от производства, легкость организации непрерывного обучения, быстрая передача корпоративной культуры, а также возможность соблюдения единого образовательного стандарта вне зависимости от территориальной распределенности организации.

Почему в ряде случаев внедрение СДО "буксует"? Как показала практика, первое место здесь принадлежит "человеческому фактору". Менеджерам, заинтересованным во внедрении, не всегда удается привлечь на свою сторону сотрудников компании - будущих "студентов виртуального университета" (не все даже задумываются о необходимости предварительной работы с людьми). В результате - пассивное ("Попробую, если будет время, но...") и активное ("Или я с моей работой, или СДО!") сопротивление части коллектива. С другой стороны, HR-подразделение, заинтересованное во внедрении СДО, не всегда может найти понимание со стороны других подразделений и руководства компании. Преодолеть негативную позицию бывает сложно, но сдаваться не нужно. К положительному результату приведет тщательное разъяснение не только финансовых преимуществ, но и функциональных возможностей СДО. Положительно воспринята будет и информация о том, что в компании планируется смешанное обучение, сочетающее дистанционные занятия с очными тренингами.

Вторая причина неудач - неверный подход к внедрению СДО. Менеджеры компании, отвечающие за внедрение, формируют развернутые требования к функционалу и платформе СДО (например, в виде технического задания), не учитывая существующие на рынке системы. Требования утверждаются руководством и приобретают силу "закона". И только после этого начинается тщательное исследование рынка. Выясняется, что требованиям не соответствует до конца ни одна из существующих СДО, но поставленные задачи они все же могут решать, правда, с помощью других функциональных средств. Однако менеджеры не могут отступить с утвержденных позиций - ведь это свидетельствовало бы об ошибочности принятых решений. Проходит мучительная и долгая процедура все нового и нового поиска. В итоге найденное решение все равно приходится серьезно адаптировать, затрачивая большие средства. Далее ожидание выделения этих средств, затем серьезные временные затраты на доработку. И все только ради соответствия утвержденным требованиям. Самое печальное, что после появления опыта реального обучения своих сотрудников эти требования нередко оказываются ошибочными. Вывод: вначале необходимо тщательное исследование рынка, анализ существующих программных решений, и лишь затем утверждение требований к СДО своей компании!

Каковы же основные факторы успеха при внедрении системы дистанционного обучения?

- Команда с лидером - идеологом внедрения СДО. И это не обязательно HR-директор. Если вы нашли такого человека, знайте, внедрение непременно будет успешным! Выполнение остальных условий тогда просто будет способствовать закреплению и возрастанию этого успеха.

Лидер знает, зачем все это нужно, какие выгоды принесет его компании, он изучает опыт других организаций, следит за развитием методики и программных средств ДО, ходит на конференции, семинары и специализированные выставки. Он стремится создать среду общения, где менеджеры по обучению из разных компаний смогут обмениваться опытом, в чем-то помогать друг другу. И готов убеждать начальство, коллег и сотрудников в необходимости дистанционного обучения. Удивляет, сколь краткий срок ему требуется на внедрение СДО в полномасштабном объеме.

Но старайтесь не потерять такого человека. Далеко не единичны случаи, когда лидер уходит, часто забирая с собой в новую организацию всю команду. И тогда дистанционное обучение, оставшись без "хозяина", оказывается в состоянии глубокого застоя либо вообще замирает на долгое время, а затраченные средства и усилия можно отнести к разряду безвозвратных потерь.

- Заинтересованность и понимание со стороны высшего руководства. Если его нет, то при попытке внедрить СДО вам просто не на кого будет опереться, а на пути встретится такое количество преград, что преодолеть их будет крайне сложно (если вообще возможно). HR-подразделение крупного банка решило внедрить СДО, потратило существенное время на подготовку, выбрало программное решение и определило для себя методику. Однако работа с руководством не была проведена в полном объеме. В результате финансовый директор отказался завизировать договор на приобретение СДО без объяснения причин. Единственный ответ: "Сейчас не время этим заниматься".

Не забывайте, что полномасштабное внедрение дистанционного обучения относится к числу стратегических решений компании!

- Мотивация сотрудников. Если вы заинтересованы не в самом процессе ДО, а в его результате, если ваша цель - повышение эффективности обучения, то с вопросом мотивации разных групп сотрудников, задействованных в ДО, надо работать постоянно, в том числе и на основании обратной связи по итогам обучения. Для сотрудников корпоративные заказчики допускают разные методы мотивации, в том числе материальные ("кнут" - лишение регулярной премиальной части компенсации или, наоборот, "пряник"); возможность карьерного роста ("золотой кадровый резерв"); получение сертификатов о повышении квалификации; выделение на обучение части рабочего времени; предоставление возможности стать наставником. Существуют также методы мотивации внутренних преподавателей (состоящих в штате компании) и менеджеров по обучению.

Дружеское взаимодействие HR, УЦ и ИТ (в некоторых компаниях учебный центр - выделенная структура, не входящая в HR-подразделение). "Эйчэры, подружитесь с айтишниками!" - эти слова могли бы быть написаны на кумачовом лозунге.

Практика общения с нашими заказчиками показала мне достаточно ясно, что внедрение СДО для ИТ-подразделения обычно оборачивается дополнительной нагрузкой без расширения штата или увеличения вознаграждения. Увы, при внедрении СДО этот департамент часто не проявляет особой заинтересованности, и с ним необходима специальная работа. Помните, что менеджеру по обучению специалисты-информационщики никак не подчиняются. Вы можете не поверить, но нередки ситуации, когда ИТ- и HR-подразделения, не в силах нормально взаимодействовать, общаются при внедрении через посредника - производителя системы дистанционного обучения!

"Ступай к пруду, Крошка енот, но не бери с собой палку, а улыбнись!" - говорила мама сыну в известном мультфильме. Покажите коллегам из департамента информационных технологий, что вы понимаете их проблемы, обозначьте, что готовы поддержать их, если они попросят чуть-чуть расширить штат и увеличить бюджет подразделения в связи с вводом в строй нового объемного программного комплекса. И обязательно объясните, какое значение СДО имеет не только для вашего подразделения, но и для компании в целом. Например, предложите с помощью СДО организовать обучение всей массы сотрудников по работе с программным обеспечением - от офисных программ до обширных информационных систем, в том числе и разработанных силами ИТ-специалистов вашей компании. Поверьте, это снимет с них часть постоянной "головной боли", и они будут вам благодарны!

- Разумные график и процедура внедрения, поэтапность. Практика показала, что даже крупный корпоративный заказчик, такой как банк или нефтяная компания, при продуманном поэтапном внедрении к концу первого года вводит в строй систему в полном объеме и полном охвате, получает первые серьезные результаты, наполняет систему десятками учебных курсов. Однако первые несколько месяцев идет опытное обучение, когда количество слушателей и учебных курсов ограничено, а учебные достижения сотрудников не слишком важны. Таким образом нарабатывается необходимый опыт, позволяющий и персоналу "виртуального университета", и его слушателям войти в непривычную поначалу среду, получить первую обратную связь, скорректировать методики, подходы к подготовке учебных материалов и т.д. После этого уже можно с уверенностью переходить к этапу массового обучения.

- Документированный и утвержденный порядок дистанционного обучения. Это касается не только сотрудников, проходящих дистанционные курсы, но и персонала "виртуального университета", зоны ответственности и полномочия которого строго разграничиваются (разработка регламента и опытное обучение в течение нескольких месяцев могут идти параллельно, что снижает общий срок внедрения).

По большому счету к моменту выхода на полномасштабное ДО в утвержденном регламенте нуждается целый набор процедур - начиная от зачисления на обучение и уведомления об этом сотрудников и заканчивая выдачей итоговых сертификатов. Как результаты обучения будут влиять на материальное вознаграждение сотрудника, каким образом система используется при аттестации персонала, что будет способствовать включению слушателя в "золотой кадровый резерв" - эти и многие другие вопросы нуждаются в тщательной проработке. Отдельное направление - порядок связи системы обучения и системы оценки в единую среду развития персонала.

- И, наконец, немаловажное значение для успешного внедрения ДО имеет правильный выбор программной оболочки - системы дистанционного обучения, отвечающей стратегии развития вашей компании.

Г.Саатчян

Подписано в печать

05.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: От учета кадров - к управлению персоналом ("Управление персоналом", 2007, N 8) >
Статья: Управление проектом по внедрению корпоративной системы дистанционного обучения ("Управление персоналом", 2007, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.