Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (Комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации в редакции последних изменений)> (Продолжение) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2007, N 5)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2007, N 5

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 27.07.2006 N 137-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ И ЧАСТЬ ВТОРУЮ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ" <*>

(КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕДАКЦИИ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ <**>)>

(Продолжение. Начало см. "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2007, N 4)

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Текст официального документа не приводится. Основные изменения, внесенные в часть первую НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, представлены в новой редакции отдельных абзацев, подпунктов, пунктов, статей НК РФ, приведенной в соответствующей графе сравнительной таблицы комментария к настоящему Федеральному закону.

<**> В тексте комментария учтены изменения, внесенные также Федеральными законами от 30.12.2006 N 265-ФЗ "О внесении изменений в статьи 45 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статью 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации", от 30.12.2006 N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Для удобства пользования и более наглядного представления изменений, внесенных в часть первую НК РФ, используются следующие шрифтовые выделения: подчеркивание - текст исключен; полужирным шрифтом выделены фрагменты вновь введенного текста или отдельные положения в новых редакциях статей Кодекса.

     
   ———————————————————————————T——————————————————————————————————————
   
Положения статей части ¦ Положения статей части первой НК РФ

первой НК РФ до 01.01.2007¦ начиная с 01.01.2007

     
   ———————————————————————————+——————————————————————————————————————
   
1 ¦ 2
     
   ———————————————————————————+——————————————————————————————————————
   
Статья 58. Порядок уплаты налогов и сборов <***>

п. 3

Норма отсутствовала. В соответствии с настоящим Кодексом

может предусматриваться уплата

в течение налогового периода

предварительных платежей по налогу -

авансовых платежей. Обязанность

по уплате авансовых платежей

признается исполненной в порядке,

аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей

в более поздние по сравнению

с установленными законодательством

о налогах и сборах сроки на сумму

несвоевременно уплаченных авансовых

платежей начисляются пени в порядке,

предусмотренном ст. 75 настоящего

Кодекса.

Нарушение порядка исчисления и (или)

уплаты авансовых платежей не может

рассматриваться в качестве основания

для привлечения лица

к ответственности за нарушение

законодательства о налогах и сборах.

п. 4 (в прежней редакции - п. 3)

Уплата налогов Уплата налога производится в наличной

производится в наличной или безналичной форме.

или безналичной форме. При отсутствии банка

При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты),

налогоплательщик или являющиеся физическими лицами,

налоговый агент, могут уплачивать налоги через кассу

являющиеся физическими местной администрации либо через

лицами, могут уплачивать организацию федеральной почтовой

налоги через кассу органа связи.

местного самоуправления В этом случае местная администрация

либо через организацию и организация федеральной почтовой

связи федерального органа связи обязаны:

исполнительной власти, принимать денежные средства в счет

уполномоченного в области уплаты налогов, правильно и

связи. своевременно перечислять их

в бюджетную систему Российской

Федерации на соответствующий счет

Федерального казначейства по каждому

налогоплательщику (налоговому

агенту). При этом плата за прием

денежных средств не взимается;

вести учет принятых в счет уплаты

налогов и перечисленных денежных

средств в бюджетную систему

Российской Федерации по каждому

налогоплательщику (налоговому

агенту);

выдавать при приеме денежных средств

налогоплательщикам (налоговым

агентам) квитанции, подтверждающие

прием этих денежных средств.

Форма квитанции, выдаваемой местной

администрацией, утверждается

федеральным органом исполнительной

власти, уполномоченным по контролю и

надзору в области налогов и сборов;

представлять в налоговые органы

(должностным лицам налоговых органов)

по их запросам документы,

подтверждающие прием

от налогоплательщиков (налоговых

агентов) денежных средств в счет

уплаты налогов и их перечисление

в бюджетную систему Российской

Федерации.

Денежные средства, принятые местной

администрацией от налогоплательщика

(налогового агента) в наличной форме,

в течение пяти дней со дня их приема

подлежат внесению в банк или

организацию федеральной почтовой

связи для их перечисления в бюджетную

систему Российской Федерации

на соответствующий счет Федерального

казначейства.

В случае если в связи со стихийным

бедствием или иным обстоятельством

непреодолимой силы денежные средства,

принятые от налогоплательщика

(налогового агента), не могут быть

внесены в установленный срок в банк

или организацию федеральной почтовой

связи для их перечисления в бюджетную

систему Российской Федерации,

указанный срок продлевается

до устранения таких обстоятельств.

За неисполнение или ненадлежащее

исполнение предусмотренных настоящим

пунктом обязанностей местная

администрация и организация

федеральной почтовой связи несут

ответственность в соответствии

с законодательством Российской

Федерации.

Применение мер ответственности

не освобождает местную администрацию

и организацию федеральной почтовой

связи от обязанности перечислить

в бюджетную систему Российской

Федерации денежные средства, принятые

от налогоплательщиков (налоговых

агентов) в счет уплаты и перечисления

сумм налогов.

п. 6

Норма отсутствовала. Налогоплательщик обязан уплатить

налог в течение одного месяца со дня

получения налогового уведомления,

если более продолжительный период

времени для уплаты налога не указан

в этом налоговом уведомлении.

п. 7 (в прежней редакции - п. 5)

Правила настоящей статьи Правила, предусмотренные настоящей

применяются также статьей, применяются также

в отношении порядка уплаты в отношении порядка уплаты сборов

сборов. (пеней и штрафов).

п. 8

Норма отсутствовала. Правила, предусмотренные п. п. 2 - 6

настоящей статьи, применяются также

в отношении порядка уплаты авансовых

платежей.

Статья 59. Списание безнадежных долгов по налогам и сборам

абз. 1 п. 1

Недоимка, числящаяся Недоимка, числящаяся за отдельными

за отдельными налогоплательщиками, плательщиками

налогоплательщиками, сборов и налоговыми агентами, уплата

плательщиками сборов и и (или) взыскание которой оказалось

налоговыми агентами, невозможным в силу причин

взыскание которой экономического, социального или

оказалось невозможным юридического характера, признается

в силу причин безнадежной и списывается в порядке,

экономического, установленном <...>

социального или

юридического характера,

признается безнадежной и

списывается в порядке,

установленном <...>

п. 2

Правила, предусмотренные Правила, предусмотренные п. 1

п. 1 настоящей статьи, настоящей статьи, применяются также

применяются также при списании безнадежной

при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

задолженности по пеням.

Статья 60. Обязанности банков по исполнению поручений

на перечисление налогов и сборов

п. 1

Банки обязаны исполнять Банки обязаны исполнять поручение

поручение налогоплательщика на перечисление

налогоплательщика или налога в бюджетную систему Российской

налогового агента Федерации на соответствующий счет

на перечисление налога Федерального казначейства (далее

(далее - поручение в настоящей статье - поручение

на перечисление налога) налогоплательщика), а также поручение

в соответствующие бюджеты налогового органа на перечисление

(внебюджетные фонды), налога в бюджетную систему Российской

а также решение Федерации (далее в настоящей статье -

налогового органа поручение налогового органа) за счет

о взыскании налога денежных средств налогоплательщика

за счет денежных средств или налогового агента в очередности,

налогоплательщика или установленной гражданским

налогового агента законодательством Российской

в порядке очередности, Федерации.

установленной гражданским

законодательством.

абз. 1 п. 2

Поручение на перечисление Поручение налогоплательщика или

налога или решение поручение налогового органа

о взыскании налога исполняется банком в течение одного

исполняется банком операционного дня, следующего за днем

в течение одного получения такого поручения, если иное

операционного дня, не предусмотрено настоящим Кодексом.

следующего за днем <...>

получения такого поручения

или решения, если иное

не предусмотрено настоящим

Кодексом. <...>

абз. 2 п. 2

При предъявлении При предъявлении физическим лицом

в обособленное поручения на перечисление налога

подразделение банка, в обособленное подразделение банка,

не имеющего не имеющее корреспондентского счета

корреспондентского счета (субсчета), срок, установленный

(субсчета), физическим абз. 1 настоящего пункта

лицом поручения для исполнения банком поручения

на перечисление налога налогоплательщика, продлевается

в течение срока, в установленном порядке на время

установленного абз. 1 доставки такого поручения

настоящего пункта, организацией федеральной почтовой

для исполнения банком связи в обособленное подразделение

поручения на перечисление банка, имеющее корреспондентский счет

налога продлевается (субсчет), но не более чем на пять

на время доставки операционных дней.

в установленном порядке

такого поручения

организацией связи

федерального органа

исполнительной власти,

уполномоченного в области

связи, в обособленное

подразделение банка,

имеющее корреспондентский

счет (субсчет),

но не более чем на пять

операционных дней.

п. 3.1

Норма отсутствовала. При невозможности исполнения

поручения налогоплательщика или

поручения налогового органа в срок,

установленный настоящим Кодексом,

в связи с отсутствием

(недостаточностью) денежных средств

на корреспондентском счете банка,

открытом в учреждении Центрального

банка Российской Федерации, банк

обязан в течение дня, следующего

за днем истечения установленного

настоящим Кодексом срока исполнения

поручения, сообщить о неисполнении

(частичном исполнении) поручения

налогоплательщика в налоговый орган

по месту нахождения банка и

налогоплательщику, а о неисполнении

(частичном исполнении) поручения

налогового органа - в налоговый

орган, который направил это

поручение, и в налоговый орган

по месту нахождения банка (его

обособленных подразделений).

п. 5

Правила настоящей статьи Правила, установленные настоящей

применяются также статьей, применяются также

в отношении обязанности в отношении обязанности банков

банков по исполнению по исполнению поручений налоговых

поручений на перечисление агентов, плательщиков сборов и

сборов и решений распространяются на перечисление

о взыскании сборов. в бюджетную систему Российской

Федерации сборов, пеней и штрафов.

п. 6

Норма отсутствовала. Правила, установленные настоящей

статьей, также применяются

при исполнении банком поручений

местных администраций и организаций

федеральной почтовой связи

на перечисление в бюджетную систему

Российской Федерации

на соответствующий счет Федерального

казначейства денежных средств,

принятых от физических лиц -

налогоплательщиков (налоговых

агентов, плательщиков сборов).

п. 7

Норма отсутствовала. При исполнении банками поручений

по возврату налогоплательщикам,

налоговым агентам и плательщикам

сборов сумм излишне уплаченных

(взысканных) налогов, сборов, пеней и

штрафов плата за обслуживание

по указанным операциям не взимается.

Статья 61. Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора

абз. 1, 3 п. 2 (в прежней редакции - абз. 1 п. 2)

Изменение срока уплаты Изменение срока уплаты налога и сбора

налога и сбора допускается допускается в порядке, установленном

исключительно в порядке, настоящей главой. <...>

предусмотренном настоящей Изменение срока уплаты

главой, и в пределах государственной пошлины

лимитов предоставления осуществляется с учетом особенностей,

отсрочек, рассрочек и предусмотренных гл. 25.3 настоящего

налоговых кредитов Кодекса.

по уплате налогов и

сборов, определенных

федеральным законом

о федеральном бюджете

на соответствующий

финансовый год, - в части

налогов и сборов,

подлежащих зачислению

в федеральный бюджет,

законами субъектов

Российской Федерации

о бюджете - в части

налогов и сборов,

подлежащих зачислению

в бюджеты соответствующих

субъектов Российской

Федерации, правовыми

актами представительных

органов муниципальных

образований - в части

налогов и сборов,

подлежащих зачислению

в бюджеты соответствующих

муниципальных образований.

<...>

п. 3

Изменение срока уплаты Изменение срока уплаты налога и сбора

налога и сбора осуществляется в форме отсрочки,

осуществляется в форме рассрочки, инвестиционного налогового

отсрочки, рассрочки, кредита.

налогового кредита,

инвестиционного налогового

кредита.

п. 6

Изменение срока уплаты Изменение срока уплаты налогов,

налогов, предусмотренных предусмотренных специальными

специальными налоговыми налоговыми режимами, производится

режимами, пени в порядке, предусмотренном настоящей

производится в порядке, главой.

предусмотренном настоящей

главой.

п. 7

Правила, предусмотренные Норма исключена.

настоящей главой,

применяются также

в отношении изменения

срока уплаты налога

в государственные

внебюджетные фонды.

При этом органы

государственных

внебюджетных фондов

пользуются правами

и несут обязанности

финансовых органов,

предусмотренные настоящей

главой.

п. 8

Норма отсутствовала. Изменение срока уплаты налога и сбора

налоговыми органами осуществляется

в порядке, определяемом федеральным

органом исполнительной власти,

уполномоченным по контролю и надзору

в области налогов и сборов.

Статья 63. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении

сроков уплаты налогов и сборов

Органами, в компетенцию которых входит принятие решений

об изменении сроков уплаты налогов и сборов

(далее - уполномоченные органы), являются:

пп. 4 п. 1

по государственной по государственной пошлине - органы

пошлине - органы (должностные лица), уполномоченные

государственной власти и в соответствии с гл. 25.3 настоящего

(или) лица, уполномоченные Кодекса совершать юридически значимые

в соответствии с гл. 25.3 действия, за которые подлежит уплате

настоящего Кодекса государственная пошлина;

принимать решения

об изменении сроков уплаты

государственной пошлины;

п. 2

Если в соответствии Если в соответствии

с законодательством с законодательством Российской

Российской Федерации Федерации федеральные налоги или

федеральные налоги или сборы подлежат зачислению

сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты

в федеральный бюджет и субъектов Российской Федерации,

(или) бюджеты субъектов местные бюджеты, сроки уплаты таких

Российской Федерации, налогов или сборов (за исключением

местные бюджеты, сроки государственной пошлины) изменяются

уплаты таких налогов или на основании решений федерального

сборов изменяются органа исполнительной власти,

на основании решений уполномоченного по контролю и надзору

Федерального органа в области налогов и сборов,

исполнительной власти, в части сумм, подлежащих зачислению

уполномоченного в бюджеты субъектов Российской

по контролю и надзору Федерации, местные бюджеты,

в области налогов и по согласованию с финансовыми

сборов, в части сумм, органами соответствующих субъектов

подлежащих зачислению Российской Федерации, муниципальных

в бюджеты субъектов образований.

Российской Федерации,

местные бюджеты,

по согласованию

с финансовыми органами

соответствующих субъектов

Российской Федерации,

муниципальных образований.

п. 4

Норма отсутствовала. В случае, предусмотренном абз. 2 п. 1

ст. 64 настоящего Кодекса, решение

об изменении сроков уплаты

федеральных налогов и сборов

принимается Правительством Российской

Федерации.

Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или

рассрочки по уплате налога и сбора

п. 1

Отсрочка или рассрочка Отсрочка или рассрочка по уплате

по уплате налога налога представляет собой изменение

представляет собой срока налога при наличии оснований,

изменение срока уплаты предусмотренных настоящей статьей,

налога при наличии на срок, не превышающий один год,

оснований, предусмотренных соответственно с единовременной

настоящей статьей, на срок или поэтапной уплатой

от одного до шести месяцев налогоплательщиком суммы

соответственно задолженности.

с единовременной или Отсрочка или рассрочка по уплате

поэтапной уплатой федеральных налогов в части,

налогоплательщиком суммы зачисляемой в федеральный бюджет,

задолженности. на срок более одного года,

но не превышающий три года, может

быть предоставлена по решению

Правительства Российской Федерации.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены

заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих

оснований:

пп. 3 п. 2

угрозы банкротства этого угрозы банкротства этого лица

лица в случае в случае единовременной выплаты им

единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом

налога мирового соглашения либо графика

погашения задолженности в ходе

процедуры финансового оздоровления;

абз. 1 п. 5

<...> Копия указанного <...> Копия указанного заявления

заявления направляется направляется заинтересованным лицом

заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган

в десятидневный срок по месту его учета.

в налоговый орган по месту

его учета.

абз. 4 п. 8

Норма отсутствовала. В случае расторжения мирового

соглашения и возобновления

производства по делу о банкротстве

либо в случае прекращения процедуры

финансового оздоровления решение

о предоставлении отсрочки или

рассрочки, принятое в соответствии

с настоящей статьей, при наличии

соответствующего основания,

предусмотренного пп. 3 п. 2 настоящей

статьи, утрачивает силу со дня

расторжения мирового соглашения либо

со дня прекращения процедуры

финансового оздоровления.

Статья 65. Порядок и условия предоставления налогового кредита

(статья утратила силу)

Статья 68. Прекращение действия отсрочки, рассрочки или

инвестиционного налогового кредита

п. 1

Действие отсрочки, Действие отсрочки, рассрочки или

рассрочки, налогового инвестиционного налогового кредита

кредита или прекращается по истечении срока

инвестиционного налогового действия соответствующего решения или

кредита прекращается договора либо может быть прекращено

по истечении срока до истечения такого срока в случаях,

действия соответствующего предусмотренных настоящей статьей.

решения или договора либо

может быть прекращено

до истечения такого срока

в случаях, предусмотренных

настоящей статьей.

п. 2

Действие отсрочки, Действие отсрочки, рассрочки или

рассрочки, налогового инвестиционного налогового кредита

кредита или прекращается досрочно в случае уплаты

инвестиционного налогового налогоплательщиком всей причитающейся

кредита прекращается суммы налога и сбора и

досрочно в случае уплаты соответствующих процентов

налогоплательщиком всей до истечения установленного срока.

причитающейся суммы налога

и сбора и соответствующих

процентов до истечения

установленного срока.

Статья 69. Требование об уплате налога и сбора

абз. 3 п. 4

Норма отсутствовала. Требование об уплате налога должно

быть исполнено в течение десяти

календарных дней с даты получения

указанного требования, если более

продолжительный период времени

для уплаты налога не указан в этом

требовании.

п. 8

Правила настоящей статьи Правила, предусмотренные настоящей

применяются также статьей, применяются также

в отношении требования в отношении требований об уплате

об уплате сбора. сборов, пеней, штрафов и

распространяются на требования,

направляемые плательщикам сборов и

налоговым агентам.

Статья 70. Сроки направления требования об уплате налога и сбора

п. 1 (в прежней редакции нумерация пунктов отсутствовала)

Требование об уплате Требование об уплате налога должно

налога должно быть быть направлено налогоплательщику

направлено не позднее трех месяцев со дня

налогоплательщику выявления недоимки, если иное не

не позднее трех месяцев предусмотрено п. 2 настоящей статьи.

после наступления срока При выявлении недоимки налоговый

уплаты налога, если иное орган составляет документ по форме,

не предусмотрено настоящим утверждаемой федеральным органом

Кодексом. исполнительной власти, уполномоченным

по контролю и надзору в области

налогов и сборов.

п. 2

Требование об уплате Требование об уплате налога

налога и соответствующих по результатам налоговой проверки

пеней, выставляемое должно быть направлено

налогоплательщику налогоплательщику в течение 10 дней

в соответствии с решением с даты вступления в силу

налогового органа соответствующего решения.

по результатам налоговой

проверки, должно быть

направлено ему

в десятидневный срок

с даты вынесения

соответствующего решения.

п. 3

Правила настоящей статьи Правила, установленные настоящей

применяются также статьей, применяются также

в отношении сроков в отношении сроков направления

направления требования требования об уплате сбора, а также

об уплате сбора. пеней и штрафа.

Статья 71. Последствия изменения обязанности по уплате

налога и сбора

В случае если обязанность В случае если обязанность

налогоплательщика или налогоплательщика, налогового агента

плательщика сборов или плательщика сборов по уплате

по уплате налогов и сборов налога и сбора изменилась после

изменилась после направления требования об уплате

направления требования налога, сбора, пеней и штрафа,

об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан направить

налоговый орган обязан указанным лицам уточненное

направить требование.

налогоплательщику или

плательщику сборов

уточненное требование.

Статья 72. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате

налогов и сборов

п. 3

Правила, предусмотренные Норма исключена.

настоящей главой,

за исключением ст. ст. 76

и 77 настоящего Кодекса,

применяются также

в отношении способа

обеспечения исполнения

обязательств по уплате

налогов в государственные

внебюджетные фонды.

При этом органы

государственных

внебюджетных фондов

пользуются правами и

несут обязанности

налоговых органов.

Статья 74. Поручительство

п. 1

В случае изменения сроков В случае изменения сроков исполнения

исполнения обязанностей обязанностей по уплате налогов и

по уплате налогов, в иных случаях, предусмотренных

обязанность по уплате настоящим Кодексом, обязанность

налогов может быть по уплате налогов может быть

обеспечена обеспечена поручительством.

поручительством.

Статья 75. Пеня

абз. 2 п. 3

Не начисляются пени Не начисляются пени на сумму

на сумму недоимки, которую недоимки, которую налогоплательщик

налогоплательщик не мог не мог погасить в силу того, что

погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда

по решению налогового были приостановлены операции

органа или суда были налогоплательщика в банке или наложен

приостановлены операции арест на имущество налогоплательщика.

налогоплательщика в банке В этом случае пени не начисляются

или наложен арест за весь период действия указанных

на имущество обстоятельств. Подача заявления

налогоплательщика. Подача о предоставлении отсрочки (рассрочки)

заявления о предоставлении или инвестиционного налогового

отсрочки (рассрочки), кредита не приостанавливает

налогового кредита или начисления пеней на сумму налога,

инвестиционного налогового подлежащую уплате.

кредита

не приостанавливает

начисления пеней на сумму

налога, подлежащую уплате.

абз. 3 п. 6

Норма отсутствовала. Принудительное взыскание пеней

с организаций и индивидуальных

предпринимателей в случаях,

предусмотренных пп. 1 - 3 п. 2 ст. 45

настоящего Кодекса, производится

в судебном порядке.

п. 7

Норма отсутствовала. Правила, предусмотренные настоящей

статьей, распространяются также

на плательщиков сборов и налоговых

агентов.

п. 8

Норма отсутствовала. Не начисляются пени на сумму

недоимки, которая образовалась

у налогоплательщика (плательщика

сбора, налогового агента)

в результате выполнения им письменных

разъяснений о порядке исчисления,

уплаты налога (сбора) или по иным

вопросам применения законодательства

о налогах и сборах, данных ему либо

неопределенному кругу лиц финансовым,

налоговым или другим уполномоченным

органом государственной власти

(уполномоченным должностным лицом

этого органа) в пределах его

компетенции (указанные обстоятельства

устанавливаются при наличии

соответствующего документа этого

органа, по смыслу и содержанию

относящегося к налоговым (отчетным)

периодам, по которым образовалась

недоимка, независимо от даты издания

такого документа).

Положение, предусмотренное настоящим

пунктом, не применяется в случае,

если указанные письменные разъяснения

основаны на неполной или

недостоверной информации.

Статья 76. Приостановление операций по счетам в банках

организаций и индивидуальных предпринимателей

абз. 3 п. 1 (в прежней редакции - абз. 2 п. 1)

Указанное ограничение Приостановление операций по счету

не распространяется не распространяется на платежи,

на платежи, очередность очередность исполнения которых

исполнения которых в соответствии с гражданским

в соответствии законодательством Российской

с гражданским Федерации предшествует исполнению

законодательством обязанности по уплате налогов и

Российской Федерации сборов, а также на операции

предшествует исполнению по списанию денежных средств в счет

обязанности по уплате уплаты налогов (авансовых платежей),

налогов и сборов. сборов, соответствующих пеней и

штрафов и по их перечислению

в бюджетную систему Российской

Федерации.

п. 2 (в прежней редакции - абз. 1 п. 2)

Решение о приостановлении Решение о приостановлении операций

операций налогоплательщика-организации по его

налогоплательщика- счетам в банке принимается

организации по его счетам руководителем (заместителем

в банке принимается руководителя) налогового органа,

руководителем (его направившим требование об уплате

заместителем) налогового налога, пеней или штрафа в случае

органа, направившим неисполнения налогоплательщиком-

требование об уплате организацией этого требования.

налога, в случае При этом решение о приостановлении

неисполнения операций налогоплательщика-

налогоплательщиком- организации по его счетам в банке

организацией может быть принято не ранее вынесения

в установленные сроки решения о взыскании налога.

обязанности по уплате Приостановление операций по счетам

налога. налогоплательщика-организации в банке

В этом случае решение о в случае, предусмотренном настоящим

приостановлении операций пунктом, означает прекращение банком

налогоплательщика- расходных операций по этому счету

организации по его счетам в пределах суммы, указанной в решении

в банке может быть принято о приостановлении операций

только одновременно налогоплательщика-организации

с вынесением решения по счетам в банке, если иное

о взыскании налога. не предусмотрено абз. 3 п. 1

настоящей статьи.

абз. 1 п. 3 (в прежней редакции - абз. 2 п. 2)

Решение о приостановлении Решение о приостановлении операций

операций налогоплательщика-организации по его

налогоплательщика- счетам в банке может также

организации и приниматься руководителем

налогоплательщика - (заместителем руководителя)

индивидуального налогового органа в случае

предпринимателя по их непредставления этим

счетам в банке может также налогоплательщиком-организацией

приниматься руководителем налоговой декларации в налоговый

(его заместителем) орган в течение 10 дней по истечении

налогового органа в случае установленного срока представления

непредставления этими такой декларации.

налогоплательщиками

налоговой декларации

в налоговый орган

в течение двух недель

по истечении

установленного срока

представления такой

декларации, а также

в случае отказа

от представления

налогоплательщиком-

организацией и

налогоплательщиком -

индивидуальным

предпринимателем налоговых

деклараций. <...>

п. 4 (в прежней редакции - п. 3)

Решение о приостановлении Решение о приостановлении операций

операций налогоплательщика-организации по его

налогоплательщика- счетам в банке передается налоговым

организации по его счетам органом в банк на бумажном носителе

в банке направляется или в электронном виде.

налоговым органом банку Решение об отмене приостановления

с одновременным операций по счетам налогоплательщика-

уведомлением организации в банке вручается

налогоплательщика- представителю банка должностным лицом

организации и налогового органа под расписку или

передается под расписку направляется в банк в электронном

или иным способом, виде.

свидетельствующим о дате и Порядок направления в банк решения

времени получения этого налогового органа о приостановлении

решения. операций по счетам налогоплательщика-

организации в банке и решения

об отмене приостановления операций

по счетам налогоплательщика-

организации в банке в электронном

виде устанавливается Центральным

банком Российской Федерации

по согласованию с федеральным органом

исполнительной власти, уполномоченным

по контролю и надзору в области

налогов и сборов. Форма и порядок

направления в банк решения налогового

органа о приостановлении операций

по счетам налогоплательщика-

организации в банке и решения

об отмене приостановления операций

по счетам налогоплательщика-

организации в банке на бумажном

носителе устанавливаются федеральным

органом исполнительной власти,

уполномоченным по контролю и надзору

в области налогов и сборов.

Копия решения о приостановлении

операций по счетам налогоплательщика-

организации в банке или решения

об отмене приостановления операций

по счетам налогоплательщика-

организации в банке передается

налогоплательщику-организации

под расписку или иным способом,

свидетельствующим о дате получения

налогоплательщиком-организацией копии

соответствующего решения.

п. 5

Норма отсутствовала. Банк обязан сообщить в налоговый

орган об остатках денежных средств

налогоплательщика-организации

на счетах в банке, операции

по которым приостановлены, не позднее

следующего дня после дня получения

решения этого налогового органа

о приостановлении операций по счетам

налогоплательщика-организации

в банке.

абз. 2 п. 7

Норма отсутствовала. Дата и время получения банком решения

налогового органа о приостановлении

операций по счетам налогоплательщика-

организации в банке указываются

в уведомлении о вручении или

в расписке о получении такого

решения.

При направлении в банк решения

о приостановлении операций по счетам

налогоплательщика-организации в банке

в электронном виде дата и время его

получения банком определяются

в порядке, устанавливаемом

Центральным банком Российской

Федерации по согласованию

с федеральным органом исполнительной

власти, уполномоченным по контролю

и надзору в области налогов и сборов.

п. 8 (в прежней редакции - п. 6)

Приостановление операций Приостановление операций по счетам

по счетам налогоплательщика-организации в банке

налогоплательщика- отменяется решением налогового органа

организации отменяется не позднее одного операционного дня,

решением налогового органа следующего за днем получения

не позднее одного налоговым органом документов (их

операционного дня, копий), подтверждающих факт взыскания

следующего за днем налога.

представления налоговому

органу документов,

подтверждающих выполнение

указанным лицом решения

о взыскании налога.

п. 9

Норма отсутствовала. В случае если общая сумма денежных

средств налогоплательщика-

организации, находящихся на счетах,

операции по которым приостановлены

на основании решения налогового

органа, превышает указанную в этом

решении сумму, этот налогоплательщик

вправе подать в налоговый орган

заявление об отмене приостановления

операций по своим счетам в банке

с указанием счетов, на которых

имеется достаточно денежных средств

для исполнения решения о взыскании

налога.

Налоговый орган обязан в двухдневный

срок со дня получения указанного

в абз. 1 настоящего пункта заявления

налогоплательщика принять решение

об отмене приостановления операций

по счетам налогоплательщика-

организации в части превышения суммы

денежных средств, указанной в решении

налогового органа о приостановлении

операций по счетам налогоплательщика-

организации в банке.

В случае, если к указанному заявлению

налогоплательщиком не приложены

документы, подтверждающие наличие

денежных средств на счетах, указанных

в этом заявлении, налоговый орган

вправе до принятия решения об отмене

приостановления операций по счетам

в течение дня, следующего за днем

получения такого заявления

налогоплательщика, направить в банк,

в котором открыты указанные

налогоплательщиком счета, запрос

об остатках денежных средств на этих

счетах.

После получения от банка информации

о наличии денежных средств на счетах

налогоплательщика в банке в размере,

достаточном исполнения решения

о взыскании, налоговый орган обязан

в течение двух дней принять решение

об отмене приостановления операций

по счетам налогоплательщика-

организации в части превышения суммы

денежных средств, указанной в решении

налогового органа о приостановлении

операций по счетам налогоплательщика-

организации в банке.

п. 11 (в прежней редакции - п. 8)

Правила настоящей статьи Правила, установленные настоящей

применяются также в статьей, применяются также

отношении приостановления в отношении приостановления операций

операций по счетам в банке по счетам в банках налогового

налогового агента - агента - организации и плательщика

организации и плательщика сбора - организации, по счетам

сбора - организации. в банках индивидуальных

предпринимателей -

налогоплательщиков, налоговых

агентов, плательщиков сборов, а также

по счетам в банках нотариусов,

занимающихся частной практикой

(адвокатов, учредивших адвокатские

кабинеты), - налогоплательщиков,

налоговых агентов.

Статья 77. Арест имущества

п. 1

Арестом имущества Арестом имущества в качестве способа

в качестве способа обеспечения исполнения решения

обеспечения исполнения о взыскании налога, пеней и штрафов

решения о взыскании налога признается действие налогового или

признается действие таможенного органа с санкции

налогового или таможенного прокурора по ограничению права

органа с санкции прокурора собственности налогоплательщика-

по ограничению права организации в отношении его

собственности имущества.

налогоплательщика- Арест имущества производится в случае

организации в отношении неисполнения налогоплательщиком-

его имущества. организацией в установленные сроки

Арест имущества обязанности по уплате налога, пеней и

производится в случае штрафов и при наличии у налоговых или

неисполнения таможенных органов достаточных

налогоплательщиком- оснований полагать, что указанное

организацией лицо предпримет меры, чтобы скрыться

в установленные сроки либо скрыть свое имущество.

обязанности по уплате

налога и при наличии

у налоговых или таможенных

органов достаточных

оснований полагать, что

указанное лицо предпримет

меры, чтобы скрыться либо

скрыть свое имущество.

п. 3

Арест может быть применен Арест может быть применен только для

только для обеспечения обеспечения взыскания налога, пеней,

взыскания налога за счет штрафов за счет имущества

имущества налогоплательщика-организации

налогоплательщика- в соответствии со ст. 47 настоящего

организации в соответствии Кодекса.

со ст. 47 настоящего

Кодекса.

п. 5

Аресту подлежит только то Аресту подлежит только то имущество,

имущество, которое которое необходимо и достаточно

необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате

для исполнения обязанности налога, пеней и штрафов.

по уплате налога.

абз. 1 п. 13

Решение об аресте Решение об аресте имущества

имущества отменяется отменяется уполномоченным должностным

уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного

лицом налогового или органа при прекращении обязанности

таможенного органа при по уплате налога, пеней и штрафов.

прекращении обязанности

по уплате налога.

Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога,

сбора, пеней, штрафа

п. 1

Сумма излишне уплаченного Сумма излишне уплаченного налога

налога подлежит зачету подлежит зачету в счет предстоящих

в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому

платежей налогоплательщика или иным налогам, погашения недоимки

по этому или иным налогам, по иным налогам, задолженности

погашения недоимки либо по пеням и штрафам за налоговые

возврату налогоплательщику правонарушения либо возврату

в порядке, предусмотренном налогоплательщику в порядке,

настоящей статьей. предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных

федеральных налогов и сборов,

региональных и местных налогов

производится по соответствующим видам

налогов и сборов, а также по пеням,

начисленным по соответствующим

налогам и сборам.

п. 2

Зачет или возврат суммы Зачет или возврат суммы излишне

излишне уплаченного налога уплаченного налога производится

производится, если иное налоговым органом по месту учета

не установлено настоящим налогоплательщика, если иное

Кодексом, налоговым не предусмотрено настоящим Кодексом,

органом по месту учета без начисления процентов на эту

налогоплательщика сумму, если иное не установлено

без начисления процентов настоящей статьей.

на эту сумму, если иное

не установлено настоящей

статьей. Таможенные органы

обязаны в десятидневный

срок сообщить в налоговый

орган по месту учета

налогоплательщика о всех

излишне уплаченных суммах

налогов, которые были

зачтены в счет предстоящих

налогов или были

возвращены таможенными

органами.

абз. 1 п. 3

Налоговый орган обязан Налоговый орган обязан сообщить

сообщить налогоплательщику налогоплательщику о каждом ставшем

о каждом ставшем известным известным налоговому органу факте

налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме

излишней уплаты налога и излишне уплаченного налога в течение

сумме излишне уплаченного 10 дней со дня обнаружения такого

налога не позднее одного факта.

месяца со дня обнаружения

такого факта.

абз. 2 п. 3

В случае обнаружения В случае обнаружения фактов,

фактов, свидетельствующих свидетельствующих о возможной

о возможной излишней излишней уплате налога,

уплате налога, налоговый по предложению налогового органа или

орган вправе направить налогоплательщика может быть

налогоплательщику проведена совместная сверка расчетов

предложение о проведении по налогам, сборам, пеням и штрафам.

совместной выверки Результаты такой сверки оформляются

уплаченных налогов. актом, подписываемым налоговым

Результаты такой выверки органом и налогоплательщиком.

оформляются актом,

подписываемым налоговым

органом и

налогоплательщиком.

абз. 3 п. 3

Норма отсутствовала. Форма акта совместной сверки расчетов

по налогам, сборам, пеням и штрафам

утверждается федеральным органом

исполнительной власти, уполномоченным

по контролю и надзору в области

налогов и сборов.

п. 4

Зачет суммы излишне Зачет суммы излишне уплаченного

уплаченного налога в счет налога в счет предстоящих платежей

предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным

осуществляется налогам осуществляется на основании

на основании письменного письменного заявления

заявления налогоплательщика по решению

налогоплательщика налогового органа. Решение о зачете

по решению налогового суммы излишне уплаченного налога

органа. Такое решение в счет предстоящих платежей

выносится в течение пяти налогоплательщика принимается

дней после получения налоговым органом в течение 10 дней

заявления при условии, что со дня получения заявления

эта сумма направляется налогоплательщика или со дня

в тот же бюджет подписания налоговым органом и этим

(внебюджетный фонд), налогоплательщиком акта совместной

в который была направлена сверки уплаченных им налогов, если

излишне уплаченная сумма такая совместная сверка проводилась.

налога.

п. 5

По заявлению Зачет суммы излишне уплаченного

налогоплательщика и налога в счет погашения недоимки

по решению налогового по иным налогам, задолженности

органа сумма излишне по пеням и (или) штрафам, подлежащим

уплаченного налога может уплате или взысканию в случаях,

быть направлена предусмотренных настоящим Кодексом,

на исполнение обязанностей производится налоговыми органами

по уплате налогов или самостоятельно.

сборов, на уплату пеней, В случае, предусмотренном настоящим

погашение недоимки, пунктом, решение о зачете суммы

если эта сумма излишне уплаченного налога

направляется в тот же принимается налоговым органом

бюджет (внебюджетный в течение 10 дней со дня обнаружения

фонд), в который была им факта излишней уплаты налога или

направлена излишне дня подписания налоговым органом и

уплаченная сумма налога. налогоплательщиком акта совместной

Налоговые органы вправе сверки уплаченных им налогов, если

самостоятельно произвести такая совместная сверка проводилась,

зачет в случае, если либо со дня вступления в силу решения

имеется недоимка по другим суда.

налогам. Положение, предусмотренное настоящим

пунктом, не препятствует

налогоплательщику представить

в налоговый орган письменное

заявление о зачете суммы излишне

уплаченного налога в счет погашения

недоимки (задолженности по пеням,

штрафам). В этом случае решение

налогового органа о зачете суммы

излишне уплаченного налога в счет

погашения недоимки и задолженности

по пеням, штрафам принимается

в течение 10 дней со дня получения

указанного заявления

налогоплательщика или со дня

подписания налоговым органом и этим

налогоплательщиком акта совместной

сверки уплаченных им налогов, если

такая совместная сверка проводилась.

п. 6 (в прежней редакции - п. 7)

Сумма излишне уплаченного Сумма излишне уплаченного налога

налога подлежит возврату подлежит возврату по письменному

по письменному заявлению заявлению налогоплательщика в течение

налогоплательщика. одного месяца со дня получения

В случае наличия налоговым органом такого заявления.

у налогоплательщика Возврат налогоплательщику суммы

недоимки по уплате налогов излишне уплаченного налога

и сборов или задолженности при наличии у него недоимки по иным

по пеням, начисленным тому налогам соответствующего вида или

же бюджету (внебюджетному задолженности по соответствующим

фонду), возврат пеням, а также штрафам, подлежащим

налогоплательщику излишне взысканию в случаях, предусмотренных

уплаченной суммы настоящим Кодексом, производится

производится только после только после зачета суммы излишне

зачета указанной суммы уплаченного налога в счет погашения

в счет погашения недоимки недоимки (задолженности).

(задолженности).

п. 8

Норма отсутствовала. Решение о возврате суммы излишне

уплаченного налога принимается

налоговым органом в течение 10 дней

со дня получения заявления

налогоплательщика о возврате суммы

излишне уплаченного налога или со дня

подписания налоговым органом и этим

налогоплательщиком акта совместной

сверки уплаченных им налогов, если

такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного

абз. 1 настоящего пункта, поручение

на возврат суммы излишне уплаченного

налога, оформленное на основании

решения налогового органа о возврате

этой суммы налога, подлежит

направлению налоговым органом

в территориальный орган Федерального

казначейства для осуществления

возврата налогоплательщику

в соответствии с бюджетным

законодательством Российской

Федерации.

п. 9 (в прежней редакции - п. 6)

Налоговый орган обязан Налоговый орган обязан сообщить

проинформировать в письменной форме налогоплательщику

налогоплательщика о принятом решении о зачете

о вынесенном решении (возврате) сумм излишне уплаченного

о зачете сумм излишне налога или решении об отказе

уплаченного налога в осуществлении зачета (возврата)

не позднее двух недель в течение пяти дней со дня принятия

со дня подачи заявления соответствующего решения.

о зачете. Указанное сообщение передается

руководителю организации, физическому

лицу, их представителям лично

под расписку или иным способом,

подтверждающим факт и дату его

получения.

абз. 1 п. 10 (в прежней редакции - абз. 1 - 2 п. 9)

Возврат суммы излишне В случае если возврат суммы излишне

уплаченного налога уплаченного налога осуществляется

производится за счет с нарушением срока, установленного

средств бюджета п. 6 настоящей статьи, налоговым

(внебюджетного фонда), органом на сумму излишне уплаченного

в который произошла налога, которая не возвращена

переплата, в течение в установленный срок, начисляются

одного месяца со дня проценты, подлежащие уплате

подачи заявления налогоплательщику, за каждый

о возврате, если иное календарный день нарушения срока

не установлено настоящим возврата.

Кодексом.

При нарушении указанного

срока на сумму излишне

уплаченного налога,

не возвращенную

в установленный срок,

начисляются проценты

за каждый день нарушения

срока возврата.

абз. 2 п. 10 (в прежней редакции - абз. 3 п. 9)

Процентная ставка Процентная ставка принимается равной

принимается равной ставке ставке рефинансирования Центрального

рефинансирования банка Российской Федерации,

Центрального банка действовавшей в дни нарушения срока

Российской Федерации, возврата.

действовавшей на дни

нарушения срока возврата.

В случае если уплата

налога производилась

в иностранной валюте, то

проценты, установленные

настоящим пунктом,

начисляются на сумму

излишне уплаченного

налога, пересчитанную

по курсу Центрального

банка Российской Федерации

на день, когда произошла

излишняя уплата налога.

п. 11

Норма отсутствовала. Территориальный орган Федерального

казначейства, осуществивший возврат

суммы излишне уплаченного налога,

уведомляет налоговый орган о дате

возврата и сумме возвращенных

налогоплательщику денежных средств.

п. 12

Норма отсутствовала. В случае если предусмотренные п. 10

настоящей статьи проценты уплачены

налогоплательщику не в полном объеме,

налоговый орган принимает решение о

возврате оставшейся суммы процентов,

рассчитанной исходя из даты

фактического возврата

налогоплательщику сумм излишне

уплаченного налога,

в течение трех дней со дня получения

уведомления территориального органа

Федерального казначейства о дате

возврата и сумме возвращенных

налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного

абз. 1 настоящего пункта, поручение

на возврат оставшейся суммы

процентов, оформленное на основании

решения налогового органа о возврате

этой суммы, подлежит направлению

налоговым органом в территориальный

орган Федерального казначейства

для осуществления возврата.

п. 13 (в прежней редакции - п. 10)

Зачет или возврат излишне Зачет или возврат суммы излишне

уплаченной суммы налога уплаченного налога и уплата

производится в валюте начисленных процентов производятся

Российской Федерации. в валюте Российской Федерации.

В случае если уплата

налога производилась

в иностранной валюте, то

суммы излишне

уплаченного налога

принимаются к зачету или

подлежат возврату

в валюте Российской

Федерации по курсу

Центрального банка

Российской Федерации

на день, когда произошла

излишняя уплата налога.

п. 14 (в прежней редакции - п. 11)

Правила настоящей статьи Правила, установленные настоящей

применяются также статьей, применяются также

в отношении зачета или в отношении зачета или возврата сумм

возврата излишне излишне уплаченных авансовых

уплаченных сумм сбора и платежей, сборов, пеней штрафов и

пеней и распространяются распространяются на налоговых агентов

на налоговых агентов и и плательщиков сборов. <...>

плательщиков сборов.

<...>

(в прежней редакции - п. 13)

Правила, предусмотренные Норма исключена.

настоящей статьей,

применяются также при

зачете или возврате

излишне уплаченных сумм

налога, поступающих

в государственные

внебюджетные фонды.

При этом органы

государственных

внебюджетных фондов

пользуются правами и несут

обязанности,

предусмотренные настоящей

главой для налоговых

органов.

Статья 79. Возврат сумм излишне взысканных налога,

сбора, пеней и штрафа

п. 1

Сумма излишне взысканного Сумма излишне взысканного налога

налога подлежит возврату подлежит возврату налогоплательщику

налогоплательщику. В в порядке, предусмотренном настоящей

случае наличия у статьей.

налогоплательщика недоимки Возврат налогоплательщику суммы

по уплате налогов и сборов излишне взысканного налога при

или задолженности по наличии у него недоимки по иным

пеням, причитающимся тому налогам соответствующего вида или

же бюджету (внебюджетному задолженности по соответствующим

фонду), возврат пеням, а также штрафам, подлежащим

налогоплательщику взысканию в случаях, предусмотренных

излишне взысканной суммы настоящим Кодексом, производится

производится только после только после зачета этой суммы в

зачета в счет погашения счет погашения указанной недоимки

недоимки (задолженности). (задолженности) в соответствии

со ст. 78 настоящего Кодекса.

п. 2 (в прежней редакции - абз. 1 п. 2)

Решение о возврате суммы Решение о возврате суммы излишне

излишне взысканного взысканного налога принимается

налога принимается налоговым органом в течение 10 дней

налоговым органом со дня получения письменного

на основании письменного заявления налогоплательщика о

заявления возврате суммы излишне взысканного

налогоплательщика, налога.

с которого взыскан этот До истечения срока, установленного

налог, в течение двух абз. 1 настоящего пункта, поручение

недель со дня на возврат суммы излишне взысканного

регистрации указанного налога, оформленное на основании

заявления, а судом - решения налогового органа о возврате

в порядке искового этой суммы налога, подлежит

судопроизводства. направлению налоговым органом в

территориальный орган Федерального

казначейства для осуществления

возврата налогоплательщику в

соответствии с бюджетным

законодательством Российской

Федерации.

абз. 1 п. 3 (в прежней редакции - абз. 2 п. 2)

Заявление о возврате суммы Заявление о возврате суммы излишне

излишне взысканного налога взысканного налога может быть подано

в налоговый орган может налогоплательщиком в налоговый орган

быть подано в течение в течение одного месяца со дня, когда

одного месяца со дня, налогоплательщику стало известно

когда налогоплательщику о факте излишнего взыскания с него

стало известно о факте налога или со дня вступления в силу

излишнего взыскания решения суда. <...>

с него налога. <...>

абз. 3 п. 3 (в прежней редакции - абз. 3 п. 2)

В случае признания факта В случае если установлен факт

излишнего взыскания налога излишнего взыскания налога, налоговый

орган, рассматривающий орган принимает решение о возврате

заявление суммы излишне взысканного налога,

налогоплательщика, а также начисленных в порядке,

принимает решение предусмотренном

о возврате излишне п. 5 настоящей статьи,

взысканных сумм налога, процентов на эту сумму.

а также процентов на эти

суммы, начисленных в

порядке, предусмотренном

п. 4 настоящей статьи.

п. 4 (в прежней редакции - п. 3)

Налоговый орган, Налоговый орган, установив факт

установив факт излишнего излишнего взыскания налога, обязан

взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику

сообщить об этом в течение 10 дней со дня установления

налогоплательщику не этого факта.

позднее одного месяца Указанное сообщение передается

со дня установления этого руководителю организации, физическому

факта. лицу, их представителям лично

под расписку или иным способом,

подтверждающим факт и дату его

получения.

п. 5

Сумма излишне взысканного Сумма излишне взысканного налога

налога и начисленные на подлежит возврату с начисленными на

эту сумму проценты нее процентами в течение одного

подлежат возврату месяца со дня получения письменного

налоговым органом не заявления налогоплательщика

позднее одного месяца со о возврате суммы излишне взысканного

дня принятия решения налога. <...>

налоговым органом, а в

случае вынесения судом

решения о возврате излишне

взысканных сумм -

в течение одного месяца

после вынесения такого

решения.

п. 6

Норма отсутствовала. Территориальный орган Федерального

казначейства, осуществивший возврат

суммы излишне взысканного налога и

начисленных на эту сумму процентов,

уведомляет налоговый орган о дате

возврата и сумме возвращенных

налогоплательщику денежных средств.

п. 7

Норма отсутствовала. В случае если предусмотренные п. 5

настоящей статьи проценты уплачены

налогоплательщику не в полном объеме,

налоговый орган принимает решение о

возврате оставшейся суммы процентов,

рассчитанной исходя из даты

фактического возврата

налогоплательщику сумм излишне

взысканного налога, в течение трех

дней со дня получения уведомления

территориального органа Федерального

казначейства о дате возврата и сумме

возвращенных налогоплательщику

денежных средств. До истечения срока,

установленного абз. 1 настоящего

пункта, поручение на возврат

оставшейся суммы процентов,

оформленное на основании решения

налогового органа о возврате этой

суммы, подлежит направлению налоговым

органом в территориальный орган

Федерального казначейства

для осуществления возврата.

п. 9 (в прежней редакции - п. 7)

Правила настоящей статьи Правила, установленные настоящей

применяются также статьей, применяются также в

в отношении сборов и отношении зачета или возврата сумм

пеней и распространяются излишне взысканных авансовых

на налоговых агентов и платежей, сборов, пеней, штрафа и

плательщиков сборов. распространяются на налоговых агентов

и плательщиков сборов.

Положения, установленные настоящей

статьей, применяются в отношении

возврата или зачета излишне

взысканных сумм государственной

пошлины с учетом особенностей,

установленных гл. 25.3 настоящего

Кодекса.

Статья 80. Налоговая декларация

п. 1

Налоговая декларация Налоговая декларация представляет

представляет собой собой письменное заявление

письменное заявление налогоплательщика об объектах

налогоплательщика налогообложения, о полученных доходах

о полученных доходах и и произведенных расходах, об

произведенных расходах, источниках доходов, о налоговой базе,

источниках доходов, налоговых льготах, об исчисленной

налоговых льготах и сумме налога и (или) о других данных,

исчисленной сумме налога служащих основанием для исчисления и

и (или) другие данные, уплаты налога. <...>

связанные с исчислением

и уплатой налога. <...>

п. 2

Норма отсутствовала. Не подлежат представлению в налоговые

органы налоговые декларации

(расчеты), по которым

налогоплательщики освобождены

от обязанности по их уплате

в связи с применением специальных

налоговых режимов.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком

по одному или нескольким налогам, не

осуществляющее операций, в результате

которых происходит движение денежных

средств на его счетах в банках (в

кассе организации), и не имеющее по

этим налогам объектов

налогообложения, представляет

по данным налогам единую (упрощенную)

налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой

декларации и порядок ее заполнения

утверждаются Министерством финансов

Российской Федерации.

Единая (упрощенная) налоговая

декларация представляется в налоговый

орган по месту нахождения организации

или месту жительства физического лица

не позднее 20-го числа месяца,

следующего за истекшими кварталом,

полугодием, 9 месяцами, календарным

годом.

абз. 1 п. 3 (в прежней редакции - п. 2)

Налоговая декларация Налоговая декларация (расчет)

представляется представляется в налоговый орган

в налоговый орган по месту учета налогоплательщика

по месту учета (плательщика сбора, налогового

налогоплательщика агента) по установленной форме на

по установленной форме бумажном носителе или по

на бумажном носителе или установленным форматам в электронном

в электронном виде виде вместе с документами, которые в

в соответствии соответствии с настоящим Кодексом

с законодательством должны прилагаться к налоговой

Российской Федерации. декларации (расчету).

<...> Налогоплательщики вправе представить

документы, которые в соответствии

с настоящим Кодексом должны

прилагаться к налоговой декларации

(расчету), в электронном виде.

абз. 2 п. 3

Норма отсутствовала. Налогоплательщики, среднесписочная

численность работников которых

за предшествующий календарный год

превышает 100 человек, а также вновь

созданные (в том числе

при реорганизации) организации,

численность работников которых

превышает указанный предел,

представляют налоговые декларации

(расчеты) в налоговый орган

по установленным форматам в

электронном виде, если иной порядок

представления информации, отнесенной

к государственной тайне,

не предусмотрен законодательством

Российской Федерации.

абз. 3 п. 3

Норма отсутствовала. Сведения о среднесписочной

численности работников за

предшествующий календарный год

представляются налогоплательщиком в

налоговый орган не позднее 20 января

текущего года, а в случае создания

(реорганизации) организации не

позднее 20-го числа месяца,

следующего за месяцем, в котором

организация была создана

(реорганизована). Указанные сведения

представляются по форме, утвержденной

федеральным органом исполнительной

власти, уполномоченным по контролю

и надзору в области налогов и сборов,

в налоговый орган по месту нахождения

организации (по месту жительства

индивидуального предпринимателя).

абз. 4 п. 3

Норма отсутствовала. Налогоплательщики, в соответствии

со ст. 83 настоящего Кодекса

отнесенные к категории крупнейших,

представляют все налоговые декларации

(расчеты), которые они обязаны

представлять в соответствии с

настоящим Кодексом, в налоговый орган

по месту учета в качестве крупнейших

налогоплательщиков по установленным

форматам в электронном виде, если

иной порядок представления

информации, отнесенной к

государственной тайне, не

предусмотрен законодательством

Российской Федерации.

абз. 2 п. 4 (в прежней редакции - абз. 3 п. 2)

Налоговый орган не вправе Налоговый орган не вправе отказать

отказать в принятии в принятии налоговой декларации

налоговой декларации и (расчета), представленной

обязан по просьбе налогоплательщиком (плательщиком

налогоплательщика сборов, налоговым агентом)

проставить отметку по установленной форме

на копии налоговой формату), и обязан проставить

декларации о принятии и (установленному по просьбе

дату ее представления. налогоплательщика (плательщика сбора,

При получении налоговой налогового агента) на копии налоговой

декларации декларации (копии расчета) отметку о

по телекоммуникационным принятии и дату ее получения при

каналам связи налоговый получении налоговой декларации

орган обязан передать (расчета) на бумажном носителе либо

налогоплательщику передать налогоплательщику

квитанцию о приемке (плательщику сбора, налоговому

в электронном виде. агенту) квитанцию о приеме в

электронном виде - при получении

налоговой декларации (расчета)

по телекоммуникационным каналам связи

абз. 4 п. 4 (в прежней редакции - абз. 5 п. 2)

Порядок представления Порядок представления налоговой

налоговой декларации декларации (расчета) и документов

в электронном виде в электронном виде определяется

определяется Министерством Министерством финансов Российской

финансов Российской Федерации.

Федерации.

абз. 1 п. 5 (в прежней редакции - п. 4)

Налоговая декларация Налоговая декларация (расчет)

представляется с представляется с указанием

указанием единого по всем идентификационного номера

налогам идентификационного налогоплательщика, если иное

номера налогоплательщика. не предусмотрено настоящим Кодексом.

абз. 2 п. 5

Налогоплательщик (плательщик сбора,

налоговый агент) или его

представитель подписывает налоговую

декларацию (расчет), подтверждая

достоверность и полноту сведений,

указанных в налоговой декларации

(расчете).

абз. 3 п. 5

Если достоверность и полноту сведений

указанных в налоговой декларации

(расчете), подтверждает

уполномоченный представитель

налогоплательщика (плательщика сбора,

налогового агента), в налоговой

декларации (расчете) указывается

основание представительства

(наименование документа,

подтверждающего наличие полномочий

на подписание налоговой декларации

(расчета). При этом к налоговой

декларации (расчету) прилагается

копия документа, подтверждающего

полномочия представителя на

подписание налоговой декларации

(расчета).

(в прежней редакции - п. 5)

Налоговые органы не вправе Норма исключена.

требовать от

налогоплательщика

включения в налоговую

декларацию сведений, не

связанных с исчислением

и уплатой налогов.

абз. 1 п. 7

Формы налоговых Формы налоговых деклараций (расчетов)

деклараций и порядок их и порядок их заполнения утверждаются

заполнения утверждаются Министерством финансов Российской

Министерством финансов Федерации, если иное не предусмотрено

Российской Федерации. настоящим Кодексом. <...>

абз. 2 п. 7

Норма отсутствовала. Форматы представления налоговых

деклараций (расчетов) в электронном

виде утверждаются федеральным органом

исполнительной власти, уполномоченным

по контролю и надзору в области

налогов и сборов, на основании

форм налоговых деклараций (расчетов)

и порядка их заполнения, утвержденных

Министерством финансов Российской

Федерации.

абз. 3 п. 7

Норма отсутствовала. Министерство финансов Российской

Федерации не вправе включать в форму

налоговой декларации (расчета), а

налоговые органы не вправе требовать

от налогоплательщиков (плательщиков

сборов, налоговых агентов) включения

в налоговую декларацию (расчет)

сведений, не связанных с исчислением

и (или) уплатой налогов и сборов,

за исключением:

1) вида документа: первичный

(корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахождения организации (ее

обособленного подразделения) или

места жительства физического лица;

4) фамилии, имени, отчества

физического лица или полного

наименования организации (ее

обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона

налогоплательщика.

п. 10

Норма отсутствовала. Особенности исполнения обязанности

по представлению налоговых деклараций

посредством уплаты декларационного

платежа определяются Федеральным

законом об упрощенном порядке

декларирования доходов физическими

лицами.

Статья 81. Внесение изменений в налоговую декларацию

абз. 1 п. 1

При обнаружении При обнаружении налогоплательщиком

налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган

в поданной им налоговой налоговой декларации факта

декларации неотражения неотражения или неполноты отражения

или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих

сведений, а равно ошибок, к занижению суммы налога, подлежащей

приводящих к занижению уплате, налогоплательщик обязан

суммы налога, подлежащей внести необходимые изменения в

уплате, налогоплательщик налоговую декларацию и представить в

обязан внести необходимые налоговый орган уточненную налоговую

дополнения и изменения в декларацию в порядке, установленном

налоговую декларацию. настоящей статьей.

абз. 2 п. 1

Норма отсутствовала. При обнаружении налогоплательщиком

в поданной им в налоговый орган

налоговой декларации недостоверных

сведений, а также ошибок, не

приводящих к занижению суммы налога,

подлежащей уплате, налогоплательщик

вправе внести необходимые изменения в

налоговую декларацию и представить в

налоговый орган уточненную налоговую

декларацию в порядке, установленном

настоящей статьей. При этом

уточненная налоговая декларация,

представленная после истечения

установленного срока подачи

декларации, не считается

представленной с нарушением срока.

п. 2

Если предусмотренное Если уточненная налоговая декларация

в п. 1 настоящей статьи представляется в налоговый орган

заявление о дополнении до истечения срока подачи налоговой

и изменении налоговой декларации, она считается поданной

декларации производится в день подачи уточненной налоговой

до истечения срока подачи декларации.

налоговой декларации, она

считается поданной в день

подачи заявления.

п. 3

Если предусмотренное Если уточненная налоговая декларация

в п. 1 настоящей статьи представляется в налоговый орган

заявление о дополнении и после истечения срока подачи

изменении налоговой налоговой декларации, но до истечения

декларации делается после срока уплаты налога, то

истечения срока подачи налогоплательщик освобождается от

налоговой декларации, но ответственности, если уточненная

до истечения срока уплаты налоговая декларация была

налога, то представлена до момента, когда

налогоплательщик налогоплательщик узнал об обнаружении

освобождается налоговым органом факта неотражения

от ответственности, если или неполноты отражения сведений в

указанное заявление было налоговой декларации, а также ошибок,

сделано до момента, когда приводящих к занижению подлежащей

налогоплательщик узнал об уплате суммы налога, либо о

обнаружении налоговым назначении выездной налоговой

органом обстоятельств, проверки.

предусмотренных

п. 1 настоящей статьи,

либо о назначении выездной

налоговой проверки.

п. 4

Если предусмотренное Если уточненная налоговая декларация

п. 1 настоящей статьи представляется в налоговый орган

заявление о дополнении и после истечения срока подачи

изменении налоговой налоговой декларации срока уплаты

декларации делается после налога, то налогоплательщик

истечения срока подачи освобождается от ответственности

налоговой декларации и в случаях:

срока уплаты налога, то 1) представления уточненной налоговой

налогоплательщик декларации до момента, когда

освобождается от налогоплательщик узнал об обнаружении

ответственности, если налоговым органом неотражения или

указанное заявление неполноты отражения сведений в

налогоплательщик сделал налоговой декларации, а также ошибок,

до момента, когда приводящих к занижению подлежащей

налогоплательщик узнал уплате суммы налога, либо о

об обнаружении налоговым назначении выездной налоговой

органом обстоятельств, проверки по данному налогу за данный

предусмотренных п. 1 период при условии, что до

настоящей статьи, либо представления уточненной налоговой

о назначении выездной декларации он уплатил недостающую

налоговой проверки. сумму налога и соответствующие ей

Налогоплательщик пени;

освобождается 2) представления уточненной налоговой

от ответственности декларации после проведения выездной

в соответствии с настоящим налоговой проверки за соответствующий

пунктом при условии, что налоговый период, по результатам

до подачи такого заявления которой не были обнаружены

налогоплательщик уплатил неотражение или неполнота отражения

недостающую сумму налога сведений в налоговой декларации, а

и соответствующие ей пени. также ошибки, приводящие к занижению

подлежащей уплате суммы налога.

п. 5

Норма отсутствовала. Уточненная налоговая декларация

представляется налогоплательщиком

в налоговый орган по месту учета.

Уточненная налоговая декларация

(расчет) представляется в налоговый

орган по форме, действовавшей

в налоговый период, за который

вносятся соответствующие изменения.

п. 6

Норма отсутствовала. При обнаружении налоговым агентом

в поданном им в налоговый орган

расчете факта неотражения или

неполноты отражения сведений, а также

ошибок, приводящих к занижению или

завышению суммы налога, подлежащей

перечислению, налоговый агент обязан

внести необходимые изменения и

представить в налоговый орган

уточненный расчет в порядке,

установленном настоящей статьей.

Уточненный расчет, представляемый

налоговым агентом в налоговый орган,

должен содержать данные только

в отношении тех налогоплательщиков,

в отношении которых обнаружены факты

неотражения или неполноты отражения

сведений, а также ошибки, приводящие

к занижению суммы налога.

Положения, предусмотренные п. п. 3 и

4 настоящей статьи, касающиеся

освобождения от ответственности,

применяются также в отношении

налоговых агентов при представлении

ими уточненных расчетов.

п. 7

Норма отсутствовала. Правила, предусмотренные настоящей

статьей, применяются также в

отношении уточненных расчетов сборов

и распространяются на плательщиков

сборов.

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<***> Названия статей части первой НК РФ даны в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ. (Продолжение следует) И.Н.Александрова Подписано в печать 04.04.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Организация уплатила по месту нахождения обособленного подразделения сумму ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль на II квартал 2006 г. и ликвидировала это подразделение 2 мая 2006 г. В связи с этой ликвидацией вышеуказанная сумма признана суммой излишне уплаченного налога. Эта сумма подлежала зачислению в бюджет субъекта РФ. Могла ли вышеуказанная сумма быть уплачена только по месту нахождения организации? ("Налоговый вестник", 2007, N 5) >
Статья: <Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006 N 63 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.