Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Предстоящие изменения в налоговом администрировании: тенденции и перспектива ("Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2007, N 2)



"Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2007, N 2

ПРЕДСТОЯЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ:

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВА

Вопросы ужесточения налогового контроля последнее время постоянно выносятся на обсуждение, а местами уже реализуются на практике. Каковы нынешние тенденции в данной области: что уже реализовано, а что только готовится? О том, с какими трудностями плательщики могут столкнуться при реализации "новой налоговой политики", читайте в комментарии.

В 2006 г. налоговики всерьез взялись за борьбу с недобросовестными налогоплательщиками. В мае прошлого года была создана специальная Межведомственная комиссия Правительства Москвы по взаимодействию органов государственной власти г. Москвы, федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций г. Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов, действующая на основании Постановления Правительства Москвы от 24 мая 2006 г. N 867-РП.

В качестве одного из направлений борьбы со схемами уклонения от уплаты налогов УФНС по г. Москве был разработан специальный Регламент действий налоговых органов по противодействию созданию и функционированию фирм-однодневок <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Мы писали об этом в журнале "Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2006, N 4. Наконец, 27 июля 2006 г. был принят Федеральный закон N 137-ФЗ, направленный на совершенствование налогового администрирования. Эта налоговая реформа была предусмотрена программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.). Основными задачами налогового реформирования должны являться повышение конкурентоспособности и рост деловой активности субъектов экономики, а также снижение налоговой нагрузки для бизнеса и упрощение процедур расчетов и уплаты налогов, упорядочение налоговых проверок и налоговой отчетности. Что мы можем наблюдать в данной ситуации? С одной стороны, государство снижает налоги, отменяет некоторые из них; с другой стороны, усиливается администрирование, ужесточается контроль. Иными словами, государство снижает налоги и в то же время требует их платить. Раньше негласная политика сводилась к следующему: да, налоги были непосильными, и налогоплательщики платили столько, сколько хотят или могут. Теперь считается, что платить надо столько, сколько указано в законе, ведь это вполне посильное бремя. Не секрет, что уже и суды (как государственные органы) активно участвуют в проведении налоговой политики, хотя мы привыкли воспринимать суды как орган правосудия. Нередки примеры, когда судьи учитывают в первую очередь бюджетные интересы, лояльно относятся к интересам бюджета, интересам контроля, активно вмешиваются в судебное разбирательство, причем выступая на стороне налоговых органов. Камеральные налоговые проверки Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу предусматривает следующие методы налогового реформирования в части проведения камеральных налоговых проверок: - упорядочение процесса проведения камеральных проверок, исключение возможности истребования неограниченного перечня документов от налогоплательщика без проведения выездной проверки; - исключение нормы о невозможности подачи уточненной налоговой декларации после принятия решения о проведении налоговой проверки; - ограничение прав налоговых органов по срокам бесспорного взыскания налогов и расширению случаев их применения; - уточнение норм, касающихся запрета на проведение повторных налоговых проверок; - установление даты окончания выездной проверки (этой датой является дата вручения налогоплательщику справки о проведенной налоговой проверке); - уточнение определения момента возникновения налогового обязательства и порядка применения налоговых санкций. Все описанные изменения, естественно, относятся к перспективе, а на деле при проведении камеральных проверок часто все обстоит совершенно иным образом. Например, при проверке документов налоговые инспекторы выносят решения о приостановлении операций по расчетным счетам. Налогоплательщик узнает о решении только тогда, когда его расчетный счет оказывается заблокированным. Участилась практика налоговых инспекций с выдачей так называемого бегунка. Пришедшему на прием налогоплательщику с заблокированным счетом выдается листок с местом для подписей всех руководителей отделов налоговых инспекций. То есть налогоплательщику приходится произвести полную выверку расчетов. Кроме того, необходима подпись начальника отдела по работе с налогоплательщиками. Руководитель этого отдела требует подключения к оператору по передаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи, иначе он свою подпись не поставит. Собирание этих подписей требует значительных затрат времени, иногда оно может длиться месяцами, в то время как счет у налогоплательщика заблокирован, бизнес заморожен. В этой ситуации налогоплательщику ничего не остается, как идти жаловаться в вышестоящую налоговую инспекцию. Эффективность этого способа защиты близка к нулю. Обжалование в вышестоящей инспекции взысканий не остановит, все штрафы будут списаны. Процент отмененных вышестоящей инспекцией решений минимален. Поэтому единственное, что остается налогоплательщику, - обратиться в суд с просьбой принять обеспечительные меры до рассмотрения дела судом. Реформирование налоговой службы Проходящая реорганизация ФНС как государственного органа - процесс достаточно важный с позиции реализации всех заложенных в программу реформирования системы и порядка налогового администрирования идей. Одни отделы ликвидируются, другие создаются, в частности для крупнейших налогоплательщиков появилось управление внутреннего аудита. Такие подразделения требуют более квалифицированного персонала - им придется проверять своих же инспекторов. Цель деятельности этих отделов заключается в том, чтобы жалобы налогоплательщиков рассматривала внутренняя независимая служба. В настоящее время на местах идет только создание, укомплектование такой службы, и с работой этого управления пока столкнулись только крупнейшие налогоплательщики. Насколько полная реализация этой идеи поможет облегчить жизнь налогоплательщикам, пока говорить рано, а прочие структурные изменения в ФНС серьезным образом на ней (жизни) пока не сказались никак. Налоговая амнистия Пока достаточно трудно судить, привлекательна или рискованна налоговая амнистия. Торопиться в любом случае вряд ли стоит - как и во всем, что касается налогов в нашей стране. Впрочем, амнистия эта касается только физических лиц. На организации ее действие не распространяется, хотя первая налоговая амнистия, которая была проведена в 1992 г., предусматривала возможность амнистирования и физических лиц, и организаций. Несмотря на то что амнистия касается только физических лиц, она может затронуть и интересы организаций, что чревато определенными рисками. Во-первых, никто не гарантирует, что информация о поданных декларациях с не учтенными до сих пор доходами не попадет в свободную ротацию. Во-вторых, не исключено, что подача декларации может послужить поводом для дальнейшего усиления налогового контроля. Налоговики будут располагать достаточно ценными сведениями о том, кто направил декларацию, на какую сумму, и, вполне возможно, это привлечет их дополнительное внимание. В-третьих, при активной борьбе с зарплатными схемами нетрудно отследить происхождение доходов граждан, которые уже подали декларации, амнистировались, но продолжают работать в одной и той же организации. Повлечет это за собой какие-либо последствия для работодателя или нет, покажет время. Ведь с "амнистированной" суммы уплачен только НДФЛ, а что же тогда с ЕСН? Амортизационная политика Сейчас довольно активно разрабатывается так называемая гибкая амортизационная политика. Не исключено, что амортизационная премия повысится до 25% либо будут введены ускоренные нормы амортизации. Это позволит быстрее списывать расходы через амортизацию. Уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства Статьей 32 НК РФ установлено, что налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (в подразделение МВД, которое занимается налоговыми преступлениями). Подобным нарушением можно считать, например, вынесение решения о доначислении налогов, сумма которых тянет на особо крупный размер. Инспекция обязана передать дело в налоговую милицию, для того чтобы следователь решил вопрос, нужно ли возбуждать уголовное дело, есть ли признаки уклонения от уплаты налогов. В большинстве случаев уголовные дела не возбуждаются, например, когда речь идет о различной трактовке закона. Но сам факт передачи дела, которое грозит стать уголовным, в МВД, опасность в любой момент быть арестованным и репрессивные меры, которые могут быть предприняты, безусловно, являются серьезным ударом по психологическому состоянию и по репутации руководителя или коллектива. Поэтому некоторым смягчением ситуации является то, что с 1 января 2007 г. информация в МВД должна передаваться не сразу после вынесения решения, а через два месяца после того, как было выдвинуто требование об уплате налогов (в случае, если требование не было удовлетворено). По большому счету смягчение это сомнительное, оно - дополнительная возможность по урегулированию появившихся проблем с инспекцией, а не сразу с МВД. Справедливости ради стоит заметить, что описанная схема больше походит, образно говоря, на выкручивание рук: не заплатите налог - дело станет уголовным. В этой ситуации во избежание уголовной ответственности будет наиболее оптимальным предпринять следующее действие: заплатить ту сумму недоимки, которая указана в требовании (пени и штрафы платить не нужно). Далее у налогоплательщика есть право оспаривать решения, взыскания, подавать заявления в суд о признании решения недействительным. Таким образом, можно будет избежать рисков возбуждения уголовного дела и, с другой стороны, реализовать право на защиту, компенсировать возмещение оборотных средств. Известно, что вернуть деньги из бюджета - задача сложная, а порой невыполнимая, но, возможно, удастся хотя бы зачесть "переплату" в счет будущих платежей по налогам. Отчетность в электронном виде Компании со штатом более 250 человек с 1 января 2007 г. должны подавать декларации в электронном виде (с 2008 г. - компании со штатом более 100 человек). Какие моменты здесь нужно учесть? Например, компания работает в Москве, где все инспекции уже перешли на электронную форму (по крайней мере, существуют технические возможности для передачи информации через Интернет). У компании есть филиал в отдаленном районе, ей нужно подавать декларацию по местным налогам в электронной форме. Не все инспекции на местах готовы принять отчетность в электронном виде по каналам связи. Поэтому в конце года есть смысл направить в инспекции, где отчитывается компания, письма с просьбой подтвердить возможность принятия отчетности по каналам связи в электронном виде. В данном случае следует учесть еще и такой нюанс: дело в том, что НК РФ использует понятие "электронный вид", а в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" говорится об электронном сообщении. Поэтому, даже если у инспекции нет возможности принять декларацию по телекоммуникационным каналам, чтобы не давать повода инспекторам приостанавливать операции по счетам, можно направить декларацию, например, на дискете с сопроводительным письмом. Если последует отказ в приеме декларации в таком виде, то можно запросить письмо, в котором будет отмечено, что инспекция готова принять декларацию в бумажном виде, поскольку нет технической возможности сделать это по установленному порядку. С.А.Графская Независимый эксперт Подписано в печать 27.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Регулирование. Март - апрель, 2007 ("Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2007, N 2) >
Статья: Стране нужен новый и более эффективный закон о бухучете ("Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.