![]() |
| ![]() |
|
Статья: Рекомендации по разрешению налоговых споров о применении ставки транспортного налога к автомобилям марки БелАЗ ("Налоги и налогообложение", 2007, N 3)
"Налоги и налогообложение", 2007, N 3
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРЕШЕНИЮ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ О ПРИМЕНЕНИИ СТАВКИ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА К АВТОМОБИЛЯМ МАРКИ БЕЛАЗ
Для российских налогоплательщиков Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского регионов являются типичными налоговые споры о правильности применения ставки транспортного налога к автомобилям марки БелАЗ. Представители налоговой инспекции считают, что эти автомобили являются грузовыми и подлежат налогообложению по повышенной ставке. Налогоплательщики отстаивают мнение, что эти автомобили относятся к категории самоходных машин. Как правило, с ними соглашаются и судебные инстанции. В суде представителя ответчика (налогового органа) обычно используют следующую аргументацию: 1. Самосвал марки "БелАЗ" является самоходным транспортным средством, предназначенным для перевозки и транспортировки грузов свыше 40 тонн. Это соответствует понятию грузового автомобиля с повышенной грузоподъемностью. 2. При решении вопроса об отнесении транспортного средства к самоходной машине следует руководствоваться нормативными актами, устанавливающими конструктивные особенности и назначение объекта.
Свою позицию представители налогового органа обычно подтверждают ссылками на следующие нормативные акты: - Отраслевая нормаль ОН 025270-66 Минавтопрома СССР; - Классификация автотранспортных средств, принятая в Правилах Европейской экономической комиссии ООН; - Распоряжение Государственного таможенного комитета России от 21.11.2001 N 1091-р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД России отдельных товаров"; - Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359; - ГОСТ 30537-97; - Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (руководящий документ Р 3112194-0366-03), утвержденные Минтрансом России 29.04.2003. Для того чтобы выиграть спор, организации обычно требуется использовать следующие аргументы: 1. Законодательством о налогах и сборах не определены понятия грузового автомобиля и прочей самоходной машины и их разграничение. Поэтому допустимо использовать п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. 2. Нормативные акты, приводимые налоговой инспекцией в обоснование своей позиции, регулируют иные правоотношения и определяют понятие грузового автомобиля и самоходной машины для целей иного регулирования, не связанного с налогообложением. Кроме того, налоговая инспекция, ссылаясь на данные нормативные акты, не учитывает, что Отраслевой нормалью грузовые автомобили и самосвалы относятся к разным видам - грузовые и самосвалы (п. 27) - и категориям - стандартные и специализированные (п. 28) - классификации автомобилей. 3. Непосредственно регулируют понятия транспортных средств и их родовую и видовую принадлежность: - Распоряжение Федеральной таможенной службы от 11.08.2004 N 2-р "О внесении изменений и дополнений в Распоряжение ГТК России от 21.11.2001 N 1091-Р", согласно которому данные транспортные средства не предназначены для движения по дорогам общего пользования и регистрируются органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (органы Гостехнадзора). - Межгосударственный стандарт "Самосвалы карьерные. Общие технические условия" ГОСТ 30537-97, в соответствии с п. 3.1 которого самосвал карьерный является самоходной колесной машиной с открытой саморазгружающейся платформой, загружаемой внешними средствами, предназначенной для транспортирования вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, а также грунта на строительстве, эксплуатирующейся вне автомобильных дорог общего пользования. - Согласно определению, данному в руководстве по эксплуатации, ГОСТ 37.001.490-90, а также Межгосударственным стандартам БелАЗ - самосвал карьерный, самоходная колесная машина с открытой саморазгружающейся платформой, загружаемая внешними средствами, предназначенная для транспортирования вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, а также грунта на строительстве, эксплуатирующаяся вне автомобильных дорог общего пользования. - ГОСТ 37.001.490-90 согласуется с ГОСТ 30537-97 "Самосвалы карьерные. Общие технические условия". Согласно ГОСТ 30537-97 карьерный самосвал "БелАЗ" является самоходной колесной машиной, эксплуатирующейся вне автомобильных дорог общего пользования и предназначенной для транспортирования вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках. 4. Спорные транспортные средства зарегистрированы органами Гостехнадзора, то есть в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" для регистрации самоходных машин. Для подтверждения правильности своей позиции истцу может потребоваться представить в суд следующие документы-доказательства: - паспорта самоходной машины и других видов техники на принадлежащие обществу спорные транспортные средства, составленные в соответствии с Положением о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденным Приказом Госстандарта России от 26.06.1995; - руководство по эксплуатации карьерных самосвалов.
А.П.Зрелов К. ю. н., заместитель заведующего кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина Подписано в печать 29.03.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |