|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Единый социальный налог: исчисление, уплата и отчетность ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2007, N 8)
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2007, N 8
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ: ИСЧИСЛЕНИЕ, УПЛАТА И ОТЧЕТНОСТЬ
В этом номере мы продолжаем публикацию статей в рамках цикла, посвященного порядку исчисления и уплаты единого социального налога. Напомним, что вопросы, касающиеся определения объекта налогообложения и налоговой базы, а также выплаты, не облагаемые ЕСН, были рассмотрены в прошлом номере НБУ.
Налоговые льготы
В соответствии со ст. 239 НК РФ организации освобождаются от уплаты ЕСН с сумм оплаты труда и иных вознаграждений <1>, выплаченных физическим лицам, которые являются инвалидами I, II или III группы, не превышающих в течение налогового периода (т.е. календарного года) 100 000 руб. на каждого. Эта налоговая льгота применяется с 1-го числа месяца, в котором лицом получена инвалидность (если физическое лицо утратило статус инвалида, то с 1-го числа месяца, в котором это произошло, налоговая льгота по данному лицу не применяется). ————————————————————————————————<1> Выплаты по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера.
От уплаты налога с сумм выплат и других вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого работника, освобождаются также следующие категории работодателей:
- общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%; - организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%; - учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. Обратите внимание: указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров, входящих в Перечень товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса) <1>. ————————————————————————————————<1> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. N 884.
Что касается индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, то они также освобождаются от налогообложения части доходов от их предпринимательской деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода, при наличии у них инвалидности I, II или III группы. Имейте в виду, что льготы, установленные ст. 239 НК РФ, не распространяются на порядок исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку указанные страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ (Письмо Минфина России от 18 августа 2006 г. N 03-05-02-04/127). Данные страховые взносы уплачиваются всеми категориями налогоплательщиков без исключения, поскольку в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном страховании) нет специальной нормы, предоставляющей льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу инвалидов.
Ставки единого социального налога
Статьей 241 НК РФ установлены различные ставки ЕСН для различных категорий налогоплательщиков. Шкала ставок, установленная для каждой категории, определена в отдельности для федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования, а также дифференцирована по размеру доходов. Ставки налога, установленные п. 1 ст. 241 НК РФ, применяют: - организации, а также индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми, производящие выплаты физическим лицам; - организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны <2> и производящие выплаты физическим лицам, работающим на ее территории; - сельскохозяйственные товаропроизводители, организации народных художественных промыслов и родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования. ————————————————————————————————<2> Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают налог по ставкам, установленным в п. 3 ст. 241 НК РФ, а налогоплательщики - организации, ведущие деятельность в области информационных технологий, - по ставкам, установленным п. 6 ст. 241 НК РФ.
Налоговые вычеты
Понятие "налоговый вычет" определено п. 2 ст. 243 НК РФ как сумма, на которую уменьшается ЕСН, исчисленный к уплате в федеральный бюджет. Сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), начисленную за тот же период. Страхователь ежемесячно вносит авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, внесенных за отчетный период (п. 1 ст. 23 Закона о пенсионном страховании). В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 24 Закона о пенсионном страховании разница между суммами авансовых платежей, внесенными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), уплачивается не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю. В расчетах по авансовым платежам по ЕСН сумма примененного налогового вычета должна быть равна сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (по совокупности платежей на страховую и накопительную части трудовой пенсии). Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы ЕСН, подлежащей уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу. Таким образом, с момента начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, т.е. отражения в бухгалтерской документации, страхователь получает право на налоговый вычет на сумму начисленных страховых взносов из суммы ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет. В том случае, если страхователь начислил, но не уплатил в установленном размере или в установленный срок страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, неуплаченная сумма страховых взносов признается недоимкой по ЕСН и взыскивается с начислением пеней. На основании ст. 69 НК РФ налоговые органы направляют налогоплательщику требование об уплате задолженности по единому социальному налогу (в размере занижения суммы налога) и соответствующих пеней, начисленных на момент направления требования. В случае неуплаты налога и пеней в срок, указанный в требовании, недоимка и начисленные пени взыскиваются налоговым органом в соответствии со ст. ст. 46 - 48 НК РФ. Одновременно в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона о пенсионном страховании органами ПФР взыскиваются недоимка по страховым взносам и пени в судебном порядке. Недоимка по ЕСН, взысканная налоговыми органами с налогоплательщика в связи с неправомерно примененным налоговым вычетом, после взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование территориальными органами ПФР признается переплатой по ЕСН, к которой будут применяться положения ст. 78 НК РФ. Обратите внимание: в случае превышения примененного налогового вычета над фактически уплаченным страховым взносом на обязательное пенсионное страхование налоговые органы вправе на основании абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ доначислить ЕСН с разницы между начисленными и фактически уплаченными страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Доначисление ЕСН в федеральный бюджет на сумму разницы между начисленными и фактически уплаченными страховыми взносами по итогам отчетных периодов производится по 15-е число месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам налогового периода - по 14 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом.
Порядок исчисления и уплаты налога
Сумма налога исчисляется и уплачивается отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы, указанной в ст. 237 НК РФ. Налоговым периодом согласно ст. 240 НК РФ признается календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Сумма ЕСН, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму произведенных налогоплательщиком самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ (п. 2 ст. 243 НК РФ). Однако в гл. 24 Кодекса не приведены ни виды таких расходов, ни порядок их исчисления. При расчете ЕСН, подлежащего уплате в ФСС РФ, сумма расходов, произведенных на цели государственного социального страхования, определяется исходя из данных, отраженных в расчетной ведомости по средствам ФСС РФ (форма 4-ФСС РФ). В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных или произведенных (для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. При исчислении суммы ежемесячного авансового платежа по налогу за отчетный период учитываются ранее уплаченные суммы ежемесячных авансовых платежей. Уплачиваются ежемесячные авансовые платежи до 15-го числа следующего месяца включительно. Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных физическим лицам выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты (п. 4 ст. 243 НК РФ). Формы индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) и Порядок их заполнения утверждены Приказом МНС России от 27 июля 2004 г. N САЭ-3-05/443. Форма индивидуальной карточки, утвержденная МНС России, носит для налогоплательщиков рекомендательный характер. Тем не менее именно эту форму карточки удобно использовать в целях последующего заполнения расчетов и деклараций по ЕСН и страховым взносам. При уточнении налоговой базы работника в текущем отчетном периоде в связи с излишне начисленными за прошедший налоговый (отчетный) период выплатами (по причине болезни или из-за нахождения в командировке) корректировка налоговой базы предыдущего налогового (отчетного) периода по ЕСН и базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предыдущего расчетного (отчетного) периода не производится; уточненные расчеты авансовых платежей за предыдущий отчетный период, а также декларации за прошедший налоговый и расчетный период не представляются (см. Письмо Минфина России от 29 сентября 2006 г. N 03-05-02-04/151).
Отчетность по налогу
Пунктом 7 ст. 243 НК РФ определено, что налогоплательщики представляют налоговую декларацию по ЕСН по форме, утвержденной Минфином России, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим представление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган ПФР. Данные о суммах авансовых платежей (как начисленных, так и уплаченных), о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период отражаются в расчете, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Форма налоговой декларации по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 31 января 2006 г. N 19н. Расчет авансовых платежей по ЕСН за первый отчетный период 2007 г. необходимо представить по новой форме, которая утверждена Приказом Минфина России от 9 февраля 2007 г. N 13н <1>. ————————————————————————————————<1> Полностью документ опубликован на с. 3 вкладки "Документы номера". Незначительные изменения затронули титульный лист, в частности расчет заверяется теперь только подписью руководителя организации либо представителем налогоплательщика. Кроме того, не указываются ОГРН или ОГРНИП. Из новой формы исключены разделы, содержавшие сводные показатели за отчетный период для расчета ЕСН организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения и данные по выплатам в пользу всех физических лиц, являющихся инвалидами, включаемые в разд. 2, а также перечень организаций, вклады которых составляют уставный капитал организации, заявляющей право на применение налоговой льготы. Помимо этого, в связи с введением с 2007 г. льготного режима налогообложения для организаций, специализирующихся на разработке компьютерных программ, расчет дополнен новым разделом, в котором указывается распределение налоговой базы и численности физических лиц по интервалам специальной шкалы регрессии. Согласно п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате ЕСН (авансовых платежей по ЕСН), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по своему местонахождению. Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по местонахождению организации, в состав которой входят обособленные подразделения, исчисляется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по местонахождению обособленных подразделений организации. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Ответственность за нарушение сроков уплаты авансовых платежей Согласно действовавшему ранее налоговому законодательству за неуплату (несвоевременную уплату) ежемесячных авансовых платежей по ЕСН не могли быть начислены пени, поскольку отчетным периодом по этому налогу являлся календарный год (а не календарный месяц). Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ ст. 58 НК РФ была изложена в новой редакции. Теперь п. 3 ст. 58 НК РФ установлено, что обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. Таким образом, с 1 января 2007 г. при уплате авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на их сумму начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ (за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством днем уплаты налога или сбора). В то же время нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может быть основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (абз. 3 п. 3 ст. 58 НК РФ). Таким образом, в НК РФ была закреплена сложившаяся и устоявшаяся арбитражная практика последних лет по данному вопросу (см., например, п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71). И.Э.Гущина К. э. н., Доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Академии труда и социальных отношений Подписано в печать 03.04.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |