![]() |
| ![]() |
|
Статья: Граждане второго сорта "для целей исчисления НДФЛ" ("Главная книга", 2007, N 7)
"Главная книга", 2007, N 7
ГРАЖДАНЕ ВТОРОГО СОРТА "ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НДФЛ"
Поразительно, но до 2007 г. в нашей стране в налоговых правоотношениях существовало деление граждан на "первый" и "второй" сорт. Дело в том, что для заявления разнообразных вычетов (социальных, имущественных) или, допустим, возврата НДФЛ, который налоговый агент ошибочно удержал и возвратить сам уже не может, налогоплательщики должны представлять по итогам года декларацию по форме 3-НДФЛ. Однако гл. 23 НК РФ устанавливает, что сдать ее можно только в налоговый орган по месту жительства физического лица <1>. Поэтому граждане, не имевшие регистрации по месту жительства (постоянного проживания), не могли добровольно представлять декларацию по НДФЛ - налоговики не считали ее поданной и не проверяли. Вкратце их логика сводилась к тому, что декларация должна подаваться в налоговый орган по месту учета налогоплательщика <2>, а таковым является место жительства физического лица - адрес постоянной регистрации <3>. Сначала такую позицию заняли столичные налоговики <4>, а затем и федеральные <5>. Причем налоговики в своих рассуждениях пошли по комедийному пути. Если налогоплательщик, зарегистрированный только по месту пребывания, имел не обложенный НДФЛ доход, то он был обязан подать декларацию в инспекцию по месту пребывания. Однако на вычеты и возврат налога он претендовать все равно не мог! Ни за что! <5>. Если с потерей социальных вычетов еще можно смириться ввиду их незначительности <6>, то при продаже недвижимости, транспортных средств и т.д. налоговый режим у таких продавцов, не имеющих постоянной прописки, был почти таким же, как у нерезидентов - налогом облагалась вся сумма продажи без вычетов, разве что по ставке 13% вместо 30%. Имущественный вычет по покупке жилья также заявить было невозможно до регистрации объекта и постоянной прописки в нем покупателя.
Для справки " Место жительства, где может быть зарегистрирован гражданин , - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ < 7 > .
Странно, что эти разъяснения никто не оспорил, несмотря на многочисленные обращения граждан в ФНС России с просьбой объяснить происходящее. Между тем налогоплательщиков, не имеющих постоянной прописки, довольно много. Во-первых, это выписанные паспортными столами из жилых помещений по причине утраты права на проживание; во-вторых, это беженцы, переселенцы и т.д., имеющие на руках, как правило, только удостоверение беженца и свидетельство о регистрации по месту пребывания; в-третьих, это и иностранные граждане, которые могут быть налоговыми резидентами РФ и претендовать на вычеты, но проживать - только со статусом регистрации по месту пребывания (с 15.01.2007 - миграционным учетом по месту пребывания). ————————————————————————————————<1> Пункт 2 ст. 229 НК РФ. <2> Пункт 2 ст. 80 НК РФ. <3> Статьи 11, 83 НК РФ. <4> Письма УМНС России по г. Москве от 11.03.2003 N 28-11/13305, от 27.07.2006 N 28-08/66327@. <5> Письмо ФНС России от 02.06.2006 N ГИ-6-04/566@ "О направлении информации". <6> Статья 219 НК РФ. <7> Статья 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Как надо было
Разумеется, позиция налоговиков ущербна, и даже до 2007 г. у "граждан второго сорта" имелась возможность добиться рассмотрения декларации, предоставления вычетов и возврата налога. Очевидно, что ФНС России таким подходом дискриминирует не имеющих регистрации граждан, являющихся налоговыми резидентами РФ, по отношению к остальным гражданам. А налоговая дискриминация по признаку отсутствия прав на постоянное проживание в жилом помещении противоречит нормам НК РФ <8>. Об ограничении прав на получение налоговых вычетов в зависимости от наличия прописки в ст. ст. 218 - 220 НК РФ, что удивительно, также не говорится. Кроме того, цитируя в своих разъяснениях Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 с замечательным названием "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", который и сохранил в обновленном виде прописку (регистрацию) по месту жительства и пребывания, налоговики не прочитали ст. 3 этого же Закона. А именно "Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ". ————————————————————————————————<8> Пункт 2 ст. 3 НК РФ.
Как теперь
Можно спорить с налоговиками и дальше и настаивать на принятии декларации по месту временной регистрации гражданина без каких-либо условий. Но с 2007 г. НК РФ предоставляет гражданам без постоянной прописки и иной вариант. Если до 2007 г. прежняя редакция НК РФ предписывала ставить граждан на налоговый учет только по месту жительства и без участия самого гражданина <9>, то с нового года физическое лицо может самостоятельно обратиться в налоговый орган с просьбой поставить его на налоговый учет <10>. Для этого необходимо представить налоговикам <11>: - заявление по форме N 2-2-Учет <12>; - паспорт и свидетельство о регистрации по месту пребывания. После этого налоговики должны поставить налогоплательщика на налоговый учет в течение 5 дней, незамедлительно уведомить его об этом и выдать свидетельство о постановке на учет с указанием присвоенного ИНН <13>. Напомним, что этот ИНН необходимо указывать во всех подаваемых налоговикам документах, в том числе в декларациях, но с 2007 г. можно этого и не делать, указывая лишь персональные (паспортные) данные <14>. Отказать в постановке на учет налоговики не могут, поставить на учет временно - тоже <15>.
Примечание Даже если срок регистрации по месту пребывания истек (обычно 6 месяцев) или физическое лицо перерегистрировалось по новому месту пребывания, оно по-прежнему будет стоять на учете в старой инспекции и туда же подавать все документы. Снять его с налогового учета могут, только если оно добровольно встало на учет по новому месту пребывания < 16 > .
Соответственно, после постановки на налоговый учет по месту пребывания физическое лицо может подавать декларации и заявлять вычеты, причем и за прошлые годы (но не более чем за 3 года, за которые и можно вернуть налог <17>). Кстати, встать для удобства на налоговый учет, допустим, по месту временной регистрации в Москве, будучи постоянно прописанным в Магадане или даже в соседней области, по-прежнему нельзя. Таким образом, даже в налоговых правоотношениях по-прежнему предостаточно норм, препятствующих мобильности российских граждан.
Примечание Отметим, что факт регистрации российских граждан только по месту пребывания не влияет на их налоговый статус для работодателей и прочих выплачивающих доходы агентов. И до 2007 г. < 18 > , и теперь граждане РФ признаются налоговыми резидентами на основании длительной регистрации по месту жительства или пребывания в РФ. Соответственно, и облагать их доходы следует по ставке 13%. О том, как отличить налоговому агенту резидента от нерезидента в 2007 г., читайте в журнале "Главная книга", 2007, N 3 , с. 39.
————————————————————————————————<9> Пункты 1, 7 ст. 83 НК РФ. <10> Пункт 7.1 ст. 83 НК РФ (ред. от 27.07.2006). <11> Пункт 2 ст. 84 НК РФ. <12> Утверждено Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@. <13> Пункт 8 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ (ред. от 27.07.2006). <14> Пункт 7 ст. 84 НК РФ (ред. от 27.07.2006). <15> Пункт 10 ст. 83 НК РФ. <16> Пункт 4 ст. 84 НК РФ. <17> Пункт 7 ст. 78 НК РФ. <18> См., например, Письма Минфина России от 04.09.2002 N 04-04-06/186, от 30.06.2005 N 03-05-01-04/225. П.А.Попов Экономист Подписано в печать 30.03.2007 ————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |