Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Может ли общество изменить название ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 4)



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 4

МОЖЕТ ЛИ ОБЩЕСТВО ИЗМЕНИТЬ НАЗВАНИЕ

При проведении реорганизации общества с ограниченной ответственностью в форме выделения возникает проблема: можно ли изменить наименования выделяемых обществ до их государственной регистрации при условии, что в утвержденном и подписанном решении единственного участника указаны предыдущие наименования выделяемых обществ? Какие риски в связи с этим могут возникнуть у реорганизуемого общества и возникнут ли они вообще?

В ст. 54 Гражданского кодекса РФ указано, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, также должно иметь свое фирменное наименование. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) конкретизирует положения Гражданского кодекса РФ, указывая, что полное фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Кроме того, наличие полного фирменного наименования является обязательным атрибутом общества.

Таким образом, общество, будучи коммерческой организацией, имеет не простое, а фирменное наименование на русском языке. Оно позволяет выделять среди иных участников гражданского оборота данное общество, а также связывать с ним особые привилегии, предоставляемые участникам торгового (предпринимательского) оборота, при условии соблюдения специальных регистрационных процедур (исключительное право на фирменное наименование, возможность передачи права пользования коммерческим обозначением на условиях франчайзинга и др.).

Анализируя обозначенную проблему с точки зрения действующего законодательства, обращаем внимание на необходимость уведомления кредиторов об изменении наименования выделяемых обществ, а также на возможность принятия нескольких решений участников в рамках проведения реорганизации в форме выделения. Аргументируя свою позицию по данному вопросу, нужно сослаться на следующие нормы действующего законодательства.

Согласно ст. 55 Закона об ООО выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. При проведении реорганизации общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения, принимает решение о такой реорганизации, порядке и условиях выделения, создании нового общества (новых обществ) и утверждении разделительного баланса, а также вносит в учредительные документы реорганизуемого общества поправки, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, и иные изменения, предусмотренные решением о выделении.

В соответствии со ст. 51 Закона об ООО не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества последнее обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

В абз. 2 п. 5 ст. 51 Закона об ООО указано, что государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ допустимы только при представлении доказательств уведомления кредиторов.

Таким образом, для государственной регистрации выделяемых обществ в регистрирующий орган следует представить решение общего собрания участников о такой реорганизации, а также документы, подтверждающие надлежащее уведомление кредиторов реорганизуемого общества.

Действующее законодательство не содержит конкретного указания на количество решений, которые необходимо принять при проведении реорганизации в форме выделения. Значит, наличие не одного, а нескольких решений общего собрания участников реорганизуемого общества, принятых в рамках проведения реорганизации общества в форме выделения, не противоречит требованиям действующего законодательства. Однако такие решения должны содержать идентичные сведения о выделяемом обществе, в частности наименования выделяемых обществ должны быть указаны одинаково. Если планируется внести изменения, связанные с перенаименованием выделяемых обществ, и принять решение в рамках проведения реорганизации общества с указанием новых наименований выделяемых обществ, существует риск отказа регистрирующего органа в государственной регистрации выделяемых обществ. Наличие такого риска можно объяснить следующим. Различные наименования выделяемых обществ, указанные в первоначальном и последующем решениях, не позволяют определить, какие конкретно общества должны быть образованы в результате реорганизации в форме выделения, а также какие наименования выделившихся обществ, указанные в решениях общего собрания участников общества, должны быть отражены в регистрирующих документах и в Едином государственном реестре юридических лиц.

Получается, что действующее законодательство позволяет общему собранию участников принимать несколько решений в рамках проведения реорганизации общества в форме выделения. Однако наличие нескольких решений может повлечь за собой отказ в государственной регистрации выделяемого общества, если такие решения общего собрания будут содержать различные наименования выделяемых обществ. Основанием для такого отказа станет то обстоятельство, что эти решения не вполне соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации, поскольку не позволяют определить, какие общества и с какими наименованиями должны быть образованы в результате реорганизации в форме выделения.

Для минимизации указанного риска можно предусмотреть в новом решении общего собрания участников реорганизуемого общества пункт, согласно которому в предыдущее решение вносятся изменения, связанные с переменой наименований выделяемых обществ. Наличие такого пункта позволит привести предыдущее решение в соответствие с новым в части идентичности наименований обществ, образующихся в результате реорганизации в форме выделения.

Однако в такой ситуации надо обратить внимание на следующее. Уведомление кредиторов о реорганизации общества в форме выделения содержит наименование образующегося общества. Значит, при внесении изменений в названия выделяемых обществ кредиторам необходимо направить новые уведомления, которые должны носить информационный характер. Иными словами, кредиторов нужно проинформировать, что изменение наименований выделяющихся обществ не дает кредиторам дополнительных прав и не продлевает сроки предъявления требований о досрочном прекращении или исполнении обязательств реорганизуемого общества по сравнению со сроками, установленными ранее направленным уведомлением.

Итак, анализ приведенных норм действующего законодательства позволяет сделать следующие выводы. Наличие нескольких решений общего собрания участников реорганизуемого общества, содержащих различные наименования выделяемых обществ, может привести к отказу в государственной регистрации. Однако наименования выделяемых обществ возможно изменить до их государственной регистрации.

Тем не менее реорганизация общества в форме выделения, да и в любой другой форме, довольно продолжительный и трудоемкий процесс, а решение вопросов о переименовании выделяемых обществ займет какое-то время и потребует соответствующих ресурсов от реорганизуемого общества. Следовательно, нужно быть готовым к тому, что данный процесс еще более усложнится. Особенно это актуально для крупных компаний, управленческие решения в которых принимаются не за один день.

Н.Ю.Голдыбан

Юрист

компании "ФБК"

Подписано в печать

29.03.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Категория имущественных прав в российском налоговом праве ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 4) >
Статья: Бухгалтерия при смерти ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.