![]() |
| ![]() |
|
Статья: Внутренний контроль и аудит в системе Федерального казначейства ("Финансовая газета", 2007, N 13)
"Финансовая газета", 2007, N 13
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ И АУДИТ В СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
В 2006 г. в ходе выполнения Плана контрольных мероприятий была проверена деятельность территориальных органов Федерального казначейства по 18 субъектам Российской Федерации, в том числе проведены 2 тематические проверки. В целях контроля за устранением нарушений и недостатков, выявленных при проведении контрольных мероприятий в 2005 и 2006 гг., осуществлены контрольные проверки в трех управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации. Если в 2005 г. было проведено 12 комплексных проверок, то в 2006 г. их количество увеличилось в 2 раза. Расширился круг вопросов, включенных в программу проверки, в том числе по таким направлениям деятельности: кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов); правовое обеспечение выполнения положений, установленных гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; информационно-техническое обеспечение.
Количество специалистов, привлекаемых для участия в осуществлении проверок территориальных органов Федерального казначейства, составило за прошедший год 293 государственных служащих из 84 управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и увеличилось по сравнению с 2005 г. (114 государственных служащих из 65 управлений Федерального казначейства) в 2,5 раза. Участие специалистов территориальных органов в контрольной работе позволило в большей степени обеспечить единство принципов при выполнении Федеральным казначейством возложенных на него функций. В целом результаты проверок показали достаточно высокий уровень организации работ по всем направлениям деятельности. В то же время следует обратить внимание на необходимость усиления контроля за: проведением и учетом операций по распределению поступлений между бюджетами в соответствии с законодательно установленными нормативами отчислений; своевременным предоставлением информации администраторам поступлений в бюджеты и уполномоченным органам, а также соблюдением сроков проведения операций по возвратам (возмещениям) плательщикам излишне уплаченных налогов и сборов; санкционированием кассовых расходов бюджетных средств, в том числе поступающих из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты) для реализации федеральных целевых программ; процессом администрирования при осуществлении операций с использованием прикладного программного обеспечения "Центр-КС" и регламентации работы администратора. Актуальность усиления ведомственного контроля, в том числе по указанным направлениям деятельности, обусловлена в первую очередь проводимой работой по совершенствованию комплексного регулирования организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы. Результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов Федерального казначейства показали необходимость усиления текущего контроля по вопросам: целевого и эффективного использования средств при исполнении сметы доходов и расходов территориальными органами Федерального казначейства; соблюдения установленного порядка расчетов по договорам поставки товаров (работ, услуг); соблюдения порядка ведения кассовых операций с наличными деньгами и денежными документами и проведения операций при расчетах с подотчетными лицами; проведения расчетов по оплате труда, что особенно важно в связи с изменением законодательства, регулирующего вопросы государственной службы. Материалы по результатам проведения контрольных мероприятий проанализированы, на их основе подготовлены проекты обзорных писем, в которых предполагается учесть также соответствующие замечания, полученные по итогам проверок Счетной палаты Российской Федерации и Росфиннадзора. После необходимых согласований обзорные письма будут направлены в территориальные органы Федерального казначейства, что поможет им в дальнейшей работе. В рамках реализации плана мероприятий по внутреннему контролю проверена правильность формирования юридических дел главных распорядителей средств федерального бюджета, находящихся на обслуживании в Операционном управлении Федерального казначейства. На заседаниях Контрольного совета Федерального казначейства рассмотрены материалы по результатам проверок деятельности территориальных органов Федерального казначейства по 9 субъектам Российской Федерации и проверок финансово-хозяйственной деятельности, проведенных территориальными органами Росфиннадзора в 4 управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации. В целях совершенствования системы контроля за проведением и учетом операций по кассовым поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации и их распределением между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации отработаны процедуры технологического контроля, позволяющие осуществлять текущий контроль при выполнении операций. Такой порядок показал хороший результат в части уменьшения уровня рисков при осуществлении операций по распределению поступлений в соответствии с установленными нормативами и исполнению документов по возврату плательщикам налогов и сборов в соответствии с установленными сроками. При отработке методов технологического контроля использовались процессный подход и организация работы по принципу матричной структуры управления. Основное внимание уделялось причинам возникновения операционных рисков, к которым прежде всего следует отнести повторный ввод платежных документов при проведении операций по кассовым расходам. В целях избежания указанного риска необходимо обеспечить контроль за настройками в прикладном программном обеспечении "Центр-КС", поскольку такая функция в нем предусмотрена. Кроме того, можно обратиться к разработчикам с просьбой разработать программное обеспечение, предусматривающее проведение контроля посредством предупреждения или запрета осуществления операций по платежным документам, в которых совпадает определенный набор ключевых реквизитов. В соответствии с Решением коллегии Минфина России от 23.12.2005 N 9 разработано и подписано Соглашение о сотрудничестве и информационном взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства при осуществлении контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации. Следует обратить внимание на те статьи Соглашения, которые регулируют вопросы, связанные с предоставлением соответствующей информации на бумажных и магнитных носителях, а также в электронном виде в согласованных форматах с использованием системы электронного документооборота. Для обеспечения организации и развития системы внутреннего контроля и аудита в 2006 г.: подготовлена и проведена в Республике Башкортостан Всероссийская научно-практическая конференция на тему "Практика осуществления ведомственного финансового контроля и аудита"; разработана программа обучения по направлениям Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе на 2006 - 2008 гг., в которой особое внимание уделено вопросам бюджетного учета. В рамках информационно-технического обеспечения системы внутреннего контроля и аудита: подготовлено и утверждено техническое задание на разработку/доработку прикладного программного обеспечения "Внутренний контроль и аудит Федерального казначейства"; согласован план-график проведения работ по комплексам программ подсистемы "Внутренний контроль и аудит Федерального казначейства"; предварительно протестирован и введен в опытную эксплуатацию комплекс программ подсистемы "Внутренний контроль и аудит Федерального казначейства"; для промышленного ввода в эксплуатацию подготовлен проект классификатора нарушений; протестировано и сдано в промышленную эксплуатацию прикладное программное обеспечение "Свод и анализ Паспортов территориальных органов Федерального казначейства". В целях регламентации деятельности органов Федерального казначейства осуществлялась и в дальнейшем будет проводиться работа по стандартизации процессов и процедур. Для этого необходимо обратить внимание на обеспечение соответствия нормативным правовым актам описания процедур в технологических регламентах в части последовательности выполнения операций и использования понятийного аппарата. Основной приоритет в задачах на 2007 г. принадлежит развитию системы внутреннего контроля в направлениях методического обеспечения, процессного подхода к проведению контрольных мероприятий и его регламентации, а также контроль и аудит исполнения процессов, установленных технологическими регламентами, что в итоге повысит степень прозрачности и будет являться превентивной мерой устранения нарушений и недостатков в деятельности территориальных органов Федерального казначейства.
Н.Логинова Начальник Управления внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства Подписано в печать 28.03.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |