|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Профессиональная подготовка и трудоустройство молодежи ("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 4)
"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 4
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ
Изменения в сфере занятости в период рыночных преобразований не могли не затронуть сопряженную с ней сферу обучения, где осуществляется профессиональная подготовка кадров. В то время как занятость трансформировалась принципиально, признав товарный характер рабочей силы и возможность существования безработицы, перемены в сфере обучения в России носили преимущественно поверхностный характер. Они были направлены не столько на совершенствование подготовки рабочей силы для обеспечения спроса сферы занятости, сколько на сохранение и развитие самой сферы профессиональной подготовки. Профессии и специальности, которые получали обучающиеся в результате профессиональной подготовки в тех или иных учебных учреждениях, в значительной степени не соответствовали реально существовавшим довольно ограниченным возможностям трудоустройства. В результате чего доля молодых людей в возрасте до 29 лет составляла 30% безработных, в то время как предприятия испытывали значительный дефицит в рабочей силе. В настоящее время обеспеченность предприятия высококвалифицированной рабочей силой, способной быстро адаптироваться к требованиям современного производства, осваивать новые участки, объединять усилия членов коллектива является существенным фактором, обеспечивающим конкурентоспособность предприятия. В условиях сокращения численности населения страны и прогнозируемого сокращения числа трудоспособного населения, повышение эффективности общественного производства может быть обеспечено только на основе качественных сдвигов в профессионально-квалификационной структуре занятых. Для этого необходима рабочая сила, способная решить комплекс задач при подобном сценарии развития событий. В настоящее время такой рабочей силой государство в должной мере не располагает и встает вопрос о ее подготовке. Демографическая ситуация, сложившаяся в России, многократно повышает "стоимость" каждого молодого человека, входящего в трудоспособный возраст, поскольку именно на молодых будет возложена основная тяжесть интенсификации экономического развития. В таких условиях значение рациональности (в соответствии с запросами рынка труда) профессиональной подготовки каждого молодого работника многократно возрастает. Как особая группа населения молодежь имеет ряд особенностей, обусловленных ее демографическими и социально-психологическими характеристиками. Эти особенности имели место всегда, в том числе и в период социалистических методов хозяйствования, зачастую объективно снижая эффективность использования труда молодежи на производстве, а в рыночных условиях снижая конкурентоспособность на рынке труда. В плановой экономике минимизация негативных последствий была возложена на государство и достаточно последовательно им соблюдалась (предоставление продолжительных отпусков работникам, не достигшим совершеннолетия; сокращенная продолжительность рабочего времени при полной его оплате; создание условий для получения образования и ряд других). Рыночные отношения принципиально изменили положение молодежи. Прежде всего, эти изменения затронули вопросы профессиональной подготовки и трудоустройства. В условиях трудодефицитной советской экономики занятость была гарантирована, а одним из приоритетов молодежной политики было создание благоприятных условий для вовлечения молодежи в производство, повышение квалификации, возможности сочетания работы с учебой. С переходом к рыночным отношениям государство отказалось от принципа патернализма, господствовавшего по отношению к молодежи, когда она рассматривалась как привилегированная группа в составе трудовых ресурсов, на профессиональное формирование которой общество рассчитывало, как на основную рабочую силу в будущем. Государство, с одной стороны, устранилось от комплексного решения вопросов регулирования занятости молодежи, с другой стороны, ограничилось преимущественно декларируемыми мерами, которые на практике зачастую не действуют (например, трудовое законодательство в последней его редакции). Без дополнительного стимулирования государством работодатели экономически не заинтересованы принимать на работу лиц, трудовой потенциал которых нуждается в значительном совершенствовании приобретенных профессиональных и коммуникативных навыков. Недостаточный контроль государства за трудовой иммиграцией тем более обостряет проблему конкурентоспособности молодежи в стране, предоставляя возможность заменить ее на рабочих местах выходцами из стран ближнего зарубежья, не требующими социальной защиты в сфере трудовых отношений и готовыми работать на любых условиях. Пережитый страной в 90-е гг. глубокий экономический кризис и смена социальных приоритетов привели к тому, что усилия государства длительное время были сосредоточены на обеспечении временной занятости молодежи как способа материальной поддержки семей в условиях крайне низкого жизненного уровня. С началом экономических преобразований молодежь одной из первых превратилась в маргинальную группу населения в сфере занятости и на рынке труда. Численность неработающей и неучащейся молодежи только по состоянию на 2002 г. достигала 2,5 млн чел. <1> Эта часть молодежи не только не использовалась как фактор производства, но и в определенной мере способствовала криминализации общества. Процесс смены поколений объективен и основной, перспективной рабочей силой молодежь быть не перестала и в рыночных условиях. В период оживления экономической жизни в стране стоящие перед Россией задачи ускорения темпов роста, ликвидация бедности, развитие наукоемких технологий требуют принципиального изменения политики государства по отношению к молодежи и, прежде всего, к вопросам ее профессиональной подготовки и трудоустройства. ————————————————————————————————<1> Павлов В.П., Кулешова Е.В. Служба занятости: 10 лет - история, деятельность. М.: Экономика, 2001. С. 142.
Формируя молодежную политику, определяя ее направления и приоритеты в сфере обучения и в сфере занятости, следует иметь в виду ряд отличительных особенностей молодежи как группы населения и задачи, которые придется ей решать в условиях сложившихся демографических и экономических тенденций, процессов глобализации. В период спада интенсивной миграции, связанной с переходом на рыночные условия хозяйствования, вступающая в трудоспособный возраст молодежь стала основным источником восполнения естественной убыли населения и прироста численности, занятых в общественном производстве. Между тем в связи с деформациями естественного движения населения численность молодежи и ее доля в составе населении постоянно уменьшается. Сегодня доля людей старше 65 лет составляет 13,7%, вдвое превышая международный стандарт, согласно которому общество считается старым. За последние 13 лет число ушедших из жизни превысило число родившихся на 11,2 млн человек <2>. На фоне старения населения России молодежь вынуждена нести более высокую экономическую нагрузку, чем предшествующие поколения. ————————————————————————————————<2> "Российская газета", 01.24.2007.
Специфика трудового потенциала молодежи способствует выработке определенных мер регулирования профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи, которые закреплены в трудовом законодательстве. Правовая защита преимущественно несовершеннолетней молодежи в сфере занятости, сложившаяся еще в советский период и в значительной степени сохранившаяся в действующем трудовом законодательстве, играет противоречивую роль. Создавая дополнительные социальные льготы для молодежи в сфере занятости, государство при отсутствии профессиональной подготовки молодежи, низком уровне ее квалификации, отсутствии практических навыков резко снижает конкурентоспособность на рынке труда тех, кому эти льготы предоставляются. В результате предусмотренные трудовым законодательством ограничения в значительной мере способствуют маргинализации молодежи на рынке труда. Особенности молодежи как социально-демографической группы определяют ее невысокую конкурентоспособность на рынке труда и являются непривлекательными для работодателя. Понятно, что "недостатки" в качестве рабочей силы молодежи в значительной степени связаны с ее возрастом и с течением лет в той или иной мере могут быть устранены. Однако в условиях неопределенности рыночной ситуации российские работодатели в подавляющем большинстве не хотят тратить время и средства на "взращивание" молодого работника в своем коллективе до состояния зрелого специалиста, а предпочитают нанимать уже сформировавшихся опытных специалистов. С началом рыночных отношений в 90-е гг. прошлого столетия начался переход от трудодефицитной экономики к разбалансированной структуре спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Спрос предприятий и организаций на труд имел место всегда, даже в условиях резкого спада производства и массового высвобождения, тем более он есть сегодня, когда в экономике происходят существенные изменения. Существующая сегодня информационная база не позволяет с высокой степенью достоверности определить ни совокупный спрос экономики страны на рабочую силу, в частности молодежь, ни полный объем предложения со стороны потенциальных работников и, соответственно, потребность в рабочих местах. Значительное число вакансий по наиболее конкурентоспособным рабочим местам замещается предприятиями за счет самостоятельного приема работников, который они вправе вести без обращения в центры занятости. В условиях командно-административной системы экономики формирование рабочей силы предприятий и организаций происходило за счет нескольких источников: движения рабочей силы между предприятиями; планового государственного распределения выпускников вузов, техникумов и профессионально-технических учебных заведений; подготовки квалифицированной рабочей силы непосредственно на производстве и преимущественно из числа лиц, пришедших на производство из сферы домашнего труда либо после окончания школы. В настоящее время выпускники учебных заведений, ведущих профессиональную подготовку, по-прежнему являются одним из существенных возможных источников удовлетворения потребности предприятий и организаций в рабочей силе. Анализ динамики выпуска специалистов разного уровня квалификации учебными заведениями Российской Федерации показал значительный рост масштабов выпуска специалистов со средним специальным и высшим профессиональным образованием и сокращение подготовки квалифицированных рабочих, потребность производства в которых растет наиболее высокими темпами. Особенно острая проблема существует с подготовкой востребованных экономикой работников по рабочим профессиям. Несмотря на сохранение высокого спроса на работников, владеющих рабочими профессиями, трудоустройство выпускников учреждений начального профессионального образования не является безпроблемным. Связано это с рядом обстоятельств. Прежде всего, набор профессий, по которым ведется подготовка в учебных заведениях, не всегда соответствует потребностям предприятий региона. Разрыв с базовыми СПТУ в 1992 - 1993 гг. и реорганизация системы профессионально-технического образования привели преимущественно к негативным последствиям и для промышленных предприятий, и для учреждений профессионально-технического образования. Проявляется это в том, что в региональном разрезе перечень профессий, по которым вели подготовку учебные заведения, лишь частично был ориентирован на профессии, необходимые для предприятий и организаций. Кроме того, ликвидация системы проведения производственной практики или придание ей в подавляющем большинстве случаев чисто формального характера обусловливает более низкий уровень профессиональных навыков выпускников. Разрыв существовавших ранее связей "предприятие - СПТУ" привел к тому, что даже в случае подготовки учебным заведением молодого квалифицированного рабочего необходимой для предприятия профессии руководители кадровых служб не торопятся принимать его на работу, ссылаясь на предстоящую молодому человеку службу в армии. Они считают, учитывая такую перспективу, что принимать молодого человека на предприятие нецелесообразно. Опрос руководителей кадровых служб неоднократно выявлял противоречия в политике комплектования кадрами у представителей различных сторон социально-трудовых отношений, т.е. у работодателя и работника. Важным вопросом в профессиональной подготовке квалифицированных, имеющих практические навыки решения вопросов специалистов высшего и среднего специального образования является вопрос об организации производственной практики, предусмотренной стандартами образования. Закон об образовании, принятый в 1996 г. (п. 9 ст. 11), определяет, что учебная и производственная практика осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями, организациями. В соответствии с этими договорами указанные предприятия, учреждения независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию. Однако тот же Закон не обязывает предприятия и организации заключать такие договоры с вузами. Учитывая, что структура специальностей, полученных выпускниками вузов, зачастую не отвечает спросу предприятий на рабочую силу, реальные возможности обеспечить прохождение студентами учебной, производственной и преддипломной практики для вузов весьма ограничены. Невозможность организации практики на сегодняшний день является общей проблемой учреждений высшего и среднего специального образования. Отсутствие производственных контактов большинства учебных заведений с предприятиями и организациями препятствует не только рациональной организации профессиональной подготовки специалистов, но в значительной степени и их трудоустройству по окончании обучения. Законодательство не предусматривает ответственности или какой-либо заинтересованности учебных заведений в трудоустройстве подготовленных ими молодых специалистов. Бесспорно, основной функцией учебных заведений является качественная подготовка профессионалов. Однако, совершенствование этой работы, придание ей адресного и динамичного характера возможно только на основе установления производственных контактов с работодателями. Учитывая сложную ситуацию на рынке труда, авторы Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", вероятно желая приблизить деятельность вузов к потребностям экономики и облегчить выпускникам возможность трудоустройства, только определили в Законе (ст. 16 п. 5), что "студент высшего учебного заведения имеет право получать от администрации высшего учебного заведения информацию о положении в сфере занятости населения Российской Федерации" <3>. ————————————————————————————————<3> Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" принят Государственной Думой 19 июля 1996 г. В ред. Федеральных законов от 10.07.2000 N 92-ФЗ и от 21.04.2005 N 35-ФЗ (ст. 16 п. 5). На наш взгляд, для того, чтобы учебное заведение могло оказывать реальное влияние на трудоустройство своих выпускников, редакция этой статьи должна быть изменена принципиальным образом. Ни студент имеет право получать информацию, а администрация учебного заведения должна быть обязана проинформировать студентов о положении в сфере занятости на территории, где расположено учебное заведение, наладить контакты с региональным центром занятости населения, региональным отделением союза промышленников и предпринимателей, торгово-промышленными палатами, иными союзами предпринимателей, а также принять все меры для обеспечения трудоустройства выпускников. Представляется, что пассивная позиция вузов по трудоустройству своих выпускников должна быть пересмотрена. Решение вопросов трудоустройства должно распространяться на всех нуждающихся в этом учащихся, выразивших соответствующее пожелание, а не только на лиц, обучающихся за счет бюджета того или иного уровня. Представляется целесообразным внести соответствующие дополнения в перечень основных задач как высших, так и средних специальных учебных заведений. Проблема трудоустройства молодежи после получения профессиональной подготовки также требует скорейшего решения. Существующее законодательство позволяет гражданину Российской Федерации самостоятельно решать вопрос о трудоустройстве, в то время как данная задача должна решаться и регулироваться на государственном уровне. Практика показывает, что большинство молодых людей не находят работы по полученной в учебных заведениях специальности. Это объясняется рядом причин, одной из которых является несбалансированность между профессиональной подготовкой специалистов и потребностями рынка труда. В настоящее время из-за отсутствия прогнозирования в реальных потребностях подготовки специалистов в сфере профессиональной подготовки и в сфере занятости складывается ситуация, характеризующаяся излишними объемами подготовки специалистов теперь уже рыночного профиля: юристов, экономистов, бухгалтеров и т.п. В итоге сложившихся в последние годы тенденций профессиональной подготовки, распределения, самостоятельного трудоустройства молодых специалистов, поиска ими места работы путем обращения в органы службы занятости каждый пятый из зарегистрированных безработных - молодой человек в возрасте 16 - 29 лет. Представляется, что принципиальная трансформация сферы обучения и профессиональной подготовки в нашей стране необходима, но строиться она должна именно на усилении роли государства в проведении этих процессов. Государство является хозяйствующим субъектом и вправе сделать учреждения сферы обучения и профессиональной подготовки привлекательными для собственных инвестиций и получения соответствующих дивидендов. Привлекая бизнес к участию в подготовке и формировании трудового потенциала, основную регулирующую позицию государство должно оставлять за собой, аналогично как это осуществляется в отношении крупнейших компаний-монополистов в добывающих отраслях экономики. В целом следует сказать, что проблема реформирования сферы образования, совершенствования системы профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи - одна из основных проблем современного российского общества, и от того, насколько грамотно и обдуманно она будет решена сегодня, зависит будущее нашей страны, ее конкурентоспособность на мировом рынке. В этом плане реализация приоритетного Национального проекта "Образование" должна сыграть позитивную роль в решении обозначенных проблем. В частности, начиная с 2007 г. в Нацпроекте появились два новых направления: государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств и государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. В рамках первого направления Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) совместно с Минобрнауки России разработаются стандарты, по которым будут готовить специалистов той или иной профессии. Кстати, президент РСПП Александр Шохин на совещании объединений промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа еще раз подчеркнул острую нехватку квалифицированной рабочей силы, именно поэтому, по мнению Шохина, так важно реанимировать начальное и среднее профессиональное образование. Для этого специальная группа Минобрнауки и РСПП разработает профессиональные стандарты. Это позволит готовить специалистов высокого класса, востребованных на современном рынке труда. Кроме того, совместными усилиями будет составлен перечень специальностей, по которым наблюдается острая нехватка кадров. По его данным, в России ежегодно не хватает порядка 800 тыс. рабочих рук. В этой связи можно сказать, что сегодня бизнес в лице РСПП активно участвует в разработке стандартов для профессионального образования: начального и среднего. В рамках второго направления Министерство образования и науки Российской Федерации предложило регионам новый конкурс - разработать программы комплексной модернизации образования в субъектах Федерации. В целом в рамках Национального проекта "Образование" ставится задача существенно повысить качество и конкурентоспособность российского образования. Что касается трудоустройства молодежи и в первую очередь выпускников учреждений профессионального образования, безусловно, как показывает опыт, наряду с государственными службами занятости, большую роль в этом деле играют центры трудоустройства молодежи. Деятельность центров охватывает широкий спектр направлений: от негосударственной деятельности по трудоустройству студентов и выпускников до обобщения и распространения опыта их работы в пределах региона. А.Сушкина К. э. н., начальник отдела труда и заработной платы "Газпромтранс" Подписано в печать 25.03.2007 ————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |