|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Гражданская ответственность за качество продукции ("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 4)
"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 4
ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
Страхование - самый гуманный и социально-значимый экономический механизм среди финансовых инструментов рыночной экономики. Для того чтобы этот механизм эффективно работал для решения экономических и социальных программ, России необходимы страховые услуги (СУ) высокого качества.
Качественное состояние товаров потребительского рынка России и необходимость комплексной страховой защиты россиян
В настоящее время в России наблюдается устойчивый рост количества исков потребителей по поводу причиненного вреда их жизни, здоровью и имуществу, а также огромного морального вреда в результате использования приобретенной некачественной продукции. При этом 90% этих исков не доходят до судов. А это значит, что потерпевшие трудящиеся остаются один на один со своей бедой, экономическими и физическими потерями, нереализованным своим законным правом на защиту от недоброкачественной продукции. В настоящее время качество реализуемой продукции находится на низком уровне.
Так, по оценке ТПП России, объем фальсифицированной одежды и обуви в общем объеме производства товаров народного потребления доходит до 40%, парфюмерии, косметики и синтетических моющихся средств - до 50%, рыбных и мясных консервов - до 35%, винно-водочных изделий - до 70%. В результате ежегодные прямые убытки ведущих российских и иностранных производителей - владельцев товарных знаков - превышают 1,5 млрд долл., что непосредственно снижает поступления налогов в бюджет и темп развития национальной экономики и интеллектуального потенциала. Растет число погибших от отравления некачественным алкоголем: в 2006 г. по этой причине ушли из жизни более 40 тыс. человек, тогда как 5 лет назад - около 15 тыс. Анализ данных за 2003 - 2006 гг. приводит к печальному выводу, что тенденция к увеличению реализации некачественных товаров и услуг осталась. Анализ качества производства большинства продуктов питания за 2000 - 2004 гг. показал, что качество в основном было не на высоте. Фактически по всем позициям торговля продуктами, непригодными в пищу, стала более интенсивной (табл. 1, 2). Такой уровень качества российской продукции может привести к очень печальным социальным и экономическим последствиям для населения, предпринимателей и государства в целом.
Таблица 1
———————————————————————T—————————————T—————————————T—————————————¬ |Наименование продукции| Забраковано | Забраковано | Забраковано | | |в 2000 г. (%)|в 2001 г. (%)|в 2004 г. (%)| +——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————+ |Хлеб и хлебобулочные | 14,5 | 15,8 | 24 | |изделия | | | | +——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————+ |Кондитерские изделия | 17,6 | 18,3 | н\с | +——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————+ |Масло сливочное | 19,5 | 24,4 | н\с | |и топленое | | | | +——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————+ |Масло растительное | 29,5 <*>| 38,9 <*>| 88 <*> | +——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————+ |Маргарин, майонез | 23,3 | 23,9 | н\с | +——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————+ |Сыры всех видов | 22,6 | 26,5 | н\с | +——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————+ |Мясо всех видов | 14,1 | 18,3 | н\с | +——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————+ |Колбасы и копчености | 17,4 <*>| 18,1 <*>| 34 <*> | +——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————+ |Рыба, рыбопродукты | 29 | 29,7 | 24 | +——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————+ |Жир животный пищевой | 25,2 <*>| 65,3 <*>| н\с | +——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————+ |Консервы рыбные | 20,1 | 33,1 | 28 | +——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————+ |Консервы молочные | 17,1 | 24,3 | н\с | +——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————+ |Полуфабрикаты мясные | 20,6 | 30,9 | н\с | +——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————+ |Пищевые концентраты | 36 | 39,4 | н\с | +——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————+ |Продукты детского | 2 <*> | 38 <*> | н\с | |питания | | | | +——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————+ |Водка и ликеро— | 10,3 | 13,9 | н\с | |водочные изделия | | | | +——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————+ |Коньяк | 3 | 13,2 | н\с | +——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————+ |Пиво | 17,9 | 21,5 | н\с | +——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————+ |Мясо птицы | н\с | н\с | 34 <*> | L——————————————————————+—————————————+—————————————+—————————————— Таблица 2
———————————————————————T————————————————————T————————————————————¬ |Наименование продукции| Забраковано | Забраковано | | | в 2000 г. (в %) | в 2004 г. (в %) | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |Ковры и ковровые | 45,7 <*> | 58,2 <*> | |изделия | | | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |Радиоаппаратура | 34,9 | 41,5 | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |Электробытовые приборы| 41,7 | 45,5 | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |Электроосветительная | 40,3 <*> | 63,7 <*> | |бытовая аппаратура | | | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |Велосипеды | 15,8 <*> | 30,9 <*> | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |Коляски детские | 47 <*> | 60,7 <*> | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |Фотоаппараты | 18,5 | 23,4 | |и кинокамеры | | | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |Часы | 30 | 49,4 | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |Кожгалантерея | 45,9 | 51,8 | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |Головные уборы | 40,7 | 42,2 | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |Швейные машины | 18,4 | 24,2 | +——————————————————————+————————————————————+————————————————————+ |Автозапчасти | 26,8 <*> | 40,5 <*> | L——————————————————————+————————————————————+————————————————————— ————————————————————————————————<*> Цифры, отражающие высокий темп роста некачественных товаров, особо влияющих на безопасность жизни, здоровья и имущества населения России.
Необходимо отметить, что ситуация на потребительском рынке не изменяется к лучшему и в настоящее время. Достаточно сказать, что по данным проверок государственных органов, контролирующих качество лекарственных препаратов, отмечено, что более 70% данных потребительских товаров фальсифицировано и реализуется на территории нашей страны. По мнению специалистов в области стандартизации и сертификации, сегодня в России около 70% товаров в той или иной степени фальсифицированы. Хотя 95% из них проходят обязательную сертификацию. Исправить сложившуюся ситуацию, по мнению законодателей, призван новый Закон "О техническом регулировании", который будет регулировать отношения в области стандартизации, сертификации и оценки соответствия. С его вступлением отменен ряд других законов и подзаконных актов, в том числе Законы "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг". На смену им необходимо развивать рыночные механизмы управления качеством продукции, одним из которых является страхование гражданской ответственности за качество продукции (далее - СГОКП) Ежегодные вспышки пищевых отравлений по всей стране заставили правительство начать регулирование товаропроизводителей, исполнителей услуг, работа которых связана с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм. Для этого Минздрав России в 2003 г. начал эксперимент по добровольному страхованию ответственности предпринимателей пищевой отрасли. В рамках проекта ряд крупных страховых компаний разработал оригинальные программы страхования ответственности за качество. К примеру, в Санкт-Петербурге филиал "РЕСО-Гарантии" подтверждает подлинность продукции ликеро-водочного завода "Ливиз" специальной голограммой. В случае если в бутылке с подобным знаком окажется некачественная водка, нанесение ущерба здоровью ее покупателям и собутыльникам будет признано страховым случаем (страховые выплаты ограничены суммой в 100 тыс. руб.). Предлагает своим клиентам свою печать "Качество и безопасность продукции застрахованы" и страховая компания "Согласие". Основная цель проекта Минздрава России - подготовка проекта закона "Об обязательном санитарно-эпидемиологическом страховании". К настоящему времени проект документа уже готов. Первой и главной задачей эксперимента - собрать достоверную страховую статистику, что необходимо для обеспечения высокого качества страховых услуг. Пока собранной страховой информации недостаточно, т.к. для этого необходимо иметь статистику минимум за три года и которая должна обрабатываться по специальной методике, учитывающей специфику страхования гражданской ответственности за качество продукции. В настоящее время можно уверенно сказать, что по мере развития системы реализации прав потребителей и повышения грамотности россиян и предпринимателей в данной области количество исков и размеры выплат по ним будут расти, что без соответствующей комплексной страховой защиты российского бизнеса негативно повлияет на динамичность развития национальной экономики в целом, на качество жизни населения России и социальное здоровье нации. Поэтому особую актуальность в страховом бизнесе и экономике страны в настоящее время и в перспективе приобретает страхование гражданской ответственности изготовителей, продавцов и исполнителей за качество товаров, результатов, работ (услуг) в гармоничном сочетании обязательной и добровольной формы. Толчком к росту интереса к страхованию ответственности за качество стал Закон "О защите прав потребителей", действующий с 1992 г. И хотя на сегодня по экспертным оценкам количество желающих застраховать ответственность за качество ежегодно растет на 50%, эта цифра скорее показывает неразвитость рынка - он, как говорится, растет "с нуля". Так, по прикидкам специалистов РОСНО, объем рынка составляет около 3 млн долл. США в год. По нашим оценкам, в настоящее время этим видом страхования охвачено не более 5% потенциального страхового рынка. "В ближайшие годы по страховым суммам он составит несколько сотен миллионов долларов", - считает заместитель руководителя управления имущественного страхования группы "Альфа-Страхование" Ирина Алпатова <1>. За рубежом страхование ответственности предпринимателей по размеру собираемой страховой премии занимает второе место после страхования жизни. При этом государство принимает комплекс экономических и законодательных мер, стимулирующих этот вид страхования. ————————————————————————————————<1> Божко М. Защита от потребителя (количество, желающих застраховать ответственность за качество ежегодно растет), "Бизнес" N 6. 18.01.2005. С. 14.
Развитие страхования гражданской ответственности изготовителей, продавцов и исполнителей за качество товаров, результатов, работ (услуг). Внедрение в России СГОКП особенно становится актуальным в свете проекта ожидаемых поправок к закону о лицензировании, в результате которых сокращается список лицензируемых видов деятельности почти в два раза, и в будущем вводится упрощенный порядок их получения с одновременным обязательным страхованием ГО. В этой связи государству необходимо пересмотреть приоритеты в развитии страхового бизнеса России и создать соответствующую законодательную базу для гармоничного экономического стимулирования такого важнейшего социально-значимого вида страхования, как страхование гражданской ответственности изготовителей, продавцов и исполнителей за качество товаров, результатов, работ (услуг). Проведенный экономический анализ ожидаемой социально-экономической эффективности внедрения данного вида страхования в Москве в обязательной форме показал, что прогнозируемая (ожидаемая) экономическая эффективность от страхования составит 3,41 руб. на рубль расходов из бюджета Москвы. Это означает, что один рубль из годового бюджета Москвы на осуществление страхования предпринимателей за качество из себестоимости товаров, работ и услуг (далее - продукции) позволит получить годовую экономию в сумме 3,41 руб. Это доказывает высокую социальную и экономическую эффективность и окупаемость затрат на данный вид страхования для Москвы (менее года). При этом через страховой механизм городской бюджет ежегодно может получить: а) дополнительный источник целевого финансирования на развитие программ управления и обеспечения качества продукции в соответствии с техническими регламентами и предупреждения страховых событий от реализации недоброкачественной продукции; б) дополнительный источник финансирования на развитие служб таможни, служб экспертизы и контроля качества и санэпиднадзора; в) дополнительный источник финансирования развития и повышения эффективности экспертизы риска при назначении страхового тарифа; г) дополнительный налог в бюджет от прибыли страховой деятельности и инвестирования временно свободных страховых резервов; д) дополнительные денежные средства для страховых выплат гражданам при возмещении имущественного ущерба и убытков от вреда жизни и здоровья граждан. Таким образом, анализ прогноза социально-экономической эффективности развития и внедрения страхования ответственности изготовителей, продавцов и исполнителей за качество товаров (услуг) на примере Москвы позволяет сделать следующие выводы: - этот вид страхования является реальным, оперативным и экономически эффективным механизмом защиты прав потребителя, решения социальных задач общества и реализации Законов РФ "О защите прав потребителей", "О техническом регулировании", эффективного развития и реализации приоритетных социальных программ; - через страховой механизм обеспечиваются дополнительные гарантии реализации права потребителя на продукцию, соответствующую требованиям технических регламентов и добровольных стандартов; - снижается финансовая нагрузка на государственный бюджет при финансировании работ по экспертизе качества, работ по стандартизации, метрологии и сертификации, надзору за соблюдением требований добровольных стандартов и сертификатов соответствия; - повышается конкурентоспособность отечественной продукции, что увеличит валютный запас и резерв государства; - экономическими методами страхования решается важнейшая социально-экономическая и политическая задача: обеспечение надлежащего качества продукции и обеспечение социальной защищенности граждан от низкого качества продукции, услуг, увеличение валютного резерва страны, повышение оборонного потенциала и безопасности государства; - обеспечивается оперативная и эффективная защита населения и предпринимателей от некачественной продукции. Пострадавшие получают немедленную материальную компенсацию, адекватную материальному и физическому вреду (ущербу). Впервые появится в России реальный шанс возмещать подобные ущербы всем пострадавшим от некачественной продукции; - повышается уровень занятости населения при реализации комплексной программы страхования, т.к. потребуется создание и развитие специальной инфраструктуры страхового рынка: создание новых рабочих мест (за счет увеличения объема страхования и других инфраструктур в этой области: оценщики, аудиторы, ремонтные службы, эксперты, страховые агенты, страховые брокеры, сюрвейеры, специалисты по созданию компьютерных программ и интернет-технологий); - временно свободные средства страховщика, аккумулированные через страховой механизм в страховых резервах для обеспечения потенциальных страховых выплат, могут быть эффективно инвестированы в высокоэффективные государственные долгосрочные социальные программы, направленные на повышение экономической эффективности управления качеством, что делается во всех цивилизованных странах с развитой рыночной экономикой. Необходимо отметить, что в масштабе государства в целом общая социально-экономическая эффективность данного вида страхования значительно увеличится. Многие предприятия, рассчитывающие на долговременную и эффективную работу на российском рынке, понимают важность надежной деловой репутации и потребность найти соответствующий страховой продукт, защищающий их от таких неблагоприятных событий как предъявление потребителем им иска о нарушении их прав на надежное качество продукции и возмещение в результате этого имущественного и физического вреда. Все более динамичное развитие российской рыночной экономики и законодательства в области защиты прав потребителей, технического регулирования и социальной политики обуславливает высокую актуальность развития СГОКП в обязательной и добровольной. Решение этой проблемы позволит рыночными методами реализовать ответственность предпринимателей за качество продукции перед потребителями и иными лицами в соответствии с российским законодательством и международными нормами. Анализ состояния проблемы качества продукции и жизни населения за рубежом и в России приводит к мысли о необходимости внедрения уже активно используемых за рубежом методов управления качеством товаров, работ (услуг) с помощью страхования ответственности предпринимателей за качество. Это особенно актуально, т.к. в 2003 г. Европейская комиссия приступила к осуществлению очередного проекта: "Приближение технических правил и стандартов Российской Федерации к техническому законодательству стран - членов ЕС". Поэтому СГОКП необходимо по следующим причинам: - наша страна - важнейший торговый партнер Европейского Союза: так, например, в 2000 г. торговый оборот Россия - ЕС превысил 58 млрд евро, который продолжает расти; - существует Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между ЕС и Российской Федерации, предусматривающее, в том числе, гармонизацию технического законодательства РФ и ЕС и, как следствие - взаимное признание результатов испытаний и сертификатов соответствия; - намеченное вступление России в ВТО требует "прозрачности" соответствующих правил и норм. В России уже создана нормативно-правовая база по защите прав потребителей в виде основополагающих Федеральных законов от 27.12.2002 "О техническом регулировании", "О защите прав потребителей", и системы российских стандартов ИСО-9000 нового поколения, что реально повлияет на потребность в формировании и развитии новых страховых услуг (СУ), условий для включения страховых компаний России в процесс формирования эффективного и цивилизованного экономического механизма управления и обеспечения качества продукции методами страхования. Опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой показывает, что единственным финансовыми рыночным инструментом, который выгоден изготовителям (продавцам и исполнителям) и потребителям, а также государственным органам, ответственным за управление качеством продукции и социальные программы, является страхование гражданской ответственности изготовителей, продавцов и исполнителей за качество товаров (услуг, работ). Этот вид страхования позволяет: - предоставить предпринимателям дополнительные финансовые инструменты (гарантии) для защиты их экономических интересов на случай предъявления им исков со стороны потребителей; - во многих случаях быть необходимым условием для продвижения продукции на внешние рынки (в частности, Директива ЕЭС от 1 июля 1994 г. предусматривает обязательное наличие полиса по страхованию ответственности за качество продукции как необходимое условие для допуска производителя, зарегистрированного не в стране - члене ЕЭС, на рынок ЕЭС). При заключении договора страхования ответственности отечественных предпринимателей за качество продукции в российских СК создаются предпосылки для предотвращения (сокращения) оттока валютных средств из России, т.к. на практике это неизбежно при страховании у западных страховщиков на их условиях; - повысить конкурентоспособность и эффективность отечественной продукции, что позволит увеличить общий объем валютной выручки России, экономический, интеллектуальный и оборонный потенциал страны; - повысить экономическую и социальную эффективность технического регулирования, сертификации и добровольной стандартизации товаров, работ (услуг); - обеспечить дополнительные гарантии реализации прав потребителей на надлежащее качество продукции за счет своевременных страховых выплат по страховым случаям причинения вреда, что является важной социальной и экономической задачей любого государства; - ускорить внедрение рыночных методов обеспечения ответственности предпринимателей перед потребителями их продукции и заменить этим страхованием многие виды лицензий на предпринимательскую деятельность, не требующей технического регулирования; - получить достоверную статистическую базу об уровне качества продукции, что позволит повысить эффективность надзорной функции ФАС, ФССН, ФА по техническому регулированию и метрологии России и функции управления качеством продукции, создать необходимую статистическую базу для обоснования оптимальной тарифной политики, разработать достоверные методы прогнозирования потенциальных экономических потерь и оценки фактического вреда от некачественной продукции.
Интересы участников рынка и страхование гражданской ответственности за качество товаров
Развитие в России института СГОКП гармонично отвечает интересам всех участников рынка: потребителей, изготовителей, продавцов, исполнителей (далее - предприниматели) и государства. Интерес потребителей проявляется в том, что наши граждане получат дополнительные гарантии оперативной и эффективной реализации их законных прав независимо от имущественного положения и добросовестности ответчика, т.к. при страховании наряду с обязательствами предпринимателей наличествуют и обязательства страховых компаний. И хотя к вводимым сверху мерам участники рынка относятся скептически, большинство предпринимателей считает экономически обоснованной мерой введения обязательного страхования ответственности товаропроизводителей перед потребителями за качество продукции. Страховой механизм защитит потребителей: позволит возместить крупные убытки без отвлечения средств из оборота компаний-предпринимателей. Особую важность это будет иметь в области производства и продажи пищевых продуктов, лекарств и других товаров народного потребления, а также для предприятий-поставщиков комплектующих изделий. Согласно Закону "О защите прав потребителей" пострадавший потребитель от некачественной продукции вправе рассчитывать на полное возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу. Однако на сегодняшний день случаи предъявления подобных претензий к производителям, как к продавцам и исполнителям услуг, довольно редки. Участники рынка объясняют это во многом низкой потребительской и "страховой культурой". Специалисты также видят причину недостаточной востребованности этого вида страхования из-за несовершенства налогового законодательства. Оно не позволяет относить расходы предпринимателей на страхование ответственности на себестоимость их продукции. Немаловажную роль играет и то, что доказать наличие недостатков в продукции бывает сложно из-за разрозненности требований к товарам в российском законодательстве. Специалисты надеются, что ситуацию изменит введенный Федеральный закон "О техническом регулировании", а также готовящиеся изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Российскому потребителю необходимо хорошо знать свои права и обязанности в соответствии с потребительским и гражданским законодательством и не лениться прочесть внимательно Закон РФ "О защите прав потребителей", а в трудных случаях активнее обращаться к обществам потребителей. Предприниматели (товаропроизводители, продавцы и изготовители) освобождаются от большого бремени экономических убытков, полученных ими в результате потенциального риска их гражданской ответственности по обязательствам в соответствии с российским законодательством возмещения ущерба (вреда), причиненного жизни, здоровью и имуществу граждан и юридических лиц, а также природным объектам вследствие выпуска и реализации недоброкачественной продукции, которое переносится на страховые компании (СК) за определенную плату в виде страховой премии. Следовательно, заинтересованность предпринимателей объясняется тем, что при расширении практики применения к ним мер ответственности за нарушение прав потребителей и их обязанностью в соответствии с законодательством возмещать потерпевшим лицам причиненный ими ущерб (вред) в результате использования продукции с недостатками и неисполнения работ в установленные договором сроки, они могут сильно экономически пострадать, а иногда и разориться. Кроме того, усиливается контроль со стороны федеральных органов за решением этой проблемы и нарастает вал исков со стороны потребителей, обязывающих предпринимателей в соответствии с Гражданским кодексом и Законом РФ "О защите прав потребителей" возмещать ущерб потребителям и иным третьим лицам (потерпевшим лицам) в результате нарушения их прав. Этот факт в сочетании с естественным желанием сократить свои экономические издержки (убытки) и повысить таким образом эффективность и уровень конкурентоспособности своего бизнеса побуждает предпринимателей искать соответствующий финансовый инструмент, гарантирующий им эффективность этого бизнеса. Таким финансовым инструментом и механизмом может быть страхование ответственности за качество товаров, работ (услуг). Заинтересованность государства может проявиться в снижении нагрузки на федеральный бюджет, связанной с целевым финансированием работ по развитию технического регулирования, стандартизации, сертификации, контролю качества продукции, обеспечению единства измерений, разработки стратегии управления рисками и смягчения последствий и ущерба от нарушения качества изделий и услуг. Это следует из того, что СК, осуществляющие этот вид страхования, будучи объективно заинтересованными в снижении вероятности страхового события у своих конкретных страхователей, будут финансировать целевые программы работ по предупреждению страховых событий из специальных резервов предупредительных мероприятий (РПМ), формируемых из поступающих СП по договорам страхования. Долго работая над экономическими проблемами управления качеством и эффективности страхования, я принципиально против введения в НК с 2002 г. нормы, по которой отчисления в РПМ выведены из структуры тарифной ставки и формирование их разрешается только из чистой прибыли страховщиков. Данное решение, по-моему, снижает возможности страховщиков влиять через страховой механизм на уменьшение неблагоприятных событий в хозяйственной деятельности предпринимателей (страховых случаев, по которым осуществлено страхование), что отрицательно может повлиять на экономику страны в целом. Легко доказать, что эта мера экономически не эффективна, т.к. проведенные мною расчеты показывают <2>, что при данной норме НК государство в бюджет хотя и получит дополнительно от страховщиков с каждых 100 руб. страховой премии 4,74 руб. в виде налога на прибыль, но в то же время государство лишится около 40 - 50 руб. со 100 руб. страховой премии инвестиционных ресурсов в экономику страны из страховых резервов. Это объясняется тем, что значительно замедлится темп развития страхового рынка и резко увеличится вероятность страховых событий, а, следовательно, значительно увеличится убыточность страховых операций. Получая сиюминутную выгоду в виде налоговых поступлений, государство в будущем может потерять несоизмеримо больше в виде людских, материальных ресурсов и дополнительных затрат на возмещение ущерба из государственного бюджета. ————————————————————————————————<2> Бесфамильная Л.В. Страхование ответственности за качество товаров, работ (услуг) в системе социальной защиты населения. М.: Изд. ГУУ, 2003. Кроме того, что особенно важно, предотвращенные страховщиками за счет средств из РПМ страховые события позволят государству сэкономить огромные бюджетные средства, связанные с компенсацией убытков населения из государственного бюджета и фондов социального страхования (что наглядно показано выше на примере анализа данного вида страхования в Москве). Таким образом, экономический и рыночный механизм СГОКП может эффективно решать важнейшую социальную, экономическую и оборонные задачи - реализовать права потребителей и иных третьих лиц на требуемое качество и создать эффективные экономические методы управления качеством в России. Но, к сожалению, сложившаяся практика СГОКП в России пока далека от совершенства и не отвечает главной своей цели - обеспечение надежной финансовой гарантии потребителям от некачественной продукции через страховой механизм. Из-за отсутствия комплекса взаимосвязанных, последовательных мер государства по развитию всего сектора страхования, а тем более такого сложного, наукоемкого и капиталоемкого вида, как данный вид страхования. Недостаточный теоретический и практический опыт российских страховщиков и их разобщенность не позволило отечественным страховщикам набрать необходимый потенциал по данному виду страхования. Решение данной проблемы требует крупных финансовых вложений, высокого профессионализма, изменения законодательства. Российские страховщики самостоятельно, без поддержки государства не сумеют своевременно и эффективно решить данную проблему. Разработка комплексной государственной программы по развитию в России страхования гражданской ответственности за качество продукции Общее отставание в развитии и освоении страхового рынка в России от зарубежного делает реальную опасность того, что конкуренция с иностранными СК для отечественных страховщиков по СГОКП будет не под силу. В создавшихся в настоящее время конкретных экономических условиях подобная опасность потери российского страхового поля в области СГОКП стоит особенно остро. Усиление влияния и активности иностранных СК в СГОКП принесет значительные экономические и социальные потери предпринимателям и населению нашей страны, к снижению экономической и интеллектуальной безопасности российского государства. Чтобы этого не произошло, а данный вид страхования развивался и позволил защитить имущественные интересы населения и предпринимателей, уберег их от недоброкачественной продукции и занял те позиции, которые необходимы российскому государству, предпринимателям и населению, необходима целенаправленная комплексная государственная программа по развитию в России страхования гражданской ответственности за качество продукции. Являясь национальным органом России по стандартизации и обеспечению качества, государство в лице ФА по техническому регулированию и метрологии (далее - ФАТРМ) с его научно-исследовательскими институтами и учебными заведениями, общественными организациями в области управления качества совместно с ФССН, ФАС, Госсанэпиднадзором и МЧС России, сообществами страховщиков и учеными - независимыми экспертами Всероссийского научного страхового общества (далее - ВНСО) объективно должен проявить свою заинтересованность и занять ведущее место в области развития и поддержки национальной комплексной программы страхования ответственности за качество продукции (работ, услуг). Разработка и внедрение в России такой программы, по-моему, должна осуществляться по следующим основным направлениям и принципам. I. СГОКП должно быть организовано при помощи гармоничного сочетания страхования из себестоимости продукции предпринимателей в обязательной и добровольной формах. Для внедрения обязательной формы страхования бывшему Госстандарту России необходимо ввести норму обязательного страхования ответственности за качество продукции при получении сертификата соответствия. С этой целью необходимо пересмотреть и совершенствовать правовую базу технического регулирования, сертификации и управления качеством, совершенствовать правовые отношения в области страхования, защиты прав потребителей и управления качеством продукции, совершенствовать законодательную базу в области обязательного страхования. При этом в законодательство необходимо ввести норму обязательного страхования ответственности изготовителя, исполнителя за качество продукции, работ (услуг) на случай неплатежеспособности ответчика. Поскольку реализация программы обязательного страхования потребует отвлечения огромных бюджетных средств государства, которые в настоящее время не запланированы в бюджете, то предлагается решить эту проблему силами заинтересованных предпринимателей и СК России через систему добровольного СГОКП. II. Для обеспечения качества и эффективности СУ по данному виду страхования (да это касается и других видов страхования ГО) необходимо разработать и внедрить комплексную программу стандартизации по осуществлению данного вида страхования под методическим руководством ФССН совместно с ФАТРМ, ВНСО и сообществами страховщиков. Для этого необходимо разработать комплекс стандартов, в который прежде всего должны входить стандартные (типовые) правила страхования, стандарты на методику сбора и анализа статистики для расчета страховых тарифов по видам вреда, методику расчета базовых страховых тарифов, страховых резервов, на положения формирования и использования страховых резервов, стандарты на определение потенциального и фактического вреда от страховых случаев и др. стандарты. С этой целью необходимо активно использовать имеющуюся богатую (уникальную) статистическую базу территориальных органов бывшего Госстандарта России по соблюдению технических регламентов, международных и национальных стандартов, а также статистические данные контролирующих органов по безопасности продукции и услуг, статистические данные ВСС и др. страховых сообществ. Это позволит разработать национальный стандарт на методику сбора, обработки статистических данных для расчета страховых тарифов по СГОКП, дифференцируя их по видам страховых рисков, по видам продукции и услуг, срокам страхования и страховым суммам, наличия технических регламентов или сертификата соответствия на продукцию, системы управления качеством или производством и других факторов, подтверждающих стабильность характеристик продукции. Важно при этом, чтобы в систему стандартов входил стандарт на методику проведения конкурса СК на проведение обязательного вида страхования ответственности на основе критерия, учитывающего соизмерение цены и качества страховых услуг. При этом необходимо широко использовать научный задел и практический опыт научных разработок ведущих ученых - экономистов Госстандарта СССР, зафиксированных в стандартах (СТ), входивших в комплексную систему управления качеством продукции (СУКП) для интегральной оценки технического уровня и качества продукции (услуги) на основе принципов квалиметрии. В настоящее время методические подходы к интегральной оценке качества СУ этих нормативных документов рекомендуется использовать при проведении тендеров СК для комплексной оценки их страховых программ в части, не противоречащей действующему законодательству России. К таким ГОСТам относятся ГОСТ 15467-79 "Интегральная оценка качества" (к нему есть руководящий документ РД-50-149-79, разъясняющий методические положения данного стандарта); ГОСТ 24294-80 "Определение коэффициентов весомости при комплексной оценке технического уровня и качества продукции", ГОСТ 23554.0-79 "СУКП. Экспертные методы оценки качества промышленной продукции. Основные положения"; ГОСТ 23554.1-79 "СУКП. Экспертные методы оценки качества промышленной продукции. Организация и проведение экспертной оценки качества продукции"; ГОСТ 23554.2-79 "СУКП. Обработка значений экспертных оценок качества продукции". Кроме того, в рамках ежегодной программы Российской академии качества "100 лучших товаров" уже имеются научно-методические разработки по выбору победителя конкурса, которые разработаны на основе вышеуказанных стандартов и научного потенциала НИИ Госстандарта России по оценке уровня качества товаров и услуг. Необходимо проанализировать уже имеющийся научно-методический потенциал по интегральной оценке качества товаров, работ (услуг) и результаты анализа применить для целей организации и проведения конкурса СО для осуществления различных видов страхования за счет бюджетных средств всех уровней. При этом в СТ необходимо сформулировать комплексные показатели, характеризующие качество СУ СК-конкурсантов и которые можно установить из официальной статистики, и финансовой отчетности СО за последние 3 года. Комплексные показатели качества СУ должны быть построены таким образом, чтобы можно по ним объективно и достоверно проанализировать реальное состояние и потенциал каждого участника конкурса, принять решение о степени эффективности удовлетворения потребностей в страховании имущественных интересов физических и юридических лиц с позиций всех субъектов СР. Необходимость стандартизации в страховании не вызывает сомнений, так как СУ, как никакие другие, нуждаются в прозрачности и доверии со стороны потенциальных страхователей - потребителей СУ. Понятно, что большее доверие вызовет та СК, которая действует в полном соответствии с российским и международным законодательством, с требованиями общественных организаций и обществ потребителей. Такая СК должна использовать понятные и проверенные термины, а по традиционным видам страхования - стандартный набор рисков и условия страхования, регламентируемые в стандартных правилах и технологии страхования, а в случае необходимости внедрять инновационные элементы в традиционные программы, и, что самое главное, вести свою деятельность в соответствии с национальными и международными СТ. III. В соответствии со стандартными условиями страхования СК должны принимать на себя обязательства по защите имущественных интересов предпринимателей, связанных с возмещением имущественного, физического и морального вреда не только физическим лицам, но и организациям любой организационно-правовой формы, возникшего в результате реализации продукции с недостатками. IV. Условия правил обязательного и добровольного страхования должны предусматривать условие применения франшизы (по имущественному вреду) в целях ограничения числа обращений за страховым возмещением по несущественным претензиям, совокупность которых, как показывает мировой опыт, достигает больших значений и введение ее в правила страхования эффективно влияет на управление качеством продукции самих страхователей-предпринимателей. V. Для эффективного обеспечения финансовой устойчивости страховых операций в области СГОКП и повышения их рентабельности должен активно использоваться механизм перестрахования и со страхования по крупным и опасным рискам, что потребует от СК России под руководством ФССН внести изменения в уже работающие с 2000 г. типовые (стандартные) правила и технологию страхования (перестрахования) ответственности за качество с учетом российского и международного опыта как основы повышения качества данной СУ. Реализация данного мероприятия позволит экономически эффективно заменить лицензии на различные виды бизнеса на СГОКП. VI. Средства, аккумулированные у СК в РПМ мероприятий, должны законодательно формироваться из себестоимости СУ и стать целенаправленным дополнительным источником финансирования фундаментальных и прикладных исследований в области управления качеством, технического регулирования, стандартизации, сертификации, метрологического обеспечения производства, управления и предупреждения рисков с целью сокращения потенциальных страховых событий и предотвращения убытков в результате некачественной продукции и услуги. В этой связи необходимо срочно изменить положение НК РФ, которое не позволяет страховщикам осуществлять формирование РПМ по страхованию ответственности из себестоимости страховых услуг, как это было ранее. VII. Эффективное внедрение в российскую практику СГОКП серьезной аналитической работы по системному анализу тарифной политики, формированию страховых резервов, оценке финансовых показателей экономической эффективности страховой деятельности, балансированию страхового и инвестиционного портфеля в целом. В этой связи финансовый контроль за СК со стороны государства должен быть более эффективен. Это значит, государственные органы страхового надзора должны на основе достоверной информации оперативно и эффективно управлять финансовой устойчивостью субъектов страхового рынка. Для реализации этого важного принципа необходимо ФССН совместно с ВНСО и сообществами страховщиков разработать стандарт на методику оптимизации страховой тарифной политики, расчету и анализу страховых резервов и оценки финансового результата СК. Реализация данной комплексной программы по созданию и внедрению системы СГОКП позволит экономически обоснованно сократить лицензирование отдельных видов деятельности и заменить данным рыночным механизмом, что в значительной степени улучшит экономическое и социальное положение населения, повысит их благосостояние и экономическую безопасность страны. Российское государство должно приложить усилия для создания хотя бы минимально необходимых условий для развития национальной системы страхования. Без этого достичь сколько-нибудь положительных результатов не удастся. Стоит отметить, что российские страховщики и их страховые сообщества (ассоциации, общественные научные страховые общества, общества страхователей) к настоящему времени имеют достаточно полную нормативную базу для начала активного процесса стандартизации СУ, в том числе разработки отраслевых стандартов и типовых правил страхования как первого этапа создания систем управления качеством и экономической эффективности своей страховой деятельности. Хочу еще раз подчеркнуть, что это особенно актуально в свете Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Из п. 4 ст. 14 следует, что в состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Л.Бесфамильная К. э. н., доцент, заведующая кафедрой управления страховым делом и социальным страхованием ГУУ, заслуженный стандартизатор СССР Подписано в печать 25.03.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |