|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: В.В. Гусев: "Акцент сделан на предварительной подготовке контрольных мероприятий и высоком качестве их проведения" ("Российский налоговый курьер", 2007, N 8)
"Российский налоговый курьер", 2007, N 8
В.В. ГУСЕВ: "АКЦЕНТ СДЕЛАН НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ВЫСОКОМ КАЧЕСТВЕ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ"
Налоговая реформа развивается по спирали. Нововведения в законодательстве заставляют ФНС России пересматривать сложившиеся подходы к налоговому администрированию. А в ходе практической реализации новых положений становится ясно, какие нормы требуют дальнейшей корректировки. О том, как работала Служба в 2006 г., а также о перспективных задачах налогового администрирования - наша беседа с заместителем руководителя ФНС России Владимиром Васильевичем Гусевым.
- Владимир Васильевич, как правило, работу налоговых органов оценивают по объему налоговых поступлений. Насколько существенны цифры за прошлый год? - Федеральная налоговая служба обеспечила 67% доходов бюджетной системы Российской Федерации. Поступило около 7 трлн руб. администрируемых Службой доходов, что на четверть больше, чем в 2005 г. Из них в федеральный бюджет - 3 трлн руб., в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - свыше 2,7 трлн руб., в государственные внебюджетные фонды - 1 трлн руб. Показатели доходов на 2006 г., установленные Законом о федеральном бюджете, исполнены. Бюджет получил дополнительно 17 млрд руб. - За счет каких налогов обеспечен рост показателей? - Свыше 40% прироста администрируемых доходов (без учета прироста поступлений по налогу на добычу нефти) обеспечены за счет налога на прибыль, 20% - за счет налога на доходы физических лиц, 19% - за счет поступлений в государственные внебюджетные фонды.
- Какова роль НДС в формировании федерального бюджета? - За 2006 г. показатели по этому налогу не выполнены. Основной фактор, повлиявший на динамику его поступления, - увеличение налоговых вычетов вследствие изменений законодательства о налогах и сборах. Потери Служба оценивает в 373 млрд руб. В расчетах бюджета на 2006 г. и дальнейших корректировках эти потери учтены в меньших размерах (265 млрд руб.). В итоге в федеральный бюджет поступило 924 млрд руб., а неисполнение составило 34 млрд руб. Служба неоднократно докладывала в Минфин России и Правительство РФ о значительном влиянии на поступления НДС налоговой политики, принимаемой на 2006 г., с учетом того, что создание эффективных инструментов контроля отложено на 2008 - 2010 гг. - Ваши прогнозы: как будет складываться ситуация со сбором НДС в 2007 г.? - Планируется, что темп роста объемов поступлений НДС в 2007 г. составит 149%. В настоящее время Служба совместно с Минфином России согласовала оценку поступления налога на 2007 - 2010 гг. В текущем году она немногим свыше 1 трлн руб. вместо 1,4 трлн руб., предусмотренных в бюджете. - Поговорим об администрировании отдельных налогов. Какова динамика поступлений налога на прибыль и как, на ваш взгляд, она может измениться в будущем? - В истекшем году темп роста поступлений налога на прибыль составил 140% к уровню 2005 г. В основном это обусловлено повышением цен на продукцию топливно-энергетического комплекса и цен на металл, а также увеличением объемов реализации нефти и газа. Возросли и поступления по банковскому сектору экономики. Но это временная "премия" мировой конъюнктуры цен. Уже сегодня пересматривается прогноз мировых цен на нефть на 2007 - 2010 гг. в сторону снижения. Очевидно, в таких условиях темп роста прибыли замедлится, а может быть, и снизится. В этом случае необходимо оценить риски исполнения показателей поступления налога на прибыль, заложенных в финансовом плане на 2007 - 2009 гг. - Перейдем к администрированию единого социального налога и налога на доходы физических лиц. Расскажите, пожалуйста, о результатах кампании по легализации заработной платы. - Действительно, в прошлом году в налоговых органах работали комиссии по легализации теневой заработной платы. Благодаря их деятельности число организаций, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума, сократилось в четыре раза. Кампания вызвала широкий общественный резонанс. По сравнению с 2005 г. это был прорыв в налоговом администрировании. Эффект очевиден: размер поступлений от ЕСН и НДФЛ превысил запланированный. - В 2007 г. эта работа продолжится? - Да, работа комиссии по легализации теневой заработной платы будет продолжена, но уже на новом уровне. Для нас крайне важно повысить эффективность налогового контроля. Напомню, что к работе в условиях измененного законодательства Служба начала готовиться еще в прошлом году. Был разработан целый комплекс мер и особая роль отведена аналитике и информационному обмену. Сразу оговорюсь: мы не ставим задачу стопроцентного охвата налогоплательщиков проверками. Акцент сделан на предварительной подготовке контрольных мероприятий и высоком качестве их проведения, иначе говоря, на системном налоговом мониторинге. Внедрять его Служба начала менее года назад, но уже сейчас отмечается повышение налоговой дисциплины. В целях совершенствования налогового администрирования разработан практически новый порядок планирования выездных налоговых проверок. Его отдельные положения реализованы в ходе контрольных мероприятий, проводимых в отношении крупнейших налогоплательщиков. - В чем особенности нового подхода к планированию? - Поясню на примере проверки крупнейшего налогоплательщика. Планируя ее, налоговые органы одновременно готовят контрольные мероприятия не только по структурным подразделениям, но и по всем зависимым и аффилированным организациям и контрагентам проверяемого налогоплательщика независимо от места регистрации и учета. Контрольные мероприятия также скоординированы по срокам и условиям проведения. Управление процессом организации и проведения проверок осуществляется централизованно. Как вы понимаете, при таком подходе практически исключены неэффективные налоговые проверки, а также необоснованные претензии к налогоплательщикам. Кроме того, создается эффект присутствия налогового контроля во всех сферах экономической деятельности по всей стране. - Следующий вопрос - о взаимодействии налоговых органов с муниципалитетами. - Сегодня ФНС России и Минфин России ведут работу по выполнению задач, поставленных в Бюджетном послании Президента РФ на 2007 г. Одна из них - обеспечить органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления налоговой информацией. В текущем году статистическая налоговая отчетность о налоговой базе и структуре начислений по пяти видам налогов, которые уплачиваются в местные бюджеты, будет формироваться по муниципальным образованиям. Кстати, еще в прошлом году ФНС России разработала Типовое соглашение по информационному взаимодействию налоговых органов субъектов Российской Федерации с администрациями этих субъектов. Сегодня такие соглашения заключены в 72 субъектах РФ. Соответственно, обеспечен доступ широкого круга пользователей к статистической информации управлений ФНС России через Интернет. - Несколько слов о работе Службы, связанной с госрегистрацией. - Актуальным вопросом госрегистрации является совершенствование законодательства. Недостатки существующих законов оставляют множество возможностей как для создания фирм-однодневок (а это уклонение от налогов), так и для захвата фирм рейдерами. Чтобы ликвидировать пробелы в законодательстве, Федеральная налоговая служба совместно с Минэкономразвития России подготовила предложения по изменению подходов к государственной регистрации юридических лиц. Сейчас законопроект согласовывается с заинтересованными государственными органами. - Как известно, одна из проблем налогового администрирования - существенная сумма налоговой задолженности. Как идет работа по ее урегулированию? - На начало 2007 г. задолженность по налогам в бюджетную систему составила около 2 трлн руб., что на 123 млрд руб., или на 6%, ниже соответствующего показателя годичной давности. То есть прогресс налицо. К должникам применяются различные меры взыскания: направляются требования об уплате налога, выставляются инкассовые поручения, принимаются решения о взыскании недоимки за счет имущества. Достаточно эффективно налоговые органы взаимодействуют со Службой судебных приставов. Только за прошлый год сумма, взыскиваемая судебными приставами, возросла на 20%. Важный вопрос - задолженность отсутствующих должников, по которым законодательство обязывает инициировать процедуры банкротства. За 2006 г. ФНС России инициировала 62 тыс. таких процедур. Другим способом урегулировать задолженность нельзя. В то же время по экспертной оценке взыскать можно не более 5% имеющейся задолженности отсутствующих должников. Чтобы урегулировать такую задолженность без процедуры банкротства (исходя из принятой Высшим Арбитражным Судом РФ позиции), нужно вносить поправки в законодательство о банкротстве, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и законодательство о государственной регистрации. - Эти поправки уже сформулированы? - Безусловно. Соответствующие предложения направлены в Минэкономразвития России и Минфин России. - Что ж, будем ждать их практической реализации. Спасибо за интересную беседу.
Беседовали Т.Пономарева
Н.Попова Подписано в печать 03.04.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |