|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Организация в 2006 г. осуществляла три вида деятельности: поставку медицинского оборудования по муниципальным и федеральным контрактам; оказание услуг по проектированию зданий (разработка проектно-сметной документации в части учреждений здравоохранения); строительно-монтажные работы. Каков в данном случае порядок распределения и учета общехозяйственных расходов? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 14)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 14
Вопрос: Организация в 2006 г. осуществляла три вида деятельности: поставку медицинского оборудования по муниципальным и федеральным контрактам; оказание услуг по проектированию зданий (разработка проектно-сметной документации в части учреждений здравоохранения); строительно-монтажные работы. Каков в данном случае порядок распределения и учета общехозяйственных расходов?
Ответ: По мнению автора, организация может использовать два варианта учета операций, связанных с распределением общехозяйственных расходов. Вариант 1: а) максимально уменьшить сумму косвенных расходов;
б) выбрать оптимальную базу распределения общехозяйственных расходов. По мере внедрения технически обоснованных методов нормирования затрат и совершенствования способов учета и калькулирования следует возможно большую часть затрат включать в затраты на производство изделий прямым путем, сокращая удельный вес косвенных расходов. Для реализации данной задачи целесообразно уточнить номенклатуру косвенных расходов: в части расходов на оплату труда (с отчислениями ЕСН) - относить указанные расходы на себестоимость (расходы) только одного вида деятельности, если входящие в состав административно-управленческого и обслуживающего персонала сотрудники преимущественно заняты (в течение месяца или другого периода времени) этим видом деятельности; в части расходов на оплату служебных командировок - относить их на расходы того вида деятельности, для решения проблем которого направляется данный сотрудник; в части оплаты информационных, юридических, консультационных услуг - затраты по их оплате относить на тот вид деятельности, для которого они были предназначены; в части расходов по подготовке кадров - относить понесенные расходы на тот вид деятельности, для которого проведено обучение (иная форма подготовки кадров); Соответствующий механизм следует применять и к другим статьям (видам) косвенных расходов. Выбранные методы распределения указанных выше затрат закрепляют в учетной политике. Несмотря на пересмотр номенклатуры косвенных расходов, часть из них невозможно обоснованно отнести на затраты только одного вида деятельности (например, заработная плата руководства организации, содержание бухгалтерии, охраны и т.п., оплата аудиторских услуг, амортизация ряда объектов основных средств и др.). Поэтому оставшаяся сумма накладных расходов должна будет распределяться косвенными методами, т.е. пропорционально выбранной в организации базе. Причем в ряде случаев более обоснованным представляется распределение отдельных затрат, входящих в состав общехозяйственных расходов, пропорционально различным критериям распределения. Например, затраты по оплате отопления, предоставленного организации, целесообразно распределять пропорционально площади помещений, на которой оказываются (выполняются) соответствующие услуги (работы); расходы по оплате электроэнергии - пропорционально мощности используемых для выполнения работ и оказания услуг оборудования, светильников и других электроприборов и т.п. В целом же (в остальной части) таковой базой может быть заработная плата работников, непосредственно занятых в соответствующем подразделении (виде деятельности). При этом для определения доли косвенных (общехозяйственных) расходов, подлежащей отнесению на тот или иной вид деятельности, необходимо использовать следующий алгоритм расчета. Всю величину расходов по оплате труда сотрудников организации, непосредственно относимых в течение месяца (иного периода) на конкретные виды деятельности (дебет счета 20 "Основное производство" (по соответствующим субсчетам), кредит счета 70), принять за 100%. Далее найти удельный вес оплаты труда каждого вида деятельности в общем объеме этих расходов. Затем сумму расходов, списанных в течение месяца (иного периода) в дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы" (за исключением общехозяйственных расходов, включаемых в себестоимость отдельных видов деятельности с помощью иных критериев распределения), разделить между отдельными видами деятельности пропорционально удельному весу прямых расходов на оплату труда по каждому виду деятельности, для чего умножить оставшуюся сумму месячного оборота по дебету счета 26 на процент (удельный вес) оплаты труда данного вида деятельности в общем объеме "прямых" расходов по оплате труда. В бухгалтерском учете данная операция отражается по дебету соответствующих субсчетов счета 20 и кредиту счета 26. Вариант 2: а) максимально уменьшить сумму косвенных расходов (см. пояснения к варианту 1); б) если невозможно экономически обоснованное распределение оставшейся части косвенных расходов между отдельными видами деятельности или данная работа представляется достаточно трудоемкой, целесообразно отнесение общехозяйственных расходов со счета 26 непосредственно на счет 90 "Продажи". Таким образом, после уточнения номенклатуры косвенных расходов организация могла бы использовать в бухгалтерском учете вариант отнесения условно-постоянной части расходов по управлению и обслуживанию производства непосредственно на счет 90 (например, дебет субсчета "Управленческие расходы"). В связи с этим в учетной политике для целей бухгалтерского учета необходимо сделать соответствующее уточнение. В условиях рассматриваемой организации можно рекомендовать использование 2-го варианта распределения косвенных (общехозяйственных) расходов.
И.Ложников Директор Департамента методологии бухгалтерского учета ЗАО "HLB Внешаудит" Подписано в печать 04.04.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |