Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...Учреждение здравоохранения на праве постоянного пользования владеет земельным участком. На основании решения городского Совета депутатов учреждения здравоохранения в отношении участков, предоставленных для обеспечения деятельности, освобождены от обложения земельным налогом. Каков порядок расчета налога: если участок не имеет кадастрового номера; если учреждение является арендатором? ("Налоговый вестник", 2007, N 5)



"Налоговый вестник", 2007, N 5

Вопрос: Учреждение здравоохранения на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком. На основании решения городского Совета депутатов учреждения здравоохранения, финансируемые за счет средств местного бюджета, в отношении земельных участков, предоставленных для обеспечения их деятельности, освобождаются от обложения земельным налогом. Для подтверждения права на эту льготу налоговые органы запрашивают сведения о целевом использовании земельных участков.

Каков порядок расчета земельного налога:

- если земельный участок не имеет кадастрового номера, кадастровой стоимости;

- если учреждение здравоохранения является арендатором земельного участка;

- если в договоре на аренду не прописан пункт об уплате земельного налога?

Ответ: Объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.

Под земельным участком как объектом обложения земельным налогом понимается часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Согласно ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) собственностью юридических лиц являются земельные участки, приобретенные этими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. В то же время право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

Вышеуказанные права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). При этом датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В то же время права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о существующих правах на земельные участки, налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков.

К таким документам относятся:

- Свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

- Свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";

- Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";

- Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";

- акты о предоставлении земельных участков, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Таким образом, основанием для признания учреждения здравоохранения плательщиком земельного налога являются документы, удостоверяющие право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления о предоставлении данному учреждению земельных участков.

В соответствии со ст. 395 НК РФ учреждениям здравоохранения льгота по земельному налогу не предоставляется.

В то же время из ситуации следует, что на основании решения городского Совета депутатов учреждения здравоохранения, финансируемые за счет средств областного и местного бюджетов, освобождаются от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных для обеспечения их деятельности.

Поэтому учреждение здравоохранения, находящееся на территории рассматриваемого муниципального образования, будет иметь льготу по земельному налогу, если оно финансируется за счет средств областного и местного бюджетов.

Что касается порядка расчета земельного налога, если земельный участок не имеет кадастрового номера, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.

Согласно ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

В соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.

При этом Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" определено, что государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

В соответствии с п. 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 N 660, кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке (в том числе кадастровый номер земельного участка) предоставляются в виде выписок по месту учета данного земельного участка правообладателю земельного участка или уполномоченным правообладателем лицам.

Правообладатели земельных участков обращаются в обязательном порядке в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для получения информации о земельном участке, в том числе о его кадастровом номере.

Поэтому налогоплательщик, получив кадастровый номер своего земельного участка, обязан при заполнении отчетности указать по коду строки 010 разд. 2 налоговой декларации по земельному налогу, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 23.09.2005 N 124н, кадастровый номер земельного участка.

В отношении вопроса о порядке расчета земельного налога, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.

Законодательством не урегулирован вопрос уплаты земельного налога в случае, если кадастровая стоимость земельного участка не утверждена.

Если результаты кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 1 января календарного года не утверждены до 1 марта этого года, то по таким земельным участкам авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до утверждения вышеназванных результатов.

В отношении таких земельных участков налогоплательщик, в том числе учреждение здравоохранения, представляет по истечении налогового (отчетного) периода "нулевую" налоговую декларацию ("нулевой" налоговый расчет по авансовым платежам).

После утверждения кадастровой оценки по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период. Если кадастровая стоимость доведена до окончания сроков уплаты авансовых платежей за III квартал календарного года, то представляются и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам за I и II кварталы календарного года с уплатой сумм авансовых платежей.

Что касается порядка расчета земельного налога в случае, если арендные отношения оформлены, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.

Согласно п. 2 ст. 388 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Поэтому если муниципальное учреждение здравоохранения является арендатором земельного участка, то оно уплачивает не земельный налог в соответствии с гл. 31 НК РФ, а арендную плату согласно договору об аренде земельного участка.

Если учреждение здравоохранения сдает в аренду имущество (здание) по договору аренды, оставаясь при этом собственником (пользователем) земельного участка под вышеуказанным зданием, то оно должно уплачивать земельный налог за земельный участок под зданием, даже если в договоре на аренду не прописан пункт об уплате земельного налога.

Если договор на аренду имущества (здания) составлен с учетом почасовой сдачи имущества (здания) в аренду, учреждение здравоохранения, оставаясь при этом собственником (пользователем) земельного участка под вышеуказанным зданием, должно уплачивать земельный налог за земельный участок под этим зданием.

В случае продажи отдельных помещений в здании отчуждение доли земельных участков пропорционально доле площади этих помещений в зданиях не происходит. Поэтому плательщиком земельного налога продолжает оставаться юридическое лицо, которому согласно ранее выданным правоудостоверяющим документам, в том числе по решениям органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, была произведена передача всего земельного участка (в данном случае занятого зданием) в собственность или в пользование.

В то же время если приобретатель (покупатель) недвижимости (помещения в здании) оформил право собственности на те части земельных участков, которые заняты этой недвижимостью (помещение в здании), то данный покупатель должен уплачивать земельный налог.

Н.Г.Трофимова

Подписано в печать

04.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Обложение налогом на имущество бюджетных организаций ("Налоговый вестник", 2007, N 5) >
Статья: Льготы по уплате земельного налога, предоставленные физическим лицам, не являющимся самостоятельными налогоплательщиками, за земельные участки, занятые их автомобилями в гаражно-строительных кооперативах ("Налоговый вестник", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.