Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О новой парадигме налогового администрирования ("Налоги и налогообложение", 2007, N 3)



"Налоги и налогообложение", 2007, N 3

О НОВОЙ ПАРАДИГМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

В современных условиях происходит смена парадигмы организационного обеспечения построения эффективной налоговой системы в России.

Налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный инструмент управления процессами в налоговой сфере. Являясь динамичной, развивающейся системой управления налоговыми отношениями, налоговое администрирование позволяет координировать деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики <1>. А для налогового контроля как совокупности приемов и способов, направленных на обеспечение соблюдения налогового законодательства и налогового производства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет налогов и неналоговых платежей, активное использование такого инструмента позволяет улучшить уровень контрольной деятельности налоговых органов, а также повысить собираемость налогов и доходов всех уровней бюджетной системы РФ <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См.: Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2006. <2> См.: Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. Налоговое право: пособие для сдачи экзамена. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2006. Современная система налогового администрирования в России пока находится в стадии становления, а потому этот процесс сталкивается с целым рядом проблем, которые можно условно разделить на три группы: 1) необходимость налаживания налогового администрирования, наличие пробелов и недоработок в общих принципах налогового права; 2) недостатки в формулировках и режимах налоговых законов, регулирующих применение конкретных налогов, в частности в законах, регулирующих налоги на доходы и имущество физических лиц и налог на добавленную стоимость; 3) недостатки в работе налоговых органов, проявляющиеся в: - управлении и организационной структуре налоговых органов; - отношениях между вышестоящими и нижестоящими налоговыми органами; - отношениях налоговых органов с органами власти соответствующих административно-территориальных образований; - организации использования информационных возможностей других органов государственной власти и информации, находящейся в распоряжении "третьих лиц"; - практическом применении некоторых действующих режимов, правил и норм, формально закрепленных налоговым законодательством, но используемых либо с отклонениями, либо с недостаточной эффективностью. К последним относятся, например, применение налогового законодательства в отношении иностранных лиц (прежде всего представителей стран ближнего зарубежья), филиалов и иногородних подразделений российских компаний и предприятий, особо крупных собственников, получающих основные доходы не в форме заработной платы или официально выплачиваемых дивидендов на акции, и предприятий малого бизнеса. Успешное осуществление общенациональной программы совершенствования налогового процесса в области налогового администрирования предполагает проведение тщательной предварительной подготовки и планирования действий. Как представляется, такая программа должна охватывать практически все аспекты налогового администрирования - совершенствование организационной структуры налоговых органов, использование новых технологий налоговой работы, разработку новых подходов к оказанию услуг и предоставлению консультаций налогоплательщикам, информационно-технологическое обеспечение, повышение квалификации кадров, разработку более высоких профессиональных стандартов деятельности сотрудников налоговых органов, укрепление материально-технической базы. По мнению авторов, при разработке стратегии совершенствования налогового администрирования в России должны учитываться следующие моменты. Во-первых, в отличие от зарубежных налоговых администраций, деятельность которых сосредоточена исключительно на налоговом администрировании, Федеральная налоговая служба дополнительно осуществляет функции по регистрации предприятий, по лицензированию и контролю за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, игорного бизнеса, является уполномоченным государственным органом в делах о банкротстве. Такой широкий перечень функций требует перехода на более эффективный функциональный способ организации работы, что возможно только при условии определения оптимальной численности инспекций. На практике это означает укрупнение малочисленных инспекций, что соответствовало бы и мировому опыту развития налоговых администраций. Во-вторых, мировой опыт в области налогообложения, где наибольшей ценностью становится информация, уровень и темпы развития информационно-коммуникационных технологий создают возможности для формирования эффективного механизма налогового администрирования. Создание такого механизма невозможно без типизации, унификации и стандартизации процессов налогового администрирования на базе современных информационных технологий. Основным источником формирования информационных ресурсов Федеральной налоговой службы является налоговая отчетность, состоящая из документов установленной формы, содержащая систему показателей, связанную с исчислением и уплатой налогов, и расчеты налоговых платежей за налоговый (отчетный) период, поэтому все данные должны быть введены в информационные ресурсы. Для обеспечения же эффективной работы местного и регионального уровней налоговых органов необходимо расширить спектр и объем взаимодействия с соответствующими подразделениями Федерального казначейства, другими государственными органами, министерствами и ведомствами в части обмена информацией в электронном виде. В первую очередь это касается приема сведений о платежах от подразделений Федерального казначейства. Оперативный обмен этой информацией позволит существенно сократить непроизводительный труд инспекторов по вводу данных, уменьшит сроки взыскания недоимки и повысит обоснованность наложения санкций на налогоплательщиков за просрочку платежей. Обмен информацией в электронном виде с другими органами государственной власти, министерствами и ведомствами позволит оперативно получать и использовать в аналитической работе налоговых органов косвенные сведения о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, необходимые для контроля налогооблагаемой базы. В настоящее время эта информация поступает в основном на бумажных носителях, а главная причина тому - сомнения налогоплательщиков в совершенности существующих технологий, и, кроме того, у налоговых органов просто не хватает ресурсов для перевода информации в электронную форму с целью дальнейшего использования в автоматизированном режиме. Составляющей информационного взаимодействия является и обмен информацией с налоговыми и таможенными органами государств ближнего зарубежья, что особенно необходимо для уменьшения возможностей ухода от уплаты налога на добавленную стоимость путем нарушения законодательства о налогах и сборах при осуществлении экспортно-импортных операций. Таким образом, дальнейшее развитие налоговой системы, планируемые изменения в налоговом администрировании невозможны без дальнейшего совершенствования информационных систем и инструментов анализа, повышения научно-технического потенциала, создания и управления информационными технологиями в центральных и региональных налоговых органах. В основе этой работы - централизация обработки данных на региональном и федеральном уровнях за счет создания центров обработки данных, на которые ляжет основное бремя задач по вводу, обработке, хранению и использованию большого объема информации налоговых органов всех уровней. Назрела необходимость формирования целостной стратегии совершенствования налогового администрирования в России в границах новой парадигмы. И.А.Митрофанова Волгоградский государственный университет Е.В.Левковская Волгоградский государственный университет Подписано в печать 29.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Физическое лицо взяло в лизинг (аренду) грузовой автомобиль у лизинговой компании. Этот автомобиль у физического лица арендует ООО. Возможно ли, чтобы затраты по лизингу (ежемесячные платежи) взяло на себя ООО? Допустимо ли, чтобы организация платила за физическое лицо платежи и при этом сумму этих платежей приняла по налоговому учету в затраты (естественно, предварительно прописав все это в договоре аренды между физическим лицом и ООО)? ("Налоги и налогообложение", 2007, N 3) >
Статья: К вопросу о совершенствовании системы управления налогообложением ("Налоги и налогообложение", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.