Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Банковская тайна и права налоговых органов ("ЭЖ-Юрист", 2007, N 12)



"ЭЖ-Юрист", 2007, N 12

БАНКОВСКАЯ ТАЙНА И ПРАВА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Вопрос о соотношении института банковской тайны и права налоговых органов истребовать у кредитных организаций информацию об их клиентах уже достаточно давно порождает бурные дискуссии в отношении того, какую именно информацию и в каком объеме налоговики вправе истребовать у банка (см. "ЭЖ-Юрист" N 10 за 2007 г.). Сегодня мы предлагаем еще один взгляд на эту проблему.

Во-первых, перечень сведений, составляющих банковскую тайну, определен п. 1 ст. 857 ГК РФ, согласно которому банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Во-вторых, в силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон) все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Банковскую тайну составляет следующая информация:

- сведения о счетах, в том числе депозитных, открытых клиентами в кредитной организации (то есть сам факт наличия или отсутствия счета или вклада лица в кредитной организации);

- сведения об операциях по счетам и вкладам клиента (в рассматриваемом случае имеются в виду не банковские операции в соответствии со ст. 5 Закона, а операции по счету согласно ст. 848 ГК РФ);

- сведения о клиенте кредитной организации (то есть любая информация о клиенте, сообщенная клиентом кредитной организации с момента получения такой информации);

- иные сведения, отнесенные кредитной организацией к сведениям, составляющим банковскую тайну.

Режим банковской тайны

Статья 857 ГК РФ закрепляет, что сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть представлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения представляются исключительно в случаях и в порядке, установленных законом.

Примечание. Право налоговых органов при наличии мотивированного запроса требовать от банка необходимые справки и документы не может рассматриваться как возлагающиеся на банк обязанности, не соответствующие его природе, нарушающие банковскую тайну и права налогоплательщиков.

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона кредитная организация выдает справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, налоговым органам.

Согласно НК РФ налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством РФ в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Права налоговых органов также предусмотрены Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон о налоговых органах).

Определяя правовую базу, необходимую для анализа проблемы, нельзя не упомянуть и о п. 3 мотивировочной части Определения КС РФ N 453-О. В данном пункте отмечено, что положения абз. 1 п. 3 ст. 7 Закона о налоговых органах РФ, п. 2 ст. 86 и п. 1 ст. 135.1 НК РФ, закрепляющие право налоговых органов при наличии мотивированного запроса требовать от банка необходимые справки и документы по счетам и операциям клиентов и ответственность банка за отказ в предоставлении указанных в запросе сведений, имеют под собой объективные и не противоречащие Конституции Российской Федерации основания. Поэтому они не могут рассматриваться как возлагающиеся на банк обязанности, не соответствующие его природе, нарушающие банковскую тайну и права налогоплательщиков.

"Безграничное" право

Наиболее принципиальным моментом, который необходимо отметить, является вопрос о праве налоговых органов запрашивать любые документы, которые могут иметь самое косвенное отношение к деятельности проверяемого налогоплательщика. Действительно, рассматриваемые положения законодательства не содержат никаких ограничений права налоговых органов запрашивать соответствующие сведения и документы.

Вместе с тем в судебной практике этот вопрос решается по-разному.

22 марта 2004 г. Межрегиональная ИМНС по крупнейшим налогоплательщикам направила в адрес Банка запрос "О движении средств по расчетному счету ООО "Э" с требованием предоставить соответствующую информацию в виде таблиц, предусматривающих данные о поступлении и списании денежных средств по счету. Кроме того, в запросе было указано, что при невозможности представления данных сведений надлежит представить копии всех платежных поручений.

Банк сообщил налоговому органу об оставлении запроса без удовлетворения. Свои действия Банк мотивировал отсутствием в запросе надлежащей мотивировки, а именно указания причин, в силу которых требуются данные о клиенте Банка. Поэтому Банк посчитал, что исполнение требований запроса приведет к нарушению действующего законодательства.

Решением ИМНС за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 135.1 части первой НК РФ, Банк был привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 10 тыс. руб. Доводы ответчика о нарушении судом норм материального права, в частности ст. ст. 31, 86 и 82 НК РФ, которыми налоговые органы наделены правом истребовать у налогоплательщиков любую информацию по операциям и счетам юридических лиц, т.к. по ее поступлении информация переходит в режим налоговой тайны, а также о незакреплении понятия "мотивированный запрос" в законодательстве были признаны несостоятельными.

Ссылка в запросе на проведение налоговой проверки не была принята во внимание, поскольку в запросе было указано, что проверка осуществляется в отношении ООО "Э". Однако из смысла ст. 86 НК РФ, регулирующей отношения, связанные с осуществлением налогового учета налогоплательщика, следует, что право требования подобной информации принадлежит инспекции, в которой состоит на учете налогоплательщик. То обстоятельство, что заявитель стоит на учете в другой налоговой инспекции, ответчиком не оспаривается.

Довод ответчика об отсутствии в законодательстве прямых указаний на то, что право истребования сведений о налогоплательщике имеет лишь налоговый орган по месту его учета, также несостоятелен, поскольку в соответствии со ст. ст. 83, 86 НК РФ налоговый контроль осуществляется по территориальному признаку.

Как видим, в рассматриваемом случае суд исходил из признака территориальности при осуществлении налогового контроля.

Встречная проверка

В то же время ст. 87 НК РФ предоставляет налоговым органам в случаях, когда при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, право истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Осуществляемая налоговым органом встречная проверка может касаться не только контрагентов проверяемого налогоплательщика, но и контрагентов контрагента, например, при выявлении схем по незаконной налоговой оптимизации. Тогда судебная практика идет по пути признания требований налоговых органов, адресованных банкам, законными (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 17.09.2002 N 1791/02, от 13.12.2005 N N 9841/05, 10048/05, 10053/05, от 23.11.2005 N 7088/05, от 15.11.2005 N 5734/05).

Схожей позиции придерживаются суды при рассмотрении вопроса о круге тех документов, которые правомочен истребовать налоговый орган. Так, согласно Постановлению ФАС СЗО от 23.01.2006 N А56-30710/2005 признан незаконным отказ банка в представлении налоговому органу копий кредитного договора и иных документов.

Логика налоговых органов закреплена в Письме Банка России от 10.06.2004 N 64-Т, которым до сведения кредитных организаций было доведено Письмо МНС России от 27.05.2004 N 24-2-02/410. Согласно последнему направление запросов налоговых органов в адрес кредитных организаций мотивируется осуществлением мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В силу ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При отсутствии в запросе налогового органа мотивировки необходимости предоставления соответствующей информации либо при наличии ненадлежащей мотивировки, не связанной с целями и задачами налоговых органов, а также при отсутствии в запросе указания на конкретный период, за который запрашивается информация, данные запросы исполнению банками не подлежат.

Таким образом, главный вывод, который мы можем сделать, это наличие у налоговых органов права истребовать у банков сведения, составляющие банковскую тайну, единственным условием которого выступает надлежащая мотивировка в тексте запроса.

М.Подвинцев

Специалист

в области правового анализа

Подписано в печать

30.03.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Ограниченный больничный ("ЭЖ-Юрист", 2007, N 12) >
Вопрос: Следует ли уплачивать госпошлину при совершении продажи одного из нежилых помещений, принадлежащих организации на праве собственности и зарегистрированных под одним кадастровым номером объекта? ("Налоговая политика и практика", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.