Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Граждане второго сорта "для целей исчисления НДФЛ" ("Главная книга", 2007, N 7)



"Главная книга", 2007, N 7

ГРАЖДАНЕ ВТОРОГО СОРТА "ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НДФЛ"

Поразительно, но до 2007 г. в нашей стране в налоговых правоотношениях существовало деление граждан на "первый" и "второй" сорт. Дело в том, что для заявления разнообразных вычетов (социальных, имущественных) или, допустим, возврата НДФЛ, который налоговый агент ошибочно удержал и возвратить сам уже не может, налогоплательщики должны представлять по итогам года декларацию по форме 3-НДФЛ. Однако гл. 23 НК РФ устанавливает, что сдать ее можно только в налоговый орган по месту жительства физического лица <1>.

Поэтому граждане, не имевшие регистрации по месту жительства (постоянного проживания), не могли добровольно представлять декларацию по НДФЛ - налоговики не считали ее поданной и не проверяли. Вкратце их логика сводилась к тому, что декларация должна подаваться в налоговый орган по месту учета налогоплательщика <2>, а таковым является место жительства физического лица - адрес постоянной регистрации <3>. Сначала такую позицию заняли столичные налоговики <4>, а затем и федеральные <5>.

Причем налоговики в своих рассуждениях пошли по комедийному пути. Если налогоплательщик, зарегистрированный только по месту пребывания, имел не обложенный НДФЛ доход, то он был обязан подать декларацию в инспекцию по месту пребывания. Однако на вычеты и возврат налога он претендовать все равно не мог! Ни за что! <5>. Если с потерей социальных вычетов еще можно смириться ввиду их незначительности <6>, то при продаже недвижимости, транспортных средств и т.д. налоговый режим у таких продавцов, не имеющих постоянной прописки, был почти таким же, как у нерезидентов - налогом облагалась вся сумма продажи без вычетов, разве что по ставке 13% вместо 30%. Имущественный вычет по покупке жилья также заявить было невозможно до регистрации объекта и постоянной прописки в нем покупателя.

 Для справки

" Место жительства, где может быть зарегистрирован гражданин , - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ  < 7 > .

Странно, что эти разъяснения никто не оспорил, несмотря на многочисленные обращения граждан в ФНС России с просьбой объяснить происходящее. Между тем налогоплательщиков, не имеющих постоянной прописки, довольно много. Во-первых, это выписанные паспортными столами из жилых помещений по причине утраты права на проживание; во-вторых, это беженцы, переселенцы и т.д., имеющие на руках, как правило, только удостоверение беженца и свидетельство о регистрации по месту пребывания; в-третьих, это и иностранные граждане, которые могут быть налоговыми резидентами РФ и претендовать на вычеты, но проживать - только со статусом регистрации по месту пребывания (с 15.01.2007 - миграционным учетом по месту пребывания).

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Пункт 2 ст. 229 НК РФ.

<2> Пункт 2 ст. 80 НК РФ.

<3> Статьи 11, 83 НК РФ.

<4> Письма УМНС России по г. Москве от 11.03.2003 N 28-11/13305, от 27.07.2006 N 28-08/66327@.

<5> Письмо ФНС России от 02.06.2006 N ГИ-6-04/566@ "О направлении информации".

<6> Статья 219 НК РФ.

<7> Статья 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

К

ак надо было

Разумеется, позиция налоговиков ущербна, и даже до 2007 г. у "граждан второго сорта" имелась возможность добиться рассмотрения декларации, предоставления вычетов и возврата налога. Очевидно, что ФНС России таким подходом дискриминирует не имеющих регистрации граждан, являющихся налоговыми резидентами РФ, по отношению к остальным гражданам. А налоговая дискриминация по признаку отсутствия прав на постоянное проживание в жилом помещении противоречит нормам НК РФ <8>. Об ограничении прав на получение налоговых вычетов в зависимости от наличия прописки в ст. ст. 218 - 220 НК РФ, что удивительно, также не говорится.

Кроме того, цитируя в своих разъяснениях Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 с замечательным названием "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", который и сохранил в обновленном виде прописку (регистрацию) по месту жительства и пребывания, налоговики не прочитали ст. 3 этого же Закона. А именно "Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ".

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Пункт 2 ст. 3 НК РФ.

К

ак теперь

Можно спорить с налоговиками и дальше и настаивать на принятии декларации по месту временной регистрации гражданина без каких-либо условий. Но с 2007 г. НК РФ предоставляет гражданам без постоянной прописки и иной вариант. Если до 2007 г. прежняя редакция НК РФ предписывала ставить граждан на налоговый учет только по месту жительства и без участия самого гражданина <9>, то с нового года физическое лицо может самостоятельно обратиться в налоговый орган с просьбой поставить его на налоговый учет <10>. Для этого необходимо представить налоговикам <11>:

- заявление по форме N 2-2-Учет <12>;

- паспорт и свидетельство о регистрации по месту пребывания.

После этого налоговики должны поставить налогоплательщика на налоговый учет в течение 5 дней, незамедлительно уведомить его об этом и выдать свидетельство о постановке на учет с указанием присвоенного ИНН <13>. Напомним, что этот ИНН необходимо указывать во всех подаваемых налоговикам документах, в том числе в декларациях, но с 2007 г. можно этого и не делать, указывая лишь персональные (паспортные) данные <14>. Отказать в постановке на учет налоговики не могут, поставить на учет временно - тоже <15>.

 Примечание

 Даже если срок регистрации по месту пребывания истек (обычно 6 месяцев) или физическое лицо перерегистрировалось по новому месту пребывания, оно по-прежнему будет стоять на учете в старой инспекции и туда же подавать все документы. Снять его с налогового учета могут, только если оно добровольно встало на учет по новому месту пребывания  < 16 > .

Соответственно, после постановки на налоговый учет по месту пребывания физическое лицо может подавать декларации и заявлять вычеты, причем и за прошлые годы (но не более чем за 3 года, за которые и можно вернуть налог <17>).

Кстати, встать для удобства на налоговый учет, допустим, по месту временной регистрации в Москве, будучи постоянно прописанным в Магадане или даже в соседней области, по-прежнему нельзя. Таким образом, даже в налоговых правоотношениях по-прежнему предостаточно норм, препятствующих мобильности российских граждан.

 Примечание

 Отметим, что факт регистрации российских граждан только по месту пребывания не влияет на их налоговый статус для работодателей и прочих выплачивающих доходы агентов. И до 2007 г.  < 18 > , и теперь граждане РФ признаются налоговыми резидентами на основании длительной регистрации по месту жительства или пребывания в РФ. Соответственно, и облагать их доходы следует по ставке 13%. О том, как отличить налоговому агенту резидента от нерезидента в 2007 г., читайте в журнале "Главная книга", 2007,  N 3 , с. 39.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Пункты 1, 7 ст. 83 НК РФ. <10> Пункт 7.1 ст. 83 НК РФ (ред. от 27.07.2006). <11> Пункт 2 ст. 84 НК РФ. <12> Утверждено Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@. <13> Пункт 8 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ (ред. от 27.07.2006). <14> Пункт 7 ст. 84 НК РФ (ред. от 27.07.2006). <15> Пункт 10 ст. 83 НК РФ. <16> Пункт 4 ст. 84 НК РФ. <17> Пункт 7 ст. 78 НК РФ. <18> См., например, Письма Минфина России от 04.09.2002 N 04-04-06/186, от 30.06.2005 N 03-05-01-04/225. П.А.Попов Экономист Подписано в печать 30.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Больничный "на два фронта" ("Главная книга", 2007, N 7) >
Статья: ФСС обновил отчетность для страхователей ("Главная книга", 2007, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.