Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: В.В. Гусев: "Акцент сделан на предварительной подготовке контрольных мероприятий и высоком качестве их проведения" ("Российский налоговый курьер", 2007, N 8)



"Российский налоговый курьер", 2007, N 8

В.В. ГУСЕВ: "АКЦЕНТ СДЕЛАН НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ВЫСОКОМ КАЧЕСТВЕ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ"

Налоговая реформа развивается по спирали. Нововведения в законодательстве заставляют ФНС России пересматривать сложившиеся подходы к налоговому администрированию. А в ходе практической реализации новых положений становится ясно, какие нормы требуют дальнейшей корректировки. О том, как работала Служба в 2006 г., а также о перспективных задачах налогового администрирования - наша беседа с заместителем руководителя ФНС России Владимиром Васильевичем Гусевым.

- Владимир Васильевич, как правило, работу налоговых органов оценивают по объему налоговых поступлений. Насколько существенны цифры за прошлый год?

- Федеральная налоговая служба обеспечила 67% доходов бюджетной системы Российской Федерации. Поступило около 7 трлн руб. администрируемых Службой доходов, что на четверть больше, чем в 2005 г. Из них в федеральный бюджет - 3 трлн руб., в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - свыше 2,7 трлн руб., в государственные внебюджетные фонды - 1 трлн руб. Показатели доходов на 2006 г., установленные Законом о федеральном бюджете, исполнены. Бюджет получил дополнительно 17 млрд руб.

- За счет каких налогов обеспечен рост показателей?

- Свыше 40% прироста администрируемых доходов (без учета прироста поступлений по налогу на добычу нефти) обеспечены за счет налога на прибыль, 20% - за счет налога на доходы физических лиц, 19% - за счет поступлений в государственные внебюджетные фонды.

- Какова роль НДС в формировании федерального бюджета?

- За 2006 г. показатели по этому налогу не выполнены. Основной фактор, повлиявший на динамику его поступления, - увеличение налоговых вычетов вследствие изменений законодательства о налогах и сборах. Потери Служба оценивает в 373 млрд руб.

В расчетах бюджета на 2006 г. и дальнейших корректировках эти потери учтены в меньших размерах (265 млрд руб.). В итоге в федеральный бюджет поступило 924 млрд руб., а неисполнение составило 34 млрд руб.

Служба неоднократно докладывала в Минфин России и Правительство РФ о значительном влиянии на поступления НДС налоговой политики, принимаемой на 2006 г., с учетом того, что создание эффективных инструментов контроля отложено на 2008 - 2010 гг.

- Ваши прогнозы: как будет складываться ситуация со сбором НДС в 2007 г.?

- Планируется, что темп роста объемов поступлений НДС в 2007 г. составит 149%. В настоящее время Служба совместно с Минфином России согласовала оценку поступления налога на 2007 - 2010 гг. В текущем году она немногим свыше 1 трлн руб. вместо 1,4 трлн руб., предусмотренных в бюджете.

- Поговорим об администрировании отдельных налогов. Какова динамика поступлений налога на прибыль и как, на ваш взгляд, она может измениться в будущем?

- В истекшем году темп роста поступлений налога на прибыль составил 140% к уровню 2005 г. В основном это обусловлено повышением цен на продукцию топливно-энергетического комплекса и цен на металл, а также увеличением объемов реализации нефти и газа. Возросли и поступления по банковскому сектору экономики. Но это временная "премия" мировой конъюнктуры цен.

Уже сегодня пересматривается прогноз мировых цен на нефть на 2007 - 2010 гг. в сторону снижения. Очевидно, в таких условиях темп роста прибыли замедлится, а может быть, и снизится. В этом случае необходимо оценить риски исполнения показателей поступления налога на прибыль, заложенных в финансовом плане на 2007 - 2009 гг.

- Перейдем к администрированию единого социального налога и налога на доходы физических лиц. Расскажите, пожалуйста, о результатах кампании по легализации заработной платы.

- Действительно, в прошлом году в налоговых органах работали комиссии по легализации теневой заработной платы. Благодаря их деятельности число организаций, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума, сократилось в четыре раза. Кампания вызвала широкий общественный резонанс. По сравнению с 2005 г. это был прорыв в налоговом администрировании. Эффект очевиден: размер поступлений от ЕСН и НДФЛ превысил запланированный.

- В 2007 г. эта работа продолжится?

- Да, работа комиссии по легализации теневой заработной платы будет продолжена, но уже на новом уровне. Для нас крайне важно повысить эффективность налогового контроля.

Напомню, что к работе в условиях измененного законодательства Служба начала готовиться еще в прошлом году. Был разработан целый комплекс мер и особая роль отведена аналитике и информационному обмену.

Сразу оговорюсь: мы не ставим задачу стопроцентного охвата налогоплательщиков проверками. Акцент сделан на предварительной подготовке контрольных мероприятий и высоком качестве их проведения, иначе говоря, на системном налоговом мониторинге. Внедрять его Служба начала менее года назад, но уже сейчас отмечается повышение налоговой дисциплины.

В целях совершенствования налогового администрирования разработан практически новый порядок планирования выездных налоговых проверок. Его отдельные положения реализованы в ходе контрольных мероприятий, проводимых в отношении крупнейших налогоплательщиков.

- В чем особенности нового подхода к планированию?

- Поясню на примере проверки крупнейшего налогоплательщика. Планируя ее, налоговые органы одновременно готовят контрольные мероприятия не только по структурным подразделениям, но и по всем зависимым и аффилированным организациям и контрагентам проверяемого налогоплательщика независимо от места регистрации и учета. Контрольные мероприятия также скоординированы по срокам и условиям проведения. Управление процессом организации и проведения проверок осуществляется централизованно.

Как вы понимаете, при таком подходе практически исключены неэффективные налоговые проверки, а также необоснованные претензии к налогоплательщикам. Кроме того, создается эффект присутствия налогового контроля во всех сферах экономической деятельности по всей стране.

- Следующий вопрос - о взаимодействии налоговых органов с муниципалитетами.

- Сегодня ФНС России и Минфин России ведут работу по выполнению задач, поставленных в Бюджетном послании Президента РФ на 2007 г. Одна из них - обеспечить органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления налоговой информацией.

В текущем году статистическая налоговая отчетность о налоговой базе и структуре начислений по пяти видам налогов, которые уплачиваются в местные бюджеты, будет формироваться по муниципальным образованиям.

Кстати, еще в прошлом году ФНС России разработала Типовое соглашение по информационному взаимодействию налоговых органов субъектов Российской Федерации с администрациями этих субъектов. Сегодня такие соглашения заключены в 72 субъектах РФ. Соответственно, обеспечен доступ широкого круга пользователей к статистической информации управлений ФНС России через Интернет.

- Несколько слов о работе Службы, связанной с госрегистрацией.

- Актуальным вопросом госрегистрации является совершенствование законодательства. Недостатки существующих законов оставляют множество возможностей как для создания фирм-однодневок (а это уклонение от налогов), так и для захвата фирм рейдерами.

Чтобы ликвидировать пробелы в законодательстве, Федеральная налоговая служба совместно с Минэкономразвития России подготовила предложения по изменению подходов к государственной регистрации юридических лиц. Сейчас законопроект согласовывается с заинтересованными государственными органами.

- Как известно, одна из проблем налогового администрирования - существенная сумма налоговой задолженности. Как идет работа по ее урегулированию?

- На начало 2007 г. задолженность по налогам в бюджетную систему составила около 2 трлн руб., что на 123 млрд руб., или на 6%, ниже соответствующего показателя годичной давности. То есть прогресс налицо.

К должникам применяются различные меры взыскания: направляются требования об уплате налога, выставляются инкассовые поручения, принимаются решения о взыскании недоимки за счет имущества.

Достаточно эффективно налоговые органы взаимодействуют со Службой судебных приставов. Только за прошлый год сумма, взыскиваемая судебными приставами, возросла на 20%.

Важный вопрос - задолженность отсутствующих должников, по которым законодательство обязывает инициировать процедуры банкротства. За 2006 г. ФНС России инициировала 62 тыс. таких процедур. Другим способом урегулировать задолженность нельзя. В то же время по экспертной оценке взыскать можно не более 5% имеющейся задолженности отсутствующих должников. Чтобы урегулировать такую задолженность без процедуры банкротства (исходя из принятой Высшим Арбитражным Судом РФ позиции), нужно вносить поправки в законодательство о банкротстве, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и законодательство о государственной регистрации.

- Эти поправки уже сформулированы?

- Безусловно. Соответствующие предложения направлены в Минэкономразвития России и Минфин России.

- Что ж, будем ждать их практической реализации. Спасибо за интересную беседу.

Беседовали

Т.Пономарева

Н.Попова

Подписано в печать

03.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Оплату семинаров - в расходы ("Российский налоговый курьер", 2007, N 8) >
Статья: Как отчитаться по налогу на прибыль за I квартал 2007 года ("Российский налоговый курьер", 2007, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.