Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проблемы формирования учетной политики для некоммерческих организаций ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 7)



"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 7

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В условиях современной экономики отмечается полноценная нормативно-правовая база, определяющая виды и формы некоммерческих организаций (НКО), порядок их регистрации, деятельности и ликвидации. Однако в области нормативного регулирования бухгалтерского учета НКО имеются серьезные проблемы и пробелы. Все положения по бухгалтерскому учету разработаны для коммерческих организаций и, соответственно, практически стопроцентно не подходят для некоммерческих.

Ориентируясь на нормативную базу сегодняшнего дня, бухгалтерия НКО в своей деятельности должна руководствоваться учетной политикой исходя из ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", помня о том, что основные положения данного документа касаются главным образом коммерческих организаций. Выбранные бухгалтером НКО способы ведения учета должны отвечать общепринятым правилам и максимально точно отражать уставную и предпринимательскую деятельность организаций, предоставляя полную, объективную и достоверную информацию об их деятельности.

Известно, что учетная политика формируется путем индивидуального выбора способов ведения бухгалтерского учета. Ввиду того что для НКО они не установлены стандартами, организация имеет право самостоятельно разрабатывать соответствующие элементы, руководствуясь требованиями законодательства и нормативных актов. Однако проблема заключается именно в том, что специальные нормативные акты для данных организаций отсутствуют в принципе. Также не всегда получается "подогнать" имеющиеся положения под специфику деятельности НКО.

В теории бухгалтерского учета отмечается, что учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, исполнение которых также обязательно и для НКО. Учетная политика строится таким образом, чтобы бухгалтерский и налоговый учет велся рационально и эффективно, сообразно размерам и возможностям организации. Данное утверждение вполне справедливо для исследуемых организаций. Следовательно, учетная политика НКО (как и любой другой организации) представляет собой выбор конкретных форм, методик, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из организационно-правовой формы и специфики деятельности. Но следует помнить, что в учетной политике должны найти отражение все специфические моменты учета и отчетности НКО как ведущих предпринимательскую деятельность, так и не ведущих ее.

В настоящее время в экономической литературе различными авторами предлагается большое количество разнообразных вариантов по составлению учетной политики НКО. Однако единой методики в настоящее время нет, и каждая организация вправе самостоятельно разработать ее положения. Так, по мнению Е.Р. Баханьковой учетную политику НКО условно можно разделить на два раздела: организационный раздел и раздел, определяющий порядок ведения бухгалтерского учета (рис. 1) [1].

Схема разделов составления учетной политики организации

     
    ————————————————————¬   ———————————————————¬
    |Управленческий учет|   |Бухгалтерский учет|
    L—————————T——————————   L—————————T—————————
   
\¦/ \¦/
     
   ———————————+——————————¬ ———————————+——————————¬
   |Организационный отдел| |Порядок и методология|
   |                     | |    ведения учета    |
   L———————————————T—————— L——————T———————————————
   
\¦/ \¦/
     
      —————————————+——————————————+———————————¬
      |Финансовые процедуры и учетная политика|
      L————————————————————————————————————————
   

Рис. 1

Данная схема, по мнению автора настоящей статьи, может быть доработана с аспектом отражения налогового учета, который также ведется в НКО и должен найти место в учетной политике организации. Данную блок-схему, приведенную на рис. 1, необходимо дополнить следующими элементами (рис. 2).

Дополнение к схеме разделов составления учетной политики

     
         ———————————————¬
         |Налоговый учет|
         L———————T———————
   
\¦/
     
   ——————————————+—————————————¬
   |    Порядок, организация   |
   |и методология ведения учета|
   L—————————————T——————————————
   
\¦/
     
        —————————+———————¬
        |Учетная политика|
        L—————————————————
   

Рис. 2

Кроме того, Е.Р. Баханькова в своих трудах выделяет несколько процессов формирования учетной политики, которые представлены на рис. 3 [1].

Схема этапов формирования учетной политики НКО

     
   ———————————————————————————————————————————————¬
   |    1. Оценка существующего процесса сбора    |
   |       информации и обработки финансовой      |
   |             и учетной информации             |
   L——————————————————————T————————————————————————
   
\¦/
     
   ———————————————————————+———————————————————————¬
   |2. Разработка стандартов управленческого учета|
   L——————————————————————T————————————————————————
   
\¦/
     
   ———————————————————————+———————————————————————¬
   | 3. Разработка стандартов бухгалтерского учета|
   L——————————————————————T————————————————————————
   
\¦/
     
   ———————————————————————+———————————————————————¬
   | 4. Сопряжение управленческих и бухгалтерских |
   |           аспектов учетной политики          |
   L——————————————————————T————————————————————————
   
\¦/
     
   ———————————————————————+———————————————————————¬
   |  5. Взаимодействие учетной политики с иными  |
   |       функциями управления предприятием      |
   L——————————————————————T————————————————————————
   
\¦/
     
   ———————————————————————+———————————————————————¬
   |  6. Определение влияния учетной политики на  |
   | показатели финансового состояния организации |
   L——————————————————————T————————————————————————
   
\¦/
     
   ———————————————————————+———————————————————————¬
   |  7. Определение механизма внесения изменений |
   |              в учетную политику              |
   L———————————————————————————————————————————————
   

Рис. 3

Однако, по мнению автора статьи, эта схема процессов, разработанная Е.Р. Баханьковой, может быть доработана с учетом очень важных элементов, таких как:

- разработка стандартов налогового учета;

- сопряжение управленческих, бухгалтерских и налоговых аспектов учетной политики;

- определение влияния учетной политики, разработанной для целей налогового учета, на показатели финансового состояния предприятия.

Думается, что дополнение схемы этапов формирования учетной политики НКО (рис. 3) вышеуказанными элементами позволит сделать ее более полной, что, в свою очередь, предоставит возможность организации определить, разработать и проанализировать процедуры и меры контроля в области бухгалтерского и налогового учета, обеспечить наиболее точную оценку результатов ее деятельности.

Для более полного и тщательного анализа вариантов методик составления учетной политики НКО, предложенных различными экономистами, следует составить сравнительную таблицу. Как видно из приведенной табл. 1, наиболее полно раскрыта преамбула учетной политики (так называемая организационная часть) у Е.Р. Баханьковой, у остальных авторов она либо полностью отсутствует (П.Ю. Гамольский, В.В. Семенихин), либо изложена очень схематично (С.М. Джаарбеков, А.В. Началов) [1 - 5].

Таблица 1

Сравнительный анализ вариантов методик составления

учетной политики НКО

     
   ————————————————T—————————————————T—————————————————T—————————————————T—————————————————T—————————————————¬
   |Элемент учетной| Е.Р. Баханькова | П.Ю. Гамольский | С.М. Джаарбеков | В.В. Семенихин  |   А.В. Началов  |
   |    политики   |                 |                 |                 |                 |                 |
   +———————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+
   |Организационная|Раскрываются:    |Отсутствует      |Раскрываются:    |Отсутствует      |Раскрывается     |
   |часть          |информация       |                 |способы ведения  |                 |способ           |
   |               |об организации;  |                 |учета; место     |                 |распределения    |
   |               |структура        |                 |финансовой службы|                 |управленческих   |
   |               |управления;      |                 |в управленческой |                 |расходов НКО     |
   |               |структура        |                 |структуре;       |                 |                 |
   |               |финотдела;       |                 |взаимодействие   |                 |                 |
   |               |виды бюджетов;   |                 |финансовой службы|                 |                 |
   |               |методика         |                 |с другими        |                 |                 |
   |               |распределения    |                 |службами         |                 |                 |
   |               |косвенных затрат;|                 |организации;     |                 |                 |
   |               |процедура        |                 |распределение    |                 |                 |
   |               |закупок; оценка  |                 |учетных функций  |                 |                 |
   |               |деятельности;    |                 |между работниками|                 |                 |
   |               |структура        |                 |бухгалтерии;     |                 |                 |
   |               |доходов;         |                 |процедуры        |                 |                 |
   |               |источники        |                 |формирования     |                 |                 |
   |               |финансирования;  |                 |внутренней       |                 |                 |
   |               |структура        |                 |и внешней        |                 |                 |
   |               |расходов;        |                 |отчетности       |                 |                 |
   |               |организация      |                 |                 |                 |                 |
   |               |контроля         |                 |                 |                 |                 |
   |               |за использованием|                 |                 |                 |                 |
   |               |средств;         |                 |                 |                 |                 |
   |               |изменения        |                 |                 |                 |                 |
   |               |политики         |                 |                 |                 |                 |
   +———————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+
   |Часть,         |Указываются:     |Указываются:     |Указываются:     |Указываются:     |Указываются:     |
   |определяющая   |форма НКО; план  |рабочий план     |рабочий план     |рабочий план     |рабочий план     |
   |бухгалтерские  |счетов;          |счетов; формы    |счетов; формы    |счетов; формы    |счетов; формы    |
   |стандарты НКО  |начисление       |первичных учетных|первичных учетных|первичных учетных|первичных учетных|
   |               |резервов;        |документов,      |документов,      |документов,      |документов,      |
   |               |создание фондов; |по которым нет   |по которым       |по которым       |по которым       |
   |               |учет материалов; |стандартных;     |не предусмотрены |не предусмотрены |не предусмотрены |
   |               |учет основных    |порядок          |типовые формы;   |типовые формы;   |типовые формы;   |
   |               |средств; методика|проведения       |порядок          |порядок          |порядок          |
   |               |износа ОС; учет  |инвентаризации;  |проведения       |проведения       |проведения       |
   |               |продаж; учет     |методы оценки    |инвентаризации;  |инвентаризации;  |инвентаризации;  |
   |               |зарплаты; расчеты|активов          |методы оценки    |методы оценки    |методы оценки    |
   |               |с подотчетными   |и обязательств;  |активов          |активов          |активов          |
   |               |лицами; нормы    |правила          |и обязательств;  |и обязательств;  |и обязательств;  |
   |               |командировочных  |документооборота;|правила          |правила          |правила          |
   |               |расходов; ведение|порядок контроля |документооборота;|документооборота |документооборота;|
   |               |кассовых         |за хозяйственными|технология       |и технология     |технология       |
   |               |операций; учет   |операциями;      |обработки учетной|обработки учетной|обработки учетной|
   |               |банковских       |другие решения,  |информации;      |информации;      |информации;      |
   |               |операций; учет   |необходимые для  |порядок контроля |порядок контроля |порядок контроля |
   |               |валютных         |организации      |за хозяйственными|за хозяйственными|за хозяйственными|
   |               |операций; учет   |бухгалтерского   |операциями;      |операциями;      |операциями;      |
   |               |целевых средств; |учета            |другие решения   |подходы          |другие решения   |
   |               |учет НМА;        |                 |                 |к построению     |                 |
   |               |распределение    |                 |                 |системы учета НКО|                 |
   |               |прибыли; учет    |                 |                 |                 |                 |
   |               |коммерческих     |                 |                 |                 |                 |
   |               |расходов;        |                 |                 |                 |                 |
   |               |исчисление       |                 |                 |                 |                 |
   |               |себестоимости;   |                 |                 |                 |                 |
   |               |процедура        |                 |                 |                 |                 |
   |               |признания дохода |                 |                 |                 |                 |
   +———————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+
   |Часть,         |Отсутствует      |Отражает:        |Нет детализации, |Отражает:        |Отражает:        |
   |определяющая   |                 |возложение       |только указывает,|порядок          |метод определения|
   |налоговый учет |                 |обязанностей     |что              |формирования сумм|выручки          |
   |НКО            |                 |по ведению       |разрабатывается  |доходов          |от реализации;   |
   |               |                 |налогового учета;|в качестве       |и расходов;      |порядок уплаты   |
   |               |                 |метод определения|приложения       |порядок          |налога           |
   |               |                 |выручки          |к приказу        |определения      |на прибыль;      |
   |               |                 |от продаж;       |об утверждении   |доли расходов    |порядок ведения  |
   |               |                 |порядок уплаты   |учетной политики |в текущем        |налогового учета |
   |               |                 |налога           |                 |периоде; сумму   |                 |
   |               |                 |на прибыль;      |                 |остатка расходов,|                 |
   |               |                 |порядок          |                 |переносимых      |                 |
   |               |                 |использования    |                 |на другие        |                 |
   |               |                 |бухгалтерских    |                 |периоды; порядок |                 |
   |               |                 |регистров для    |                 |создания         |                 |
   |               |                 |налогового учета;|                 |резервов; сумму  |                 |
   |               |                 |метод разработки |                 |задолженности    |                 |
   |               |                 |недостающего     |                 |по налогу        |                 |
   |               |                 |регистра; план   |                 |на прибыль;      |                 |
   |               |                 |счетов; график   |                 |перечень лиц,    |                 |
   |               |                 |документооборота;|                 |ответственных    |                 |
   |               |                 |формы отчетности |                 |за ведение       |                 |
   |               |                 |                 |                 |налогового учета |                 |
   +———————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+
   |Требования     |Должна           |Необходимо:      |Должна           |Должна           |Должны найти     |
   |к учетной      |обеспечивать:    |отражать учетные |охватывать все   |обеспечивать:    |отражение все    |
   |политике       |полноту          |процедуры,       |аспекты          |полноту          |способы ведения  |
   |               |и своевременность|по которым       |учетного         |и своевременность|учета,           |
   |               |отражения        |предусмотрены    |процесса:        |отражения в учете|применяемые      |
   |               |в учете фактов   |законом варианты;|методологический;|всех фактов      |данной           |
   |               |хозяйственной    |нецелесообразно  |технический;     |хозяйственной    |организацией,    |
   |               |деятельности;    |цитирование      |организационный  |деятельности;    |по вопросам,     |
   |               |принцип          |нормативных      |                 |принцип          |по которым       |
   |               |осторожности;    |актов;           |                 |осторожности;    |законодательно   |
   |               |требование       |не включать      |                 |тождество данных |предусмотрено    |
   |               |осмотрительности;|методы учета     |                 |аналитического   |несколько        |
   |               |приоритет        |неосуществляемых |                 |и синтетического |возможных        |
   |               |содержания над   |операций         |                 |учета;           |вариантов ведения|
   |               |формой;          |                 |                 |рациональное     |учета либо они   |
   |               |рациональное     |                 |                 |ведение учета    |вообще           |
   |               |ведение учета    |                 |                 |                 |не установлены   |
   L———————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+——————————————————
   

Первая часть, определяющая бухгалтерские стандарты НКО, изложена у пяти вышеуказанных экономистов сходным образом, практически дословно, что, в принципе, соответствует Положению по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации". Во второй части учетной политики раскрыты основные моменты, связанные с осуществлением учетной работы организации во всех аспектах хозяйственной деятельности. Однако следует отметить очень существенный момент, отраженный из всех ранее указанных экономистов только В.В. Семенихиным. Этот момент касается раскрытия в учетной политике подходов к построению системы учета НКО.

В своей работе В.В. Семенихин пишет, что можно выделить два таких подхода:

1) аналогично непроизводственной сфере коммерческих предприятий;

2) аналогично бюджетным организациям [3].

Далее он указывает, что чаще всего в учете некоммерческих организаций используется произвольная компоновка операций на двух счетах: 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и 86 "Целевые финансирования и поступления". Но социальная сфера никогда не имела значения для учета и составления баланса промышленных предприятий. Счет 29 носит характер вспомогательного счета для аккумулирования и списания непроизводственных затрат за счет других источников. Не развита в системе производственного учета и методика работы счета 86, который используется этими предприятиями эпизодически и также не несет существенной информации.

Таким образом, в основу учета некоммерческих организаций заложены и выведены на главную роль, по мнению В.В. Семенихина, второстепенные участки коммерческого учета, никогда не имевшие в базовом плане счетов самостоятельного существенного значения и практики корреспондентского использования [3]. С этим несоответствием сталкивается бухгалтер НКО, когда возникают многочисленные вопросы учета уплаченного налога на добавленную стоимость, приобретения основных средств и начисления амортизации по ним, формирования и расходования целевых средств.

Расширение сферы деятельности исследуемых организаций увеличило количество проблем учета. Возникают вопросы о распределении затрат при наличии предпринимательской деятельности, учете курсовых разниц и др. Все это приводит к тому, что бухгалтерами придумываются схемы учета, не находящие подтверждений в нормативных документах. Ситуация усложняется также и налоговыми органами. Поэтому необходима скорейшая разработка целостной системы учета НКО, охватывающей все стороны их деятельности - от операций по кассе до формирования отчетности.

Третья часть учетной политики организации, посвященная вопросам налогового учета, совершенно отсутствует у Е.Р. Баханьковой, очень слабо раскрыта у С.М. Джаарбекова и А.В. Началова. Наиболее удовлетворительным образом она отражена у П.Ю. Гамольского и В.В. Семенихина [2, 3]. Следует отметить, что раскрыта она у этих авторов по-разному, освещены различные вопросы, не дублирующие друг друга. Таким образом, оба эти экономиста раскрыли учетную политику в области налогового учета недостаточно, если рассматривать ее по отдельности, а если объединить, то получится наиболее полное ее отражение. Требования к учетной политике раскрыты всеми авторами практически равнозначно, наиболее слабо это получилось у С.М. Джаарбекова. Он ограничился требованиями, перечисленными в ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", не вдаваясь в их детализацию и расшифровку [4].

Необходимо отметить, что вышеперечисленные экономисты подошли наиболее тщательно к вопросу составления учетной политики НКО. Другие специалисты в области аудита, учета и налогообложения НКО, рассматривая методы составления учетной политики, ограничиваются лишь изложением основных аспектов ПБУ 1/98 "Учетная политика организации".

Учитывая вышеизложенное, а также результаты анализа различных способов составления учетной политики НКО, автором данной статьи была предпринята попытка составить собственную методику, опираясь на результаты работы ранее указанных экономистов. При ее составлении автором исследования были не только взяты наиболее удачные, с точки зрения автора, элементы имеющихся методик, но и добавлены собственные, полученные в результате многолетних практических исследований. Данная методика приведена в табл. 2. Следует акцентировать внимание на тех элементах, которые отличают ее от имеющихся. Во-первых, предложена в качестве обязательного элемента "организационная часть" учетной политики, в которой раскрываются не только общеизвестные моменты (изменение учетной политики, нормативная база), но и полнейшая информация о действующей организации, включая ее организационно-правовую форму, структуру управления, источники финансирования, оценку ее деятельности.

Таблица 2

Авторская методика составления учетной политики НКО

     
   ————T———————————————T————————————————————————————————————————————¬
   | N |  Составляющая |                 Содержание                 |
   |п/п| часть учетной |                                            |
   |   |    политики   |                                            |
   +———+———————————————+————————————————————————————————————————————+
   | 1 |Организационная|Раскрывается: общая информация об           |
   |   |часть          |организации, включающая указание ее формы,  |
   |   |               |вида и целей уставной деятельности; наличие |
   |   |               |структурных подразделений и дочерних        |
   |   |               |организаций; структура управления           |
   |   |               |организацией и механизм контроля            |
   |   |               |за результатами ее уставной деятельности;   |
   |   |               |методика распределения косвенных затрат;    |
   |   |               |источники финансирования; структура доходов;|
   |   |               |структура расходов; оценка деятельности;    |
   |   |               |изменения политики                          |
   +———+———————————————+————————————————————————————————————————————+
   | 2 |Часть,         |Указывается: рабочий план счетов; формы     |
   |   |определяющая   |первичных учетных документов, по которым нет|
   |   |бухгалтерские  |типовых форм; методика ведения раздельного  |
   |   |стандарты НКО  |учета; порядок проведения инвентаризации    |
   |   |               |активов и обязательств; методы оценки       |
   |   |               |активов и обязательств; правила             |
   |   |               |документооборота; порядок контроля          |
   |   |               |за хозяйственными операциями; порядок учета |
   |   |               |основных средств и НМА; методики износа ОС  |
   |   |               |и НМА; учет продаж; учет оказанных услуг    |
   |   |               |в рамках уставной деятельности; учет оплаты |
   |   |               |труда; расчеты с подотчетными лицами;       |
   |   |               |перечень должностных лиц, имеющих право     |
   |   |               |получения средств под отчет; сроки          |
   |   |               |нахождения денежных средств под отчетом;    |
   |   |               |нормы командировочных расходов; ведение     |
   |   |               |кассовых операций; учет банковских операций;|
   |   |               |учет членских, вступительных, спонсорских   |
   |   |               |взносов и других целевых средств; учет      |
   |   |               |пожертвований (анонимных и личных);         |
   |   |               |направления распределения прибыли; учет     |
   |   |               |коммерческих доходов и расходов; исчисление |
   |   |               |себестоимости; другие решения, необходимые  |
   |   |               |для организации бухгалтерского учета        |
   +———+———————————————+————————————————————————————————————————————+
   | 3 |Часть,         |Отражает: порядок формирования сумм доходов |
   |   |определяющая   |и расходов; порядок определения доли        |
   |   |налоговый учет |расходов в текущем периоде; порядок создания|
   |   |НКО            |резервов; сумму задолженности бюджету       |
   |   |               |по налогу на прибыль; перечень лиц,         |
   |   |               |ответственных за ведение налогового учета,  |
   |   |               |за его организацию, за график               |
   |   |               |документооборота, формы первичных           |
   |   |               |документов; регистры налогового учета       |
   +———+———————————————+————————————————————————————————————————————+
   | 4 |Требования     |Должна обеспечивать: полноту                |
   |   |к учетной      |и своевременность отражения в учете всех    |
   |   |политике       |факторов хозяйственной деятельности; принцип|
   |   |               |осторожности; тождество данных              |
   |   |               |аналитического и синтетического учета;      |
   |   |               |рациональное ведение учета. Кроме того,     |
   |   |               |в учетной политике должны найти отражение   |
   |   |               |все способы ведения бухгалтерского учета,   |
   |   |               |применяемые в данной организации, по тем    |
   |   |               |вопросам, по которым законодательно         |
   |   |               |предусмотрено несколько возможных вариантов |
   |   |               |ведения учета либо они вообще не установлены|
   L———+———————————————+—————————————————————————————————————————————
   
Во-вторых, по-новому расставлены акценты в части, определяющей бухгалтерские стандарты НКО, в которой сделан упор на специфику их деятельности. В-третьих, предложено ввести в качестве обязательной части приказа по учетной политике часть, отражающую меру соблюдения данным приказом требований к учетной политике. Причем подход к данной части должен быть не формальным, а реальным, отражающим все сложности и трудности в работе данной организации, что должно свидетельствовать об уровне достоверности предоставляемой информации данной организацией. Безусловно, данная методика может быть более действенной и результативной, если будет опираться на соответствующую нормативную базу, разработанную непосредственно для НКО с учетом специфики их деятельности. Необходимо отметить, что порядок разработки учетной политики той или иной организации некоммерческого сектора экономики зависит от особенностей ее деятельности. Именно исходя из характера деятельности организации, лица, разрабатывающие данный учетный документ, должны обозначать те вопросы, которые необходимо раскрыть наиболее полно. Литература 1. Баханькова Е.Р., Макальская М.Л. Финансовое управление. М., ДиС, 2004. 336 с. 2. Гамольский П.Ю. Некоммерческие организации: практика налогообложения и бухгалтерского учета. М., КНОРУС, 2005. 304 с. 3. Семенихин В.В. Некоммерческие организации: особенности бухгалтерского учета и налогообложения. М., Эксмо, 2005. 176 с. 4. Джаарбеков С.М., Старостин С.Н., Кошеварова Н.Л., Морозов А.С. Некоммерческие организации: организационно-правовые формы, бухгалтерский учет, налогообложение. М., МЦФЭР, 2005. 384 с. 5. Началов А.В. Некоммерческие организации: бухучет и налогообложение. М., Налогинфо, 2005. 120 с. Н.Т.Лабынцев Д. э. н., профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета Ростовского государственного экономического университета Л.В.Егорова К. э. н., доцент кафедры "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", декан факультета Автономной некоммерческой образовательной организации "Институт открытого образования" г. Шахты Подписано в печать 28.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 7) >
Статья: Упрощенный порядок декларирования доходов: быть или не быть ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.