Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Пролонгация выездной проверки ("Главная книга", 2007, N 7)



"Главная книга", 2007, N 7

ПРОЛОНГАЦИЯ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

(Комментарий к Приказу ФНС России

от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@)

Недавно прошел регистрацию в Минюсте России подготовленный еще в прошлом году Приказ налоговой службы <1>, утверждающий ряд документов и правил, которыми должны руководствоваться инспекторы при проведении налоговых проверок. Так, документы при проведении проверки и других мероприятий налогового контроля, начатых после 31 декабря 2006 г., должны оформляться <2>:

1)

по обновленным формам:

- Решения о проведении выездной налоговой проверки <3>;

- Акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки <4>;

2)

по принятой новой

форме

Акта камеральной

налоговой проверки.

 К сведению

 Об основных новшествах-2007 в процедуре проведения налоговых проверок читайте в журнале "Главн ая книга", 2007,  N 2 , с. 56.

Кроме того, предусмотрен ряд новых правил, касающихся:

- Оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки <5>;

- Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов при встречных проверках <6>;

- Требований к составлению Акта камеральной проверки <7>.

Сразу отметим, что положения Приказа сформулированы в основном для самих налоговых органов: в какие ориентировочные сроки они должны проделать те или иные действия на некоторых этапах проверки. Например, в течение 5 рабочих дней со дня получения поручения об истребовании документов инспекция должна отправить налогоплательщику требование о представлении документов о его контрагенте <8>.

Конечно, у налогоплательщика отсутствуют какие-либо возможности для проверки соблюдения внутренних "срочных" ориентиров, да они ему, в общем-то, и неинтересны. К тому же, если не нарушены общие сроки проведения проверки (при их нарушении можно хотя бы попытаться обжаловать ее результаты в судебном порядке), никаких последствий, допустим, за несоблюдение инспекциями внутренних сроков не предусмотрено.

Тем не менее некоторые положения Приказа все же представляют ценность и для налогоплательщика. Пожалуй, самым примечательным, о чем налогоплательщику стоит знать, является

"формула" продления срока

выездной проверки.

 Примечание

 Напомним, что выездная (повторная выездная) налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев, но законодательством устанавливается возможность увеличения этого срока до 4 - 6 месяцев. А вот основан ия и правила такого продления законодатель не закрепил  < 9 > .

 Для справки

 Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки, указанного в самом решении, и до дня  составления справки о проведенной проверке  < 10 > .

Налоговая служба решила не изобретать велосипед и методично переписала в Приказ разрешающие приостановление выездной проверки основания, сформулированные когда-то налоговым ведомством на уровне ненормативного акта - в Письме <11>. Теперь именно этот перечень (кстати, оставшийся открытым) получил нормативное закрепление.

Итак, выездная проверка может быть продлена <12>:

1)

до 6 месяцев

, когда:

- проверяется крупнейший налогоплательщик <13> или организация, имеющая более 9 обособленных подразделений;

- в ходе проведения проверки в инспекцию поступила информация (например, от правоохранительных органов) о наличии у проверяемого нарушений законодательства о налогах и сборах, требующая дополнительной проверки;

- возникли форс-мажорные обстоятельства (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

- налогоплательщик не представил необходимые для проведения проверки документы в течение 10 рабочих дней с момента получения им требования об их представлении. При этом им не направлялось письменное уведомление в инспекцию о невозможности их представления в срок <14>;

2)

до 4 месяцев,

когда проверяется организация, имеющая:

- не менее 4 - 9 обособленных подразделений;

- менее 4 обособленных подразделений, только если:

- доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на эти подразделения, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией;

- удельный вес имущества на балансе этих подразделений составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации.

При продлении проверок по "иным обстоятельствам" инспекция должна будет в мотивированном запросе о продлении, направляемом в вышестоящий налоговый орган, обосновать необходимость и сроки продления проверки (например, с учетом объемов проверяемых и анализируемых документов, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, сложности их технологических процессов).

В любом случае налогоплательщик узнает обоснование продолжения у него выездной проверки лишь из решения о ее продлении. Имейте в виду, что такое решение (независимо от основания продления) должно быть подписано <15>:

1)

руководителем (заместителем руководит

еля) ФНС России,

когда продлевается:

- повторная выездная проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью инспекции, осуществлявшей проверку;

- выездная (повторная выездная) проверка крупнейших налогоплательщиков, проводимая межрегиональной инспекцией ФНС России или самой ФНС России;

2)

руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа

(то есть управления ФНС России по субъекту) - во всех остальных случаях.

При предъявлении вам продлевающего проверку решения с иной подписью (например, руководителя вашей инспекции) можете не допускать проверяющих на свою территорию или не нести истребуемые ими документы в инспекцию (если проверка проводится на их территории <16>).

Еще стоит обратить внимание на то, что

при проведении "встречки"

в поручении об истребовании документов, копия которого присылается контрагенту проверяемого налогоплательщика, должны быть указаны <17>:

1)

перечни:

-

истребуемых документов

с указанием периода, к которому они относятся;

-

запрашиваемых данных

о налогоплательщике или о конкретной сделке, а также сведений, позволяющих идентифицировать указанную сделку;

2)

вид мероприятий налогового контроля,

при проведении которых понадобилась дополнительная информация о деятельности проверяемого налогоплательщика. При этом имейте в виду, что если основанием для запроса является налоговая проверка, то вам придется отвечать на истребование как документов, так и информации. Если же проводятся иные мероприятия налогового контроля (например, для получения дополнительных доказательств по возражениям налогоплательщика на акт проверки), то у вас могут запросить только сведения относительно какой-либо сделки, а не конкретные документы. Причем, в какой форме их предоставить - отправить письмо или ответить по телефону, вы можете выбрать сами.

Напомним, что любые запросы или требования налоговых органов должны оформляться в письменном виде <18>, поэтому на устные требования о представлении документов или информации о контрагенте можно не отвечать. А вот за непредставление или несвоевременное представление документов (информации) по письменному запросу инспекции может применяться ответственность:

- к организации - штраф в размере:

- 5000 руб. - если она отказалась представлять документы или представила заведомо недостоверные документы <19>;

- 1000 руб. - если она не представила информацию (сведения) <20>;

- 5000 руб. - если она не представила информацию (сведения) в течение календарного года повторно <21>;

- к руководителю организации - административный штраф 300 - 500 руб. <22>.

Что касается утвержденных Приказом

Требований

к составлению актов проверок

, то ничего принципиально нового они тоже не содержат. Вряд ли акт проверки может быть составлен инспектором не на русском языке <23> или знание налогоплательщиком названий его составных частей поможет эффективно защищаться от нападок проверяющих.

В то же время не стоит сбрасывать со счетов возможность обжаловать результаты проверки именно по формальным признакам (например, при несоблюдении требований к составлению акта проверки), когда нет нарушений по существу.

Примерами "порочности" оформления документов в ходе проверок могут быть, в частности, случаи, когда:

1)

решение о проведении выездной проверки подписано

:

- руководителем или исполняющим обязанности руководителя территориальной инспекции, назначенными на должности приказом руководителя УФНС по региону (например, УФНС России по г. Москве - Н. Синиковой, УФНС России по Московской области - К. Седова), а не руководителя ФНС России (М. Мокрецова) <24>;

- факсимильной подписью руководителя налогового органа (его заместителя);

2)

акт:

-

не содержит каких-либо необходимых сведений

(например, в акте проверки отсутствуют ссылки на первичные документы, при изучении которых были сделаны выводы о нарушении налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах <25>;

-

составлен не вовремя

(например, акт камеральной проверки составлен по истечении 3 месяцев и 10 рабочих дней с момента подачи налогоплательщиком деклараций на проверку <26>).

Конечно, при этом стоит помнить, что, поскольку нарушаются не существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки <27>, налогоплательщику необходимо в суде самостоятельно доказывать, что эти нарушения привели к принятию налоговым органом неправомерного решения или иным нарушениям его прав.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее - Приказ). <2> Пункт 2 Приказа. <3> Приложение 1 к Приказу; Приложение N 1 к Порядку назначения выездных налоговых проверок, утв. Приказом МНС России от 08.10.1999 N АП-3-16/318. <4> Приложение 4 к Приказу; Приложение N 1 к Инструкции N 60, утв. Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138. <5> Приложение 2 к Приказу. <6> Приложение 3 к Приказу. <7> Приложение 5, разд. 2 Приложения 6 к Приказу. <8> Абзац 8 п. 2 Приложения 3 к Приказу. <9> Пункт 6 ст. 89 НК РФ. <10> Пункт 8 ст. 89 НК РФ. <11> Пункт 2 Письма МНС России от 29.04.2004 N 06-4-03/640. <12> Пункт 3 Приложения 2 к Приказу. <13> Приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@. <14> Пункт 3 ст. 93 НК РФ. <15> Пункт 4 Приложения 2 к Приказу. <16> Пункт 1 ст. 89 НК РФ. <17> Пункт 2 Приложения 3 к Приказу. <18> Подпункт 4 п. 1 ст. 31, п. 3 ст. 93.1 НК РФ. <19> Пункт 2 ст. 126 НК РФ. <20> Пункт 1 ст. 129.1 НК РФ. <21> Статья 129.1 НК РФ. <22> Часть 1 ст. 15.6 КоАП РФ. <23> Пункт 1.2 Приложения 6 к Приказу. <24> Указ Президента РФ от 15.03.2005 N 295. <25> Постановления ФАС ВСО от 19.04.2005 N А69-1777/04-7-Ф02-1442/05-С1, от 09.02.2007 N А19-15197/06-Ф02-35/07-С1; ФАС МО от 01.11.2006 N КА-А41/10439-06; ФАС ЗСО от 25.10.2006 N Ф04-811/2006(27884-А81-14). <26> Пункт 2 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ. <27> Абзац 3 п. 14 ст. 101 НК РФ. М.А.Кокурина Юрист Подписано в печать 30.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Как вылечить национальное здравоохранение ("Главная книга", 2007, N 7) >
Статья: Собственникам - дивиденды, бюджету - налоги ("Главная книга", 2007, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.