Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Предложены очередные новации в банковское законодательство ("Банковское кредитование", 2007, N 2)



"Банковское кредитование", 2007, N 2

ПРЕДЛОЖЕНЫ ОЧЕРЕДНЫЕ НОВАЦИИ В БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Похоже, что в ходе текущей парламентской сессии (январь - июль) в банковское законодательство России будут внесены очередные существенные новации. В частности, успешно прошел в Федеральном Собрании РФ дистанцию законотворческого марафона проект закона N 385904-4 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Принят в первом чтении проект закона N 386174-4 "О Банке развития" (о создании государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности").

Что и следовало ожидать...

Законопроект N 385904-4, внесенный в Государственную Думу депутатами В.М. Резником и А.Г. Аксаковым и одобренный обеими палатами Парламента в феврале-марте текущего года, повысил размер страхового возмещения по банковским вкладам физических лиц до 400 тыс. руб. Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, практика функционирования системы обязательного страхования вкладов выявила целесообразность внесения изменений в ныне действующие Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон о страховании вкладов) и Федеральный закон от 29.07.2004 N 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон о выплатах), направленных на повышение уровня страхового возмещения и усиление защиты интересов вкладчиков.

Согласно ст. 11 Закона о страховании вкладов возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере, не превышающем 190 тыс. руб.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что в 2007 г. возникнет явная социальная и экономическая потребность в повышении существующего уровня возмещения по вкладам.

В соответствии со сложившейся международной практикой для эффективной работы систем защиты вкладов размер страхового возмещения рекомендуется устанавливать в пределах 1 - 2 долей ВВП на душу населения.

В России размер страхового возмещения по вкладам в 190 тыс. руб. соответствует 1,3 доли ВВП за 2005 г. на душу населения. По итогам 2006 г. существующий показатель составит одну долю ВВП на душу населения и будет находиться на нижней границе рекомендуемого коридора.

Расчеты показывают, что в 2007 г. с точки зрения социально-экономического развития страны и доходов населения оптимальный размер суммы вклада, покрываемого страховой защитой, будет находиться на уровне 400 тыс. руб.

Кроме того, размер страхового возмещения должен выполнять свою основную социальную функцию - в максимально полном объеме защищать интересы массового вкладчика.

В 2006 г. доля вкладчиков, сбережения которых максимально защищены, составляла около 90 процентов, что соответствует наилучшим зарубежным стандартам. Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что в 2006 г. был отмечен опережающий рост числа банковских вкладов физических лиц размером свыше 100 тыс. руб. Только в I полугодии 2006 г. он составил около пятнадцати процентов по сравнению с двумя процентами во II полугодии 2005 г. Объективные показатели позволяют говорить о возможности продолжения этой тенденции и в 2007 г. Данное обстоятельство означает, что при неизменном уровне страховых выплат доля вкладчиков, имеющих максимально полную страховую защиту, снизится и, по оценке Агентства по страхованию вкладов, к середине 2007 г. составит 83 - 85 процентов.

Внося законопроект в Государственную Думу, депутаты В.М. Резник и А.Г. Аксаков исходили из того, что повышение совокупного размера суммы вклада, подлежащего возмещению, со 190 тыс. до 400 тыс. руб. позволит сохранить сложившийся в 2006 г. уровень защиты вкладчиков и повысить конкурентоспособность национальной банковской системы.

При увеличении страхового возмещения совокупный размер страховой ответственности вырастет незначительно и составит примерно половину суммы депозитов, размещенных в банковской системе. С учетом зарубежного опыта данное соотношение является оптимальным с точки зрения достижения баланса между задачей защиты вкладчиков и размером возникающих финансовых обязательств.

Проведенные расчеты показывают, что финансовые возможности фонда страхования вкладов позволяют провести увеличение размера страхового возмещения до 400 тыс. руб.

Согласно расчетам Агентства по страхованию вкладов минимальный уровень достаточности фонда должен составлять 5 процентов размера страховой ответственности (без учета Сбербанка России). На 1 февраля 2007 г. при размере фонда в 41,2 млрд руб. данный показатель составил примерно 5,5 процента. Ожидается, что к середине 2007 г. он возрастет до 6 - 6,5 процентов, что может быть признано достаточным уровнем обеспеченности системы резервами, позволяющим провести очередное повышение размера страховых выплат.

При увеличении размера выплат обеспеченность системы резервами изменится незначительно и составит примерно 5 процентов.

В целях создания равноценных условий для вкладчиков банков, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, депутаты предлагают внести аналогичные изменения в ст. 6 Закона о выплатах.

Реализация предлагаемых законопроектом изменений позволит усилить защиту интересов вкладчиков, а также повысить эффективность функционирования системы обязательного страхования вкладов.

В Государственной Думе законопроект был встречен с пониманием и принят в феврале в трех чтениях огромным большинством голосов. В окончательном, то есть третьем, чтении за него проголосовали 420 депутатов. Воздержавшихся и голосовавших "против" не было. Поддержал законопроект и Совет Федерации.

Ориентируясь на мировой опыт

Разговоры о необходимости создания в нашей стране общенационального банка развития по типу тех институтов развития, которые успешно действуют на территории большинства преуспевающих государств, идут уже, по сути, полтора десятилетия. Более того, в недавнем прошлом предпринимались даже практические шаги, направленные на создание такого банка. Но в отсутствии соответствующей правовой базы эта попытка не увенчалась успехом.

Сегодня, судя по всему, ситуация в отношении создания банка развития существенно изменилась к лучшему. Это связано с тем, что за дело взялось Правительство РФ и внесло в Государственную Думу проект федерального закона, определяющего правовую базу банка развития.

В соответствии с правительственным законопроектом N 386174-4 государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Банк развития) предназначена для стимулирования экономического роста и обеспечения развития экономики Российской Федерации путем содействия повышению эффективности инвестиционной деятельности, привлечению инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций в экономику нашей страны, развитию производственной и финансовой инфраструктуры, обеспечения поддержки инновационной деятельности, экспорта российских товаров, работ и услуг, а также малого и среднего бизнеса.

Банк развития для достижения целей своей деятельности реализует следующие основные функции:

1) осуществляет финансирование инвестиционных проектов, направленных на развитие инфраструктуры и инновационных проектов, в том числе в форме предоставления кредитов или участия в капитале коммерческих организаций;

2) выпускает облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, а также векселя в соответствии с законодательством РФ;

3) организует привлечение займов и кредитов кредитных учреждений в целях финансирования проектов, реализуемых при участии Банка развития;

4) приобретает доли (акции, паи) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ, а также инвестиционных и паевых инвестиционных фондов;

5) осуществляет валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

6) выдает поручительства за третьих лиц юридическим лицам (кроме физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей);

7) приобретает права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме и выпускает эмиссионные ценные бумаги, обеспеченные указанными требованиями;

8) предоставляет страховые услуги участникам проектов, реализуемых Банком развития, в том числе осуществляет страхование экспортных контрактов от коммерческих и политических рисков в соответствии с законодательством РФ;

9) участвует в сделках, предусматривающих обязательства сторон уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары и ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентной ставки и уровня инфляции в целях снижения рисков по осуществляемым операциям;

10) осуществляет для реализации своих проектов профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также координирует деятельность доверительного управляющего ценными бумагами, денежными средствами и иным имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности, в соответствии с законодательством РФ;

11) участвует в реализации федеральных целевых программ и государственных инвестиционных программ, проектов, включая внешнеэкономические, в том числе по государственной поддержке экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

12) в порядке, определяемом Правительством РФ, участвует в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, а также проектов создания объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особых экономических зон;

13) осуществляет лизинговые операции;

14) осуществляет банковское сопровождение бюджетных кредитов, в случае если эти кредиты предоставляются с целью поддержки экспорта промышленной продукции российских организаций, в том числе при сооружении объектов за рубежом и осуществлении поставок комплектного оборудования, выдаче банковских гарантий при участии российских организаций в международных торгах и реализации заключенных контрактов;

15) организует и проводит экспертизу инвестиционных проектов и проектов экспортных контрактов российских экспортеров, включая экспертизу инженерно-технических решений;

16) участвует в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого предпринимательства;

17) контролирует соблюдение юридическими лицами требований, предусмотренных условиями проектов, реализуемых с участием Банка развития;

18) взаимодействует с международными организациями развития, корпорациями и институтами развития зарубежных стран и принимает участие в реализации международными организациями развития проектов на территории РФ;

19) участвует в ассоциациях, союзах и иных некоммерческих объединениях, созданных в РФ и за рубежом, целью деятельности которых является содействие экономическому развитию и инвестициям;

20) создает филиалы и открывает представительства, а также создает юридические лица в РФ и за рубежом;

21) участвует в обеспечении финансовой и гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции, включая предоставление государственных гарантий российским экспортерам промышленной продукции (товаров, работ, услуг), российским и иностранным банкам, кредитующим российских экспортеров, иностранных импортеров, банки-нерезиденты и иностранные государства при осуществлении экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг);

22) участвует в выполнении операций по учету использования и погашению государственных кредитов и займов, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам, а также иностранными государствами Российской Федерации, и совершает международные расчеты по таким кредитам и займам;

23) осуществляет в установленном порядке работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и иных видов охраняемой информации, и обеспечивает защиту таких сведений.

Во исполнение поручения Президента

Как отметил, выступая в Государственной Думе, официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития и торговли РФ К.Г. Андросов, законопроект подготовлен во исполнение поручения, которое дал Президент. Законопроект предполагает формирование института развития, нового и по своей сути, и по форме.

Основная цель банка - способствовать долгосрочному развитию экономики страны, реализации новых инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства и в конечном счете обеспечить решение задачи диверсификации экономики Российской Федерации.

Основная идея создания Банка развития заключается в возможности использования его капитала и привлеченных средств для финансирования долгосрочных инфраструктурных и инновационных проектов, то есть тех проектов, которые сегодня коммерческие банки финансировать не готовы либо по причинам длинных сроков окупаемости, либо по причинам (по их оценке) высоких коммерческих рисков, либо из-за высокой стоимости капитала этих банков.

Принципиальное юридическое значение имеет форма, в которой предполагается создать банк. Правительство предлагает провести реорганизацию Внешэкономбанка, который на сегодняшний день не имеет своей организационно-правовой формы, и путем его преобразования на базе существующей инфраструктуры, на базе накопленного опыта, тех профессиональных кадров, которыми Внешэкономбанк располагает, построить Банк развития. В правительстве учитывают то, что исторически на протяжении многих лет Внешэкономбанк во многом выполнял функции Банка развития, поддерживая экспортное машиностроение, контракты с развивающимися странами, в частности поддерживая "КамАЗ", "Силовые машины". Использование таких возможностей позволит решить две задачи: первая - построить Банк развития достаточно быстро на базе эффективной команды и опыта, вторая - решить судьбу Внешэкономбанка.

Законопроект не предполагает, что Банк развития будет подвергаться контролю с точки зрения стандартных банковских нормативов со стороны ЦБ РФ, но тем не менее законопроект предполагает обязательную отчетность создаваемого банка и перед Центробанком России, и перед Правительством РФ.

Важно то, что законопроект содержит прямой запрет на выполнение коммерческих функций, то есть тех функций и тех банковских операций, которые не способствуют реализации долгосрочных инвестиционных проектов и которые могут быть выполнены иными коммерческими банками.

Также законопроект предполагает, что Банк развития должен сыграть роль координатора всех новых институтов развития в Российской Федерации, таких как Особые экономические зоны, Российская венчурная компания и Инвестиционный фонд Российской Федерации с точки зрения анализа подготовки и участия в софинансировании проектов.

У многих сегодня возникает вопрос по поводу того, почему практически так и не заработал Российский банк развития, который был образован в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 10.03.1999 N 391-р "О создании Российского банка развития". Причем как коммерческий банк эта кредитная организация достаточно успешно работает и к тому же реализует программу поддержки малого и среднего бизнеса.

По мнению К.Г. Андросова, это произошло, во-первых, потому что банк был создан как коммерческий в соответствии с Законами "Об акционерных обществах" <1> и "О банках и банковской деятельности" <2>. Это означает, что все нормативы по лимитам на одного заемщика по рискам резервирования, по капиталу применяются к нему в полной мере и что этот банк в первую очередь должен преследовать коммерческие цели - максимизацию прибыли от тех денег, которые он инвестирует.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". <2> Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". В своем выступлении К.Г. Андросов подчеркнул, что Банк развития, который предлагается создать, - некоммерческая организация. Он не преследует цели максимизации кредитного процента или доли в капитале. Его задача - развивать долгосрочные инфраструктурные проекты. И уже на базе этой инфраструктуры будет создаваться новая экономика, новое производство. Вторая причина неуспеха Российского банка развития в области финансирования долгосрочных проектов - это ограниченный капитал. Капитал данного банка, по информации К.Г. Андросова, был сформирован в размере порядка 250 млн долл. Для банка развития, который финансирует строительство железных дорог, гидростанций, этого явно недостаточно. В новом законопроекте предусмотрено формирование капитала на уровне не менее 70 млрд руб. Необходимость в создании эффективного общенационального института развития на прочном правовом фундаменте настолько очевидна, что, по сути, рассмотрение законопроекта прошло без сколько-нибудь острых дебатов. За принятие документа в первом чтении проголосовали 411 депутатов. Воздержавшихся или голосовавших против не оказалось. Конечно, на стадии второго чтения, когда участниками законотворческого процесса, обладающими правом законодательной инициативы, будут предлагаться поправки в текст законопроекта, вокруг некоторых из них дебаты все-таки состоятся. Однако похоже, что при том настроении, которое царит в палате в отношении необходимости создания общенационального института развития, разногласия по каким-то конкретным вопросам будут урегулированы путем элементарного голосования. Сфера банковского надзора требует внимания законодателей По всей вероятности, на ход работы над банковскими законопроектами существенное влияние окажет та крайне острая полемика, которая состоялась между представителями ЦБ РФ, Генеральной прокуратуры и коммерческих банков 20 февраля 2007 г. в Государственной Думе на парламентских слушаниях по теме "Соответствие нормативного регулирования и практики осуществления Банком России банковского надзора основным положениям федерального законодательства". Выступая на слушаниях, глава банковского комитета Госдумы В.М. Резник обратил внимание на то, что явно устаревшие нормативные акты Банка России закрепляют процедуру создания виртуальных составов правонарушений и узаконивают применение мер административной ответственности, которые нарушают принцип презумпции невиновности. Те же самые порочные тенденции, считает парламентарий, прослеживаются и при анализе оснований процедуры отзыва лицензий на ведение банковской деятельности, банковских операций. Так, п. 6 ч. 1 ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности устанавливает, что Банк России имеет право отзывать лицензию у банка за неоднократное нарушение банковского законодательства. Эта норма всегда сама по себе смущала своей расплывчатостью. Анализ судебной практики подтверждает, что эта норма является неопределенной и позволяет отзывать лицензию у банка на том основании, что к нему два раза применялись меры, предусмотренные Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России). Например, в ходе рассмотрения одного из дел выяснилось, что Банк России к нарушению банковского законодательства отнес невыполнение банком предписания о досоздании резерва по кредиту, право требования по которому было переуступлено банком другой кредитной организации. А сделка в момент вынесения соответствующего предписания была полностью завершена, и надзорный орган об этом знал. Данное нарушение, соответственно, явилось одним из оснований отзыва лицензии. В другом случае было установлено, что Банк России пять раз менял свою позицию по оценке кредитного риска в отношении одного и того же заемщика, каждый раз направляя предписание о доначислении резерва по этой ссуде. При этом банк каждый раз был вынужден доначислять резерв, в результате же за неоднократные нарушения был лишен лицензии. Возможность по своему усмотрению создавать правонарушение, применять за него меры ответственности, а после отзывать лицензию на осуществление банковских операций породила поистине убийственный эффект. В течение 2006 г. Банком России было отозвано 60 лицензий на осуществление банковских операций. Пункт 6 ч. 1 ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности фигурирует в качестве основания отзыва в 100 процентах случаев. В 88 процентах он фигурирует в качестве единственного основания отзыва лицензии. Таким образом, Банк России в подавляющем большинстве случаев для отзыва лицензии применял самые сомнительные с правовой точки зрения основания, которые позволяют отзывать лицензию на основе искусственно сконструированных правонарушений. Принципиальный отказ Банка России от соотнесения своих административных действий с КоАП (Кодекс административных правонарушений) породил еще одну сложную проблему, которая состоит в том, что меры воздействия, предусмотренные ст. 74 Закона о Банке России, по своей правовой природе являются мерами административной ответственности, что относится и к институту отзыва лицензии. КоАП, в свою очередь, не знает такой меры ответственности, как отзыв лицензии. В результате толком никто не понимает, с какими правовыми мерками подходить к оценке правового режима процедуры отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Из того, на что обратил внимание В.М. Резник, следует, что есть повод для пересмотра или хотя бы уточнения некоторых правовых норм, регулирующих сферу банковского надзора. В том числе и путем внесения соответствующих корректив в банковское законодательство. Всем известно, отметил далее парламентарий, что подлинной причиной отзыва лицензий у подавляющего большинства банков в 2006 г. явилось так называемое обналичивание денежных средств. Здесь следует особо подчеркнуть, что речь идет не о правовых основаниях, а именно о неформальной причине, которую нельзя формализовать с точки зрения существующих правовых норм, не отождествив обналичивание с легализацией. К тому же в банковской системе ни для кого не секрет, что причина эта на самом деле является основной, а зачастую единственной. На взгляд В.М. Резника, само по себе обналичивание денежных средств не является ни преступлением, ни правонарушением. При этом Центральный банк РФ признает, что лишение банков лицензий в рассматриваемых случаях осуществляется по причинам, не имеющим отношения к действующему праву. Формальным основанием является п. 6 ч. 1 ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности, который отражается в приказе об отзыве лицензии. При этом данный приказ сопровождается официальной информацией, распространяемой департаментом общественных связей, в которой честно сообщается, в чем подлинная причина отзыва лицензии. Эта информация содержит такие формулировки, как, например: выдача из кассы денежных средств одному клиенту в больших размерах; вовлеченность кредитной организации в сомнительные операции клиентов; выдача наличных денежных средств клиентам на закупку сельхозпродукции. То есть все те фразы, которые в профессиональной лексике заменяются словом "обналичка". Смысл таких действий надзорного органа понятен. Банки должны знать не только формальные причины отзыва лицензии, но и подлинную, неформальную, которую нельзя вменить им в вину юридическими средствами. Должны знать и бояться. Сегодня в стране существует понятная стройная система борьбы с легализацией преступных доходов. Росфинмониторинг на основе поступающей к нему информации, в том числе и из банковской системы, оценивает, где возник теневой поток капитала, кто является его источником, после чего направляет материалы в правоохранительные органы. По данным Росфинмониторинга, в 2005 г. возбуждено 800 уголовных дел на сумму 600 млрд руб., что на порядок превышает показатели 2004 г. Роль Банка России в этой системе сводится к тому, что он должен установить для банков правила представления информации в Росфинмониторинг и следить за их исполнением. С точки зрения КоАПа он даже не имеет права наказывать банки за неисполнение этих правил. Тем не менее Банк России в этой сфере, по словам В.М. Резника, создал свой особый мир, который характеризуется следующими чертами: присвоив себе государственно-властные полномочия по противодействию легализации, он создал свою собственную систему правил, в рамках которой начал карать банки за совершенно законные операции, формально юридически прикрывая это ссылками на Закон о легализации. Зачем это делается, почему, с какой целью - неизвестно. Эта ситуация не имеет рационального объяснения, не может быть оправдана ни экономической необходимостью, ни борьбой с преступностью, ибо, с одной стороны, целью экономической политики в стране не является тотальное сворачивание налично-денежного оборота. А с другой стороны, эта политика не укладывается в известные схемы уголовного права, потому что такие составы преступлений, как легализация, лжепредпринимательство, уклонение от уплаты налогов не имеют ничего общего с теми действиями банков, за которые их преследует Банк России. Бороться с недостатками надо. Но в рамках закона Сложившаяся надзорная политика Банка России, считает В.М. Резник, не может быть однозначно оценена только как очищение банковской системы от неблагополучных банков. Судебные инстанции констатируют, что отзыв у кредитной организации лицензии по основаниям, не связанным с ее финансовым неблагополучием, сам по себе может финансово благополучную организацию сделать несостоятельной, что не может не повлиять на права и кредиторов, и вкладчиков. Как показала практика, в 2006 г. лицензии отзывались только на основании подобных причин, в редких случаях к ним добавлялись другие. Как же можно достичь основной цели осуществления банковского надзора - стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов, если вся вообще деятельность направлена на противоположное - отзыв лицензий по основаниям, не связанным с финансовым состоянием, и к тому же ущемляет права вкладчиков и кредиторов. В.М. Резник напомнил о том, что в соответствии со стратегией развития банковского сектора на период до 2008 г., одобренной Правительством РФ и Банком России, эффективность и транспарентность процедуры ликвидации должны соответствовать нормам, признанным на международном уровне. К сожалению, полагает он, практика ликвидации большинства банков не соответствует этим требованиям. Отсюда следует, что основная задача совершенствования банковского надзора на современном этапе должна состоять в серьезной реконструкции норм банковского законодательства, прежде всего касающихся процедур и оснований отзыва лицензий на осуществление банковских операций, и их законодательного закрепления. "Вероятно, следует окончательно расставить все акценты, - сказал В.М. Резник. - Попробую это сделать сейчас. Скажу, что приведение такой надзорной политики в соответствие с законом должен осуществлять орган надзора, который организационно будет отделен от Банка России. Пришла пора подумать о выделении функций банковского надзора из Банка России. Я не против борьбы с плохими банками и плохими парнями. Я за то, чтобы эта борьба осуществлялась в рамках закона." Не обходя острых углов Понимая обеспокоенность банковского сообщества, председатель Банка России С.М. Игнатьев в своем выступлении на парламентских слушаниях сказал, что полагает возможным обсудить следующие направления совершенствования законодательства в сфере отзыва лицензии на осуществление банковских операций: конкретизировать круг нарушений Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", которые являются основанием для отзыва лицензии, и усовершенствовать признаки операций, подлежащих обязательному контролю. Кроме того, в Банке России поддерживают предложение о внесении изменений в законодательство, предусматривающих предоставление кредитным организациям права отказать клиенту в открытии счета, а также расторгнуть договор банковского счета в одностороннем порядке при проведении клиентом сомнительных операций. По словам С.М. Игнатьева, не все представители банковского сообщества поддерживают это предложение, поскольку его реализация повлечет за собой дополнительные затраты и дополнительную ответственность. Но это соответствует общепринятой в мире практике. "Мы изучили банковское законодательство многих цивилизованных стран с развитым банковским сектором, - сказал он далее. - Везде такое право у кредитных организаций есть. Это соответствует рекомендациям ФАТФа. Если мы не реализуем это предложение, то помимо всех названных мною проблем возникнут проблемы с репутацией банковского сектора и репутацией страны. Конечно, здесь возможны варианты. Может быть, на первых порах такие права кредитным организациям следует предоставить только по отношению к клиентам - юридическим лицам." По информации главы ЦБ РФ, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации создана и уже начала работу межведомственная рабочая группа по противодействию преступлениям в сфере экономики. В состав этой группы вошли руководители ряда министерств и ведомств, в том числе и председатель Банка России. Координатором межведомственной рабочей группы утвержден первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации А.Э. Буксман. По мнению С.М. Игнатьева, при настойчивой, согласованной, последовательной работе межведомственная рабочая группа может достичь серьезных результатов. Время требует перехода на международные принципы надзора Весьма существенные предложения, адресованные тем, кто принимает банковские законы и соответствующие им подзаконные акты, сделал финансовый директор Банка Москвы Ю.Г. Максутов. По его словам, с точки зрения надзорного органа, клиентов, контрагентов капитализация банка - это основной критерий надежности кредитной организации. С точки зрения банков капитализация банков - это возможность для дальнейшего наращивания бизнеса, наращивания кредитования, возможность кредитования крупных заемщиков, возможность выхода на международные рынки капитала. Вместе с тем по статистике за последние три года уровень достаточности капитала в банковской системе снизился с 19 до 14 процентов. Проблема заключается в том, что в настоящее время российская банковская система интегрируется в международное банковское сообщество, берет на вооружение все те инструменты капитализации, которые существуют в лучшей мировой практике. Однако банковское регулирование пока не учитывает весь тот инструментарий, который существует в мире для капитализации банков, все те подходы, которые применяются для оценки достаточности уровня капитала коммерческих банков. И в этой связи банковское регулирование тоже требует развития, сближения с международной практикой надзора, так как банковская система сейчас переходит на международные принципы банковской деятельности. Если говорить более конкретно, то проблема капитализации состоит из двух частей. Первая часть - это как нарастить собственный капитал, вторая - как посчитать его достаточность. Что касается наращивания собственного капитала, то в последние годы все более популярным становится инструмент IPO. Небанковские структуры все чаще и все в больших объемах проводят IPO. Вместе с тем в банковском секторе IPO до сих пор не осуществляются (за исключением IPO Сбербанка России). Дело в том, что существующая практика регистрации эмиссии акций коммерческих банков, которая предполагает достаточно длительный период регистрации эмиссии и сложные процедуры проверки финансовой адекватности будущих акционеров, противоречит международной практике проведения IPO, в соответствии с которой любой портфельный инвестор, вкладываясь во время IPO в акции эмитента, считает, что он в ближайшие же дни должен иметь возможность торговать этими акциями на рынке. У нас это, в принципе, невозможно и, что характерно, даже Сбербанк, казалось бы, крупнейший субъект рынка, проводит свое IPO без выхода на международные финансовые площадки, с которых он мог бы привлечь существенно больше денег, чем привлечет на российском внутреннем рынке. Вторая проблема - это проблема дополнительного капитала. Международная практика предполагает возможность наращивания капитала за счет субординированных кредитов до 100 процентов от капитала первого уровня. В России это пока только 50 процентов. Международная практика предполагает целый ряд инструментов гибридного капитала, которые все в совокупности позволяют нарастить капитал до 115 процентов от капитала первого уровня. У нас этого всего тоже пока нет. Хотя есть надежда, что скоро появится. На взгляд Ю.Г. Максутова, национальный банк развития мог бы выдавать субординированные кредиты коммерческим банкам, которые бы направлялись целевым образом на развитие приоритетных отраслей экономики. Это по инструментам капитализации. Теперь о том, что касается подходов банковского надзора к расчету достаточности капитала коммерческих банков. Прежде всего, по словам банкира, "необходимо отметить, что Базельские соглашения предполагают уровень достаточности капитала в размере восьми процентов, у нас это десять процентов. Более того, некоторое время назад поступали предложения по повышению этого уровня". Понятно, банковская система России имела более высокий уровень по достаточности капитала в начальный период своего развития, но сейчас она находится совершенно на другом уровне надежности, совершенно на другом уровне развития. Многие крупнейшие коммерческие банки имеют инвестиционные рейтинги международных рейтинговых агентств, и в этих условиях мы должны ориентироваться на определяемый Базелем-2 уровень достаточности капитала: то есть восемь процентов, а не десять и более. Центральный банк РФ, отметил Ю.Г. Максутов, в основном ориентируется на простейшие подходы, предусмотренные Базелем-2. Но эти простейшие подходы требуют максимальной локации капитала банков под риски. В этой ситуации, наверное, есть смысл подумать над тем, чтобы разрешить, по крайней мере, крупнейшим банкам использовать более продвинутые рекомендации Базеля-2 для более точного расчета капитала, для более точной локации капитала под риски. По информации банкира, Базель-1 предусматривает взвешивание ипотечного кредитного портфеля с риском 50 процентов. У нас сейчас взвешивается с риском 100 процентов. Базель-2 предполагает дальнейшее снижение коэффициента взвешивания риска ипотечного портфеля до 35 процентов. У нас, к сожалению, такие тенденции даже не рассматриваются. Точнее, рассматриваются, но в негативном плане. И с точки зрения мировой практики, и с точки зрения достаточной обеспеченности ипотечных портфелей, и с точки зрения программы общенационального проекта "Доступное жилье", на взгляд Ю.Г. Максутова, вполне можно было бы использовать более продвинутые и более приближенные к Базелю-2 подходы по взвешиванию с риском ипотечных, кредитных портфелей. Еще один важный вопрос - это вычитание собственного капитала банков, вложений в акции дочерних банков. Мировая практика не предполагает такого вычитания. Делается агрегирование в рамках только консолидированной отчетности. У нас и в рамках неконсолидированной отчетности производится вычитание капитала, вложенного в акции дочерних банков, из собственного капитала. Вопрос кажется чисто техническим, но является едва ли не наиболее существенным, препятствующим консолидации российской банковской системы через слияние и поглощение. А это одно из направлений развития банковской системы, которое выглядит наиболее естественным в условиях международной конкуренции. Свое выступление Ю.Г. Максутов свел к тому, что практика банковского надзора в области капитализации нуждается в совершенствовании. "Мы не просим каких-то сверхъестественных льгот, того, чего не существует нигде в мире. Мы говорим о том, что практика банковского надзора должна просто приближаться к международной практике банковского надзора." Это является одним из необходимых условий конкурентоспособности российской банковской системы даже на внутреннем рынке. Е.Е.Смирнов Издательский дом "Регламент" Подписано в печать 26.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Рынок факторинга зарубежных стран ("Банковское кредитование", 2007, N 2) >
Статья: Управление кредитными рисками и методы их оценки при кредитовании ("Банковское кредитование", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.