Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Важная социальная роль ("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 4)



"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 4

ВАЖНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

Поскольку возможный ущерб (страховой риск) носит вероятностный характер, то происходит перераспределение страхового фонда как в пространстве, так и во времени. Можно сказать, что возмещение ущерба у пострадавших лиц происходит за счет взносов всех, кто участвовал в формировании этих страховых фондов.

Потребность в страховой защите возникает как реакция общества на возможные опасности природного, техногенного, экономического, социального, экологического и другого происхождения. Тогда, с одной стороны, страховая защита вызывается объективной потребностью физических и юридических лиц в сохранении своих имущественных интересов, связанных с различными сторонами жизнедеятельности, с другой стороны, эта потребность сопровождается соответствующей способностью людей в обеспечении названных интересов [1].

Страхование играет важную социальную роль в жизни современного рыночного общества. Основные функции страхования, выражающие общественное назначение этой категории, состоят в следующем [1]:

1. Инвестиционная функция, которая состоит в том, что за счет временно свободных средств страховых фондов происходит финансирование экономики. Аккумулируя большие суммы денежных средств, предназначенных для возмещение ущерба, страховые компании могут временно инвестировать их в ценные бумаги, недвижимость, развитие производства и по другим направлениям.

2. Предупредительная функция страхования состоит в том, что за счет части средств страхового фонда финансируются мероприятия по уменьшению страхового риска. Например, за счет части средств, собранных при страховании от огня, финансируются противопожарные мероприятия, а также мероприятия, направленные на уменьшение возможного ущерба от пожара.

3. Сберегательная функция. В страховании жизни категория страхования в наибольшей мере сближается с категорией кредита, так как происходит накопление по договорам страхования определенных страховых сумм. Сбережение денежных сумм, например, с помощью страхования на дожитие, связано с потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка.

4. Контрольная функция страхования заключена в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. Данная функция вытекает из указанных выше трех и проявляется одновременно с ними в конкретных страховых отношениях, в условиях страхования. В соответствии с контрольной функцией на основании законодательных и инструктивных документов осуществляется финансовый страховой контроль за правильным проведением страховых операций.

Современное государство широко использует категорию страхования в форме социального страхования и пенсионного обеспечения для общественной страховой защиты граждан на случай болезни, потери трудоспособности (в т.ч. по возрасту), потери кормильца, наступления смерти. В конце XX века социальная защита населения стала непременным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Ее организация имеет целью гарантировать обеспечение определенных стандартов уровня и качества жизни населения на основе перераспределения национального дохода в пользу нетрудоспособных и малоимущих граждан на принципах социальной солидарности.

Первое определение объясняет роль социальной защиты как инструмента социальной политики, второе акцентирует внимание на ее экономическом содержании. Социальная защита основана на процессе трансферта доходов от лиц, не имеющих социального риска, к тем, у кого он наступил. Как инструмент социальной политики, социальная защита представляет собой систему способов обеспечения этого трансферта.

Структура социальной защиты как системы управления социальными рисками представлена в табл. 1.

Таблица 1

Структура системы управления социальными рисками [2]

     
   ———————————————T——————————————————————————————————————————————————¬
   |    Уровень   |        Метод управления социальным риском        |
   |  управления  +———————————————T——————————————T———————————————————+
   |  социальными |     Прямое    |  Страхование |  Политика доходов |
   |    рисками   | финансирование|              |                   |
   +——————————————+———————————————+——————————————+———————————————————+
   |Государство   |Государственное|Социальное    |Налоговые льготы,  |
   |              |социальное     |страхование   |компенсирующие     |
   |              |обеспечение    |              |социальные риски,  |
   |              |               |              |установление       |
   |              |               |              |размера минимальной|
   |              |               |              |оплаты труда       |
   +——————————————+———————————————+——————————————+———————————————————+
   |Фирма         |Корпоративное  |Личное        |Налоговые льготы   |
   |(предприятие),|социальное     |страхование   |для юридических    |
   |общественная  |обеспечение,   |в коллективной|лиц при условии    |
   |организация   |благотвори—    |форме         |использования      |
   |              |тельность      |              |дохода             |
   |              |               |              |на социальные цели |
   +——————————————+———————————————+——————————————+———————————————————+
   |Семья         |Личные         |Личное        |Налоговые льготы   |
   |(домашнее     |сбережения     |страхование в |для граждан,       |
   |хозяйство)    |               |индивидуальной|использующих доход |
   |              |               |форме         |на индивидуальную  |
   |              |               |              |защиту от          |
   |              |               |              |социальных рисков  |
   L——————————————+———————————————+——————————————+————————————————————
   

В зависимости от соотношения используемых методов можно выделить различные модели социальной защиты [2]. В настоящее время в РФ сложилась система социальной защиты населения, включающая три основных элемента:

- социальное страхование;

- социальное обеспечение;

- бюджетное здравоохранение.

Социальное страхование является основным элементом системы социальной защиты населения. Институт социального страхования является результатом осознанного применения страховых отношений в целях государственного регулирования действия социальных рисков.

Социальное страхование является обязательным в силу закона и некоммерческим, так как не преследует цели получения прибыли. Экономическую основу социального страхования составляют страховые отношения, условия которых являются всеобщими и устанавливаются государством. Обязательный характер социального страхования является необходимым условием его организации.

Если определять функциональную структуру социального страхования России, то в настоящее время можно выделить 4 отрасли, управляемые тремя внебюджетными фондами социального назначения:

- пенсионное страхование (ПФР);

- государственное социальное страхование (ФСС);

- страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (ФСС);

- обязательное медицинское страхование (Федеральный и территориальные ФОМС).

Развитие отдельных отраслей системы социального страхования определяется тремя основными факторами: 1) уровнем социального риска в обществе, выражающемся в доле населения, утратившего доход по этой причине; 2) степенью потери дохода, полной или частичной, постоянной или временной; 3) мерой покрытия риска, устанавливаемой государством исходя из современных целей социальной политики [2].

Среди всех отраслей социального страхования лидирующее положение по объему собираемых средств занимает пенсионное страхование. Его высокий показатель характеризует сильную концентрацию средств на покрытие только одного риска.

За счет организации социального страхования общество получило возможность осуществлять компенсацию социальных рисков путем перераспределения части национального дохода между отдельными группами населения в автономном от других перераспределительных процессов режиме с учетом меры социального риска и размеров трудового участия каждого члена общества в формировании национального дохода. В основу социального страхования заложено пять основных системообразующих принципов, которые определяют его специфику и высокую значимость в национальных системах социальной защиты:

1) социальное страхование является обязательным для всех работающих граждан и регулируется государством;

2) взносы на социальное страхование соответствуют той степени защиты, которая необходима человеку в соответствии с установленными социальными стандартами уровня и качества жизни;

3) социальные выплаты определяются размерами, сроками и другими условиями уплаты страховых взносов;

4) право на получение социальных выплат определяется только выполнением обязанности по уплате взносов и фактом наступления социального риска без дополнительной проверки нуждаемости в доходе;

5) обязанность по уплате взносов на социальное страхование несут совместно работники и работодатели с привлечением при необходимости финансового участия государства.

Как компонент системы финансов, социальное страхование представляет собой совокупность отношений, посредством которых осуществляется перераспределение национального дохода в зависимости от действия социальных рисков. Содержание социального страхования заключается в создании целевых денежных фондов и их использовании для социальной защиты населения [2].

Как элемент финансовой системы, социальное страхование является системой финансовых учреждений, осуществляющих аккумулирование и распределение денежных средств, собираемых государством в обязательном порядке на компенсацию ущерба от действия социальных рисков. В рамках финансовой системы социального страхования решаются вопросы организации фондов социального страхования. Таким образом, финансовый механизм социального страхования представляет собой порядок и условия формирования и использования средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения. Его основными элементами являются: уплата страховых взносов, создание фондов социального страхования, осуществление социальных выплат (рис. 1).

Финансовый механизм социального страхования

     
                                   ———————————¬  
             —————————————————————>|  Налоги  +———————————————————¬
             |                     L———————————                   |
             +—————————————————¬                                 \|/  
   ——————————+—————————¬ ——————+——————¬                   ————————————¬
   |Работающие граждане| |Работодатели|                   |Государство|
   L—————————T—————————— L—————T———————                   L———————T————
   
¦ ¦ ¦
     
   ——————————+—————————————————+—¬          ——————————————————————+———¬
   |Обязательные страховые взносы|          |Страховые взносы, дотации|
   L———————————————————————————T——          L——T———————————————————————
   
¦ ¦
     
                 ——————————————+———————————————+—————————————¬
                 |       Фонды социального страхования       |
                 L——T———————————————————————————————————T—————
   
¦ ¦
     
   —————————————————+—————¬      ———————————————————————+——————————————¬
   |   Денежные выплаты   |      | Оплата услуг учреждений социального |
   L——T———————T——————T—————      |             назначения              |
      |       |      |           LT———————T—————————————T———————————T———
   
---+----¬--+----¬-+----------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Пособия¦¦Пенси覦Компенсации¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L----T---L---T---L---T-------- ¦ ¦ ¦ ¦ L-------+-------- -------+-¬-----+-------¬-----+-------¬---+-------¬ ¦ ¦МедицинদРеабилитация¦¦Переобучени妦Содержание¦ ¦ L------T--L----T--------L----T--------¦ детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--T------ ———— ¦ +-------+-------------+---------- ———— ¦ ¦
     
           —————+—————————————————+————¬
           |       Бенефициары         |
           L—————————————T——————————————
   
¦

¦

     
              ———————————+—————————T————————————————————————————¬
              |                    |                            |  
   ———————————+————————————¬———————+———————————————¬————————————+——————————————¬
   |      Работающие       ||      Члены семей     ||Установленные государством|
   |     (работавшие)      ||       работников     ||          группы          |
   L————————————————————————L———————————————————————L———————————————————————————
   
Рис. 1 Специфика механизма социального страхования заключается в создании целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов участников этих фондов. Однако всеобщий и регулируемый государством характер фондов социального страхования привносит определенные особенности в их организацию и условия формирования, в частности: - трехсторонние отношения по их формированию между работниками, работодателями и государством; - принцип "ограниченной эквивалентности" между взносами и выплатами в соответствии с общественно установленными гарантиями и материальным положением застрахованных граждан; - строгое соответствие взносов и выплат нормам государственного законодательства; - определение меры покрытия социальных рисков не только на базе актуарных расчетов, но и путем государственного регулирования уровня компенсации ущерба через социальные стандарты выплат; - обязательная подотчетность и подконтрольность фондов органам государственной власти. Таким образом, социальное страхование является не просто обязательным страхованием социальных рисков граждан, а социально ориентированным обязательным страхованием основного контингента населения от универсальных социальных рисков, определяемых государственной социальной политикой. Чем меньше нарушается принцип эквивалентности страховых взносов и социальных выплат, тем ближе финансовый механизм социального страхования к сугубо "страховому" механизму. Чем больше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности, тем ближе механизм социального страхования к государственному социальному обеспечению [2]. Разделение ответственности по уплате взносов между работником и работодателем носит достаточно условный характер. Его финансовое значение важно в начальный период организации социального страхования, когда взносы, подлежащие уплате непосредственно работником, могут вызвать реальное снижение индивидуального трудового дохода, а за счет взносов работодателей возрастает себестоимость продукции. В последующем это экономическое влияние во многом нивелируется, а разделение взносов приобретает скорее морально-политический смысл. По своему содержанию взносы на социальное страхование являются частью фонда заработной платы, которая откладывается в принудительном порядке на покрытие возможного ущерба, связанного с наступлением социальных рисков. В РФ с 2001 г. наемные работники не участвуют в уплате взносов. В 2001 г. в РФ начался новый этап структурного реформирования уплаты взносов на социальное страхование. Если ранее страховые взносы отдельно уплачивались в каждый внебюджетный фонд, то теперь установлена более сложная система платежей, которая состоит из трех отдельных самостоятельных потоков: - единый социальный налог (взнос), уплачиваемый отдельными частями в ПФР, ФСС, Федеральный и территориальные ФОМС; - обязательные взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемые в ФСС; - страховые взносы органов исполнительной власти, уплачиваемые за неработающее население, в территориальные ФОМС. Государственное регулирование системы социального страхования существенно влияет на структуру доходов фондов социального страхования. В последнее время в связи с ростом продолжительности жизни, снижением прироста населения, удорожанием медицинского обслуживания и другими факторами многие страны столкнулись с проблемой дефицита бюджета системы социального страхования. В одних случаях государство вынуждено увеличивать страховые тарифы, в других - привлекать дополнительные источники финансирования. Существует четыре подхода к определению эффективности социального страхования, каждый из которых отражает отдельные аспекты функционирования системы: 1) макроэкономический (на макроуровне эффективность социального страхования характеризует социально-экономическую целесообразность функционирования системы и степень государственного регулирования процессов воспроизводства населения); 2) финансовый (под эффективностью социального страхования как финансовой системы понимается результативность мобилизации и расходования страховых средств на цели социальной защиты населения); 3) организационный (эффективность организации социального страхования отражает результативность функционирования применяемых организационных моделей страховой защиты населения); 4) функциональный (функциональная эффективность социального страхования определена как степень компенсации дохода на индивидуальном уровне покрытия социального ущерба, которая может быть выражена через три вида показателей, оценивающих: 1) уровень компенсации личного дохода (коэффициенты замещения заработка); 2) соответствие фактических выплат законодательно утвержденным нормативам; 3) достижение уровня социальных стандартов (МРОТ, прожиточный минимум)). На эффективности социального страхования негативно сказываются два основных фактора: 1) экономический фактор - низкий уровень совокупной и индивидуальной заработной платы как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП; 2) социальный фактор - переложение государством на систему социального страхования несвойственных ей функций всеобщего социального обеспечения. Низкий уровень заработной платы в значительной мере снимает экономическую целесообразность перераспределения доходов путем социального страхования, занижая роль страховых социальных трансфертов на макроуровне. Фактор неадекватного государственного регулирования социального страхования и принудительного занижения коэффициентов замещения трудового дохода приводит к снижению эффективности социальных выплат на индивидуальном уровне, когда мера компенсации риска тем ниже, чем выше заработок и степень участия застрахованного в финансировании системы. Литература 1. Казанцев С.К. Основы страхования: Учебное пособие / Екатеринбург: изд. ИПК УГТУ, 1998. 101 с. 2. Янова С.Ю. Социальное страхование в системе социальной защиты населения: организация и финансовый механизм. Автореф. дисс. д. э. н. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2001. М.Ловчева К. э. н., доцент ГУУ Подписано в печать 25.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Профессиональная подготовка и трудоустройство молодежи ("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 4) >
Вопрос: ...В штате ОАО состоит работник, который в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 имеет право на получение дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Какой государственный орган и в каком порядке осуществляет на данный момент возмещение затрат работодателя по предоставлению дополнительного отпуска лицам, подвергшимся воздействию радиации? ("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.